Опыт работы по теме Мотивация деятельности учащихся на уроке английского языка и создание условий для её развития

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Лузы Кировской области



Мотивация деятельности учащихся на уроке английского языка и создание условий для её развития





Зубова Нелли Борисовна,

учитель английского языка


















План:

  1. Введение.

  2. Мотивация деятельности учащихся на уроке английского языка

    1. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке

    2. Работа в группах как мотивация

    3. Дискуссия как мотивация

    4. Мотивация в неподготовленной речи

    5. Мотивация в личностно-ориентированном подходе

    6. Мотивация игровым методом

7. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка

  1. Заключение.

  2. Библиографический список

Введение.

Безусловно, каждый предмет школьного обучения играет свою роль в образовании и воспитании молодежи, в формировании личности современного россиянина. Однако иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет - на особом счету. Он обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом.

Однако специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является сформированное к нему негативное, субъективное отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овладению предмету. Часто учителя иностранных языков сетуют на то, что к концу первого года обучения желание изучать язык постепенно уменьшается.

Как же сделать так, чтобы при первой же встрече с трудностями желание заниматься языком не угасало, а, наоборот, росло? Я считаю, что нашла правильный путь в решении данной проблемы; все ответы нужно искать в самом ученике, а именно - в мотивационной сфере личности ученика. Ведь мотив - это основа всей человеческой деятельности, в том числе и учебы. И от умелого использования знаний о мотивах во многом и зависит успех урока. Задача учителя заключается в том, чтобы, изучив механизмы управления мотивами, стимулами ученика, грамотно использовать их для достижения высокой успешности по своему предмету.

Иностранный язык, действительно, требует работы - ежедневной и систематической. Он требует работы, которая мотивирована. Ученик должен знать, ради чего он это делает, должен иметь четко поставленную конкретную цель изучения иностранного. Цель может состоять в том, чтобы, например, овладеть английским языком и уметь читать У. Шекспира в подлиннике, или быть в состоянии самостоятельно разобраться в технической документации дисплейной техники, которой он увлекается, или уметь грамотно переписываться с зарубежными сверстниками. Таким образом, учитель постепенно, целенаправленно, с помощью различных методов и приемов, подводит детей к выводу о том, что изучение иностранного языка жизненно важно, то есть он формирует у них устойчивую мотивацию учения.

Проблеме мотивов и мотивации посвящено большое количество монографий отечественных (В.П. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова) и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). На сегодняшний день отсутствует системный подход к рассмотрению процесса мотивации, взгляды на сущность мотива у психологов расходятся: за мотив принимают какой-то конкретный психологический феномен. Так, например, в одних работах мотив рассматривается как потребность (побудитель действий, деятельности человека), в других - мотив как цель, в третьих - мотив как устойчивые характеристики личности (характерно для западных психологов). В термин "мотивация" также разные авторы вкладывают свой смысл.

Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении иностранному языку - это мотивация учащихся. Подтверждение этой мысли и интересные рекомендации можно найти в работах по проблеме мотивации Теплова Б.М., Леонтьева А.Н., Кузовлева В.П., Пассова Е.И. и многих других.

Согласно А.К. Марковой, мотив - направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, а мотивация учения - это сложная сфера детерминации поведения школьника.

Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение).

Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что им познаётся и усваивается. Его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность, т.е. необходим мотив.

Иначе говоря, мотив это опредмеченная потребность, но предметы этой потребности могут быть разными. Например, у одного ученика в качестве предмета потребности выступают иноязычные знания, а у другого обещанная за хорошие оценки награда. В зависимости от связи мотивов с содержанием выполняемой деятельности различаются внешние и внутренние мотивы. В первом случае мотив, который побуждает ученика к деятельности, внутренний и по отношению к своей личности, и по отношению к учёбе. Во втором случае, когда ученик учится за награды, по отношению к личности мотив внутренний. А по отношению к учебной деятельности он внешний. Внешние мотивы, лежащие вне учебной деятельности, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими близкими, представлениями об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры, к получению образования. Отрицательные мотивы вызываются угрозой, наказанием, выговором, порицанием, плохой оценкой, осознанием своего неравноправного положения среди своих сверстников. В качестве отрицательного мотива можно рассматривать и авторитарную форму обращения учителя с учеником, его сухой и повелительный тон.

