Методические рекомендации: Эстетическая мотивация при обучении французскому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Эстетическая мотивация при обучении французскому языку как второму иностранному языку»

Л.А.Артамонова,

заместитель директора,

учитель французского языка,

высшая категория,

МАОУ Гимназия № 202

«Менталитет»

г.Екатеринбург

В настоящее время вопрос выбора технологии обучения иностранному языку, обеспечивающей максимальный результат, становится актуальным.

Обучение иностранному языку - это обучение языку как средству общения. Система учебной деятельности сообразуется с целями, характером и условиями обучения и определяется особенностями овладения иностранным языкам как средством общения. Основным условием совершенствования и расширения рамок учебной деятельности по овладению иноязычным общением должно быть взаимодополняющее использование в ней реальной (в учебном процессе), актуальной (внеучебной) и потенциальной (планируемой) деятельности. Эффективным способом оптимизации учебной деятельности может стать такой вид познавательной деятельности как работа со стихами и песнями на уроках иностранного языка.

Школа, выполняя задачи обучения и воспитания, призвана отвечать требованию сегодняшнего дня, поэтому возрастает роль иностранного языка как средства коммуникации. Это диктует необходимость пересмотреть задачи обучения иностранным языкам, обновить содержание, технологии, систему контроля. Необходимо подводить обучение иностранным языкам к международным стандартам.

Современное общество ставит перед школой задачу формирование социально - компетентной личности. Одним из важнейших факторов является развитие

коммуникативных навыков учащихся. В связи с этим особую роль играет обучение иностранному языку.

Проблема формирования учебно - познавательного интереса школьников многогранна. Важно учитывать то, что проблема формирования речевых навыков на иностранном языке представляет для учащихся двойную сложность. Важно учитывать и то, что познавательный интерес связан с основной фундаментальной деятельностью - с учением, познавательной деятельностью, влияние которой на развитие человека нельзя переоценить; что познавательный интерес взаимодействует с такими личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств. Из этого можно сделать вывод, что если познавательный интерес будет оставаться на одном уровне, то это повлечет за собой замедление психических процессов и свойств личности.

Таким образом, проблема формирования учебно-познавательного интереса у школьников значима для общества, теории и практики педагогики и методики. Однако данная проблема мало изучена в современной педагогической литературе, не разработана практически. Недостаточно исследованы факторы формирования учебно-познавательного интереса школьников, не обозначены условия его формирования в учебной деятельности в контексте обучения иностранному языку.

Возникло противоречие между необходимостью формирования учебно-познавательного интереса школьников в обучении иностранному языку и недостаточной исследованностью данных факторов в методике обучения иностранному языку, что и определило тему нашего исследования: «Проблемы мотивации и роль стихов и песен в эстетической мотивации при обучении французскому языку как второму иностранному языку».

Использование методик работы со стихами и песнями при обучении иностранному языку способствует выполнению важных методических задач, таких как:

-создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

-обеспечение естественной, необходимости многократного повторения ими языкового материала;

-тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Использование стихов и песен на уроке имеет плодотворное влиянии при обучении иностранному языку. Это дает возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Стихи и песни можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы.

В современных отечественных психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес изучается в контексте мотивационной сферы личности, поскольку смыслообразующей основой любой деятельности являются внутренние побуждения и стимулы, мотивы. Самый действенный среди всех мотивов обучения - познавательный мотив, он имеет личностную ценность и поэтому является действенным, реальным мотивом обучения, обеспечивающим его эффективность и оптимальность. [Щукина 1975: 74]

В соответствии с советским энциклопедическим словарем понятие интерес имеет два значения:

1) (социол., экон.) реальная причина социальных действий, лежащих в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т.п. - участвующих в них индивидов, социальных групп, классов; объективное основание;

2) (психол.) отношение личности к предмету как к чему-то для него ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет. Целенаправленное формирование

интереса имеет важное значение в процессе воспитания и обучения. [Советский энциклопедический словарь 1982: 178]

Проблема мотивации и развития познавательного интереса получила многостороннее освещение в трудах современных ученых: С. А. Ананьина, А. Г. Архипова, Л. И. Божович, В. Б. Бондаревской, Л. Г. Вяткина, Н. Ф. Добрынина, А. Г. Кова-лева, А. К. Марковой, Н. Г. Морозовой, В. Н. Мясищева, Т. Рибо, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сухомлинского, Г. И. Щукиной, С. Г. Якобсон и др.

В соответствии с Российской педагогической энциклопедией: «Познавательный интерес - стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе». [Российской педагогической энциклопедия 1990: 293]

Большинство психологов, склоняются к определению познавательных интересов как познавательного отношения личности к действительности, А. Г. Архипов, С. Л. Рубинштейн. С. А. Ананьин пришел к выводу, что познавательного интереса как самостоятельного явления психологической жизни не существует. [Рубинштейн 1970: 35]

Психолог М. Н. Коробова дает свое понятие познавательного интереса. По ее мнению - это стимул, способствующий повышению активности учащихся, совершенствованию их навыков и умений. Поэтому постоянная забота о развитии познания интересующихся школьников является первой из основных обязанностей каждого учителя, в том числе и учителя иностранного языка. [Общая психология 1972: 102]

В определении познавательного интереса мы придерживаемся позиции Г.И. Щукиной, которая определяет его как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, ее предметной стороне, самому процессу овладения знаниями. Суть познавательного интереса заключается в том, что его объектом является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений (а не просто быть потребителем информации), познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению. [Щукина 1971: 93]

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что, охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы могут быть очень разнообразными.

