Конспект НОД по обучению грамоте звук

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по обучению грамоте, звук "Х". Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание, социализация. Целью является формирование правильного произношения звуков (х), (х') в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков. У детей развивается фонематический слух, они учаться определять звуки (х), (х') в начале, в середине и в конце слова. Учаться производить...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте: «Звуки [х]-[х'], буква Х»

Цель: учить детей правильно произносить звуки [х], [х'] в речи, отличая их от других звуков русского языка.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух.

  • Выделять звуки [х], [х'] в начале, в середине и в конце слова.

  • Продолжить формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговый анализ коротких слов, преобразовывать слова.

Материал демонстрационный: картинки демонстрационные (хомяк, халат, холодильник, хлеб, мухи, мухоморы, подсолнух, петух, сухари, девочка с грибами, зайка с больной лапой, заяц вытягивает морковь); буквы; карточки для чтения слогов; цветные схематичные обозначения звуков.

Материал раздаточный: индивидуальные тетради; ручки; цветные карандаши; карточки для деления слов на слоги; красные, зеленые и черные фишки.

Ход НОД

Организационный момент

Психогимнастика

- Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х-х. Повтори, как Вова дул на руки. Пришел Вова домой. Мама показала ему смешную картинку. Вова долго смеялся: ха-ха-ха! Повтори, как смеялся Вова. ХХХА - какой тут первый звук? Назови, что нарисовано рядом с буквами. Скажи, как я : ХХХОМЯК, ХХХАЛАТ, ХХХОЛОДИЛЬНИК, ХХХЛЕБ. Какой первый звук в этих словах?

Сообщение темы занятия.

Выставляется игрушка Хрюша - хвастунишка.

- Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.

- Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?

- Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? ( Звук [х]).

Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] - братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

Характеристика звука.

Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его - за нижними зубами. Произнеси ХХХ и попробуй это почувствовать.

С голосом или без голоса мы произносим звук [х]?

Когда мы произносим звук[х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук [х] - согласный звук.

Характеристика: [х] - согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).

Знакомство с буквой «Х».

Рассмотри букву Х. На что она похожа?

Сложи из пальцев букву Х.

Напиши букву Х в воздухе и один раз в тетради.

Оставьте в поле зрения ребенка только рисунок с девочкой и кружки под ним (картинка «девочка с грибами»), все остальные закройте.

  1. Рассмотри картинку.

Как девочка закричала, когда нашла такие большие грибы? (Ах!)

АААХ - скажи та же. Какой звук ты услышал первым?

АХХХ - скажи та же. Какой звук ты услышал вторым?

Нарисуй два таких же кружка, как под картинкой.

Напиши «АХ» под кружками.

  1. Откройте подпись под кружками. Прочитай, что написано под картинкой.

  2. Выполните задание 1 и 2 со слогами ох, ух. (картинки: «зайка с больной лапой» и « заяц вытягивает морковь»).

  3. Какие гласные звуки ты знаешь? А какие ты знаешь согласные звуки? Вспомни и назови слова, в которых первый звук [х], … [у], … [а], … [м], … [о]. Что получиться, если сначала произнести звук ААА, потом звук ХХХ? - звук УУУ, потом звук ХХХ? - звук ООО, потом звук ХХХ? (выполните это же задание со слогами ум, ом.)

Физминутка.

Хомка - хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

Письменная работа в индивидуальных тетрадях.

Итог занятия.



© 2010-2022