В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать всё новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой лёгкостью справляется с трудностями.

Актуальность данной проблемы, обусловленная поиском путей пополнения средств обучения иностранному языку на основе пересмотра компонентов СО с целью их оптимизации в целом.

Цель нашего исследования: рассмотреть различные виды методов мотивации обучения английскому языку учащихся и выявить педагогические условия, обеспечивающие эту эффективность.

Объект исследования мотивация обучения английскому языку.

Предмет исследования использования методов стимулирующих мотивацию обучения английскому языку в школе.

Анализ психолого-педагогической литературы, практической методики обучения иностранному языку, определённые цели, объекта и предмета исследования позволили сформулировать следующую гипотезу: Усвоение языкового и речевого материала по английскому языку учащимися будет наиболее успешным при создании условий:

- разработке и реализации активных методов обучения английскому языку для более успешного изучения школьниками языкового и речевого материала на начальном этапе обучения английского языка.

- овладение школьниками опытом самостоятельной, разносторонне значимой для них деятельностью.


На уроках английского языка, учитывая психолого-возрастные особенности детей 5-7-х классов, главным образом, акцентируя на следующих мотивах учения:

1) учебно-познавательные мотивы (усвоение способов добывания знаний, интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний);

2) широкие познавательные мотивы (интерес к новым занимательным фактам, к ключевым идеям);

3) узкие социальные (порционные) мотивы (потребность в общении, эмоционально окрашенном взаимодействии).

Обобщив опыт работы по проблеме формирования мотивации учения у учащихся на уроках английского языка. Вывод, что уроки основаны на следующих психолого-педагогических принципах:

1. "Не навреди" - принцип антропоцентричности (персонализированное обучение, направленность обучения на личность каждого ученика, создание ситуации успеха, маленьких побед даже у слабоуспевающих учеников).

2. "Услышь меня" - принцип диалогизации учебного процесса (право каждого ученика на ответ, использование учебного диалога на уроках).

3. "Открой мой мир" - принцип разностороннего развития личности ученика (погружение в эмоционально обогащенную среду: мини-инсценировки, полилоги на уроке, пословицы и поговорки, стихотворения английских авторов в качестве фонетико-лексической разминки, инсценировка сказок и пьес на общешкольных мероприятиях, письма на английском языке сверстникам за рубежом (по почте и через Интернет), мини-сочинения, проекты, творческие работы, презентации).

4. "Озадачь" - принцип наглядности обучения (практически на каждом уроке прослушивание учебных аудио-текстов, песни известных групп, аудиозаписи английских народных стихов, сказок и легенд, художественные и учебные фильмы, мультфильмы на английском языке (видео- и DVD-носители, возможности интерактивной доски SMART BOARD).

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке

"Если есть труд - значит, будет и успех!"

Образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как развитость разнообразных способностей системного характера. Высокая степень их продуктивности, предполагает моделирование такой системы образования, в которой главенствующую роль должна занимать не традиционная трансляция знаний, умений, ценностей, норм поведения и т. д., а создание условий для максимально возможной адаптации и развития каждой личности в школе. Конечная цель - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Одна из основных потребностей человека - потребность в познании себя, других и мира в целом. Поэтому необходимо вооружить школьника знаниями, накопленными человечеством в разных областях жизни. Чем больше выпускник учебного заведения будет знать, тем лучше он будет подготовлен к жизни и труду в обществе. Обучение ведет не только к развитию ума, но и к развитию внутреннего мира личности ребенка, воспитанию его характера и мировоззрения.

