- Преподавателю
- Иностранные языки
- Индивидуальная образовательная программа В мире английской живописи
Индивидуальная образовательная программа В мире английской живописи
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузикова Н.В. |
Дата | 16.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования и социальных технологий»
Индивидуальная образовательная программа
«В мире английской живописи»
для учащихся 9 классов
Автор-составитель:
Кузикова Н.В.,
учитель английского языка
МБОУ «СОШ № 45»
Консультант:
Войткевич Н.Н., проректор по
учебной работе, доцент
кафедры педагогики и
профессионального образования
ГАОУ ДПО ИРОСТ,к.п.н.
Курган, 2015
Пояснительная записка
Настоящая программа направлена на формирование у учащихся познавательных интересов при изучении английского языка и развития искусства живописи Великобритании. Основными задачами курса является развитие общекультурных умений и навыков учащихся при изучении иностранного языка и мировой художественной культуры, развитие коммуникативно-познавательных умений при подготовке к работе по проектному методу, расширение кругозора учащихся, развитие речемыслительных способностей, духовно-нравственное и эстетическое обогащение личности ученика. Данная программа рассчитана на 11 часов и ориентирована на учащихся 9-х классов. Предполагается, что настоящий курс поможет учащимся реализовать свой интерес в освоении разных способов сбора, систематизации интерпретации кулътуроведческой информации, учащиеся будут ориентированы на самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, работу с источниками.
Предложенный курс познакомит учащихся с творчеством таких выдающихся художников Великобритании как Уильям Хогарт, Джошуа Рейнольдс, Джозеф Тёрнер, Томас Гейнсборо, Джон Констебл, Томас Лоуренс, Данте Габриэль Россетти. У школьников появится возможность окунуться в мир живописи, расширить свой кругозор, не покидая школьной аудитории.
Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства
Цели курса:
-
способствовать выявлению интереса к живописи;
-
развивать творческий потенциал школьников на основе введения в мир живописи Великобритании;
-
создать возможности для овладения учащихся некоторыми основами искусствоведческих знаний;
-
дать возможность применять полученные знания при подготовке сообщений, рефератов, презентаций;
-
обеспечивать развитие культуры и расширение кругозора учащегося.
Задачи:
I. Познавательный аспект:
-
повышение познавательного интереса и уважения к иноязычной культуре и истории;
-
обучить старшеклассников лексическим единицам в соответствии с отобранными темами навыкам оперирования этими единицами;
-
познакомить учащихся с произведениями выдающихся живописцев Великобритании;
-
ориентироваться в основных направлениях живописи, характеристика жизни и творчества знаменитых английских художников.
II. Развивающий аспект:
-
развитие умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;
-
развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия; развитие логического мышления;
-
формирование у учащихся готовности к общению на иностранном языке;
-
развитие общекультурных умений учащихся по сбору, систематизации и интерпретации культуроведческой информации;
-
умение выражать свое мнение;
III. Воспитательный аспект:
-
воспитание способности к личному и профессиональному самоопределению;
-
воспитание толерантности и уважения к другой культуре, приобщение к общечеловеческим ценностям;
-
воспитание личностных качеств (умение работать в паре, группе, коммуникабельность);
-
развитие речемыслительных способностей, духовно - нравственное и эстетическое обогащение личности ученика;
-
развивать умения общаться друг с другом при выполнении учебных коммуникативно-познавательных проектов, при подготовке совместных устных выступлений, круглых столов.
Отличительные особенности
В преподавании учебного материала в рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия, исследовательские методы, аутентичные материалы. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду на уроках и являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в частности метод проектов.
Формы занятий
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатся говорить правильно.
Формы реализации программы:
-
занятие-путешествие;
-
дискуссия;
-
тестирование;
-
защита творческих работ и проектов;
-
онлайн- экскурсия;
-
итоговое занятие;
-
самопрезентации.
Ожидаемые результаты
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности. Основная форма контроля за уровнем достижений учащихся - представление итоговой творческой работы - сообщение об одном из художников, с использованием презентации и изученных лексических единиц.
