Выступление на педсовете Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».  
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Елабужского муниципального района РТ


Выступление на педсовете



Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения







Учитель английского языка: Шарафеева Ольга Владимировна

Елабуга - 2013


«Если мы будем учить сегодня так, как мы

учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

американский философ, психолог и педагог

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения английскому языку следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Урок - главная составная часть учебного процесса, главной целью которого является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. Качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

Поэтому появилась необходимость рассмотреть урок с позиции требований стандарта нового поколения.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

В связи с этим, можно определить следующие требования к современному уроку:

-хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

-учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

-урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

-учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

-вывод делают сами учащиеся;

-минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

-времясбережение и здоровьесбережение;

-в центре внимания урока - дети;

-учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

-умение демонстрировать методическое искусство учителя;

-планирование обратной связи;

-урок должен быть добрым.

Моделируя урок, необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

В соответствии с новыми стандартами, нужно:

- усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира,

- продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Требование времени - развернуть обучение на достижение результата. Необходимо точное определение желаемого эталона в виде наблюдаемых действий учащихся, в виде точного описания планируемых перемен в значениях и действиях учащихся, в конечных результатах.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников.

При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.

Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Как организовать учебную деятельность?

Если мы хотим, чтобы учащийся был познавательно активным, необходимо сделать его субъектом своего образования, чтобы он ставил цели и планировал пути их достижения, т.е. осуществлял действия целеполагания, программирования, планирования, контроля и оценивания.

Продуктивные задания - главное средство достижения результата образования.

Трудности в изменении стереотипов деятельности

Учителю необходимо изменить привычный образ мыслей и действий, необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей; учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика на уроке; требуется большая подготовка для диагностики и оценивания достижений учащихся.

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике - это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Так что же такое современный урок?

Ответов много, современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в новых знаниях, открытиях.

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, даёт нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплотить новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.



© 2010-2022