Ребенка можно сравнить с нераспустившимся цветком. Он развивается по своим природным законам. Для его полноценного развития и созревания необходимы плодородная почва (благоприятная учебная среда) и защита от негативных внешних воздействий. У растения главное - корень, у ребенка - душа. Учитель должен помочь раскрыться его душе для эмоционального, духовно-нравственного восприятия мира. Ребенку нужны не абстрактные знания, а практические, необходимые для участия в реальной жизни и профессиональном труде. Учить надо "естественно": создать специальную "учебную среду", которая даст возможность ребенку наиболее полно раскрыть таящиеся в нем природные силы и возможности. В "учебной среде" и происходит обучение детей, полностью отвечающее их потребностям, интересам и стремлениям.

Задачу в современном обществе я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы научить детей умению учиться. Функция учителя - содействие дарованиям, самостоятельности и инициативе школьников. А при организации образовательного процесса учитывать общие принципы: гибкая форма организации обучения, учитывающая потребности, интересы, способности детей, возможность выбора занятий (особенно для старшеклассников); приоритет групповой и индивидуальной форм работы;

например: При выполнении речевого упражнения «Снежный ком» учащиеся должны обратиться к своему лексическому запасу. На доске пишется короткое предложение, например: The girl is reading. Задание: увеличь это предложение до максимально возможного, каждый раз, при повторении добавляя одно слово.

Образец:

  • The girl is reading.

  • The beautiful girl is reading. Etc.

Речевое упражнение «Сочини из имени короткую историю» также служит формированию коммуникативных навыков. Учащиеся пишут в тетради свое имя печатными буквами в столбик и на каждую букву придумывают слово (в основном существительные и глаголы), затем с этими словами сочиняют коротенькую историю (2-3 предложения).

Вместо имени можно дать название текущего месяца (November) или дня недели, тогда буквы у всех будут одинаковые, а слова и истории у всех разные.

Образец:

Mann

Amerika

Reisen

Indien

Nicht

Anna

Вариант истории: Anna und ihr Mann reisen nicht nur nach Amerika, sondern nach Indien.

наличие разнообразных материалов для самостоятельной практической работы; самоуправление; опора на существующий уровень развития ребенка и представление условий для его роста. Учитель играет здесь роль советчика, опытного помощника, координатора общей деятельности. Его функции - стимулировать познавательные интересы школьников, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности. Учитель вместе с коллегами, родителями учащихся, самими детьми организует специальную учебную среду, которая стимулирует естественные потребности детей в приобретении новых знаний, в творчестве, в общении со сверстниками и педагогами. Учебный процесс ориентируется на индивидуальный ход развития каждого учащегося. В такой организации образовательного процесса особое значение приобретает развитие мотивации учащихся, их ответственности по отношению к собственному обучению. Соревнование в процессе обучения между соучениками заменяется кооперацией, сотрудничеством. К ребенку нужно относиться как к личности, признавая права детей на собственное мнение, на самореализацию, учитываются их индивидуальные потребности и интересы.

Практический аспект решения проблемы соотношения обучения и развития предполагает использование концепций развивающего обучения: необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся. Такое обучение способно изменить ход развития ребенка, развитие психических функций может ускорено в специально организованной коллективной учебной деятельности, развитие психики школьника в деятельности и коллективе ведет к развитию его личности. Данное направление основывается на понятиях Выготского Л.С. - "зона актуального развития" (достигнутый уровень своего развития ребенком) и "зона ближайшего развития" (расстояние между уровнем его актуального развития и уровнем возможного развития).

В качестве ведущих принципов обучения рассматриваются принципы самостоятельной активности и осознанности познания, поэтому в массовой практике должны использоваться активные формы и методы обучения. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.

Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.

Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.

Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.

Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.

Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками.

Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.

Вовлечь каждого в дискуссию довольно сложно. Далеко не каждый сможет сказать что-то необыкновенное или новое, но каждый может внимательно слушать и выразить свое согласие или несогласие с тем, что было сказано до него. При организации в классе дискуссий можно предложить учащимся держать в руках какой-то предмет и передавать его тому, кто должен говорить следующим. Это тоже своеобразная игра, которая приучает высказываться всех, так как по условиям игры нельзя передать предмет, ничего не сказав.

