Статья Проектирование основ формирования функциональной грамотности в области чтения на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектирование основ формирования функциональной грамотности в области чтения на уроках английского языка


Соотнесенность представляемого инновационного опыта с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области образования, его востребованность в реальной педагогической практике обусловлена необходимостью «поиска инновационных методов решения социально-стратегических задач, стоящих перед обществом» [6; 35].

Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование основ смыслового чтения, предоставляющего учащимся «знание и доступ к когнитивным процессам, которые им понадобятся для успешного решения проблем» в дальнейшей жизни [12, 65].

В стенограмме заседания Правительства РФ от 11.10.2012. по утверждению государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» отмечается, что «наиболее распространенные системы международного тестирования качества образования1 оценивают в том числе «умение читать и понимать тексты, а также функциональную грамотность школьников, т.е. умение применять знания во внеучебных ситуациях» [7; 16], «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней» [10, 4].

Поэтому не случайно, в новых ФГОС особое внимание уделяется необходимости усиления в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения такой междисциплинарной учебной программы как ««Основы смыслового чтения и работа с текстом» [1], в рамках реализации которой, по-нашему мнению, особое внимание необходимо уделить развитию функциональной грамотности.

Однако, не секрет, что в своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными проблемами и затруднениями обучающихся при работе с текстом, а именно: уч-ся не знают значений многих слов; не умеют читать диаграммы; не умеют озаглавить текст; не понимают смысла написанного; не могут выделить ключевые слова; не в состоянии сформулировать вопрос; не могут выбрать способ решения задачи; не умеют актуализировать наличные умения; не могут перенести знания и умения из одной области на другую; часто подменяют задание на более привычное, знакомое.

Таким образом, анализ педагогической теории с потребностями педагогической практики позволили выявить существующие в образовательном процессе средней школы противоречия, подчеркивающие актуальность данного опыта:

- между требованиями, предъявляемыми к подготовке выпускника школы современной концепцией среднего образования, и практикой обучения, сложившейся в рамках знаниевой образовательной парадигмы;

- между потребностью общества в выпускнике с высоким уровнем функциональной грамотности и её недостаточным уровнем у учащихся старшего звена;

- между возможностями дисциплины «Английский язык» и недостаточной разработанностью форм, методов, средств их использования в целях создания условий формирования функциональной грамотности.

Указанные противоречия определили проблему: какие педагогические условия будут способствовать формированию функциональной грамотности в области чтения в процессе изучения английского языка?

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы опыта «Развитие функциональной грамотности в области чтения на уроках английского языка».

Внедрение опыта направляется гипотезой о том, что положительная динамика сформированности функциональной грамотности в области чтения у уч-ся 9 класса будет обеспечена при определенных педагогических условиях (содержательных, технологических, организационных), а именно:

1) нацеленность на развитие способности решать типовые учебные задачи, а также задачи на базе практико-ориентированных знаний;

2) направленность на использование современных образовательных технологий;

3) применение новых форм оценивания учебных достижений уч-ся.

Цель и задачи

Итак, сегодня обучение чтению «не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью» [10, 10].

Таким образом, целью представляемого инновационного опыта является создание совокупности условий (содержательных, технологических, организационных), способствующих развитию функциональной грамотности школьников в области чтения.

Для реализации поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

1) конкретизировать содержание понятия «функциональная грамотность ученика 9 класса в области чтения»;

2) выявить возможности предмета «Английский язык» для формирования функциональной грамотности в области чтения (определить систему учебных действий (универсальных и специфичных), необходимых для успешного выполнения учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваиваются в процессе формирования функциональной грамотности в области чтения в 9 классе);

3) описать организацию работы по формированию функциональной грамотности в области чтения:

3.1. определить методический инструментарий формирования функциональной грамотности в области чтения;

3.2. определить формы взаимодействия субъектов учебного процесса в части развития функциональной грамотности в области чтения;

3.3. разработать критерии оценки функциональной грамотности в области чтения;

3.4. подобрать адекватные учебные задачи, направленные на диагностику уровня функциональной грамотности в области чтения у обучающихся 9 класса.

