Имидж учителя английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Позитивный имидж учителя сегодня важен не только для его учеников - как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога - для моральной, психологической удовлетворенности своей значимостью в этом мире.

Ощущение этой значимости поможет избежать неврозов, хронического стресса, синдрома выгорания и других неприятностей, связанных с нелегкой профессией.

Кроме того, обучение эффективно, когда учащиеся любят своего педагога, а любят они чаще всего красивых учителей.

Как же стать красивым педагогом? Как преподнести миру самый лучший вариант самого себя?

В настоящее время все чаще возникает вопрос: «Имидж педагога - это мода или необходимость?»

Так вот кого же дети считают красивым педагогом? Всегда ли тех, кто модно, с иголочки одет, обладает правильными чертами лица и безупречной фигурой? Отнюдь. Красивыми им кажутся умные учителя, талантливые, добрые, справедливые, интересные в своих проявлениях.

«У Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление»

(Народная мудрость)

Учитель сейчас, к сожалению, далеко не самая престижная профессия. Непривлекательной делают её хронические проявления стресса и нервного напряжения, с которыми ежедневно сталкиваются педагоги, страдающие в последствие от синдрома хронической усталости. В результате, лишь немногие учителя дорабатывают до пенсионного возраста. Несмотря на социальные льготы и общественное признание, мало кто из молодых людей готов идти в педагогику, работая, в общем-то, на небольшую учительскую зарплату и заниматься с ребятами, многие из которых не ценят учительского труда. Низкий процент молодых учителей в школе - одна из наиболее острых проблем российского среднего образования. А ведь молодые учителя, это не только задел на будущее, но еще и целевая аудитория инновационных программ для школ, это те кадры, которым намного легче освоить интерактивную работу с учениками, с применяя новые технологии (например, использование мультимедийных проекторов , интерактивных досок и нового электронно-вычислительного оборудования).

Педагог - профессия особенная. Учителя - это те люди, которым всегда приходится быть на виду, рядом с нами всегда находятся родители, ученики, коллеги.

На самом деле, профессия учителя в меняющемся мире интересна, разнообразна и сложна. Но сегодня, зачастую, он - учитель, сталкивается с целым рядом противоречий и вынужден искать пути решений возникающих проблемных ситуаций.

Имидж - в переводе с французского и английского языков означает "образ". Причем под "образом" нужно понимать не только визуальный зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором мы предстаем перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является продолжением наших достоинств, либо еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни, карьере.

Значение имиджа:

- предмет любимый, потому что нравится преподаватель;

- из двух способов воздействия: «убеждать» и «нравиться» - наиболее эффективен второй.

Ядро имиджа

- личностные качества:

- природные;

- профессиональные (например, как мы ведем себя в конфликтных ситуациях).

Структура имиджа.

На первоначальной стадии контакта с человеком формируется не мнение, а впечатление. Психологи считают, что для формирования впечатления достаточно несколько мгновений: А устойчивое мнение оформляется в пределах от 30 секунд до 4 минут.

Интерес учащихся к личности учителя - средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие "новых горизонтов". Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.

Таким образом, имидж учителя иностранного языка, как и любого другого учителя, содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Так как учебный предмет «английский язык» очень специфичен, он отличается от всех других предметов школьного цикла коммуникативной природой.

Как гласит известная методическая аксиома - «урок иностранного языка в школе - это особый урок, он должен дарить детям радость». Преподавание иностранного языка - это особая область, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже «сносных» результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. Ведь вне языковой среды иностранному языку научить нельзя, ему можно только научиться.

Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Учителя английского языка, как и любого другого иностранного языка, своим успехом обязаны и голосу. Так же, как и о внешнем виде, люди составляют свое суждение о голосе в течение нескольких секунд. Голос должен содействовать успешности педагога. Благодаря систематическим упражнениям, учитель английского языка сможет избавиться от акцента, научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки.

