АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

В общей системе эстетического воспитания детей важное место занимают художественные школы и школы искусств, т.к. в таких школах углубленно изучается изобразительное искусство и дети получают возможность систематически изучать изобразительное искусство с 1 по 7 класс. Программа по композиции предназначена для такого типа школ. Желательно, что бы она реализовывалась вместе с программами по основам изобразительной  грамоты, рисунка, живописи, скульптуры, декоративной композиции, истории искусств. З...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ

ПОДГОРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ



Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств



Утверждена «Утверждаю»

Экспертным советом _______ Директор школы:

Приказ № от 20___года _____________

Протокол педсовета №

от 20___года



АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ


СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ


модифицированная на 7 лет обучения


рассчитана на детей от 7 до 16 лет






Преподаватель художественного отделения

первой квалификационной категории

Остренко Елена Викторовна




396560, Воронежская область,

Подгоренский район,

пгт Подгоренский,

ул. Ленина, д.28






пгт. Подгоренский


2010 год

Пояснительная записка.


В общей системе эстетического воспитания детей важное место занимают художественные школы и школы искусств, т.к. в таких школах углубленно изучается изобразительное искусство и дети получают возможность систематически изучать изобразительное искусство с 1 по 7 класс. Программа по композиции предназначена для такого типа школ. Желательно, что бы она реализовывалась вместе с программами по основам изобразительной грамоты, рисунка, живописи, скульптуры, декоративной композиции, истории искусств. Задания по композиции строятся на основе творчества, но с учетом имеющегося уровня изобразительной грамоты.

Основная цель программы - обучение основам композиции, умению использовать их в практической работе, осуществлять развитие творческой личности, воспитание художественной культуры как части культуры духовной.

Задачи курса следующие:

- содействовать художественно - эстетическому воспитанию учащихся;

- обучить использовать в соответствии с замыслом художественно - выразительные средства композиции;

- учить понимать язык графики, живописи, скульптуры, декоративно - прикладного искусства, а так же учить анализировать средства композиционной выразительности произведения;

- учить понимать неразрывную связь содержания и художественной формы в произведении;

- воспитывать интерес и любовь к искусству;

- развивать творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основными законами, правилами, приемами и средствами композиции, с методами работы над композицией. Они узнают о важной роли ритма в композиции, учатся выделять сюжетно - композиционный центр, добиваться цельности композиции, уравновешивать ее части. Дети учатся создавать асимметричные и симметричные композиции, передавать движение в рисунке, выбирать горизонтальный или вертикальный формат, располагать главное на втором плане, добиваться впечатления монументальности.

Все это изучается для того, что бы наилучшим образом воплощать свой замысел в творческой работе. Дети учатся в правильной последовательности вести работу.

Итоговыми задачами являются:

- постепенное овладение учащимися ДШИ основами композиционного мышления;

- создание на должном профессиональном уровне композиционных работ для осуществления возможности поступления в среднее художественное учебное заведение.





Краткие методические указания.

В содержание заданий входит:

- подробная разработка сюжета;

- выполнение эскизов с целью формирования и конкретизации замысла;

- проведение наблюдений в связи с выбранным сюжетом, выполнение набросков и зарисовок с натуры для обогащения замысла;

- выявление сюжетно - композиционного центра. Выделение «главного» расположением, размером, обособлением, светом, цветом и т.д.

- работа над типизацией и индивидуальной характеристикой образов, выражение взаимодействий отдельных фигур и групп, роли интервалов (дистанций) между фигурами и группами в композиции;

- использование пейзажа, интерьера, как среды, в которой развивается действие, выявление тематически важных деталей;

- применение различных композиционных средств, для достижения цельности и выразительности рисунка.

Особенности композиции станковой живописи и станковой скульптуры, характерные черты композиции в графике (книга и плакат), монументальном, народном и декоративно - прикладном искусстве рассматриваются на многочисленных примерах в процессе специальных бесед об изобразительном искусстве, которые в младших классах органично входят в структуру урока, а в старших проводятся на уроках истории искусств.

