- Преподавателю
- Иностранные языки
- Феномен сгорания, причины возникновения и способы преодоления синдрома выгорания у учителей
Феномен сгорания, причины возникновения и способы преодоления синдрома выгорания у учителей
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гизатуллина Л.А. |
Дата | 29.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Феномен сгорания, причины возникновения и способы преодоления синдрома выгорания у учителей.
Термин "сгорание на работе" (job burnout) первоначально использовался для обозначения состояния эмоционального истощения, сопровождаемого крайним цинизмом, которое развивается у тех, чья работа связана с оказанием помощи другим людям. Учителя, социальные работники, полицейские, медсёстры, врачи и другие специалисты, которые должны работать в тесном личном контакте с теми, кому они помогают - часто в напряжённых и трудных ситуациях, - могут постепенно "сгорать". Сейчас этот термин используется не только по отношению к людям , профессия которых - помощь другим.
"психическое выгорание" - состояние физического, эмоционального и умственного истощения , которое проявляется в профессиях социальной сферы. "психическое выгорание" понимают как профессиональный кризис , связанный с работой в целом.
Синдром включает три основные составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Эмоциональное истощение - чувство эмоционального опустошения и усталости, вызванное работой. Деперсонализация - циничное отношение к труду и его объектам, в частности в социальной сфере эта составляющая предполагает бесчувственное , негуманное отношение к клиентам. Редукция профессиональных достижений - возникновение чувства некомпетентности, осознание неуспеха, отражающих специфику профессиональной сферы. Термин «сгорание на работе» не получил распространения в отечественной психологии труда. Обозначаемое им явление обычно рассматривается в рамках понятия «утомление» и описывается характеристикой «накопленная усталость».
Этот феномен также обозначает состояние тех ктоусердно работал и отдавал все свои силы, стремясь к практически недостижимой цели, но не добился успеха. Люди «сгоревшие» на работе часто являются идеалистически настроенными, чрезвычайно компетентными работниками с высокой мотивацией которые, в конце концов, осознают, что они не в состоянии ничего изменить. «Сгорание» может также наступить у работников занимающих подчиненное и связанное с низким статусом положение неспособных ответить на плохое обращение, от которого они страдают на работе.
«Сгоревшие» работники начинают испытывать гнев фрустрацию и отчаяние. Работа становится для них бременем, которое они больше не в состоянии нести. Они могут срывать эти чувства на клиентах коллегах или сдерживать свои эмоции ведя себя холодно и отстраненно. У них может наступить истощение физических сил могут развиться психосоматические болезни они падают духом начинают работать посредственно и даже прогуливать.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Общей причиной «сгорания» является недостаток вознаграждения в тех случаях, когда с работой первоначально связывались большие надежды и человек все силы отдавал на то чтобы они оправдались.
Выделяют индивидуальные и организационные факторы вызывающие «выгорание». Индивидуальные факторы: социально демографический (возраст, пол, уровень образованности, семейное положение, стаж работы), личностные качества (нейротизм - тревожность, нервозность, экстраверсия - поведение субъекта, обусловленное внешними характеристиками). Организационные факторы: условия работы (перегрузки, дефицит времени, продолжительность рабочего дня), содержание труда, излишняя или недостаточная самостоятельность, независимость в своей работе, отсутствие обратной связи.
Учителя иностранного языка лица с высоким уровнем интеллекта и образованности, «выгорают» быстрее, так как у них завышенный уровень притязаний. Важна такая личностная особенность как выносливость, которая определяется, как способность личности быть активной каждый день и гибко реагировать на различного рода изменения жизненных ситуаций. Выносливые люди имеют низкие значения эмоционального истощения деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений.
Работники с высокой самооценкой менее подвержены «выгоранию» чем работники недооценивающие себя. Быстрее «выгорают» лица с высокой тревожностью, экстравертностью, сотрудничеством, добросовестностью. Учителям характерно наличие опекающей идеологии, которая в отношении с учениками не использует репрессий. «Сгорание» мужчин - педагогов связано с невнимательностью учеников, а женщин - педагогов - неподчинительностью.
СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Для устранения причин «сгорания на работе» трудно что-либо сделать без перестройки общества и условий работы людей. Большое значение в противодействии «сгорания» имеет поддержка коллег и других референтных групп, стимулирование сотрудников (справедливо относиться к работе, замечать вклад каждого, отмечать достижения, поддерживать материально). Психологи отмечают, что чувство собственной некомпетентности или перегруженность работой уменьшает внутреннюю мотивацию, приводит к снижению вовлеченности в работу и падению ее результативности. Эти советы полезны не только потенциальным жертвам «сгорания» ни и всем работникам.
Для предотвращения «сгорания на работе» и преодоления этого синдрома специалисты рекомендуют:
-
Наличие интересов не связанных с профессией (хобби);
-
Поддержание и режим дня;
-
Наличие физических нагрузок;
-
Удовлетворительная социальная жизнь (статус, семья);
-
Умение держать паузы в жизни;
-
Чтение не только профессиональной литературы, но и художественной;
-
Способность к самооценке, не зависящей от окружающих(своей профессиональной деятельности) - характеристика взрослого;
-
Открытость новому опыту, умение уделять достаточно времени для достижения результатов и в семейной жизни;
-
Способность не брать на себя излишнюю ответственность за ученика;
-
Принадлежность к профессиональному сообществу (обмен мнениями, позициями);
-
Участие в учебных семинарах, конференциях,
-
Совместная работа с коллегами;
-
Организация моментов переоценки ценностей и пересмотра целей.
Люди могут избежать «сгорания» если научатся реалистически подходить к своей работе и целям, будут содействовать изменению характера или организации своей работы, стараться отделить свою личную жизнь от работы и формировать интересы, не касающиеся своей работы.