- Преподавателю
- Иностранные языки
- Конспект НОД по обучению грамоте звук
Конспект НОД по обучению грамоте звук
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пургалева А.П. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте: «Звуки [х]-[х'], буква Х»
Цель: учить детей правильно произносить звуки [х], [х'] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
Задачи:
-
Развивать фонематический слух.
-
Выделять звуки [х], [х'] в начале, в середине и в конце слова.
-
Продолжить формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговый анализ коротких слов, преобразовывать слова.
Материал демонстрационный: картинки демонстрационные (хомяк, халат, холодильник, хлеб, мухи, мухоморы, подсолнух, петух, сухари, девочка с грибами, зайка с больной лапой, заяц вытягивает морковь); буквы; карточки для чтения слогов; цветные схематичные обозначения звуков.
Материал раздаточный: индивидуальные тетради; ручки; цветные карандаши; карточки для деления слов на слоги; красные, зеленые и черные фишки.
Ход НОД
Организационный момент
Психогимнастика
- Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х-х. Повтори, как Вова дул на руки. Пришел Вова домой. Мама показала ему смешную картинку. Вова долго смеялся: ха-ха-ха! Повтори, как смеялся Вова. ХХХА - какой тут первый звук? Назови, что нарисовано рядом с буквами. Скажи, как я : ХХХОМЯК, ХХХАЛАТ, ХХХОЛОДИЛЬНИК, ХХХЛЕБ. Какой первый звук в этих словах?
Сообщение темы занятия.
Выставляется игрушка Хрюша - хвастунишка.
- Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.
- Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?
- Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? ( Звук [х]).
Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] - братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.
Характеристика звука.
Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его - за нижними зубами. Произнеси ХХХ и попробуй это почувствовать.
С голосом или без голоса мы произносим звук [х]?
Когда мы произносим звук[х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук [х] - согласный звук.
Характеристика: [х] - согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).
Знакомство с буквой «Х».
Рассмотри букву Х. На что она похожа?
Сложи из пальцев букву Х.
Напиши букву Х в воздухе и один раз в тетради.
Оставьте в поле зрения ребенка только рисунок с девочкой и кружки под ним (картинка «девочка с грибами»), все остальные закройте.
-
Рассмотри картинку.
Как девочка закричала, когда нашла такие большие грибы? (Ах!)
АААХ - скажи та же. Какой звук ты услышал первым?
АХХХ - скажи та же. Какой звук ты услышал вторым?
Нарисуй два таких же кружка, как под картинкой.
Напиши «АХ» под кружками.
-
Откройте подпись под кружками. Прочитай, что написано под картинкой.
-
Выполните задание 1 и 2 со слогами ох, ух. (картинки: «зайка с больной лапой» и « заяц вытягивает морковь»).
-
Какие гласные звуки ты знаешь? А какие ты знаешь согласные звуки? Вспомни и назови слова, в которых первый звук [х], … [у], … [а], … [м], … [о]. Что получиться, если сначала произнести звук ААА, потом звук ХХХ? - звук УУУ, потом звук ХХХ? - звук ООО, потом звук ХХХ? (выполните это же задание со слогами ум, ом.)
Физминутка.
Хомка - хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Письменная работа в индивидуальных тетрадях.
Итог занятия.