• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Статья Реализация принципа учета возрастных особенностей при обучении чтению иноязычного текста как средства опосредованного общения

Статья Реализация принципа учета возрастных особенностей при обучении чтению иноязычного текста как средства опосредованного общения

В статье «Реализация принципа учета возрастных особенностей при обучении чтению иноязычного текста как средства опосредованного общения» приводятся некоторые эффективные приемы и упражнения для обучения чтению, проверенные на практике. Приложение содержит отдельные тексты для обучения чтению младших школьников.
Раздел Иностранные языки
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация принципа учета возрастных особенностей при обучении чтению иноязычного текста как средства опосредованного общения


(из опыта работы учителя английского языка В.В.Харитоновой,

МАОУ «Гимназия №4 имени братьев Каменских» г.Перми»)


В наше время все возрастающего обмена информацией между различными странами большое место в жизни человека начинает занимать чтение на иностранном языке. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности является самым необходимым для большинства людей. Каждодневную возможность общаться с иностранцами устно имеют сравнительно немногие, возможность читать иностранную литературу, газеты, журналы - практически все. Все это требует соответствующих навыков и умений, которые, как известно, сами по себе не формируются. Поэтому неудивительно, что одной из основных задач обучения иностранному языку в школе является обучение чтению на нем.

Согласно психологии, обучение должно строиться на основе данных возрастной психологии о резервах возраста, ориентируясь на «завтрашний день развития». И только при учете возрастных и индивидуальных особенностей учебная деятельность формирует личность обучающегося, развивает сферу детерминации его поведения (ценности, мотивы, цели и т.д.). Обучение чтению на иностранном языке также должно опираться на психологические закономерности овладения этим процессом речевой деятельности с учетом возрастных особенностей.

Младший школьный возраст знаменуется введением учащихся в учебную деятельность, овладение всеми ее компонентами. Учебная деятельность здесь понимается как специфическая деятельность по усвоению собственно теоретических научных понятий, итогом которой является развитие познавательного интереса, способности к духовной деятельности. Важно помнить, что основной формой, в рамках которой осуществляется эта деятельность, является игра.

На начальном этапе обучения чтению младший школьник знакомится с буквами нового для него алфавита. А новое, как известно, притягивает... Для поддержания интереса младшего школьника необходимо устранить трудность узнавания букв нового алфавита, для чего используется наборный алфавит, а также карточки с напечатанными буквами алфавита, с помощью которых осуществляется упражнение в опознавании отдельных букв. Например, демонстрируется образ определенной буквы на карточке, ученики отыскивают среди своих карточек идентичную показываемой; или буква называется, а ученики отыскивают ее среди букв, изображенных на карточках; или буква демонстрируется, а учащиеся называют ее. В дальнейшем практикуется складывание из букв наборного алфавита знакомых слов, которые включают искомую букву.

Общеизвестно, что одним из условий овладения чтением на иностранном языке является прочность связи, возникающей между буквой и звуком... В связи с этим предлагаются следующие упражнения: в назывании букв и произношении соответствующих им звуков («Назови данную букву и произнеси звук, который она дает»); сортировка слов по буквенному составу с последующим их прочтением («Выбери из ряда английских слов те, на конце которых имеется буква «е» и прочитайте их», «Подсчитайте количество букв и количество звуков в слове, прочтите слово вслух», «Разложите карточки со словами в зависимости от чтения указанной буквы», «Назовите слово по буквам, запишите его и прочтите» и т.д.) В дальнейшем для закрепления буквенно-звуковых связей можно диктовать учащимся совершенно незнакомые слова, которые они потом прочитывают.

На начальном этапе обучения чтению очень важно развивать произносительные навыки на разных уровнях (отдельного звука, слога, слова, синтагмы, фразы, текста), а также развитие техники чтения вслух. В это же время можно начать практиковать такое эффективное упражнение как чтение предложений с постепенным наращиванием его частей, начиная с двухсложных словосочетаний.

Как показала практика, положительную роль играет следующее упражнение - заучивание отдельных фраз, стихов и т.д. и последующее чтение их. Психологическая целесообразность очевидна, так как внимание читающего направлено только на зрительно воспринимаемый материал (артикуляция уже отработана и не требует произвольного внимания читающего).

На начальном этапе обучения чтению учащимся, в силу ограниченности лексического запаса и грамматических знаний, предлагаются очень несложные тексты. С ростом знаний и навыков предлагаются тексты, содержание которых имеет познавательную ценность и воспитательное значение. (Смотри приложение).

Для учеников младшего школьного возраста интерес представляют явления объективной действительности (животные - наши друзья, наши увлечения, игры, игрушки, герои любимых сказок и т.д.) Хорошо, если в текстах присутствует большое количество интернациональных слов, так как их легко узнать и понять при чтении, а это способствует развитию догадки и закрепляет буквенно-звуковые соответствия.

По возможности уже на начальном этапе обучения чтению необходимо использовать речевые образцы и тексты со смысловыми глаголами (а не только с глаголом «быть»), так как это позволяет расширить коммуникативные возможности урока.