Например:

В результате обсуждения учащиеся должны прийти к общему решению по вопросу. Привожу пример обсуждения важности изучения тех или иных школьных предметов.

Teacher: We have to decide which subject we think is the most important and which is the least important. What do you think, Katya?

Katya: The most important? Hmm. I think it's maths.

Boris: Why maths?

Katya: You see, Boris, you need maths when you buy things, pay bills, count your money, and things like that.

Petya: Hmm. True, I agree. Maths is important, but in my opinion, a good knowledge of your own language is the most important.

Lisa: The most important? Why, Petya?

Petya: Well, you need it to express yourself clearly to get a good job and communicate with people. What do you think, Sveta?

Sveta: It seems to me that history and science are the most important. I think history helps us learn about past mistakes and science helps make our lives better.

Lisa: Yes, yes. Now I'm going to agree with Petya. I think a knowledge of your own language is the most important, particulary reading and writing.

Sveta and Petya: Yes. Right.

Dasha: Also we should study Information Technolodgy properly. Computers are everywhere. People can't do without them nowadays.

Boris: Whell, I'm sure all these subjects are important to study. But, what subject isn't important?

Dima: From my point of view, it's music. I don't really need music to live.

Sveta: I'm afraid you are wrong. Can we imagine our life without it? И т.д.

Эвристический метод обучения в школе. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: "мозговой штурм", "мозговая атака", брейнсторминг, ТРИЗ и др.

Пример:

Прием развития умения неподготовленной речи для формирования речевого навыка: соревнования на составление рассказов в старших классах. Для его проведения необходимо количество карточек, превышающее количество участников в два раза. На каждой карточке - название темы и обязательное начало высказывания, например:

  1. Pets. They are our true friends. I would like to have…

  2. Parents. You cannot choose your parents…

  3. Clothes. I like to wear jeans but sometimes…

  4. Animals. I hate going to the Zoo where animals are in cages…

  5. Sports. If a lot of people were not lazy…

  6. Chewing gum. I like chewing gum but some people thing…

Класс делится на две команды, представители команд выходят к столу по одному и берут карточки. Взявший карточку должен без подготовки в течение минуты говорить на заданную тему, начав с написанного в карточке. Не сумевший выдержать данное условие, получает штрафное очко. Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков.

Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.

Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие - наличие мотивации учащихся.

Технология "обучения в диалоге". Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: "Подвергай все сомнению" для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.

В рамках личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку я применяю такое вопросно-ответное упражнение: После прочтения или прослушивания рассказа учащимся предлагается ответить на серию вопросов с целью проверки понимания текста. Вместо того чтобы отвечать на вопросы в последовательности, навязанной им учителем, школьники получают список вопросов и задание самим выбрать тот, на который они вначале хотели бы ответить. Это позволяет каждому обучаемому выбрать для себя те вопросы, которые им интересны и посильны. Такой прием работы со списком вопросов позволяет увеличивать число участвующих в работе и скорость выполнения задания.

Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).

Например:

При прохождении темы в «Don't learn English!» Lesson 1, unit 4, 8 класс, Кауфман можно нетрадиционно перейти к уроку, объявив: «Тема сегодняшнего урока Не учите английский! Если в конце урока вы будете не согласны с этим названием, то уберите не».

Таким образом, для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке прослеживаются некоторые общие подходы:

совершенствование системы усвоения учащимися базовых знаний, умений и навыков; активизация теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей школьников; развитие критического мышления в процессе обучения; развитие мотивации к учению, познавательных интересов учащихся; стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности;

на своих уроках: я заинтересовываю ребят, чтобы они все работали таким приемом:

Опыт работы по теме Мотивация деятельности учащихся на уроке английского языка и создание условий для её развития

организация кооперирования, сотрудничества учащихся при решении определенной задачи; использование разнообразных форм учебной работы; организация учебно-поисковой деятельности, различных форм самостоятельной работы учащихся; допускается обучение учащихся в разном темпе и усвоение ими разного объема знаний; проведение развивающих учебных игр; организация тренинговых занятий: коммуникативные тренинги, тренинги по развитию памяти, внимания, мышления, креативности применение компьютерных технологий в учебном процессе.

