Статья на тему Формирование коммуникативной компетенции студентов колледжа на занятиях по английскому языку

Данная статья раскрывает содержание понятия "коммуникативная компетенция". Значительное внимание отведено изучению и применению на практике таких активных методов, как  игра и  использование презентации. По мнению автора, данные методы являются  эффективными в формировании коммуникативной компетенции обучающихся на занятиях по английскому языку.  В заключении сделан вывод о необходимости использования активных методов на занятиях по английскому языку, позволяющих сделать обычный стандартный урок...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ



М. И. Алейникова

ГОБУ СПО ВО "Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж"



Успешное овладение иностранным языком, так же как и другими учебными предметами, возможно лишь при активной самостоятельной познавательной деятельности cтудентов. Согласно современным требованиям федерального государственного образовательного стандарта целью обучения иностранным языкам является формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции (Communicative language competence), т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка».

В своих работах Е.С. Полат отмечает, что основная идея развития коммуникативной компетенции заключается в том, чтобы «перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую свободного владения определенными языковыми средствами».

Большими возможностями для формирования у студентов таких коммуникативных навыков, которые можно использовать в реальных жизненных ситуациях, располагают активные методы обучения. Одним из эффективных активных методов обучения английскому языку является игра. Немецкий поэт и философ Ф. Шиллер говорил: «... в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества». Игры помогают обучающимся стать творческими личностями, повышают интерес студентов к уроку, позволяют сконцентрировать их внимание на главном, способствуют овладению коммуникативными навыками.

Анализ литературы по данному вопросу показывает, что игры способствуют выполнению следующих методических задач:

создание психологической готовности студентов к речевому общению;

обеспечение многократного повторения ими языкового материала;

тренировка студентов в выборе нужного речевого варианта [6].

Нами была разработана ролевая игра на тему: «Визит иностранца». Данную ролевую игру можно использовать при изучении разных страноведческих тем: «Праздники в Америке», «Достопримечательности Великобритании», «Национальные символы Шотландии» и т.д. Суть игры заключается в следующем: две роли - принимающая сторона и иностранный гость. Увидев иностранного гостя, необходимо с ним познакомиться и соответственно представиться самому. Фразы для знакомства разучиваются заранее, поэтому представляясь друг другу, участники должны активизировать ранее полученный лексический материал. Далее принимающая сторона начинает задавать вопросы житейского плана: "How was the flight?" (Как прошёл полёт?); "I hope you had a good flight?" (Я надеюсь вы хорошо долетели?); "Is it your first time in Moscow?" (Это ваш первый визит в Москву?); "What countries have you visited?" (В каких странах вы уже побывали?); "Do you enjoy travelling?" (Вы любите путешествовать?).

Таким образом, в процессе использования ролевой игры, на занятии создаётся доброжелательная, непринуждённая атмосфера, в результате чего даже самый робкий студент старается говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.

Невозможно не согласиться с мнением Д.Г. Дзгоевой, учителем иностранного языка, что «…в ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх студенты овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы».

Использование презентаций на уроках английского языка - является также одним из эффективных методов обучения студентов на сегодняшний день.

По мнению педагогов, красочно оформленные презентации вызывают большой интерес в процессе обучения иностранным языкам. Применение презентаций на уроке позволяет реализовать принципы наглядности и доступности, создавать проблемные ситуации. Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:

- повысить мотивацию обучающихся;

- использовать большое количество иллюстративного материала;

- интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске.

Использование презентации на уроке повышает мотивацию студентов, так как вовлекает их в самостоятельный процесс обучения, в сотворчество с педагогом, что способствует формированию коммуникативной компетенции.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что урок становится ярким и интересным с применением активных методов обучения. Игры и презентации позволяют обычный стандартный урок сделать творческим, а также развить коммуникативную компетенцию студентов.


© 2010-2022