Для активизации мыслительной деятельности при чтении и интереса к пониманию используются посильные проблемные задания: отгадывание, подстановка, выбор фактов из текста; анализ, вывод: определение последовательности действий: сравнение.

В качестве контроля понимания прочитанного используются следующие действия:

а) выбор картинки, совершение действия учащимися;

б) частичный перевод;

в) выбрать из текста предложения, подтверждающих ту или иную мысль.

Учитывая все вышеизложенное, акцентируем еще раз, что для успешного овладения чтением тексты для чтения должны соответствовать личностным интересам учащихся конкретного возраста. Так, для подростков характерным является значительное расширение и углубление познавательных интересов, которые часто начинают выходить за рамки школьной программы. При этом, широта интересов подростка может повлечь за собой их разбросанность, так как любознательность подростка не всегда организована. А поскольку доминирует разброс, то это самый пластичный период и в это время легче всего определять склонности, предпочтения личности.

Подросток испытывает потребность самоутверждения, личностной самореализации. В частности, подросток желает высказаться и быть услышанным. Подросток более чутко и сознательно, чем младший школьник, относится к общественному мнению коллектива. И именно в этом возрасте ребенок особенно сильно ощущает принадлежность к той или иной группе сверстников.

Учитывая рост познавательной активности и потребность подростка в получении интересующей его информации, а также стремление подростка к групповому общению, представляется логичным обратиться к чтению, так как чтение является опосредованной формой общения, и иноязычный текст может быть одним из важных источников удовлетворения познавательных потребностей подростка. Чтение на иностранном языке можно также использовать как средство обучения личностно-ориентированному общению, т.е. такому обучению, которое основано на интересе человека к человеку, на доброжелательном отношении собеседников. Подросткам свойственно личностное общение.

Известно, что наиболее успешным является чтение тех текстов, информация которых имеет для учащихся личностно-значимый характер, т.е. отвечает доминирующему внутреннему мотиву учения - мотиву познавательного интереса.

При организации личностно-ориентированного чтения в качестве основы для обучения общению существуют две возможности его использования: одна из них кроется в содержании учебного материала, а другая в формировании заданий, мотивирующих общение.

Какого же содержания должны быть тексты для чтения подростком? Любимые книги подростка те, в которых много действия, захватывающая фабула, борьба, приключения.

Своеобразие подростка проявляется и в том, как он читает, в частности художественную литературу. Интересуясь только фабулой, он нередко склонен пропускать описания, рассуждения, которые ему кажутся скучными и замедляющими темп развертываемого действия. Вместе с тем подросток нередко чувствует потребность каким-либо образом воплотить прочитанное в жизнь или хотя бы мысленно поставить себя на место любимых героев.

Таким образом, подросток получает интересующую его информацию и затем с помощью учителя производит ее переработку, совершая логически последовательный переход от непосредственного понимания содержания текста к его (проблемному) обсуждению и преломлению этих проблем на личность самого подростка в процессе коллективного взаимодействия.

Вначале учащимся предлагаются упражнения на ориентировку в прочитанном аутентичном тексте. Например,

  1. Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.

  2. Используя материал текста, ответьте на вопросы.

  3. Прочтите план текста и скажите, достаточно ли полно он передает содержание текста.

  4. Расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте.

  5. Прочтите вслух предложения, которые поясняют название (рассказа).

  6. Выразите главную мысль текста, объясните его заглавие.

  7. Ответьте на проблемные вопросы по прочитанному тексту.

  8. Используя факты из текста, расскажите о ...

  9. Составьте описание ..., о котором идет речь в тексте.

Далее следуют упражнения на интерпретацию прочитанного. Например,

  1. Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что ... Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения.

  2. Просмотрите текст еще раз, ответьте на вопрос о том, достаточно ли полно автор освещает проблему, поставленную в тексте.

  3. Просмотрите текст, выделите предложения или абзацы, характеризующие время действия, эпоху.

  4. Охарактеризуйте своими словами персонажей (время действия).

  5. Скажите, опираясь на характеристику персонажа в тексте, что в его внешности вызывает у вас симпатию (антипатию) и почему.

  6. Опровергните мнение о том, что...

  7. Прочтите текст (абзац) и скажите, что подразумевается автором под...

  8. Выразите свое отношение к прочитанному.

Затем предлагаются упражнения на преломление проблем текста на личность учащегося. Например,

  1. Прочтите текст и выделите то новое, что вы узнали из него.

  2. Прокомментируйте часть рассказа, которая вам показалась наиболее интересной.

  3. Скажите, расширяет ли данная информация ваше понимание освещаемого в тексте вопроса.

На заключительном этапе работы над текстом, учащимся предлагается исследовать ситуацию и найти психологически самый подходящий выход из нее.

По окончании работы над целой темой неплохо предложить учащимся «проектные» задания.

