- Преподавателю
- Иностранные языки
- Методы постановки учебной проблемы как средство реализации системно - деятельностного подхода в обучении английскому языку
Методы постановки учебной проблемы как средство реализации системно - деятельностного подхода в обучении английскому языку
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сафонова А.А. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методы постановки учебной проблемы как средство реализации системно - деятельностного подхода в обучении английскому языку
Разработчик: учитель английского языка
МОУ СШ №70 г. Ярославля
Сафонова Александра Андреевна
По словам специалистов, образовательный стандарт второго поколения ставит перед обучением новые цели. Например, в начальной школе ребенка должны не только научить читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить ему две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач, поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, здесь говорится о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Другими словами, ученик должен иметь не только умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться.
Ключевые компетенции, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, включают в себя:
- обобщенные способы решения учебных задач (формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и организация данных, первичная интерпретация данных и презентация результатов);
- умения работать с разными источниками информации (учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой).
На основе многолетних отечественных исследований в проблемном обучении и психологии творчества была разработана технология проблемно - диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» нового знания. Эта технология универсальна, она может применяться на любом предметном содержании и любой ступени.
По словам Е.Л.Мельниковой, суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Результатом научного творчества являются новые знания о мире. Их производство - это процесс, включающий в себя постановку проблемы, поиск ее решения, выражение решения и реализацию продукта.
Говоря об учебной проблеме, необходимо заметить, что она существует в двух формах: как тема урока, и как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание.
Существуют три пути выхода к учебной проблеме:
- создание проблемной ситуации с последующим выходом на учебную проблему;
- подведение к теме;
- применение мотивирующих приемов.
Самый сложный, но и, наверное, самый эффективный из путей это создание проблемной ситуации. Е.Л.Мельникова утверждает, что проблемная ситуация действительно возникает тогда, когда у класса возникает эмоциональный отклик. И по реакции детей она делит проблемные ситуации на два типа: «с удивлением» и «с затруднением».
В основе проблемных ситуаций с удивлением лежит противоречие между двумя (или более) положениями или между житейскими представлениями учащихся и научным фактом.
Проблемная ситуация с затруднением возникает тогда, когда учитель сознательно дает невыполнимое задание или задание, с которым ученики до этого не сталкивались, не похожее на все предыдущие.
Для выхода из проблемной ситуации учитель использует побуждающий диалог, с помощью него ученики осознают противоречие и формулируют учебную проблему (см. таблица 1).
Таблица 1
Методы постановки учебной проблемы. Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приемы создания проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к формулированию проблемы
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.
-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?
Выбрать подходящее:
- Какой возникает вопрос?
- Какая будет тема урока?
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал
-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?
- Почему так получилось? Чего мы не знаем?
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Второй путь к учебной проблеме - подведение прямо к теме. В этом случае учитель так же работает методом диалога, только уже подводящего. Он представляет собой цепочку посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.
Сообщение темы с мотивирующим приемом - это самый простой метод постановки учебной проблемы. Учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов: «яркое пятно» или «актуальность». Прием «яркое пятно» заключается в предъявлении классу интригующего материала, связанного с темой урока. А прием «актуальность» заключается в обнаружении смысла, значимости темы для самих учащихся.
Фрагменты уроков с применением технологии проблемного обучения
С применением технологии проблемного диалога мною разработаны следующие фрагменты уроков.
Фрагмент урока №1.
4 класс, Spotlight «Английский в фокусе» (В.Эванс, Дж.Дули и др.), создание проблемной ситуации приемом 1 (с удивлением).
Постановка проблемы
Анализ
Учитель
Ученик
- предъявление противоречивых фактов
- побуждение к осознанию противоречия
- побуждение к проблеме
- доска
- Посмотрите на слова на доске. Я вам их прочитаю, а вы следите за произношением. (Читает слова, по-разному произнося окончания глаголов)
- Что вас удивило? Что интересного вы заметили?
- Значит, какая у нас сегодня тема урока?
(фиксирует тему урока на доске)
- (Слушают произношение слов: stopped, closed, visited, opened, watched и т.д., испытывают удивление)
- Все глаголы стоят в прошедшем времени, но окончание читается по разному: звонко, глухо.
- Произношение окончания -ed в глаголах прошедшего времени.
