Статья по теме Организация работы методического объединения учителей иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация работы методического объединения учителей иностранного языка

Одним из путей повышения научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства учителя является организация методической работы.

Задача методических объединений на сегодняшний день - выстроить методическую работу, способствующую повышению профессиональной компетентности педагогов лицея. МО должны напрямую способствовать росту творческой активности педагогов, способных модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления, применения передового педагогического опыта. Таким образом, цель работы МО учителей иностранного языка лицея состоит в создании непрерывного методического сопровождения деятельности учителей, как необходимое условие для

  • дальнейшего профессионального развития учителей лицея;

  • организации непрерывного процесса развития профессиональной компетентности учителей;

  • соотнесения учителями уровня своего актуального развития с профессиональной компетенцией и с требуемым уровнем Государственного образовательного стандарта;

  • анализа педагогами актуальных целей обучения и целей, превалирующих в практической деятельности;

  • осознания педагогами стиля преподавания и его компонентов;

  • оказания помощи учителям в построении индивидуальных траекторий развития с помощью команды единомышленников;

  • систематизация и обобщение положительного опыта учителей.

Сегодня реальный уровень постановки методической работы в школе является одним из важнейших критериев оценки ее деятельности. Методическая работа - это система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всесторонне повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников.

Таким образом, непосредственной целью методической работы в школе является рост педагогического мастерства учителя и педагогического коллектива, а значит, она является особым и очень важным звеном в целостной общегосударственной системе повышения квалификации педагогических кадров народного образования. Ее преимущества перед другими формами педагогической квалификации учителя определяются следующими факторами:

1. методическая работа в школе носит относительно непрерывный характер.

2. повышение квалификации и мастерства учителей непосредственно в школе позволяет теснейшим образом связывать содержание и характер методической работы с проблемами, ходом и результатами реально учебно-воспитательного процесса.

3. появляется возможность глубоко, в течение длительного времени изучать деятельность и личностные качества конкретных учителей, выявлять недостатки и затруднения в их деятельности, а также прогрессивные тенденции, ростки передового опыта.

4. методическая работа в школе проходит в живом, конкретном, развивающемся педагогическом коллективе, единство и сплоченность которого создают особенно благоприятные условия для организации методической работы. Коллективная разработка в школе актуальных педагогических, психологических и иных проблем позволяет коллективам школ добиваться заметных практических, а порой и научных результатов.

Задачами методической работы в школе является:

1. изучение вопросов теории методики преподавания иностранного языка, нормативных документов МО РФ;

2. сплочение педагогического коллектива, выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций и т.д.;

3. анализ конкретного учебно-воспитательного процесса и его результатов;

4. предупреждение и преодоление недостатков в педагогической деятельности учителей;

5. выявление, обобщение и распространение внутри школьного передового опыта, обмен ценными педагогическими находками;

6. приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно- экспериментальной работе по актуальным проблемам школы;

7. формирование и развитие индивидуально-неповторимой и эффективной системы педагогической деятельности конкретного учителя.

Правильная постановка задач методической работы способствует и оптимальному выбору средств решения этих задач. Главным из этих средств выступает содержание методической работы в школе.

Мы полагаем, что сегодня правомерно говорить о следующем комплексе источников методической работы в школе:

1. документы о народном образовании, дающие общую целевую ориентацию всей методической работы.

2. новые и усовершенствованные учебные планы, учебные программы , учебники и пособия, заставляющие расширять, обновлять традиционное содержание методической работы.

3. достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогических исследований, включение которых в содержание методической работы повышает ее научный уровень.

4. инструктивно-методические документы органов народного образования по вопросам методической работы в школе.

5. Информация о передовом, новаторском и массовом опыте реализации школьной реформы, организации методической работы в школах.

6. Данные конкретного состояния учебно-воспитательного процесса в конкретной школе, качество знаний, умений и навыков, уровня воспитанности и развитости учащихся, помогающие выявлять первоочередные для данной школы темы и проблемы методической работы и самообразования.

Школа №17 была открыта в городе Северодвинске в 1965 году. В 1966 году она стала единственной в Архангельской области школой с углубленным изучением математики и физики в старших классах. В 1990 году на базе школы было создано учреждение инновационного типа - лицей, общеобразовательное учебное заведение, реализующее принцип непрерывного образования.

В лицее №17 учащиеся изучают только английский язык. Обучение ведется с 5 по 11 класс при сетке часов 3 учебных часа в неделю. Наш лицей имеет классы с углубленным изучением физики, математики, информатики и классы естественнонаучной направленности. Набор в лицей осуществляется в 5, 8, 10 классы. Этим объясняется специфика работы преподавателей английского языка в лицее.