Мой открытый урок 6 декабря 2010 года в 7 классе по учебнику Кауфман был полностью проведен с мультимедийной поддержкой, что способствовало усилению мотивации учащихся. Диск с разработкой урока прилагается к данному реферату.

Общая идея такова: с учетом разных начальных условий для каждого конкретного ребенка, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Найти и создать эти условия - задача каждого педагога.

Игровые методы как средство активизации познавательной активности на уроках английского языка

It's more than a game. It's an institution.

Thomas Hughes (1822-1896)

Формирование мотивов важно начинать уже с младшего школьного возраста, когда английский язык преподается в игровой форме. Психологические наблюдения показывают, что при наличии у ребенка устойчивых мотивов учения возрастает успешность учебной деятельности, легче усваивается учебный материал, выше становится сознательность процесса учения, лучше концентрируются внимание учащихся, возрастает их работоспособность.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра - особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если подросток при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра прежде всего - увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - овсе это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

- Созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Цель - проанализировать возможности использования игровых методов как средства активизации познавательной активности подростков на уроках английского языка.

Я провожу на уроках различные игры по теме «Если бы предметы умели разговаривать». Сущность таких игр в том, что предметы, как и люди, таят в себе много интереснейшей информации.

Рассказ от имени предмета (Writing as an object from a given category).

Прошу учащихся назвать предметы, которые являются источником света, например: candle, bulb, fire, fire-place, torch и т.д. Предлагаю представить себя одним из этих предметов и кратко описать себя.

Например:

I am a candle.

I begin life very tall and end up as nothing.

My head is lit and I produce a flame.

I burn down slowly.

In some countries I am put on a Christmas tree.

I am old-fashioned and very fashionable.

Ученики в группах по три-четыре человека составляют аналогичные рассказы о других источниках света. Например: I am a light bulb - I was invented by Edison… В менее подготовленных классах даю учащимся ключевые слова. Затем один из учеников читает вслух рассказ, созданный группой.

Используем и другие категории предметов: одежду, бытовую технику, музыкальные инструменты, продукты, мебель и д.р.

Эти упражнения направлены на тренировку формы Present Simple Passive.

Ожившая комната (Live classroom).

Учитель просит учащихся назвать неодушевленные предметы, которые есть в классе, и записать их название на доске. Учащиеся работают в группах по четыре - пять человек. Каждая группа выбирает один из предметов, записанных на доске. Они представляют, что эти предметы могут рассказать об учениках и учителе, работающих в этом классе. Вот примерный план такого рассказа:

- what each object can see from its place;

- good things about the class;

- bad things about the class.

Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.

Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи.

Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия.

Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего их значение, для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного подростка.

Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению.

Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам.

Упражнение по развитию устной речи учащихся, причем каждое упражнение обеспечивается игровым мотивом: дети всегда знают, Что (цель) и Для Чего (мотив) они что-то делают.

Пример:

Чтобы дети научились употреблять речевой образец "My dog can run", учитель может взять в руки игрушку и сказать: "My dog can run. Repeat this after me all together." Это задание не содержит мотива, а значит, нет и деятельности, есть лишь формально выполняемая операция, которая ничего не прибавляет к развитию личности ребенка и к формированию у него способности самостоятельно строить высказывания.

Предлагаю сделать это по-другому. Учитель раздает каждому ребенку по игрушке: "Olya, take a cat! Katya, take a frog! Etc." и предлагает детям следующую речевую задачку: «Злой волшебник заколдовал ваших любимых зверей. Чтобы их расколдовать (это мотив), нужно сказать, что они умеют делать (это цель речевого действия). Сначала скажет Том (кукла): My dog can run.»

Olya: My cat can jump.

Katya: My frog can swim, etc.

Такого рода задачи исключают монотонность тренировки и обеспечивают активность каждого ребенка. При общей задаче для всех и едином речевом образце, каждый выражает свое коммуникативное намерение (свою мысль), а это всегда интересно.