В соответствии с учебными задачами, обозначенными для каждого класса, преподавателю предоставляется право выбора произведений изобразительного искусства, которые будут использоваться для бесед на уроке. Поскольку предполагается, что дети параллельно будут изучать курс истории искусств, с древнейших времен до наших дней, то на занятиях по композиции возможен не полный охват в исторической последовательности произведений изобразительного искусства, а подбор таких примеров, на которых можно наиболее ясно рассмотреть основные правила, приемы и средства композиции.

Безусловно, при этом желательно ориентироваться на лучшие произведения русского и зарубежного искусства разных времен.

Понятие «сюжетно - тематическая картина» связывается, прежде всего, с жанрами - бытовым, историческим, батальным. Процесс формирования художественного образа средствами живописи направлен на реализацию идейного содержания через применение законов композиции. При анализе картин оценивается выразительность форм, цветовых отношений, передача пространства, гармоничность частей и целого.







Формы учета и контроля.



При анализе станковой композиции обращается внимание на общие композиционные закономерности.

Изучая основы композиции, учащиеся усваивают теоретические знания и приобретают умение выразительно и грамотно создавать творческие работы.

Особое внимание обращается на выбор современной тематики.

В процессе рисования на темы окружающей жизни, развивается умение видеть в реальной действительности интересные мотивы, явления и творчески, эмоционально воплощать их в практической работе живописными и графическими средствами.

Из года в год происходит последовательное усложнение учебных задач по композиции, при этом выделяется ведущая задача для каждого года обучения и предполагается, что учащиеся успешно усвоили требования по композиции в предшествующие годы обучения.

В младших классах учитель может помочь ребенку в выборе сюжета предложенной темы, или необходимых средств художественной выразительности. Постепенно учащийся подводится к умению самостоятельно находить наиболее интересные сюжеты и художественные материалы, средства, наилучшим образом раскрывающие замысел.

Задания по композиции длительные: от 2 до 12 часов, но возможно выполнение отдельных заданий за 1 час.

С учащимися, готовящимися к поступлению в специальные художественные заведения проводить индивидуальные консультации.

Преподавателю необходимо обратить внимание на гармоничное сочетание трех основных слагаемых художественного образования: развитие восприятия произведений изобразительного искусства, овладение знаниями по изобразительному искусству и художественно - практическая деятельность (умения и навыки). Важно не допускать преобладания ни одной из сторон этой работы.

Оценивать работы учащихся, особенно младшей группы, следует так, чтобы интерес не пропал, а наоборот появился стимул творить и познавать предмет глубже.

Неудовлетворительных оценок ставить не рекомендуется, производить оценку работ, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Применять дифференцированный подход к учащимся. Поощрять его творческие поиски, поддерживать уверенность в своих силах, учить не бояться трудностей.

Радость, которую испытывает ребенок, научившийся создавать прекрасное, желание в свободную минуту сделать что-то своими руками, способствует формированию духовного мира, трудолюбия, нравственности, художественного вкуса.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих в этой области, является то, что учитывается возрастная особенность детей (7-9лет) и начинается с разделов общего художественного развития приближенного к школьной программе.

Результатом реализации программы являются работы учащихся.

Формой подведения итогов являются выставки работ учащихся, как периодические, так и итоговые, в конце года.






Основные цели и задачи

первоначального периода обучения

младшая группа

(7 - 9 лет)


Зрительные впечатления ребенка этого возраста еще очень не полны и не точны. Он не умеет целенаправленно наблюдать, рассматривать окружающее, сравнивать предметы в процессе их изображения (даже если эти предметы стоят перед ним)

Основной задачей воспитания и обучения детей данного возраста на художественном отделении является постепенное уточнение и обогащение знаний и зрительных представлений об окружающем мире, путем развития у них способности к целенаправленному рассмотрению предметов - сравнение.

Важной задачей является умение выбирать формат, располагать рисунок на листе, вести работу от общего к частям.

В работе красками - передача локального цвета. Добиваться выразительности образов. Использовать ритм как средство выразительности.

