Статья Формирование экологической культуры на уроках английского языка

Важность формирования экологической культуры у обучающихся доказывает сама жизнь. Сегодня нет необходимости доказывать кому-либо, что от нашего отношения к окружающей среде зависит не только наша жизнь, но и существование всего человечества. Формирование экологических знаний, суждений, понятий, убеждений, формирование чувств, воспитание активной жизненной позиции и формирование правильного поведения по отношению к природе – эти цели и задачи очень важны, и я считаю, что они должны реализовыватьс...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Ишмуратова Ч. М., учитель английского языка

МБОУ «Шыгырданская СОШ имени профессора Э.З. Феизова» Батыревского района Чувашской Республики, [email protected]

Важность формирования экологической культуры у обучающихся доказывает сама жизнь. Сегодня нет необходимости доказывать кому-либо, что от нашего отношения к окружающей среде зависит не только наша жизнь, но и существование всего человечества. Формирование экологических знаний, суждений, понятий, убеждений, формирование чувств, воспитание активной жизненной позиции и формирование правильного поведения по отношению к природе - эти цели и задачи очень важны, и я считаю, что они должны реализовываться каждым учителем на любом уроке. Экологическое образование должно быть основным направлением в общеобразовательной системе.
На протяжении трех лет я работаю в этом направлении. Нельзя сказать, что интерес к этой теме возник случайно. Как классный руководитель я уделяю большой внимание экологическому воспитанию своих учеников. Мои воспитанники - участники многих экологических мероприятий различного уровня. Ежегодно учащиеся моего класса принимают участие в различных республиканских эколого- исследовательских операциях, акциях, таких как «Грачи прилетели», «Посади дерево», «Дни наблюдения птиц» и т.д.
Экологическое воспитание, формирование экологической культуры у обучающихся - важная составляющая моей учебной и внеклассной работы. Она имеет экологически научную, просветительскую, пропагандистскую и практическую направленность. Я работаю в тесном сотрудничестве с учителем экологии нашей школы. Экология изучается самостоятельным предметом в рамках регионального компонента. По отношению к английскому языку этот предмет носит интегрированный характер. Помимо образовательных стандартов по иностранному языку, утвержденных программ и курсов, в своей работе я руководствуюсь программой экологического образования и воспитания. В рамках учебного предмета «Английский язык» кроме учебных задач я способствую воспитанию активной жизненной позиции школьников, формированию нравственного поведения, развитию волевых качеств учеников, развитию интереса к предмету, воспитанию духовности, любви к своей республике, стране. Если мы обратимся к экологическому образованию, то мы можем проследить, что оно преследует те же цели. Обучение английскому языку и экологии базируется на одних и тех же принципах: связь обучения с жизнью, творческая активность, наглядность, систематичность, научность и идейность. Я работаю по УМК М.З Биболетова «Enjoy English», который предусматривает изучение некоторых экологических тем на уроках английского языка. Одна и та же экологическая тема изучается и на экологии, и на английском языке, причем, иногда на английском языке она изучается с опережением. Безусловно, это изучение более поверхностное, чем на уроке экологии, учащиеся получают лишь основные сведения по теме, учатся анализировать, обобщать, делать выводы, рассуждать, учатся работать с источниками информации. Если тема уже изучалась на уроках экологии, учащиеся совершенствуют свои знания.
Учитывая единство целей, связь с экологическим образованием, его важность на современном этапе развития общества, я широко использую экологический материал на уроках английского языка. В этом направлении выполняются различные экологические проекты, краеведческие проекты, основанные в основном на местном материале, ученики пишут сочинения, письма в поддержку того или иного исчезающего вида растительного или животного мира, выполняют творческие работы. На уроках проводятся экологические минутки, ученикам предлагаются экологические тексты.
В федеральных государственных образовательных стандартах особо отмечается, что предлагаемые учащимся тексты должны быть тесно связаны с жизнью и носить учебно-воспитательный характер. Использование экологических текстов на уроке английского языка позволяет мне достичь как практических (формирование и совершенствование навыков и умений чтения, говорения, аудирования, письма, перевода), так и образовательных и развивающих целей: развитие интеллекта учащихся, памяти, расширение их кругозора, развитие логического мышления, умения анализировать. При выборе экологических текстов я учитываю уровень обученности школьников, их возрастные особенности. Тексты, которые я предлагаю учащимся, носят различный характер: изучающие тексты, просмотровые, поисковые, ознакомительные. УМК Биболетовой предлагает хорошие тематические тексты о защите окружающей среды. Помимо этого УМК, я использую материалы журнала «Иностранные языки в школе», и Интернет.
Не менее эффективны на уроках английского языка экологические минутки в виде загадок, рифмовок или обычных логических цепочек. Кроме того, что они повышают интерес к изучению английского языка, совершенствуют определенные умения учащихся, они также воспитывают бережное отношение к окружающей среде. Во время экологических минуток я использую наглядность.