Правила-инструкции к упражнениям должны быть функциональными и тогда дети будут повторять, и подставлять слова в образец не механически, а решать определенную коммуникативную задачу, в которой всегда есть мотив и цель. Например:

Teacher: Лесная фея вернет наших зверей (мотив), если мы расскажем, что они умеют делать (цель). Сначала расскажет Алиса (кукла, с помощью которой вы задаете образец).

Alice: My tiger can run.

P1: My cat can jump.

P2: My dog can swim.

Таким образом, речевой образец и коммуникативная задача - одни для всех, а коммуникативное намерение каждый ребенок выражает свое, в данном случае, рассказывая о своем питомце.

Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами.

Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми.

Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотив, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.

Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показывают, что отношение подростков к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отношением к учащимся.

В подростковом и юношеском возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи. В учении формируется общие интеллектуальные способности, особенно понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

Вывод:

1.В педагогической и психологической литературе хорошо изучена проблема использования игровых методов как средства стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка. Изучением этой проблемы занимались: Беспалько В.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н, Гросс К., и др.

2.Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка: I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами; II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности; III группа - игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими; IV группа игр - строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых; V группа игр, интеллектуальных игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.

3. При использовании игровых методов в обучении подростков необходима связь игры с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха.

Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка

В процессе обучения учащиеся должны овладеть иностранным языком как средством общения и уметь им пользоваться в устной форме. Устная форма включает понимание звучащей речи на слух-аудирование и выражение своих мыслей на английском языке - говорение. Аудирование, говорение, чтение - это виды речевой деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся для осуществления общения в устной форме.

Коммуникативная направленность определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по английскому языку. Обычно начинают обучать говорению с основ, то есть со становления произносительных навыков, формирования лексических и грамматических навыков, навыков аудирования. Для того чтобы речь была речью по сути, а не только по форме, надо помнить о том, что в основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, то есть намерение говорящего участвовать в общении.

Источники создания мотивации (по классификации В.П. Гурвича).

Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.

Мотивация успеха - если предмет "удается", то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранным языкам значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.

Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.

Эстетическая мотивация - многие методисты высказывают мысль о том, что учащиеся должны изучать иностранный язык не только потому, что им нужно знать язык, а потому что изучение языка - удовольствие.

Инструментальная мотивация - исходя из работы мозга, темперамента каждый ученик имеет свои любимые формы и виды работ. Учет инструментальной мотивации состоит в том, чтобы дать возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.

Виды речевой деятельности можно классифицировать на:

высказывания несамостоятельные как по форме, так и по содержанию (повторение слов)

высказывания самостоятельные по содержанию ( клише)

высказывания самостоятельные по форме, несамостоятельные по содержанию (пересказ, реферирование)

высказывания самостоятельные по форме и по содержанию, то есть те случаи, когда учащиеся находят объект для говорения и высказывания о нем.

Для того чтобы развивать устную речь необходимо создавать определенные условия - это знание темы, владение соответствующим языковым материалом, понимание ситуации и наличие стимула для высказывания. Материал для развития устной речи должен усваиваться до степени полной автоматизации во всех его употребительных формах. Далее при обучении говорению очень важно учитывать соотношения его важнейших форм монолога, диалога и полилога. Эти формы сосуществуют и переходят одна в другую. Монолог выстраивает один человек, во всех случаях говорящий является автором своего высказывания. Диалоги различают стандартные и свободные. Стандартные диалоги обслуживают типовые ситуации (кассир-покупатель, врач-больной), свободные диалоги бывают следующих типов (интервью, расспрос, беседа). Весьма распространенным вариантом диалога является полилог. Наиболее подходящим приемом развития полилога являются различные формы драм, включая ролевые игры.

Групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учить объективно, оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе. Для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными и доступными являются такие формы работы, как драматизация и ролевая игра. Еще одной формой группового общения близкой к подлинному общению является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные интересы для учащихся вопросы. Используются коллективные формы работы, парные, групповые, проектные формы работы, где успех каждого материализуется в успехе всей группы.

