Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ

Последние несколько лет школа переживает совершенно новый в отношении ученика и учителя этап в развития, который связан с деятельностным подход в обучении. Основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является формирование, совершенствование и развития уровня коммуникативной компетенции. Эффективность такого обучения во многом определяется уровнем коммуникативных умений. Возможность проконтролировать уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции дает Единый Госуда...
Раздел Иностранные языки
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лилия Абрековна Гизатуллина, учитель английского языка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №117» г. Казань

Английский язык. Раздел «Говорение».

Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ.

Последние несколько лет школа переживает совершенно новый в отношении ученика и учителя этап в развития, который связан с деятельностным подход в обучении. Основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является формирование, совершенствование и развития уровня коммуникативной компетенции. Эффективность такого обучения во многом определяется уровнем коммуникативных умений. Возможность проконтролировать уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции дает Единый Государственный Экзамен. Важной задачей для меня как учителя английского языка является освоение технологий обучения и разработка авторских элементов технологий, позволяющей выпускникам достигать хороших результатов на экзамене. А как же подготовить ученика к выполнению экзаменационных заданий? Ранее раздел «Говорение» был отменен в связи с определенными техническими проблемами, но с 2015 года выпускникам предоставляется возможность использовать speaking на ЕГЭ.«Говорение» включает в себя монологическое высказывание по теме и диалог с целью обмена оценочной информацией. I тип задания: монологическое высказывание по теме (10-15 фраз, 3-3,5 мин). В первом задании предполагается два вида монологического высказывания:1.Высказывание по ситуации с раскрытием всех предложенных аспектов. 2.Развернутый аргументированный ответ на вопрос экзаменатора. При этом проверяются следующие умения: высказываться по теме в виде монолога, логично строить свое высказывание, используя средства логической связи, соответственно поставленной задаче использовать такие типы речи, как повествование, описание, рассуждение и характерные для них языковые средства, продемонстрировать владение грамматическими структурами и хорошим словарным запасом в соответствии с поставленной задачей, уметь дать развернутые ответы на дополнительные вопросы собеседника. При подготовке данных этапов я использую ИКТ технологии, когда учащиеся отрабатывают навыки по заранее подготовленной презентации. Учащимся необходимо говорить логично, используя «linking words» типа: moreover, in addition to however; on the other hand; as soon as ; in particular; in conclusion; all in all; in the long run; etc. Если ученик не понял вопроса, то его умение задать вопрос собеседнику (учителю) поощряется, так как ученик показывает умение восстанавливать беседу в случае сбоя. В отечественной методике преподавания иностранного языка выделяют два основных пути формирования умений монологического высказывания: 1.развитие монологических навыков на основе прочитанного конкретного текста; 2.развитие этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов. Задания для монологического высказывания с опорой на конкретный текст учебника. Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста.

  1. Прочитать текст и найти предложения, в которых сформулированы ответы на все аспекты, представленные в ситуации.

  2. Согласиться с утверждениями, представленным учителем, или опровергнуть их.

  3. Доказать что…

  4. Найти в тексте предложения, которые можно употребить для обобщения, заключения, выводов.

  5. Соотнести план тематического высказывания с возможностями данного текста и выяснить, какую информацию нужно ещё найти и добавить.

  6. Соотнести план монологического высказывания, подобрать к нему информацию из дополнительных текстов.

  7. Подготовить развёрнутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов для раскрытия всех аспектов, предоставленных в ситуации.

Задания для монологического высказывания без опоры на конкретный текст:

Данный путь может быть выбран на среднем и старшем этапе обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний ребят по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок.

Этапы работы:

1 этап - высказывание в течение одной минуты по тематической ситуации с использованием текста из учебника, который позволяет помочь порождению речевого высказывания. Для того, чтобы учащиеся захотели высказаться самостоятельно, нужна помощь в виде игровых технологий.

Допустим, нужно описать фотографию или картинку: Первый способ:

1.Начать с общего описания того, что видим на фото или картинке

The picture shows a busy street in the city centre…

I can see a group of people sitting around a table, having a meal…

2.Затем переходим к деталям:

The man in the middle of the picture is wearing a strange hat…

I think the grandmother isn't very happy…

3.Используем выражения, помогающие в описании фото:

In the picture…, in the middle (of …), on the left/right (of …), in the bottom/top left-hand corner …, in the foreground …, in the background …, I can see…

Второй способ:

1.Начать с фактов объективного описания:

The picture shows an old woman and a teenage boy. The woman is carrying a shopping bag.

2.Далее переходим к интерпретации:

The woman looks rather poor. She may be the boy's grandmother.

3.Не забыть об опорных выражениях при описании картинки:

The woman looks very happy.