Направленность опыта


Основные направления (линии) развития учащихся 9 классов в рамках изучения предмета «Английский язык»:
1. Овладение функциональной грамотностью в области чтения.
2. Обучение полноценной и правильной читательской деятельности через
- расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем языка;
- овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;
- овладение орфографией и пунктуацией;

- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
- приобретение и систематизацию знаний о языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых навыков и умений.

Социальная направленность опыта


с точки зрения оценки эффективности педагогического опыта по формированию и развитию функциональной грамотности в области чтения


Направленность опыта с точки зрения оценки эффективности педагогического опыта по формированию и развитию функциональной грамотности в области чтения может быть оценена:

1)в части поиска информации и понимание прочитанного;

2) в части преобразования и интерпретации информации;

3)в части оценки информации;

с точки зрения оценки эффективности формирования личностных и предметных результатов

Однако, направленность опыта, по мнению автора, может быть оценена также с точки зрения оценки эффективности формирования

а) личностных результатов (повышение мотивации к изучению ИЯ и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»);

б) предметных результатов (определяется по уровню сформированности результатов в коммуникативной сфере в области чтения, что подтверждается рейтингом успешности уч-ся в предметных олимпиадах, научных конференциях, конкурсах.

с точки зрения направленности опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся

Обеспечению паритета образования и здоровья обучающихся способствуют организация нескольких видов учебной деятельности, использование различных видов преподавания, использование методов работы, способствующих активизации учащихся, стимуляции мотивации учащихся.

с точки зрения возможности профессиональной самореализации педагога

Автор опыта солидарен с выводами И.Б.Сенновского о том, что сегодня учитель должен выполнять функцию конструирования траектории и осуществления индивидуального развития каждого школьника … такая деятельность учителя предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетентности … . [9]. Сегодня, как говорит Е.Е.Волкова [2; 209], «на рынок труда учитель выставляет свой высокий профессионализм, в основе которого - доскональное знание педагогических технологий». С этих позиций так очевидны тезисы В.Э.Штейнберга о том, что учитель «нуждается в специальной подготовке по формированию инновационно-технологической компетентности» [11; 15] и Н.Н.Паранчерна о том, что моделирование авторской педагогической технологии составляет новый этап в профессиональном росте учителя, путь к его творческому саморазвитию [8; 81-82].

Опираясь на классификацию основных педагогических компетенций Е.Е.Волковой [2; 207], считаю, что участие в реализации данного опыта дает педагогу возможность формировать такие профессиональные компетентности как:

1) методическую (умение конкретизировать общедидактические закономерности обучения и воспитания средствами учебных дисциплин для данной дисциплины и данного контингента уч-ся; знание и владение методами, методическими приемами и средствами обучения данной дисциплине для конкретного содержания и этапа учебного процесса и др.);

2) технологическую (знания и умения проектировочной деятельности, обеспечивающей технологическое видение содержания обучения, учебного процесса и его результатов, а также изменения, которые должны произойти в личности ученика в образовательном процессе).

Отличительная особенность инновационного опыта


Внедрение опыта в соответствии с ведущим лингводидактичнескими принципами обучения иностранному языку:

1) Принцип коммуникативности:

- использование правил-инструкций для обучения лексике и грамматике;

- использование ситуаций общения, близких и значимых для уч-ся;

2) Принцип комплексности:

- взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности и форм речи (устной и письменной);

- усвоение отдельных аспектов языка через работу с текстом.

Обучение строится в логике функционально-коммуникативного подхода, что обеспечивает формирование не только и не столько языковых и речевых знаний, умений и навыков, но коммуникативных, этнокультуроведческих и страноведческих знаний.

Теоретическую концепцию представляемого опыта составляют положения, которые продуцируются новой образовательной парадигмой и достижениями психолого-педагогической науки, а именно:

1) В учебном процессе основным «рабочим полем» является поле деятельности ученика (различные взаимодействующие виды самостоятельной УД уч-ся) в силу признания положения Л.С.Выготского, согласно которому, развитие детей и подростков в обучении основано на языке действий, «встроенных» в ту или иную культуру, при этом, «…основной и самой общей деятельностью человека, … , является сигнификация, т. е. создание и употребление знаков» [3].