Таким образом, какие бы приемы не использовались для формирования и развития устной речи, зависит не только и даже не столько от объема лексического материала, сколько от моментов психологических. Поэтому необходимо помочь учащимся преодолеть этот барьер, после чего начнется развиваться речевая деятельность.

У нас есть объективные и потенциальные возможности, чтобы при целенаправленной работе над формированием речевой деятельности учащихся на изучаемом иностранном языке успешно решать задачи, поставленные в программе курса в области устной речи.

Как поддерживается и развивается мотивация учебной деятельности школьников, (положительные социальные мотивы, узко личностные мотивы, познавательный интерес).

Деятельность побуждается совокупностью мотивов. М.В. Матюхина

приводит следующую классификацию мотивов (Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.- М., 1984):

I. Мотивы, связанные с учебной деятельностью:

а) с содержанием учения (когда ученик хочет овладеть речевыми

навыками и умениями);

б) с процессом учения (стремление к преодолению

препятствий; стремление рассуждать);

II. Мотивы, лежащие вне учебной деятельности:

а) широкие социальные мотивы (мотив долга, ответственности перед

родителями, учителями; мотив самосовершенствования: например,

желание получить хорошее образование);

б) узколичные мотивы (стремление быть первым, стремление занять достойное место среди товарищей);

в) отрицательные (стремление избежать неприятностей - со стороны

родителей, учителей.

Мильман В.Э. разработал структуру учебных мотивов:

1. Внутренние мотивы, предполагающие собственно развитие в процессе

учения, связанные с совершенствованием личных характеристик:

• действие вместе с другими и для других;

• познание нового, неизвестного.

2. Не полностью внутренние мотивы, но полезные и

естественные в учебном процессе:

• понимание необходимости учения для жизни;

• процесс учения как возможность обучения;

• похвала от значимых лиц.

3. Не полностью внешние - учеба как вынужденное или привычное

поведение:

• учеба ради лидерства, престижа, стремление оказаться в центре внимания:

4. Ярко выраженные внешние мотивы:

• учеба ради материального вознаграждения;

• избегание неудач.

Для развития личности желателен больший удельный вес внутренних мотивов, а две промежуточные группы между чисто внутренними и чисто внешними мотивами являются средствами для их превращения во внутренние мотивы. Сдвиг мотива на цель учения - это механизм формирования личности.

Мотивация учащихся снижается при неискренней похвале учителя, его чрезмерном внимании или игнорировании отдельного ученика, получении неправдоподобно завышенной или заниженной оценки, получении только материального поощрения.

Что касается мотивации на уроках иностранного языка, то здесь важно отметить, что в качестве внутреннего мотива в речевой деятельности выступает познавательно-коммуникативная потребность учащегося, "нашедшая" себя в предмете этой деятельности - ее смысловом, предметном содержании. Согласно теории Л.Н. Леонтьева, потребность, "находя" себя в предмете деятельности, становится ее внутренним. Таким образом, внутренний мотив входит в саму структуру, строение деятельности, определяя и направляя ее. В связи с этим перед учителем, прежде всего задача создания, поддержания и повышения внутренней мотивированности обучения речевой деятельности на иностранном языке.

Выполнение этой задачи предполагает создание ситуации, стимулирующей возникновение и развитие коммуникативно-познавательной потребности учащегося высказать или принять мысль на изучаемом языке с какой-то определенной целью, например, научиться общаться, познакомиться с культурой, историей народа и т.д. Исходя из этого, можно сказать, что на данном уроке мотивация поддерживалась и развивалась за счет интересного учащимся тематического содержания урока, ситуаций общения, относительной свободы, «скрытого» контроля, смены обстановки, атмосферы непринужденности, за счет постановки коммуникативно-познавательных задач, предполагающих личную заинтересованность каждого ученика.

Как осуществляется оценка деятельности учащихся па уроке. Воспитательное значение оценки.