Элементарное изображение пространства в рисунке.

Использовать силуэт и тоновой контраст как средства художественной выразительности.

Развивать творческое воображение и эмоциональную отзывчивость, чувства красоты.




Основные цели и задачи

последующего периода обучения


старшая группа

(10 - 16 лет)


  • развитие творческих способностей учащихся, эмоциональной отзывчивости, чувства красоты;

  • эстетическое воспитание;

  • воспитание усидчивости, трудолюбия и аккуратности в работе;

  • развивать умение наблюдать сравнивать предметы окружающей среды, выделять главное, наиболее характерное;

  • художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству композиции;

  • развитие восприятия цвета и умение его использовать, добиваясь выразительности образов;

  • нравственное воспитание.

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции - создание художественного образа.

Основные задачи дополнительной работы - привить ребятам интерес, любовь, к художественному творчеству, в том числе к истории нашей Родины, мира.

В основу работы по композиции включено изучение произведений великих мастеров мира: общение с ними формирует у учащихся понимание истинной красоты, художественной ценности произведения.



Учебно-тематическое планирование

на первый год обучения


всего 35 часов


Задача на первый год обучения:

Знакомство с общими понятиями по композиции, развитие умений и навыков учащихся, содействие привитию художественного вкуса.


Тема, содержание

Общее кол-во часов


теория


практ.

1

Вводная беседа.

«Композиция - что это за предмет?»

1

1

__

2

Базовые принципы композиции.

Упражнения на расположение предмета на листе.

2

1

1

3

Правила, приемы и средства композиции.

Упражнения на передачу ритма.

2

1

1

4

Упражнения на передачу движения и покоя

«Осень», «Дождики»

2

__

2

5

Выделение сюжетно-композиционного центра.

Иллюстрация к сказке «Колобок»

2

__

2

6

Передача симметрии и асимметрии

в композиции

«Иллюстрации стихов о природе»

4

__

4

7

Передача равновесия в композиции

Упражнения на равновесие в композиции

2

__

2

8

«Рисунок натюрморта»

(закрепление по предыдущему занятию)

2

__

2

9

Приемы выполнения композиции

«Волшебный мир красок»

«Радуга»

2

__

2

10

Контур, линия, симметрия

«Бабочка»

2

__

2

11

Рисование фигуры человека.

(основные пропорции человеческой фигуры; анфас, сзади, в профиль и в движении)


4



1



3


12

«Жесткий и мягкий»

(два противоположных персонажа, техника их выполнения)

«Пьеро» и «Арлекин»




4



__



4

13

Иллюстрация к русской народной сказке

(«Змей Горыныч», «Три царства» и др.)

Подведение итогов, итоговая работа.

6

1

5



















Учебно-тематическое планирование

на второй год обучения.


всего 70 часов

Задачи на второй год обучения:

- уметь выбирать размер листа, его расположение и размер изображений на листе в зависимости от композиционного замысла;

- элементарное изображение на рисунке пространства;

- учить использовать ритм как средство выразительности;

- эмоциональная отзывчивость.



Тема, содержание

Общее кол-во часов


теория


практ.

1

Композиция.

«С чего начинается картина»

1

1

__

2

Отношение художника к миру вещей.

Натюрморт как часть картины.

4

1

3

3

Натюрморт, графика.

«Школьный»


4

__

4

4

Пейзаж, как жанр композиции.

«Звуки осени»

4

1

3

5

В каждой картине есть главные герои.

Иллюстрации к русским народным сказкам.

2

__

2

6

Портрет.

«Я рисую свою маму»

2

__

2

7

Тематическое рисование.

«В детском саду»

4

__

4

8

Рисунок-иллюстрация

«Царевна-лягушка»

4

__

4

9

Рисуем сказочных животных по представлению.

4

__

4

10

Детские забавы зимой.

(два произведения)

4

__

4

11


«Снежинка»


2



__



2


12

Дед Мороз и Снегурочка.

2


__



2


13

«Я рисую солнце»

2

__

2

14

«Цветы маме»

2

__

2

15

Рисуем игрушки.

