- Преподавателю
- Иностранные языки
- Доклад на тему Формирование устойчивого интереса к родному языку, культуре и традициям
Доклад на тему Формирование устойчивого интереса к родному языку, культуре и традициям
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Куроносова Г.М. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Доклад на тему:
«Формирование устойчивого интереса к родному языку,
культуре и традициям»
О родном языке, о его воспитательном и познавательном значении сказано очень много. Об этом писали и классики педагогики, такие как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, и вслед за ними наши современники - Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева и другие.
Все высказывания сводятся к тому, чтобы все народы - и большие и малые - берегли свой язык, ибо его утрата ведет к утрате культуры, к потере национального духа. Нет родного слова - растворяется нация, исчезает из обихода и устное народное творчество.
Надо признать, что в наше время калмыки, особенно молодое поколение, не говорят на своем родном языке. На это есть много причин, одной из которых является отсутствие интереса к родному языку. И мы, учителя калмыцкого языка, должны формировать интерес к родному языку, способствовать его развитию. Эту задачу необходимо решать таким образом, чтобы дети проникались гордостью за свой язык, язык на котором создан великий эпос «Джангар» - памятник и национальной калмыцкой культуры, и достояние мировой цивилизации. Учителя калмыцкого языка должны воспитывать любовь к родному краю, к своей малой Родине, давшей миру столько талантливых и умных людей. Таким образом, формирование интереса и любви к родному языку является очень значимой задачей. Именно интерес является стимулом обучения: активирует познавательную деятельность учащихся, позволяет сделать процесс обучения продуктивным и привлекательным.
Свои уроки я стараюсь проводить так, чтобы учащимся было интересно, используя для привлечения и удержания их внимания различные методы и способы. Это элементы «Метода активации возможностей личности и коллектива» (Г.А. Китайгородская), «Аудио- визуальная методика» (А.Ш. Кичиков), УДЕ (П.М. Эрдниев).
Главная задача учителей калмыцкого языка состоит в том, чтобы научить детей не только правильно читать и писать под диктовку, но и понимать язык и говорить на нем.
Этому способствует развитие речи: устной, монологической, диалогической, разговорной, живой речи.
Для развития речи я использую калмыцкое устное народное творчество, детские стихотворения, песенки, сказки. Все это - устная речь, которая обогащает словарный запас детей новыми фразами и выражениями.
Развитию речи также служат калмыцкие пословицы, поговорки, загадки, благопожелания. Раньше в калмыцких семьях долгими вечерами с детьми разговаривали, загадывали им загадки, рассказывали сказки, пели песни на родном языке. Все это развивало речь, воображение, любознательность, наблюдательность, сообразительность. Сейчас же, в наше время, во многих калмыцких семьях почти не говорят по-калмыцки… Многие дети калмыцкой национальности приходят в школу с нулевым уровнем владения родным языком. Поэтому на уроках калмыцкого языка нужно развивать именно разговорную речь, путем изучения устного народного творчества, применяя даже на физминутках фольклор - шаваши, даржингуд, тоолдгуд.
В качестве наглядного пособия я использую таблицы, схемы, картинки, игрушки, игры. При изучении некоторых тем играем «в магазин» («Одежда», «Овощи-фрукты», «Продукты»). Также играем в такие ролевые игры, как «диктор телевидения», «Лектор», «Докладчик». При изучении синтаксиса обязательно использую схемы. Трудные слова и выражения учим, пропевая на мелодии популярных песенок.
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности является также:
- создание положительных эмоциональных ситуаций, так называемые «эмоциональные поглаживания»;
- взаимопроверка устных и письменных ответов;
- оценивание своих работ;
- составление тематических кроссвордов.
Чтобы приобщить детей к культуре калмыцкого народа, знакомлю их с обычаями и традициями народа, с народными праздниками «Зул», «Цаган Сар» и др.
Освоение детьми определенных тем завершается каким-либо мероприятием: конкурсом, спектаклем, викториной, инсценировкой, на которых дети обобщают полученные знания, с удовольствием демонстрируют свои успехи, радуют своих родителей и учителей.
Куроносова Г.М.
учитель калмыцкого языка и литературы
МБОУ «РНГ им. С. Радонежского»
2015