Примеры использования экологических минуток

5 класс: На доске вывешивается листок любого дерева или цветка и учащиеся должны сказать, какое из предложенных прилагательных лишнее.
6 класс: Какие продукты являются здоровой пищей?
Mushrooms, sausage, honey, cucumbers, sweets, onion, apples, carrots, sugar
7 класс: Сделать надписи к рисункам или соединить надписи и рисунки

  • Do not pick wild flowers.

  • Do not frighten animals.

  • Feed birds and help them.

  • Plant trees and flowers.

  • Do not harm plants.

8 класс: Где могут быть написаны следующие выражения и что они значат?

  • No smoking.

  • Keep of the grass.

  • Take your litter home.

  • Protect wildlife plants and trees.

  • SOS

Или
Что не является чрезвычайным природным явлением?
Tornado, sandstorm, earthquake, landslide, canyon
Целью формирования экологической культуры у обучающихся на уроках английского языка я широко применяю экологические проекты.
Экологические проекты, которые я предлагаю учащимся, являются пропагандой экологических знаний, способствуют экологическому просвещению учащихся.
Эффективность экологических проектов на уроке английского языка кроме решения учебных задач, заключается в том, что они обеспечивают у школьников психологическую готовность к природоохранительным действиям. Учащимся предоставляется возможность выразить свои собственные идеи в удобной для них форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, брошюр, инструкций по применению. Они могут выступить в роли журналиста, освещающего экологические катастрофы, корреспондента, ведущего репортаж с места, где произошло чрезвычайное природное явление, менеджера ресторана, предлагающего своим клиентам меню из экологически чистых продуктов, менеджера по рекламе, гида, предлагающего посетить экологически чистый район. Это способствует творческому развитию учащихся, развивает у них интерес к изучению английского языка. Кроме этого, учащимся дается возможность самоопределиться как личность, так как у них вырабатываются волевые качества: целеустремленность, настойчивость, принципиальность.
В рабочую программу по английскому языку помимо предложенных УМК проектов, я вношу дополнительные проекты и мини-проекты, основанные на местном материале. Они выполняются одним учеником или группой учеников в зависимости от темы, наполняемости класса, вида работы и уровня подготовки учащихся. Темы проектов учащимся предлагаются чаще всего в начале изучения учебной темы или раздела, поэтому учащиеся в ходе обучения, помимо изучения лексики и грамматики по предмету, накапливают материал для проекта, продумывают его форму, содержание и определяются с группой, если это необходимо. Мини-проекты выполняются одним учеником, как домашнее задание по предмету. Форма проектов и мини-проектов разная. Это - постеры, коллажи, доклады, инструкции, брошюры, статьи, путеводители, законопроекты.
Я считаю, что особо важны экологические проекты, основанные на основе местного материала. Мои ученики работали над проектами «Добро пожаловать в село Шыгырдан!», «Мы за них в ответе», «Моя малая родина», «Моя Родина - Россия», «Экологические проблемы моего села и пути их решения». Эти проекты были представлены на конкурсах. Нами собран богатый материал. Это говорит о том, что интерес у учащихся и к предмету английского языка, и к проблеме защиты окружающей среды вырос. Ученики уже сами предлагают темы для обсуждения, ищут возможности реализовать себя. Например, в этом учебном году мы всем классом собираемся принять участие в республиканском конкурсе «СЕМЬ ШАГОВ К ПРИРОДЕ», который проводиться Государственным заповедник «Присурский» и Национальным парк «Чаваш вармане». Конкурс организован с целью экологического просвещения учащихся и формирования их активной жизненной позиции по отношению к охране окружающей среды, популяризации сведений об особо охраняемых природных территориях в сети Интернет.
Преподнесенные должным образом и к тому же на английском языке, экологические сведения очень важны. Я считаю, задача учителя английского языка не только научить ребенка говорить на английском языке, понимать английский язык, читать, писать, но и уметь применить знания, полученные на уроке в реальной жизни. Экологические знания нужны для жизни, от них зависит наша будущая жизнь, здоровье и благополучие. Мы, учителя, должны, прежде всего, готовить детей к жизни, научить их жить в мире с природой и самим собой.

Использованная литература

  • Материалы журнала «Иностранные языки в школе»

  • УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English».

© 2010-2022