Воспитательное значение оценки в стимулировании и направлении учебно- познавательной деятельности учащихся. Функции оценки состоят: а) в информировании о состоянии знаний ученика, об уровне их соответствия

требованиям, предъявляемым программой

б) в информировании ученика об его успехе или неуспехе

в) в выражении общего мнения учителя о данном ученике (Ананьев Б.Г.

Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. - М., 1980).

Л.И. Божович отмечает, что с позиции ученика оценка может выступать мотивом учебной деятельности, и этот мотив может воплощать в себе:

• потребность в одобрении учителя,

• потребность быть на уровне своей самооценки,

• стремление завоевать авторитет товарищей,

• желание облегчить себе последующую деятельность (например, поиск хорошей работы).

Учитывая то, что устная оценка должна быть по мере возможности положительной, на данном уроке используется преимущественно положительная оценка "That's right!", "Thank you very much!", "Good! ( e.t.c). Однако отметка может быть частично компенсирована или дополнена вербальной оценкой (комментарием), выражающей эмоциональное, эмпатийное отношение учителя.

Учителю следует позволять ученикам не соглашаться со своей оценкой, оспаривать ее.

В психологии выделяются также индивидуальные и групповые нормы оценки.

Учителя, пользующиеся групповыми нормами, рассматривают достижения отдельного ученика в сравнении с существующим уровнем достижений класса.

Другие учителя используют при оценке учащихся индивидуальные нормы. Для них важен личностный рост ученика. Необходимо соблюдать большую осторожность, сравнивая детей между собой. Психологи отмечают, что можно сравнивать между собой только детей с одинаковыми способностями, но достигших разных успехов из-за разного отношения к учебе (Грабал В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии.-1987.-№1).

В конце урока подводится итог работы и оценивание учащихся. Критериями оценивания на данном уроке являлись: полнота, грамматическая и фонетическая правильность высказываний, активность работы на уроке.

Учитывая возраст и уровень учащихся, на данном уроке следует дифференцированно подходить к оценке. Поощрение любой инициативы, а не постановка в жесткие рамки мотивирует к работе, в которой дети проявляют свое творчество, реализуют свои способности. На данном уроке (учитывая примерно одинаковый уровень обученности класса) было решено в конце урока поставить отличные отметки, прокомментировав, что учащиеся получают их за активность, фантазию и т. д., и чтобы не отбить у учащихся охоту к подобного рода мероприятиям в дальнейшем.

Заключение.

Отмечу, что формирование мотивации учения у школьников - процесс длительный, требующий целенаправленной, долгой и систематической работы со стороны учителя и учащихся.

В заключение хочется сказать, что впереди много нового и неизученного, новые методики исследования, эксперименты, но то, что я иду в верном направлении для меня бесспорно.

Влюбить ученика в свой предмет, помочь ему осознать собственный смысл в изучении английского языка - вот моя главная задача на сегодняшний день.


Библиографический список:


  1. Журнал «Иностранные языки в школе», статья «некоторые приемы развития умения неподготовленной речи» стр.17, №7, 2004г.

  2. Журнал «Иностранные языки в школе», статья «Организация начального этапа урока иностранного языка», стр.25, №8, 2007 г.

  3. Журнал «Иностранные языки в школе», статья «Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся», стр.19, №1, 2005г.

  4. Журнал «Иностранные языки в школе», статья «Особенности организации устного вводного курса по английскому языку», стр.56, №5, 2004 г.

  5. Журнал «Иностранные языки в школе», статья «Если бы предложения умели разговаривать», стр.43, №8, 2005г.

  6. Журнал «Иностранные языки в школе», статья «Личностно ориентированный подход в обучении ин. языкам в классах с неоднородным составом обучаемых», стр.35, №1, 2007г.

  7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2004.

  8. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. М.: Наука. 2004 г. 185 с.

  9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000г. Наука. 157с.

  10. Егорова Н.А. Нетрадиционные формы урока, один из способов повышения интереса к предмету // Иностранные языки в школе. - 1999. № 6. - с. 23 - 26.

  11. Колкер Л.М., Устинова Е.С. Практическая Методика обучения иностранному языку: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264с. - С. 70 - 117.

22

© 2010-2022