Думается, что использование текста в качестве основы для обучения личностно-ориентированному общению помогает подросткам удовлетворить их познавательные потребности и потребность в (личностно-ориентированном) общении.


Использованная литература

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Москва, «Логос», 2000

  2. Маслыко Е.А. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск, «Вышэйшая школа», 1997

Приложение

Тексты для чтения на начальном этапе обучения

Задания на отгадывание.

What is this? It is in the classroom. It is big and black. It is on the wall. (A blackboard)

I am black and red and blue. I am in the pencil-box. (A pencil)

Задания на подстановку.

Прочитайте текст. Заполните пропуски словами так, чтобы у вас получилось описание вашего класса.

This is a classroom. The classroom is ... (size). The blackboard is ... (colour). It is ... (where). The desks are not ... (colour). They are ... (colour). This is a bookcase. It is ... (size).

Это письмо написал Незнайка. Он все перепутал. Расставь все в правильном порядке.

Это ... Neznaika. I like to write letters. I... writing a letter now. My friend ... Znaika. Now he ... drawing a picture. We ... good pupils.

Задания, предполагающие выбор фактов из текста.

Прочитайте предложения и выберите другу подарок.

This is a bag. It is big. It is black. It is not nice.

This is a cat. The cat is small. It is white. It is nice.

This is a pen. It is long. It is blue and red. It is a fine pen.

Прочитайте предложения и выберите те из них, содержание которых относится к вашему товарищу (Выпишите их).

I have a friend. Her name is ... . She is a pupil. She is not tall. Her face is round. Her eyes are blue.

I have a friend. His name is ... и т.д.

Задания, требующие анализа, вывода.

Прочитайте предложения и скажите, какие предметы вы подарите ребятам (о которых говорится в предложениях.) (на доске изображены зубная щетка, самолет, дудочка, мыло.)

Pete doesn't clean his teeth.

Tom wants to be a pilot.

Ann likes music.

Mike does not wash his face.

Прочитайте предложения и оденьте куклу по сезону. (На рисунках представлены предметы одежды.)

It is winter. It is very cold. It is snowing. The girl is going to school.

It is summer. It is warm. The children are going to the forest.

It is the first of May. The children are having a holiday.

Прочитайте предложения и сложите вещи в портфель. (На столе разложены учебники, тетради и другие школьные принадлежности).

This is my bag. I have three books in it. I have four exercise-books in it too. There is a pencil-box and a nice picture in my bag.

Задания, требующие определения последовательности фактов.

Это письмо написал Незнайка. Он все перепутал. Прочитайте предложения в нужной последовательности.

Dear Znaika! Good-bye. We go to bed at 11 o'clock. We are blowing a balloon. We are busy. We get up at 7 o'clock.

Задания, требующие определения причины и следствия.

Прочитайте текст и ответьте по-русски на вопрос: Why is Ann's mother tired every day?

Ann's mother is a doctor but she does a lot of housework too. She cooks breakfast, dinner and supper. Then she washes up. She cleans the flat. She washes Ann's clothes. In the evening she is tired. Why? Is your mother tired too?

Прочитайте предложения в первой колонке и найдите объяснение во второй.

Bob is often ill. He is lazy.

Nick is often tired. He has a birthday.

Pete is happy today. He is ill.

Tom is absent today. He works a lot.

Steve is not a good pupil. He doesn't like sport.

Прочитайте предложения и заполните таблицу

Название животного Кличка Величина Цвет

This is my cat. Its name is Murka. It is small. Murka is grey.

This is Ann`s dog. Its name is Rex. Rex is big. It is black.

This is Pete`s squirrel. Its name is Tommy. Tommy is not big. It is red.

Задания, требующие оценки фактов, изложенных в тексте.

Прочитайте текст и скажите, согласны ли вы с тем, что говорится в нем о коте Базилио.

Bazilio is a cat. It is black. It has a big green eye. It is a nice cat. You like it. It is a good friend.

Прочитайте текст и скажите, нравятся ли вам герои этих сказок.

This is Buratino. He has a father. He has many friends. He always helps his friends.

This is Winnie-the-Pooh. He is small and funny. He likes songs.

Тексты-инструкции.

Если вы внимательно прочитаете текст, то сможете найти предмет, спрятанный учителем.

The teacher has a pen. It is black. Go to the table. Take the book. The pen is under the book.

This is a ball. It is green. Go to the table. Take the box. The ball is in the box.

Задания, требующие сравнения.

Прочитайте текст и скажите, что в нем не соответствует тому, что изображено на рисунке. (На рисунке: семья за столом обедает.)

It is 8 o'clock. Ann and her grandmother are having breakfast. They are drinking milk. Ann's cat is sitting on the table. It is having breakfast too. It is not drinking milk. It does not like milk.

Прочитайте текст и скажите, все ли в вашем распорядке дня совпадает с тем, что делает Том.

Every day Tom gets up at 10 o'clock. He has his breakfast and goes to his friends. They watch TV and play chess. Then they go for a walk. Tom comes home at 9 o'clock.

© 2010-2022