Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способностей школьников к общению на иностранном языке, формирование коммуникативной компетенции. Успешное достижение этой цели возможно при высоком уровне мотивации к изучению иностранного языка.

На мой взгляд, современные инновационные технологии обучения являются наиболее актуальными способами решения поставленной задачи.

На современном этапе отход от традиционных форм обучения к инновационным способствует успешному формированию языковой личности.

В связи с этим, в своей педагогической деятельности я использую методы и приёмы технологии критического мышления. Это способствует повышению мотивации изучения ИЯ, совершенствованию знаний и культуры учащихся.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации и это превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:

  • информативный материал, способствующий развитию критического мышления;

  • метод (отдельный прием, стратегия) занятия.

Основное в технологии КМ: - данная технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания;

  • некоторые элементы "критического мышления" хорошо знакомы педагогам;

  • преобладающий тип и характер взаимоотношений - субъект-субъектный;

  • характер и стиль взаимодействия - демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность;

  • ведущий тип деятельности - продуктивный, творческий, проблемный;

  • способы усвоения - поисковая мыслительная деятельность, рефлексия;

  • формы организации - индивидуальные, коллективные;

  • методы обучения - проблемные, частично-поисковые, исследовательские, рефлексивные;

  • технология формирует гибкость мышления, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, умение обоснованно предпочесть одну идею другой, аргументировано вести спор, вырабатывать оригинальную точку зрения.

Технология КМ включает три этапа или стадии. Это "Вызов - Осмысление - Рефлексия".

Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: а) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; в) побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику: а) получить новую информацию б) осмыслить ее; в) соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:

а) целостное осмысление, обобщение полученной информации;

б) присвоение нового знания, новой информации учеником;

в) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Критическое мышление - это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только владеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках иностранного языка необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.

Используя методы и приёмы технологии критического мышления на уроках иностранного языка, я определила следующие результаты:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

  • пользоваться различными способами интегрирования информации;

  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

  • решать проблемы;

  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

  • брать на себя ответственность;

  • участвовать в совместном принятии решения;

  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Технология критического мышления дает ученику:

  • - повышение эффективности восприятия информации;

  • - повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу

  • обучения;

  • - умение критически мыслить;- умение ответственно относиться к собственному образованию;

  • - умение работать в сотрудничестве с другими;

  • - овладение навыками самостоятельной работы

  • - возможность для самореализации;

  • - повышение качества образования учеников;

  • - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

В чем же инновационность представленной технологии? Во-первых, технология критического мышления представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. С другой стороны, использование данной технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Цели технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Подводя итоги, можно сказать, что на одном уроке можно применять несколько приемов, которые помогут более эффективно развивать умения работы с текстом. Эта технология разработана для ученика, чтобы он не только приблизился к процессу познания, но и получил удовольствие.





© 2010-2022