«Автомобили»

2

__

2

16

«Вини - Пух»

Иллюстрация сказочного персонажа.


6



__



6


17

Натюрморт из круглых предметов.

4


__



4


18

«Весенний ручеек»

4

__

4

19

Древний мир.

2

__

2

20

Мое будущее.

2

__

2

21


«Моя Родина»


4



__



4

22

Иллюстрируем сказки

(главные персонажи животные, растения, люди)

Контрольная работа.

6

1

5

23


Закрепление материала.

Подведение итогов.

«Что мы знаем о композиции?»


1



1



__





























Учебно-тематическое планирование

на третий год обучения


всего 70 часов



Задачи на третий год обучения:

В этот период осуществляется обучение умению видеть главное и второстепенное в композиции, их соотношение, умению выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать главное в композиции размером, расположением, цветом, а так же использовать силуэт и тоновой контраст как средства художественной выразительности в рисунке, развитие творческого воображения.



Тема, содержание

Общее кол-во часов


теория


практ.

1

Беседа о композиции в рисунке

Рисунок. «Вот и лето прошло»

4

1

3

2

Рисование осенних веток деревьев.

(клен, дуб, береза)

4

__

4

3

Инструменты и материалы художника.

Виды искусства и архитектуры.

2

2

__

4

Рисование с натуры аквариума

(куба, параллепипеда, шара)

4

1

3

5

Рисование сельского пейзажа.

4

__

4

6

Знакомство с интерьером.

(две зарисовки по три часа)

6

__

6

7

Жанры искусства.

Композиция бытового жанра.

4

2

2

8

Рисунок-иллюстрация

«Расскажи свою любимую сказку»

4

__

4

9

Натюрморт из двух предметов с

геометрическим телом.

(шар, конус или др.)

6

__

6

10

Исторический жанр.

Беседа о любви к Родине.

1

1

__

11

«Снежные долины…»

(иллюстрации стихотворений о зиме)


4



__



4


12

Рисование с натуры группы овощей.

(перец, огурец, помидор и др.)

4


__



4


13

Композиция в анималистическом жанре

2

__

2

14

Рисование насекомых

(бабочек, жуков, стрекоз)

4

__

4

15

Рисование домашних животных

2

__

2

16

«Весна пришла!!!»

(акварель)


4



__



4


17

Взаимосвязь видов искусства:

Литература, музыка, изобразительное искусство.

2


2



__


18

Рисование фруктов

на бело-голубом фоне

6

__

6

19

Закрепление материала.

Подведение итогов года.

Просмотр работ учащихся.

2

2

__




К концу обучения в 1 - 3 классах


Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания в области изобразительного искусства при решении практических задач;

- использовать разнообразные средства художественной выразительности;

- передавать в сюжетных работах смысловую связь элементов композиции;

-выражать свое отношение к изображаемому;

- в правильной последовательности вести работу над тематической композицией;

Учащиеся должны знать:

- какова роль разных видов искусства в жизни человека и общества;

- основные правила, приемы и средства композиции.





Основные задачи

по предмету станковой композиции для учащихся 4 - 7 классов обучающихся на отделении изобразительного искусства в ДШИ.





- постепенное овладение учащимися основами композиционного мышления;

- создание композиционных работ соответствующих профессиональному уровню, для осуществления возможности поступления в среднее художественное учебное заведение.




Учебно-тематическое планирование

на четвертый год обучения

всего 70 часов

Задачи на 4 год обучения:

- учить правильно, выбирать размер предмета по отношению к листу;

- визуально уравновешивать композицию на листе;

- уметь правильно использовать ритм, пятно в композиции.


Тема, содержание

Общее кол-во часов


теория


практ.

1

Беседа

«С чего начинается картина?»

Жанры в композиции.

(Кончаловский, Саврасов, Тропинин, Суриков, Верещагин)

2

2

__

2

1раздел. Тематические композиции на динамичную, статичную композицию.

Визуальная уравновешенность.