2) Одним из эффективных путей обучения учащихся деятельности в учебном процессе является формирование приемов УД, владение которыми:

а) вырабатывает и совершенствует умение самостоятельно учиться;

б) повышает уровень решения учебных и языковых задач, тем самым влияя на качество знаний по предмету;

в) дает возможность для решения таких задач, как осуществление межпредметных связей на уровне видов деятельности, для активизации, интенсификации и уровневой дифференциации УД;

г) изменяет общий стиль умственной деятельности уч-ся.

Исходя из вышеизложенных допущений, мы, вслед за О.Б.Епишевой, делаем вывод, что необходимыми условиями совершенствования методической системы обучения по предмету «Иностранный язык» являются:

1) деятельностный подход («от ученика») во всех его компонентах [4]:

а) проектирование учителем идеальной траектории деятельности ученика в учебном процессе с помощью перевода заданных извне целей образования, содержания обучения, процессов овладения уч-ся самостоятельной УД и процессами саморазвития на язык действий уч-ся;

б) деятельность учителя в учебном процессе требует совмещения поля деятельности учителя с полем УД уч-ся так, чтобы каждый ее элемент был поставлен в условия саморазвития, адекватного саморазвитию ученика в УД;

2) формирование приемов УД.

Педагогическая целесообразность


Целесообразность данного опыта, на мой взгляд, в том, что использование определенных приемов по формированию функциональной грамотности обеспечивает:

1) возможность поддержания интереса и мотивации учащихся;

2) вариативность объема учебного материала;

3) возможность работы в разноуровневом классе, организации дифференцированного обучения с учетом различных индивидуальных типов мышления и учебных стилей учащихся;

4) овладевание уч-ся УД (в т.ч. самостоятельной) в единстве мотивационно-смыслового и содержательно-операционного (система ведущих знаний и способов учебно-познавательной деятельности) и волевого (готовность к преодолению познавательных затруднений) компонентов;

Научная новизна опыта заключается в том, что:

- выявлено содержание функциональной грамотности уч-ся 9 классов в области чтения в процессе изучения английского языка;

- определены педагогические условия формирования функциональной грамотности (организационные, содержательные и технологические).

Ссылки на источники

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 454 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019043-5.

2.Волкова Е.Е. Компетентностный подход к обечению математике учащихся профильной школы в контексте педагогической технологии [Текст]: учебное пособие / Е.Е.Волкова. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. - 248с., 15,5 п.л. - Библиогр.: с.5. - 500 экз. - ISBN 978-5-9961-01-63-4.

3.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С.Выготский. - М., 1982-1984. - Т.4.

4.Епишева О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02: Москва, 1999. - 460 c. РГБ ОД, 71:00-13/228-5.

5.Ливанов Д.В. Стенограмма заседания Правительства России от 11 октября 2012 года // Вестник образования № 21 (ноябрь 2012) - М.: Просвещение, 2012.

6. Панфилова, Е.И. / Прагматика профессионального образования в контексте решения социально-экономических задач / Е.И.Панфилова // Мировая экономика и социум: от кризиса до кризиса [Текст]: материалы международной научно-практической конференции, Саратов, 15 сентября 2009. - в 3-х частях. - ч.3. / Отв. ред. Л.А.Тягунова. - Саратов: ИЦ «Наука», 2009. - 327 с., 20, 43 п.л. - Библиогр.: с. 35-36. - 200 экз. - ISBN 978-5-9999-0072-2.

7. Панфилова Е.И. К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка // Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. - 2015. - ART 65081. - URL: e-koncept.ru/teleconf/65081.html-ISSN 2304-12ОХ.

8. Паранчерн Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии - путь к творческому развитию педагога // Школьные технологии, № 3, 2003. - С.76-85.

9. Сенновский И.Б.Профессиональная компетентность учителя и управление образовательной деятельностью ученика // Школьные технологии, № 1, 2006. - С.78-83.

10. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. - URL: umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf - (Дата обращения: 20.04.2015).

11. Штейнберг В.Э. Образование: технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество // Школьные технологии, № 1, 2000. - С.15-36.

12. Anderson, L. W. & Krathwohl, D. R. A taxonomy for learning, teaching, and assessing. New York: Longman. - 2001.

1 Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (ProgramforInternationalStudentAssessment) - PISA оценивает способности использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия контекстных факторов (модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной грамотности школьников.


© 2010-2022