Публикация об актуальности формирования социокультурной компетентности учащихся

Публикация «Об актуальности формирования социокультурной компетентности учащихся», посвящена необходимости изменений в традиционной системе обучения иностранным языкам. Данная информация была представлена не только на педагогическом совете гимназии, но и на окружном заседании методического объединения учителей Южного административного округа.   В статье доказывается, что в условиях интеграции культур различных стран: растущей мобильности населения всего мира, расширения спектра возможностей обще...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

г.Оренбург, МОУ «Гимназия №2», Маяковская Татьяна Константиновна, учитель французского языка.

Об актуальности формирования

социокультурной компетентности учащихся

Участие России в Болонском процессе, инновационный национальный проект «Образование» показывают необходимость изменений в отечественной системе образования, поскольку мировое сообщество требует от выпускников средних общеобразовательных учреждений владения иностранным языком как средством позитивного диалога между представителями культур разных стран.

Новые политические, социально-экономические и культурные реалии в России и во всем мире, влияние технологических достижений цивилизации на развитие мировой языковой индустрии потребовали расширения функций иностранного языка как учебного предмета и уточнения целей его изучения в современном обществе.

Если говорить о французском языке, то он является официальным языком 33 стран и крупнейших всемирных организации (ООН, МВФ, ЮНЕСКО). Франция - самая большая страна Западной Европы, почти пятая часть Европейского Союза. По своему внутреннему валовому продукту она является четвертой экономической державой мира. В центре ее внешней политики стоит участие в процессе строительства Европы, обеспечения процветания европейских народов. Активная позиция Франции на международной арене повышает престижность французского языка. Поэтому, мы считаем, что знание французского языка поможет достичь учащимся успеха в будущей профессиональной деятельности в условиях поликультурного мира.

Тем более, что социальные изменения, глобальный процесс становления информационного общества, взаимопроникновение культур и языков в условиях взаимозависимости мира предъявляют сегодня новые требования к человеку. Ученые связывают это с тем, что демократическое гражданство ставит перед собой цель построения и развития свободного, плюралистического демократического общества, напрямую зависящего от уровня образованности молодежи, которой отводится ведущая роль в жизни общества.

Будущие граждане России должны быть независимыми, свободными; адекватно оценивающими свои возможности, в которых независимость во взглядах сочетается с чувством ответственности; осознающими и гордящимися своим культурным наследием; способными выступить в защиту своих прав и интересов и в то же время с уважением относящимися к правам и интересам окружающих; готовыми к пониманию и принятию других членов общества, способными общаться с принадлежащими к различным слоям и культурным сообществам людьми для совместного обсуждения целей и путей их достижения; способными разрешать конфликты мирным путем.

Однако, очевидны проблемы, связанные не только с изучением иностранных языков, но и иноязычных культур: беспомощность учащихся в условиях реального межкультурного общения, предвзятость в оценках, неосведомленность в сфере бытового общения, неспособность проанализировать или даже осознать непонимание, возникшее из-за различий в культурах. Данные анкетирования, письменных опросов и бесед, а также обобщения опыта преподавания иностранного языка в гимназии свидетельствуют о недостаточном уровне развития одного из компонентов коммуникативной компетентности - социокультурной компетентности, необходимой для успешной межкультурной коммуникации.

Причиной сложившейся ситуации является тот факт, что полный перенос умений и навыков общения с соотечественниками на общение с иностранцами невозможен из-за особенностей этнического сознания, ценностей, стереотипов, установок сознания человека, проявляемых в общении в конкретных условиях его социального и культурного развития. Вторая причина необходимости формирования социокультурной компетентности связана с усилением в России националистических взглядов, ростом ксенофобии, неприязни к чужакам, религиозным меньшинствам и этническим мигрантам.

Итак, приобретение социокультурной компетентности как владение совокупностью знаний, умений и качеств, необходимых для межкультурной коммуникации, в соответствии с социальными и культурными нормами коммуникативного поведения, позволит создать основу для жизнедеятельности старшеклассников, их мобильности и самореализации. Поэтому, мы можем говорить об актуальности формирования социокультурной компетентности старшеклассников при обучении французскому языку.

В связи с этим происходят изменения в обучении иностранным языкам. Сегодня, когда образовательное пространство представляет собой диалог культур, человеку важно определить свою позицию в отношении ценностей, традиций, истории страны изучаемого языка. Более того, в условиях поликультурной реальности и диалогового режима обучения взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к пониманию между людьми. Это может служить средством согласия между народами.

Основная цель обучения иностранному языку - развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций мира. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению в сфере молодежного туризма, народной дипломатии, делового партнерства и т.д.

При овладении языком как средством общения у учащихся формируется коммуникативная компетентность, которая представлена следующими видами:

  • лингвистическая - языковые знания, умения и навыки в области фонетики, лексики и грамматики;

  • речевая - способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний и текстов в соответствии с нормой языка в устной и письменной речи;

  • социолингвистическая - способность использовать языковые средства в соответствии с ситуацией общения;

  • социокультурная - способность применять знания о национально-культурных особенностях франкоязычных стран;

  • стратегическая - умение отобрать и использовать наиболее эффективные способы и приемы решения различных коммуникативных задач.

Очень важно при обучении иностранному языку решить задачи, направленные на формирование позитивного отношения к образу жизни другого народа, его традициям и обычаям, воспитание интереса к получению сведений о стране изучаемого языка, а также воспитание творческой, интеллектуально-активной, высоко нравственной личности. Для этого считаем необходимыми лингвострановедческие знания: знания языковых средств, содержащих национально-культурную информацию (неологизмы, аббревиация, терминологическая лексика), знания реалий страны изучаемого языка в рамках тематики (денежные меры, обращения, названия учреждений), знания узуальных форм речи (этикетные формы, ситуационные клише), знания невербальных языков (жесты, мимика).

Кроме этого, особую актуальность приобретают лингвострановедческие и страноведческие умения: умение обсудить, высказать, принять участие в деловой беседе, переговорах, умение употреблять разговорные формулы и клише этикетного характера, умение распознать фоновую и безэквивалентную лексику в тексте, умение оперировать страноведческими знаниями в ходе построения собственных высказываний.

Итак, в условиях интеграции культур различных стран: растущей мобильности населения всего мира, расширения спектра возможностей общения с представителями других культур, развития туризма и личных контактов - знание иностранного языка становится необходимостью, что обусловливает выдвижение формирования социокультурной компетентности в качестве одной из основных целей обучения иностранным языкам.


4

Маяковская Татьяна Константиновна, муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» города Оренбурга


© 2010-2022