«Летний пейзаж»

Всего 25




4

3

22




4

3

«Песня света»

2

__

2

4

«Спорт и движение»

(«Выбор в пользу жизни»)

6

1

5

5

«Православная Русь»

4

__

4

6

«Святые заступники Руси»

6

2

4

7

«Осенний листопад»

2

__

2

8

Портрет. «Мамы добрые глаза»

2

__

2


9

2 раздел. Иллюстрирование литературных произведений, песен, былин и т.д.


Сказка «Двенадцать месяцев»



всего 20



8


3



1


17



7

10

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин

6

1

5

11

«Летучий корабль»

(иллюстрация сказки)


6



1



5


12

3 раздел. Осмысленная организация пятна и его конфигурации, образуемого средой вокруг главного предмета.

«Профессия»

всего10

5


1



1


9



4


13

«Победа в наших сердцах»


5


__


5

14







1)


2)


3)


4 раздел. Ритм в композиции.

- декоративной композиции;

- станковой композиции.

Линия как выразительное средство в композиции.


«Скорость»

«Танец весны»


«Музыка»


Всего 12





4

4

4

__





__

__

__

12





4

4

4

15


Подведение итогов. Просмотр работ учащихся.

1

1

__

Учебно-тематическое планирование

на пятый год обучения.


всего 70 часов


Основные задачи на 5 год обучения:

- учить пользоваться такими выразительными средствами, как силуэт, конфигурация пятна(3 или несколько взаимодействующих предметов);

- дать понятия о тональности и тональной пластики композиции, светотени как о средстве художественной выразительности;

- изучить эмоциональную характеристику цвета, цветовой контраст, цветовую гармонию;

- дать понятия о контрастах и их роли в композиции: размеры, форма, тональность, линия горизонта.


Тема, содержание

Общее кол-во часов


теория


практ.

1

Вводная беседа.

Повторение и закрепление пройденного материала, цели и задачи на 5 год обучения.

2

2

__

2

1 раздел. Тематические композиции на

взаимодействие предметов и конфигурацию пятна.

«На уроке»

всего 20



4

2



__

28



4

3

«Православная Русь»

5

1

4

4

«Выбор в пользу жизни»

(роль спорта в жизни человека)

4

__

4

5

«Святые заступники Руси»

5

1

4

6

«Первый снег»

2

__

2

7

2 раздел. Иллюстрирование произведений русского народного творчества.

«Добрыня и змей»

всего 20



5

2



1

18



4

8


«Никита Кожемяка»


4


__


4

9


«Илья Муромец и Соловей-разбойник»


4


__


4

10


«Царевна-лягушка»


7

1


6

11

3 раздел. Иллюстрирование библейских сюжетов.

«Благовещение»

всего 10


5

2


1

8


4


12


«Моисей»


5


1


4

13

3 раздел. Иллюстрирование литературных произведений. Упор на контрасты, эмоциональную характеристику цвета.

Ш. Перро «Золушка»



15



5


3



1


12



4

14


А.Грин «Алые паруса»



5


1


4

15


М.Твен «Приключения Тома Сойера»


5


1


4

16

Подведение итогов года. Закрепление пройденного материала.


2


2


__

17

Просмотр работ учащихся.


1

1


__

Учебно-тематическое планирование

на шестой год обучения.

всего 70 часов

Задачи 6 года обучения:

- обучение выбору сюжета, формата и организация сюжета на плоскости;

- изучение цветовых, тональных средств выражения для передачи настроения в пейзаже в нарастающей плоскости;

- дать знания о смысловом единстве действия и окружения;

- выполнять пейзажи и интерьеры;

- использовать элементы интерьера, как средства для создания сюжетной композиции.


Тема, содержание

Общее кол-во часов


теория


практ.

1

Вводная беседа.

Задачи на 6 год обучения,

повторение пройденного материала,

работа на закрепление.



1


1


__

2

1 раздел. Тематическая работа.


«Купание на реке»


всего 10


4

__


__

10


4

3


«Осенний вальс»


2

__


2

4


«Святые заступники Руси»


4


__


4

5

2 раздел. Пейзаж.

