Статья Использование ИКТ на уроках английского языка

В данной статье хочется поделиться опытом работы в использовании ИКТ на уроках английского языка. Считаю, что сегодня необходимо проводить процесс преподавания и обучения, построенного на основе современных информационных технологий и основанного на принципе личностного-ориентированного подхода. Именно это позволит построить урок так, чтобы ученик был бы активным и равноправным участником образовательного процесса. Главной компетенцией учителя-предметника становится его роль в процессе обучения ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Загитова С.Н., сертифицированный учитель 1 уровня

КГУ «Средняя школа № 3»

ГУ «Отдела образования акимата Житикаринского района»


Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка как средство повышения эффективности урока.

В Послании Президента народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации!» образование выделено как один из главных разделов социальной политики государства. «Конкурентоспособность нации, в первую очередь, определяется уровнем ее образованности», - отмечается в Послании. Сегодня, как никогда, образование находится в центре внимания казахстанской общественности.

В контексте принятой Концепции Республики Казахстан до 2015 года особое внимание уделяется качеству образования как обеспечению социального заказа общества, как социально определенной категории. [1]

Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.[4]

Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль - роль проводника знаний, помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. (2) По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя - «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»…».[5] Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии. [3]

Считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Стимул, определивший использование информационно-коммуникативной технологии в практике моей работы, - понимание того, что это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие достижения высокого качества образования.

Цель моей работы:

- повышение эффективности и качества обучения учащихся по предмету.

Задачи:

-реализовать индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения;

-обеспечить визуализацию учебной информации;

- развивать личность обучаемого, подготовить его к самостоятельной продуктивной деятельности;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- формировать адекватную оценку учащимися результатов их учебной деятельности;

- развивать творческое мышление, навыки исследовательской деятельности;

Работа по данной теме в течение нескольких лет показала, что использование информационно-коммуникативной технологии на уроках английского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Прочные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Для этого я использую на уроках английского языка возможности новейших информационно-коммуникационных технологий.

Одним из первых моих опытов была работа с программой Power Point. Презентация может использоваться при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая её смысл, на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных знаний. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка электронных таблиц, карт и т.д. Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для:

- информационной поддержки;

- иллюстрирования;

- использования разнообразных упражнений;

- экономии времени и материальных средств;

- расширения образовательного пространства урока.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; повышение интереса к изучению предмета; возрастание мотивации к учёбе.

Педагогические наблюдения показали, что ученики 5-7 классов легче воспринимают лингвистические правила при помощи компьютера. Значительно разнообразят объяснение нового материала динамические схемы, таблицы, компьютерные тренажёры помогают закрепить изученное, а тестовые программы позволяют объективно оценить знания учеников. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более ярким.

Необычайно интересна работа с использованием этой программы, которая приводит к целому ряду положительных эффектов:

1) обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

2) психологически облегчает процесс усвоения;

3) возбуждает живой интерес к предмету познания;

4) расширяет общий кругозор учащихся;

5) повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволило мне создать банк наглядных и дидактических материалов. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.

КСтатья Использование ИКТ на уроках английского языка положительному эффекту приводит работа с различными обучающими программами.

Так на уроках в 5-6 классе я использую интерактивный курс английского "Way Ahead" (издательство Macmillan).Шесть уровней данного курса включают в себя игры, кроссворды, увлекательные упражнения на закрепление грамматического и лексического материала в игровой форме. Интересно и увлекательно звуковое и графическое оформление программы

Работа с интерактивной доской раскрывает дополнительные возможности: показ презентаций на большом экране, возможность ученикам самим создавать флипчаты с использованием её различных средств и возможностей и т.д.

Оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию.

Важной задачей преподавания в современной школе является необходимость обучения детей работе с тестовыми заданиями. Решение видится в использовании информационно-коммуникативной технологии. Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и провести последующую индивидуальную коррекцию грамотности.

Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, множество тестов представлены в игровой форме. Например, при неправильном ответе ученик услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций. К тому же, ученики тут же получают оценку компьютера. Быстро, объективно, интересно...

Во внеурочное время дети учатся редактировать тексты, набирают тексты своих творческих работ, статей, очерков, интервью, составляют сборники лучших работ, оформляют материал для стенгазет, создают тематические презентации. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, создают схемы, кроссворды, дидактический материал.

На практике эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями:

1) повышение качества образования по предмету;

2) повышение познавательного интереса к предмету;

3) повышение уровня информационной культуры;

4) увеличение доли самостоятельной продуктивной деятельности на уроке.

О продуктивности системы работы по повышению эффективности урока посредством использования ИКТ на уроках английского языка свидетельствуют следующие результаты:

Таблица 1. Мониторинг качества знаний учащихся по английскому языку

Время обучения класса

Класс

Английский язык

2010-2011

5 «А»

69%

2011-2012

6 «А»

72%

2012-2013

7 «А»

76%

Таким образом, использование ИКТ положительно влияет на качество учебного процесса.

Итоги использования ИКТ на уроках английского языка:

- повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);

- осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

- расширение объема предъявляемой учебной информации;

- обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

- улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

- повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;

- включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;

- повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;

- включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Считаю, что современный учитель должен уметь ориентироваться в потоке новых учебных средств, оценивать их по новым, соответствующим этим средствам, критериям, отбирать из предлагаемых продуктов самое необходимое для современного урока.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепция образования в Республике Казахстан до 2015 года. - Астана, 2005.

  2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

  5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М., 2005.



© 2010-2022