Понятие «учебная игра». Классификация игровых технологий

Раздел Иностранные языки
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

учитель английского языка МБОУ «ООШ №15»

г. Старый Оскол Белгородской области

Соловьева Марина Владимировна


Понятие «учебная игра». Классификация игровых технологий

Игра естественно присуща любому человеку в различных и многообразных ее формах.. Йохан Хейзинга в своем труде «Homo Ludens» (Человек играющий) понимает игру как особый фактор во всем, что есть в этом мире. Игра рассматривается в этой книге как явление культуры, «а не - или во всяком случае не в первую очередь - как биологическая функция и рассматривается в рамках научного мышления в приложении к изучению культуры».

Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться.

Учебная игра - это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра для учащихся - это, прежде всего, увлекательное занятие. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.

Использование игровых методов на уроках иностранного языка имеет ряд преимуществ. Во-первых, она оправдывает необоснованное требование общаться на английском языке с учителем и одноклассниками. Во-вторых, игра позволяет найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели. В-третьих, игровая деятельность сихологически оправдывает и делает эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов. В-четвертых, игра развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать и позволяет активизировать резервные возможности обучаемых.

Игра создает такие условия, что знания, полученные на уроке сразу же применяются практически.. Игровая деятельность в обучении выполняет следующие функции:

1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии внеучебных умений и навыков.

2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; Учащимся вводятся фразы- клише речевого этикета для импровизации речевого общения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.

3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а пророй и в сказочный мир.

4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры - соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины и т.д.), игры - взаимодействия (коммуникативные, интерактивные). По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно - моделирующие и креативные и т.д. По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на "простые" (моноситуационные) и "сложные" (полиситуационные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные.

Существует несколько способов и приемов обучения лексике с помощью графических опор:

Семантические карты

Компонентный семантический анализ

Семантические «решетки»

Семантические блоки

Иллюстративно-лексические таблицы

Иллюстративно-графические упражнения

На уроках английского языка часто практикуются короткие постановки по эпизодам различных сказок с участием 2-3-х детей. Во время таких постановок заметно улучшаются элементы разговорной речи. Учащиеся хорошо запоминают на слух отдельные фразы и учатся их применять в дальнейших занятиях

Для детей игровая деятельность есть самая свободная форма их деятельности, которая осознается. С помощью нее изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности, самопознания, самовыражения. Игра - первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Это главная сфера общения детей; в игре решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Учебная игра является одним из способов организации учебно-познавательной деятельности. Применение игр в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Итак, в нашей работе мы выяснили, что игра - это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она имеет гедонистический элемент и таит в себе большой обучающий потенциал. Игры бывают аспектными или языковыми а также творческими или ролевыми. Я обобщила собственный довольно скромный педагогический опыт, чтобы выработать некоторые рекомендации касательно игровых технологий на уроках иностранного языка..

Предлагаю Вам просмотреть серию увлекательных игр, которые я использую на своих уроках английского языка в начальной школе. К примеру, в учебниках Верещагиной И.Н и Притыкиной Т.А представлена серия интересных игр, направленных на запоминание лексики, такие как: .

1. «Найди пару»

2. «Змейка»

3. «Почти антонимы»

4. «Опиши картинку»

5. «Кто есть кто»

6. Упражнения по транскрипции

7. Ребусы

8. Мини сочинение

9. «Найди ошибку»

10. Определи слова по двум буквам

11. Найди начало и конец слова

12. Чайнворд

13. Составь предложения по таблице

14. Заполни пропуски

15. Кроссворд

В 6 классах, изучая тему «Животные в нашей жизни», учащимся можно предложить игру «А birthday party». Учитель выбирает водящего и говорит: «Alina has a birthday today. Children let us have a birthday party. Get your presents ready». Учащиеся по очереди дарят какое-то животное со словами: «Good afternoon! I wish you many happy returns of the day. Here is my present for you. Take a whale (monkey and ...)!». После того как все ребята поздравили Алину, она говорит: «I like all my presents. I like the whale (monkey and...)! Thank you very much!».

Эту же игру можно предложить в другом варианте. «Алина собирается открыть зоопарк. Что бы вы предложили ей купить для зоопарка?». Учащиеся по очереди говорят: «Alina you should buy a ... because ...». Алина заслушивает предложения и в конце говорит: «Of course I'll buy ... ».