Не менее важен профессиональный антураж, которыми окружает себя педагог, "ненавязчиво" демонстрируя принадлежность к тому или иному культурному сообществу специалистов. Рабочее пространство учителя английского языка должно быть наполнено атрибутами и международной символикой стран изучаемого языка, современной техникой, аутентичными материалами. Другая составляющая имиджа - это стремление к непрерывному повышению профессионального мастерства, овладению прогрессивными технологиями обучения и воспитания. Повышение уровня подготовки учителя английского языка происходит за счет курсов, семинаров, мастер-классов, метод-объединений, творческих конкурсов. Но, замечу, эффективность всех этих мероприятий будет невелика без самообразования учителя, интереса не только к своему предмету, но и к смежным областям знаний, а также работы с различными источниками информации, в том числе интернет-ресурсами. Важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам.

Значительное влияние на формирование имиджа оказывает социум, в котором находится учитель. Эта составляющая предполагает характеристику педагога по искусственной среде его обитания - по его кабинету, жилищу и т.д. Понятно, что это зависит от множества факторов, которые не всегда подвластны нашим желаниям. Но, тем не менее, учитель должен постараться сделать все, зависящее от него, а так же постоянно стремиться к лучшему. Создание инновационного климата в коллективе, а также поддержка коллег на всех этапах деятельности являются неотъемлемым условием успешности самореализации любого учителя. Коллектив оказывает огромное влияние на формирование имиджа. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

Профессия педагог - особенная. Учителя - это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги.

Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, прежде всего, готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность, а без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом, - средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие "новых горизонтов". Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.

СЕМЬ ШАГОВ ТЕХНОЛОГИИ УСПЕШНОГО ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ

1 шаг:

найти свой правильный смысл жизни, поставить планку потребностей;

2 шаг:

сделать инвентаризацию своих способностей и своих возможностей, сделать анализ того, что имеешь и что можешь сам изменить к лучшему;

3 шаг:

развивать чувство собственного достоинства и при этом избавиться от заниженной или завышенной самооценки; если надо - избавиться от невротического поведения, которое никогда не сделает вас успешным;

4 шаг:

самовоспитание, самоконтроль, собственная самоорганизация, самообразование: хронический интерес к профессиональному росту, к науке и - обязательно - к психологии;

5 шаг:

найти методы мотивационной готовности к успеху и самомотивации, радоваться за себя «здесь и теперь», за каждый свой шаг вперед;

6 шаг:

развивать позитивное мышление, способность превращать неудачу в успех;

7 шаг:

работать над своим духовным содержанием, без соблюдения духовных законов путь к успеху закрыт.

В настоящее время возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Поэтому необходимо создать все условия для повышения профессионального мастерства педагога через изменение функций методического сопровождения деятельности учителя. Методическая работа начинается с педагога. Профессиональный общекультурный уровень учителя зависит от его информированности. Данную функцию информационного обеспечения выполняют творческие группы учителей, которые обобщают и распространяют педагогический опыт. Деятельность методической службы не ограничивается обеспечением традиционной образовательной практики. Возникают структуры временные, способные инициировать ведение экспериментальной работы и обеспечивать научно-методическое сопровождение инновационных процессов.

В рамках модернизации образования и в целях повышения профессиональной компетентности педагогов первоочередными стали следующие задачи:

1) организовать эффективную структуру методической работы, исходя из цели и задач современного процесса образования;

2) формировать методические площадки для их взаимодействия на частно-предметном, межпредметном и надпредметном уровнях;

3) создать временные творческие группы по реализации как индивидуальных, так и коллективных проектов с целью повышения профессионального роста педагогов;

4) проводить систематический обзор научно-методических материалов для повышения информированности педагогов, развития профессионального уровня, стимулирования потребности педагогов в самообразовании;

5) расширить систему информационного сервиса с использованием сети Интернета.

6) повысить эффективность использования в обучении и повышении профессиональной компетентности педагогов новых информационно-коммуникационных технологий.

Реформирование образования, переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний, предъявляет принципиально новые требования к имиджу учителя.

Имидж учителя формирует сам учитель. Есть моменты, которые подрывают авторитет учительства как профессионального сообщества (чудовищные телепередачи, статьи и т.д.), но имидж конкретного педагога - «заслуга» конкретного человека. Конечно, хорошо, если статус Учителя поддерживается государством и обществом, однако это только сопутствующие факторы, хотя (однозначно!) очень важные.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.

В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Как точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель - не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель…Подавший заявление в педагогический институт, по сути, берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников».


© 2010-2022