Феномен сгорания, причины возникновения и способы преодоления синдрома выгорания у учителей

Термин “сгорание на работе” (job burnout) первоначально использовался для обозначения состояния эмоционального истощения, сопровождаемого крайним цинизмом, которое развивается у тех, чья работа связана с оказанием помощи другим людям. Учителя, социальные работники, полицейские, медсёстры, врачи и другие специалисты, которые должны работать в тесном личном контакте с теми, кому они помогают – часто в напряжённых и трудных ситуациях, - могут постепенно “сгорать”. Сейчас этот термин используется не...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Феномен сгорания, причины возникновения и способы преодоления синдрома выгорания у учителей.

Термин "сгорание на работе" (job burnout) первоначально использовался для обозначения состояния эмоционального истощения, сопровождаемого крайним цинизмом, которое развивается у тех, чья работа связана с оказанием помощи другим людям. Учителя, социальные работники, полицейские, медсёстры, врачи и другие специалисты, которые должны работать в тесном личном контакте с теми, кому они помогают - часто в напряжённых и трудных ситуациях, - могут постепенно "сгорать". Сейчас этот термин используется не только по отношению к людям , профессия которых - помощь другим.

"психическое выгорание" - состояние физического, эмоционального и умственного истощения , которое проявляется в профессиях социальной сферы. "психическое выгорание" понимают как профессиональный кризис , связанный с работой в целом.

Синдром включает три основные составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Эмоциональное истощение - чувство эмоционального опустошения и усталости, вызванное работой. Деперсонализация - циничное отношение к труду и его объектам, в частности в социальной сфере эта составляющая предполагает бесчувственное , негуманное отношение к клиентам. Редукция профессиональных достижений - возникновение чувства некомпетентности, осознание неуспеха, отражающих специфику профессиональной сферы. Термин «сгорание на работе» не получил распространения в отечественной психологии труда. Обозначаемое им явление обычно рассматривается в рамках понятия «утомление» и описывается характеристикой «накопленная усталость».

Этот феномен также обозначает состояние тех ктоусердно работал и отдавал все свои силы, стремясь к практически недостижимой цели, но не добился успеха. Люди «сгоревшие» на работе часто являются идеалистически настроенными, чрезвычайно компетентными работниками с высокой мотивацией которые, в конце концов, осознают, что они не в состоянии ничего изменить. «Сгорание» может также наступить у работников занимающих подчиненное и связанное с низким статусом положение неспособных ответить на плохое обращение, от которого они страдают на работе.

«Сгоревшие» работники начинают испытывать гнев фрустрацию и отчаяние. Работа становится для них бременем, которое они больше не в состоянии нести. Они могут срывать эти чувства на клиентах коллегах или сдерживать свои эмоции ведя себя холодно и отстраненно. У них может наступить истощение физических сил могут развиться психосоматические болезни они падают духом начинают работать посредственно и даже прогуливать.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Общей причиной «сгорания» является недостаток вознаграждения в тех случаях, когда с работой первоначально связывались большие надежды и человек все силы отдавал на то чтобы они оправдались.

Выделяют индивидуальные и организационные факторы вызывающие «выгорание». Индивидуальные факторы: социально демографический (возраст, пол, уровень образованности, семейное положение, стаж работы), личностные качества (нейротизм - тревожность, нервозность, экстраверсия - поведение субъекта, обусловленное внешними характеристиками). Организационные факторы: условия работы (перегрузки, дефицит времени, продолжительность рабочего дня), содержание труда, излишняя или недостаточная самостоятельность, независимость в своей работе, отсутствие обратной связи.

Учителя иностранного языка лица с высоким уровнем интеллекта и образованности, «выгорают» быстрее, так как у них завышенный уровень притязаний. Важна такая личностная особенность как выносливость, которая определяется, как способность личности быть активной каждый день и гибко реагировать на различного рода изменения жизненных ситуаций. Выносливые люди имеют низкие значения эмоционального истощения деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений.

Работники с высокой самооценкой менее подвержены «выгоранию» чем работники недооценивающие себя. Быстрее «выгорают» лица с высокой тревожностью, экстравертностью, сотрудничеством, добросовестностью. Учителям характерно наличие опекающей идеологии, которая в отношении с учениками не использует репрессий. «Сгорание» мужчин - педагогов связано с невнимательностью учеников, а женщин - педагогов - неподчинительностью.

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Для устранения причин «сгорания на работе» трудно что-либо сделать без перестройки общества и условий работы людей. Большое значение в противодействии «сгорания» имеет поддержка коллег и других референтных групп, стимулирование сотрудников (справедливо относиться к работе, замечать вклад каждого, отмечать достижения, поддерживать материально). Психологи отмечают, что чувство собственной некомпетентности или перегруженность работой уменьшает внутреннюю мотивацию, приводит к снижению вовлеченности в работу и падению ее результативности. Эти советы полезны не только потенциальным жертвам «сгорания» ни и всем работникам.

Для предотвращения «сгорания на работе» и преодоления этого синдрома специалисты рекомендуют:

  • Наличие интересов не связанных с профессией (хобби);

  • Поддержание и режим дня;

  • Наличие физических нагрузок;

  • Удовлетворительная социальная жизнь (статус, семья);

  • Умение держать паузы в жизни;

  • Чтение не только профессиональной литературы, но и художественной;

  • Способность к самооценке, не зависящей от окружающих(своей профессиональной деятельности) - характеристика взрослого;

  • Открытость новому опыту, умение уделять достаточно времени для достижения результатов и в семейной жизни;

  • Способность не брать на себя излишнюю ответственность за ученика;

  • Принадлежность к профессиональному сообществу (обмен мнениями, позициями);

  • Участие в учебных семинарах, конференциях,

  • Совместная работа с коллегами;

  • Организация моментов переоценки ценностей и пересмотра целей.

Люди могут избежать «сгорания» если научатся реалистически подходить к своей работе и целям, будут содействовать изменению характера или организации своей работы, стараться отделить свою личную жизнь от работы и формировать интересы, не касающиеся своей работы.



© 2010-2022