It looks as if she's enjoying herself.

He may be older than he looks

They could be close friends

They seem to be celebrating something.

It's probably a wedding party.

Другие учащиеся могут добавить, не согласиться с мнением говорящего и выдвинуть своё мнение. Таким образов, может проходить дискуссия по обсуждаемой ситуации.

2 этап - высказывание в течение 2 минут по тематической ситуации с использованием опор.

Экзаменационное высказывание по тематической ситуации проходит в течение 2-х минут. Чтобы подвести учащихся к успешно выполнению задания, необходимы предварительные задания по совершенствованию разговорных навыков. (2. тип задания: Диалог с целью обмена оценочной информацией (не менее 10 реплик, 4 - 5 минут).

II тип экзаменационного задания предполагает диалог с целью обмена оценочной информацией. Учащемуся предлагается какая - то проблема или ситуация и обычно три или четыре варианта её решения. Задача - обсудить все предложенные варианты и прийти к обоюдному согласию (с экзаменатором) решения данной проблемы.

Диалогическая речь - это прежде всего взаимодействие двух партнёров и стратегии выбирает каждый участник свои.

Стратегии работы над диалогическим высказыванием:

  • Объяснить своему собеседнику, что надо сделать и почему (на базе задания)

  • Выбрать один из предложенных вариантов в задании и предложите его собеседнику,

  • Объяснить, почему он подходит, представив 1 аргумент

  • Спросить, что думает собеседник об этом предложении

  • Продолжать отстаивать своё мнение, представив ещё один аргумент (или 2 аргумента) в пользу своего мнения

  • Предложить рассмотреть другой вариант, далее действовать по предыдущей схеме

  • Спросите, что может предложить собеседник

  • Вежливо не согласиться с предложением собеседника

  • После обсуждения всех вариантов предложить своё решение и прийти к единому мнению.

Как готовить учащихся к диалогу по ситуации?

Я предлагаю ребятам поработать над двумя типами диалогов:

Диалог с обменом информацией (ролевая игра)

Диалог с обменом оценочной информацией (модулированная ситуация)

Любой из этих диалогов проходит 3 стадии:

  1. Инициирование разговора (объяснение ситуации, запрос информации, выдвижение предложений)

  2. Развитие разговора (ответная реплика, реакция на сбой разговора, вовлечение партнёра в разговор)

  3. Завершение разговора (прийти к определённому мнению, подвести итоги дискуссии, выдвинуть основания закончить разговор)

Диалогическая речь на иностранном языке сложнее, чем монологическая, поскольку в ней должны быть задействованы умения не только говорения, но и аудирования. Реакция партнера по общению непредсказуема, кроме того, логика развития диалога неизвестна партнёрам заранее.

Работу по подготовке учащихся к диалогу можно условно разбить на три этапа.

Первый этап подготовки - составить свой диалог на основе готовых диалогов и выучить его. Контроль диалогической речи проводится в классе (пары постоянного состава), но это контроль подготовленной речи дома.

Второй этап подготовки - учитель задаёт ситуацию (т.е. ученики знают тематическую ситуацию заранее и могут повторить лексический материал), а для парной беседы в классе учитель сам выбирает пары (т.е. ученики не знают, кто с кем будет беседовать и как будет развиваться беседа). Контроль диалогической речи проводится в классе (пары сменного состава), при этом речь неподготовлена заранее.

Третий этап подготовки - учитель задаёт только тему, по которой будет проходить беседа, но учащиеся не знают ни ситуацию, ни собеседника. В данном варианте проходит контроль неподготовленной речи.

При обучении диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнера. Естественно, диалог не может звучать вне тематической ситуации. Источником порождения диалогической речи может быть тематическая ситуация, основанная на программе школьного курса, (например, "В магазине", "разговор по телефону" и т.п.) или на свободном общении (интервью, дискуссия, диспут).

Эффективность обучения определяется уровнем коммуникативных умений. А ведь за счет говорения и только за счет него можно расширять словарный запас, на котором строится весь экзамен, можно учиться формулировать свои мысли, слушать чужую речь и следить за ошибками. Все это является основой не только для успешной сдачи ЕГЭ, но и для реального владения иностранным языком.

Интерес к своему предмету я стараюсь прививать через участие учеников во внеурочной деятельности, например, заочная олимпиада «Познание и творчество». Мои ученики отмечены дипломами победителей и призеров. Участие и в других конкурсах способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учеников, что помогает им в профессиональном самоопределении.

Литература:

  1. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. - //ИЯШ, 2001, №4. - 46с

  2. Бершадский М. Е. , Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. - 226с.

  3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 134с.







© 2010-2022