Статья Применение технологии критического мышления на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Овчинникова Д.А.,

учитель английского языка МКОУ «Гимназия № 25»,

г. Ревда

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Целью образования на сегодняшний день становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира. Этой цели соответствует технология развития критического мышления, т.к. приемы технологии развития критического мышления - это приемы работы с информацией.

Технология развития критического мышления - это универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами. Она может использоваться в разных предметных областях, в том числе и в преподавании английского языка.

Понятие «критическое мышление» неоднозначно воспринимается на сегодняшний день. Существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д.

При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от творческого мышления. Критическое мышление - отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Технология развития критического мышления находит свое применение в рамках обучения английскому языку. Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свой талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха. Каждый ученик формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

Важно заметить, что при использовании технологии развития критического мышления овладение новыми знаниями начинается не со знакомства с известными способами решения определенной задачи или проблемы, а с создания условий, которые формируют потребность получить решение именно этой задачи. Отвечая на личностно значимые вопросы, которые возникают на пути к цели, человек быстрее и глубже может освоить новый материал.

Технология развития критического мышления состоит из 3 стадий:

  1. Вызов - эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.

  2. Осмысление - это стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания.

  3. Рефлексия - это целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Изучив теоретические положения технологии развития критического мышления, на своих уроках английского языка в 5, 6 классах применяю приемы данной технологии.

На стадии вызова активизирую у учащихся уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, побуждаю их к деятельности, мотивирую к дальнейшей работе. Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому материалу (делают предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответы. На данной стадии использую такие приемы развития критического мышления как: составление списка «известной информации»; кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки, корзина идей, понятий, имен.

По окончании выполнения задания для сравнения представляем на доске два разных по содержанию кластера и учащиеся в классе сами дают оценку этим кластерам, ученики сами выбирают критерии оценки и оценивают работу своих товарищей.

Работа с кластером позволяет оценить, что ученик запомнил из пройденного материала; содержит ли кластер какие-то принципиальные ошибки; владеет ли ученик системным мышлением, умеет ли выделять смысловые категории, слова; устанавливать причинно-следственные связи; умение систематизировать материал; собственное видение предложенной темы.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записываются все предложенные варианты ответов, если даже они и неверны. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

На стадии осмысления стараюсь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенно продвигаясь от знания «старого» к «новому». Учащиеся читают текст, слушают, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. На данной стадии использую такие приемы как: маркировка с использованием значков на полях «V» - «я это уже знал», «?» - «я хочу узнать об этом побольше, «+» - «Это для меня абсолютно новое», «-» - «Думал иначе»; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

На стадии рефлексии возвращаю учащихся к первоначальным записям; вносят изменения, дополнения; использую творческие, исследовательские задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. На данной стадии использую такие приемы как: заполнение кластеров, таблиц; установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждения; ответы на поставленные вопросы; написание творческих работ; организация различных видов дискуссий.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Таким образом, технология развития критического мышления является эффективной. Она позволяет четко организовать учебный процесс и при этом в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи (дисциплинированность, четкое и внимательное выполнение заданий); обучает учеников умению самостоятельной обработки информации, формирует самостоятельность мышления; развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе.

В технологии критического мышления заложен прием взаимообучения. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Ученикам предлагается роль учителя. Это поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы. Этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом; передача информации друг другу развивает различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный, рефлексивный; развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока и соответственно собственно рефлексии. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов.


© 2010-2022