Исходя из конкретных условий работы МБОУ «Лицей №17, можно выделить следующие направления содержания методической работы учителей иностранного языка:

  • методическая подготовка учителей. Она связана с освоением и углубленным изучением новых программ и учебников, опережающим изучение новых тем и разделом программы; с повышением квалификации учителей в области методики преподавания иностранного языка. Этому служит работа по темам по самообразованию.

  • использование передовых образовательных технологий в преподавании иностранного языка.

  • систематический контроль, позволяющий изучать состояние учебной работы по иностранному языку, деятельность учителей по выполнению государственных программ, определять уровень знаний, умений и навыков учащихся.

  • организация внеклассной работы, которая способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, совершенствованию их практических навыков и умений, расширению их кругозора и общеобразовательного уровня. В нашем лицее стали традиционными такие мероприятия, как «Рождественские вечера», «День Святого Валентина», праздники «Мой первый успех».

  • пропаганда передового педагогического опыта. Наши учителя участвуют в работе конференций, организуют методические семинары для преподавателей города и области, участвуют в конкурсах педагогического мастерства, публикуют статьи в различных педагогических изданиях.

Для осуществления организации эффективной методической работы необходимо создание следующих условий:

  • организационно-педагогических;

  • морально-психологических;

  • материальных;

  • санитарно-гигиенических.

В нашем лицее администрация вместе с руководителем МО иностранного языка координирует все внутри школьные и городские мероприятия, оптимальность учебной нагрузки и общественных поручений, равномерную загруженность учителя по дням недели и в течение года - все, что, в конечном счете, сводится к экономии времени учителя. Большое внимание администрация школы уделяет созданию материальной базы. Профессиональное совершенствование учителя невозможно без хорошего предметного кабинета. В нашем лицее 5 кабинетов иностранного языка, имеющих хорошее материальное обеспечение: компьютеры, магнитофоны, карты, таблицы, раздаточный материал. В лицее есть специальный кабинет, где любой преподаватель может провести урок с использованием ИКТ(11 компьютеров, интерактивной доски, радио пультов для голосования ACTIVote, выхода в интернет). Во всех кабинетах собран большой дидактический материал, учебники и учебные пособия. Упорядоченность и систематизация материалов позволяет учителю именно в кабинете готовиться к урокам, продумывать индивидуальный подход к каждому ученику.

Мы считаем, что взаимосвязь условий и результата такова, что творческая методическая работа коллектива возникает только при благоприятном климате, отсутствии конфликтов, чувства гордости за школу, а возникнув, творческое состояние коллектива исключает возникновение негативных явлений.

Результаты методической работы важно рассматривать только в связи с изменениями динамики главных итоговых результатов всего педагогического процесса в школе, т.е. с уровнем образованности, воспитанности и развития школьников, с положительными сдвигами в уровне этих показателей.

В методическое объединение учителей английского языка входит семь преподавателей, пять из них учителя высшей квалификационной категории. Захарьина О.В. - заслуженный учитель РФ, два учителя награждены грамотами Министерства Образования РФ. В лицее работает два молодых педагога со стажем работы менее 5 лет. Они активно участвуют во всех мероприятиях, учатся у более опытных коллег благодаря системе наставничества. В этом году одному из них присвоена первая квалификационная категория.

Преподаватели методического объединения добиваются стабильно высоких результатов в обучении. Ежегодно наши ученики становятся призерами и победителями, городских, областных и федеральных олимпиад и конкурсов, где они участвуют наравне с учащимися из школ и классов с углубленным изучением английского языка (4-8 часов в неделю). В 2015 году 22 ученика стали призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.

Выпускники лицея успешно поступают на гуманитарные факультеты самых престижных вузов страны - МГУ, СППГУ, ФИНЭК, и других. Результаты по ЕГЭ по английскому языку выпускников лицея стабильно высокие.

Таблица 1.

Год

Количество выпускников, набравших 90баллов и выше

Количество выпускников, набравших 80 баллов и выше

Количество выпускников, набравших 70 баллов и выше

Количество выпускников, набравших 65 баллов и выше

2009

3

4

2010

1

5

2011

1

3

2012

1- 94 балла

3

2 (75,79)

3

2013

4 (1выпускник -99 баллов)

3

4

2014

1 (93 балла)

2

2

2015

2

3

3

Немаловажную роль в этом играет грамотная организация методической работы в лицее.

© 2010-2022