Поиск решения
Подводящий от проблемы диалог
- Выделите основу слов
- Обратите внимание, на какие звуки оканчиваются слова?
- Сформулируйте правило чтения окончания -ed у глаголов прошедшего времени.
- Сверьте вашу формулировку с правилом в учебнике.
- Значит какой будет тема нашего следующего урока?
- stop, close, visit…
- На звонкие и глухие согласные, на гласные, на шипящие звуки.
-Если глагол оканчивается на глухой звук - окончание читается глухо [t], если на гласный звук или звонкий согласный, то звонко [d], если на шипящий или свистящий звук, то [id].
- Все правильно. Так произносится окончание у правильных глаголов.
- Образование прошедшего времени у неправильных глаголов.
Фрагмент урока №2.
3 класс, Spotlight «Английский в фокусе» (В.Эванс, Дж.Дули и др.), создание проблемной ситуации приемом 3 (с удивлением).
Постановка проблемы
Анализ
Учитель
Ученик
- обнажить житейское представление учащихся вопросом или заданием «на ошибку»
- Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью
- Что такое синонимы?
- Назовите английские синонимы слова «много».
- Составьте с ними словосочетания, используя слова по теме «Продукты» (учитель обращает внимание детей на плакат с изображением продуктов питания)
- Посмотрите, как это задание выполнено в учебнике.
Как вы сначала выполнили задание? А как на самом деле? Какая же возникает проблема? Чего мы не знаем?
- На какой вопрос мы попробуем ответить сегодня?
- Слова сходные по значению.
- many, much
- Much apples, many bread, much eggs…
- Нам неизвестны условия выбора слов many, much в словосочетании с существительными, т. е. мы не знаем, от чего это зависит.
- Когда нужно употреблять many, а когда much.
Поиск решения
Побуждающий диалог
- Итак, какие есть гипотезы? С какими словами мы будем употреблять many, а с какими much?
- Посмотрите на два столбика словосочетаний на доске (открывает запись на доске, которую раньше ученики не могли увидеть). Они помогут вам открыть правило. Как вы думаете, чем эти слова схожи, а чем отличаются?
-Так, есть еще идеи?
- Сформулируйте правило употребления many/much с существительными.
- (выдвигают ошибочные гипотезы или молчат)
(видят два столбика словосочетаний, в первом исчисляемые существительные со словом many, во втором неисчисляемые со словом much)
- Это все существительные.
- В первом столбике все существительные имеют множественное число, их можно посчитать.
Во втором столбике слова нельзя посчитать, они неисчисляемые.
- (Проговаривают правило)
Фрагмент урока №3.
5 класс, Spotlight 5 «Английский в фокусе 5» (В.Эванс, Дж.Дули и др.), создание проблемной ситуации приемом 5 (с затруднением)
Постановка проблемы
Анализ
учитель
ученик
- учитель дает задание, с которым ученики до настоящего времени не сталкивались. Ученики испытывают затруднение.
- Побуждение к проблеме
- Вы видите числительные на доске. А что мы можем с помощью этих числительных передать?
- Скажите по-английски, который сейчас час?
- в чем затруднение?
- Значит какая будет тема урока?
- Год, дату, количество…
(выдвигают ошибочные гипотезы или молчат)
- Мы не знаем как правильно использовать числа, чтобы сказать, который сейчас час. Мы этого не проходили.
- Который час?
В своей практической деятельности я нередко применяю технологию проблемного диалога на уроках «открытия» нового знания или во время выполнения проектных работ. Я считаю, проблемный диалог воспитывает в учащихся смелость, активность, инициативность, формирует внутреннюю мотивацию, воспитывает толерантную личность.
Список использованной литературы:
1. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2009
2. Ейгер Г.В., Рапопорт И.А. Проблемные задачи в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. - 1992 - №5-6
3. Ильина Т.А. Проблемное обучение - понятие и содержание // Вестник высшей школы. - 1976. - № 2
4. Мельникова Е. Л. Технология проблемно-диалогического обучения.// «Образовательная система «Школа 2100».Вып. 7. - М.: Баласс. 2003
5. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика.//Образовательная система «Школа 2100 - качественное образование для всех»: Сб. материалов. - М.; Баласс, 2006
6. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя М., 2006