Также можно предложить игру «Are you ... ?». Ведущий изображает какое-либо животное. Он совершает различные действия, характерные для этого животного. Другие ученики стараются угадать, какое животное он изображает. Угадавший становится ведущим.

Знакомство с достопримечательностями Лондона

«Try to Remember»

Вариант 1 (игра фронтальная)

Учитель вывешивает на доске картинки с изображениями интересных мест Лондона. В течение одной минуты учащимся предлагается запомнить названия, затем ученики по памяти называют их. Побеждает тот, кто запомнил больше.

Вариант 2 (групповая игра)

Две команды учеников становятся лицом друг к другу. У каждого ученика картинка с изображением памятного места Лондона, которую он прячет за спиной. По сигналу ведущего одна из команд одновременно показывает второй команде свои картинки и быстро прячет. Члены второй команды должны запомнить и сказать, что было изображено на рисунках и в каком порядке.

Вариант 3 (карусель)

Дети, взявшись за руки, образуют 2 круга: внешний и внутренний. Учитель говорит: «Go!». Дети начинают двигаться, каждый по своему кругу, причём один круг движется по часовой стрелке, другой - против. Через 10 секунд учитель говорит: «Stop!». Дети останавливаются, и ученик из внешнего круга, обращаясь к стоящему напротив ученику, говорит: «How can I get to Trafalgar Square (Big Ben and ...)?». Ученик из внутреннего круга отвечает: «You can get there by bus (boat, taxi and ...)». Дети снова начинают двигаться по кругу до тех пор, пока не услышат «Stop!». Учитель останавливает движение таким образом, чтобы все пары имели возможность обменяться вопросом и ответом.

Цифры

Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Числительные

Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.

Ход игры: образуется две команды. Учитель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая - последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

Цвета

Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения.

This is my nose

Детям нравится исправлять ошибки других.

Показывая руку, учитель говорит:"Oh, something is wrong with my foot!"

Ученик исправляет "with your hand!"

Но учитель продолжает:"I don't hear, something is wrong with my nose!" (показывая на ухо, например).

Дети смеются и исправляют.

Далее роль ведущего исполняет ученик, который обращается по очереди к одноклассникам. Если вызванный ученик исправляет правильно - он становится ведущим.

How many pages?

Учитель приносит несколько интересных книжек. И спрашивает:

- How many pages are there in the book?

(Pupil 1): There are three hundred and fifty pages.

- No, less.

(Pupil 2): Three hundred.

- Less.

(Pupil 3): Two hundred and fifty.

- More.

(Pupil 4): Two hundred and eighty.

- That's right.

Угадавший получает право первым посмотреть книгу.

Who is the first?

Каждому из играющих учеников выдаем листок с нарисованной цепочкой квадратиков и набор картонных квадратов с буквами алфавита.

Учитель (ведущий) называет слово на русском языке или показывает рисунок с изображением какого-либо предмета.

Ученики произносят слово на английском, а затем выкладывают слово из выданных букв. Игру можно усложнить, если дать задание составить с этим словом предложение. Победитель тот, кто справится с заданием первым.

My aunt went to town

Учитель объясняет, что ученики должны дополнить фразу My aunt went to town and bought… словом., обозначающим предмет школьного обихода или одежды.

Pupil 1: My aunt went to town and bought a book.

Pupil 2: My aunt went to town and bought a book and a bag.

Pupil 3: My aunt went to town and bought a book, a bag and a ruler.

Если ученик не может назвать своё слово, он выбывает из игры.

Последняя буква

Цель: активизация лексики по изученным темам.

Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.

Учитель и ученики

Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в «Учителя и учеников».Ученик в роли учителя задает вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами .Я стараюсь ,чтобы в паре работали слабо подготовленный с хорошо подготовленным.

Утро школьника

Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какой-либо действие.

Учитель: Guess what each pupil is doing.

Pupil 1: This boy is doing his morning exercises.

Pupil 2: That girl is washing her face.

Pupil 3: This boy is putting on his red scarf.

и т.д.

Family

Выбираем ведущего и группу из 5-6 учеников. Ученик-ведущий выходит из класса, а учитель говорит каждому из группы, кто будет исполнять какую роль (мать отец, сын и т.д.). Дети начинают чем-либо заниматься. Возвращается ведущий и, глядя на группу учеников, отвечает на вопросы учителя: Who are they? What are they doing?


© 2010-2022