Исследование концептуальных положений многих авторов показывает, что интересы могут отличаться в соответствии со следующими показателями:

1) в зависимости от качественных психологических характеристик - устойчивые, неустойчивые, действенные, недейственные, непосредственные, опосредованные, глубокие, поверхностные, слабые, сильные, пассивные, активные;

2) по своему содержанию, принадлежности к различным областям познания и деятельности (интерес к литературе, математике, химии, истории; интересы научные, технические, конструкторские, спортивные, музыкальные);

3) объём интересов, количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), указывающих на многосторонность развития личности.

Однако из множества интересов должен быть выделен центральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах её деятельности: трудовой, научной, общественной и развлекательной (досуг), или познавательной. Отсюда как бы отпочковывается особый вид интереса, требующий своего детального изучения - познавательный интерес.

А.Г. Маркова полагает, что познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной направленностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. [Маркова 1983: 47]

В. Б. Бондаревский источником формирования познавательного интереса рассматривает содержание учебного материала, которым овладевают школьники, многообразный и всесторонний процесс учебной деятельности и общение между участниками учебного процесса. В соответствии с данным подходом познавательный интерес - процесс, постоянно функционирующий в деятельности школьника и взаимодействующий с мотивами, устойчивыми способами поведения, который «все

больше и больше закрепляясь, становится, в конце концов, устойчивой чертой характера человека, его личности». [Васильева 2002: 18]

С. А. Ананьин, рассмотрев интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы, входящие в психологическую структуру интереса, исследовал её внутреннюю природу, выражающуюся в совокупности интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов.

Г. И. Щукина рассматривает интерес как особое качество, как интегральное образование, обеспечивающее духовное богатство личности, помогающее ей отобрать из окружающей действительности личностно значимое и ценное. [Маркова 1983: 56]

Анализ психолого-педагогической литературы по обсуждаемой проблеме позволил установить, что формирование познавательного интереса следует рассматривать с двух позиций: его внешних и внутренних проявлений. С позиции исследования внутренних проявлений познавательного интереса А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Г. И. Щукина выделяли как отдельные психологические процессы, включающие интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, мнемические, так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях с ним. [Леонтьев 1975: 268]

В контексте проводимого исследования следует отметить, что познавательный интерес, связан с проблемой занимательности, рассмотренной в ряде работ по психологии и педагогике. [Прозорова 2001: 19]

Познавательный интерес в соответствии с работами В. Б. Бондарев-ского, Г.И. Щукиной является внешним стимулом этих процессов, средством активизации познавательной деятельности обучающихся и эффективным инструментом педагога. Благодаря познавательному интересу педагогический процесс становится привлекательным, вызывает непроизвольное внимание обучающихся к поставленным задачам.

В данной связи следует отметить, что поиск эффективных форм, методов и средств развития познавательного интереса связан с развитием личностных качеств обучаемых. Анализ педагогических работ показывает, что ученые выделяют различные педагогические средства. Так, В. Б. Бондаревский для формирования глубокого интереса к знаниям рассматривает такую форму, как работа со стихами и

песнями, включающую подбор учителем фактов, интересных сведений, составление заданий творческого характера, использование личных наблюдений учащихся, их воображения, фантазии, чтение научно-популярной литературы; обучение умениям и навыкам работы с различной литературой; организация соревнований, конкурсов. [Басова 2000: 20]

М. И. Алексеева обосновывает такие пути, как осознание значимости знаний; применение на уроках эвристических, в том числе проблемных, методов; оценку, как способ формирования положительных мотивов. [М. И. Алексеева 1986: 27]

Отбор учителем определенного содержания учебного материала: сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; разнообразие самостоятельной работы учащихся; использование всестороннего воздействия средств искусства - выделяется Г. И. Щукиной как средство развития познавательного интереса учащихся, их личностных качеств. [Щукина 1986: 105]

Анализ психолого-педагогических работ по проблеме развития познавательного интереса и использования педагогических средств осуществления данного процесса позволил установить, что познавательный интерес содействует успешному приобретению знаний, умений и навыков, является мотивом учения и деятельности, способствует установлению педагогического сотрудничества, необходимого для успешного процесса обучения. Он характеризуется свободой выбора, новизной, направленностью, избирательным характером, внешне-внутренним проявлением.

Для формирования эстетической мотивации и познавательных интересов учащихся имеет значение целый ряд факторов:

- правильная организация учебного процесса;

- взаимоотношение между учителем и классом;

- учет индивидуальных особенностей учащихся, воспитание у них убеждения в необходимости получения знания иностранного языка;

- использование различных форм работы в зависимости от возраста школьников и мн. др.;

В психологической литературе в структуре познавательной деятельности выделяют обычно три компонента:

1) ориентировочно-мотивационный,

2) операционно-технический,

3) регуляционно-оценочный. [Баранова 2005: 98]

Подводя итог выше сказанному важно отметить, что познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. В познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.



© 2010-2022