«Моя Родина»


всего 18


7

2


1

16


6

6


«Тайны природы»


6


__


6

7


«Сельский пейзаж»


5



__


5

8

3раздел. Абстрактная композиция.

«Сияние»


всего 18


4


1


__


17


4

9


«Иллюзия цвета»


4


__


4

10


«Фантастические видения»


6


1


5

11


«Неведомый мир»


4



__


4

12

4 раздел. Интерьер.

«Натюрморт в интерьере»


всего 20


4


2


__


18


4

13


«Пианист»


6


1


5

14


«Мир профессий»


6


1


5

15


«Танцовщица»


4



__


4

16

Подведение итогов года.

Просмотр работ учащихся.



1

1


1

1

__


__



Станковая композиция

Учебно-тематическое планирование

на 7 год обучения

всего 70 часов


задачи седьмого года обучения:

- изучить символику в композиции;

- изучить шрифт и его роль в композиции;

- выполнить экзаменационную работу с целью выявления

знаний, склонностей и способностей учащихся.


Тема, содержание

Общее кол-во часов


теория


практ.

1

Вводная беседа.

Задачи на 7 год обучения,

повторение пройденного материала.



1


1


__

2

1 раздел. Тематические задания по пройденному материалу.


«Ветер» (сила движения)


всего 20


4

__


__

20



4

3


«Православная Русь»


4

__


4

4


«Святые заступники Руси»


4


__


4

5


«Выбор в пользу жизни»


4


__


4

6


«Ритмы города»


4


__


4

7


2 раздел. Символика в композиции.


«Эмблема класса»



всего 12


4


__


__


12


4

8

«Герб семьи»

4

__

4



9


«Герб района или области»


4


__


4

10


3 раздел. Шрифт.

«Объявление»



всего 12


5


2


1


10


4

11


«Афиша»


7



1


6

12

4 раздел Экзаменационная работа.

Можно дать тему на выбор или определить тему: «Профессия», «Сказка», жанровая композиция и т.д.

Эскизы



всего 24






6


2




__


18





6

13


Работа на основе


18


__


18

14


Подведение итогов.

Просмотр работ учащихся.



1


1


__


К концу обучения на отделении

изобразительного искусства

учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания в области изобразительного искусства при решении практических задач;

- создавать художественный образ при выполнении тематических композиций;

- самостоятельно выбирать наиболее выразительный сюжет для композиции, передавать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему;

- передавать в творческих работах основной замысел композиции (идея, тема, сюжет);

- творчески использовать основные законы, правила, приемы и средства композиции;

- выделять композиционный центр;

- анализировать композиционные особенности произведений станковой живописи, графики;

- высказывать оценочные суждения о произведениях искусства;

- пользоваться справочной, специальной и художественной литературой по искусству, анализировать ее;

должны знать:

- какова специфическая роль художника в разных видах искусства;

- какова специфика образного языка, особенности исторического развития различных видов и жанров искусства, его основные стили и направления;

- в чем заключается значение народного искусства, как части культуры;

- основные законы, правила, приемы и средства композиции.

Рекомендуемая литература.



  1. Программа образовательных учреждений «Рисунок. Живопись. Композиция» Москва, 1995г.

  2. М. Сокольникова «Основы композиции», издательство «Титул», 2005г.

  3. Рисунок. Живопись. Композиция, хрестоматия Москва, 1990г.

  4. Н.Н. Волков «Цвет в живописи», Москва «Искусство», 1984г.

  5. М.Ф. Иваницкий «Школа изобразительного искусства» Москва «Изобразительное искусство», 1989г.

  6. А. Щипанов «Шрифт в клубной работе» Москва, 1965г.

  7. «Азбука русской живописи» Москва, 2007г.

  8. Энциклопедический словарь юного художника издательство «Педагогика», 1983г.

  9. М.А. Немировская «Акварель и рисунок» Москва «Изобразительное искусство» 1982г.


28

© 2010-2022