(окончание 1 четверти - тема «Молодежь и искусство»)
Учебно-тематический план
№ п/п
Дата
Тема
Кол-во
часов
Форма занятия
Форма контроля
Образовательный продукт
д/з
Отметка о выполнении
15.09
Живопись. Жанры и направления.
1
Вводное занятие. Лекция на русском языке. Презентация иллюстраций.
Входной тест
Таблица с основным содержанием лекции
Подборка лексики по теме
17.09
Лексика по теме. Речевой материал для понимания текстов о живописи, описания картин, дискуссий, сообщений по теме.
1
Индивидуальная, групповая работа с лексикой
Словарь лексики и устойчивых выражений по теме
Описать самую любимую картину (свою или известного художника)
22.09
Художники XVIII века. Творчество Уильяма Хогарта.
1
Презентация иллюстраций.
Экспресс тест.
Монолог по теме
Приготовить презентацию по основным жанрам живописи и по творчеству Уильяма Хогарта.
24.09
Художники XVIII века. Творчество Джошуа Рейнольдса
1
Презентация иллюстраций.
Презентация
Подборка материала по творчеству Джошуа Рейнольдса
29.09
Художники XVIII века Творчество Томаса Гейнсборо.
1
Презентация иллюстраций.
Экспресс тест.
Работа с интернет ресурсами
Приготовить презентацию по творчеству Джошуа Рейнольдса и Томаса Гейнсборо
1.10
Художники XVIII века. Творчество Джозефа Тёрнера.
1
Презентация иллюстраций.
Экспресс тест.
Презентация
Подборка материала по творчеству Джозефа Тёрнера.
6.10
Художники рубежа XVIII - XIX веков. Творчество Джона Констебла и Томаса Лоуренса.
1
Презентация иллюстраций.
Работа с интернет ресурсами
Подборка материала по творчеству художников
8.10
Фрагмент экскурсии по Эрмитажу (видеофрагмент на английском языке).
1
Обсуждение видеоматериала, закрепление знаний по курсу
Экспресс тест.
Работа с интернет ресурсами; таблица по изученным художникам XVIIIв.
Приготовить презентацию по трём художникам
13.10
Музеи, картинные галереи Великобритании.
1
прослушивание аудиотекста
П резентация
Монолог «Экскурсия по музею»
15.10
Творчество художников XVIIIв. Обобщающее повторение с использованием лексики по теме.
1
Обсуждение изученного материала
Итоговый тест.
Монолог «Экскурсия по музею»
Подготовка итоговой творческой работы
22.10
Итоговое занятие по теме «В мире английской живописи»
1
Защита творческих проектов по теме курса
Защита проектов
творческие работы учащихся
Итого: 11
Содержание
-
Английская живопись XVIIIв.. Жанры и направления.
-
Речевой материал для понимания текстов о живописи, описания картин, дискуссий, сообщений по теме.
-
Художники XVIII века. Творчество Уильяма Хогарта.
-
Творчество Джошуа Рейнольдса
-
Творчество Томаса Гейнсборо.
-
Творчество Джозефа Тёрнера.
-
Творчество Джона Констебла и Томаса Лоуренса.
-
Фрагмент экскурсии по Эрмитажу (видеофрагмент на английском языке).
-
Музеи, картинные галереи Великобритании.
-
Творчество художников XVIIIв. Обобщающее повторение с использованием лексики по теме.
-
Итоговое занятие по теме «В мире английской живописи» - защита проектов.
Текущий контроль за знаниями и умениями учащихся предполагается делать в следующей форме:
-
самостоятельных и проверочных работ (тесты, викторины);
-
написание докладов, рефератов;
-
подготовки проектов.
Оценка творческой работы выставляется после обсуждения, широко используется товарищеская оценка и самооценка.
К окончанию курса учащиеся научатся:
-
различать основные жанры и направления в английской живописи 18в.;
-
понимать лексику, термины и основные понятия, связанные с темой курса;
-
понимать тексты по данной теме;
-
делать сообщения о художниках 18 века, музеях и картинных галереях Великобритании;
-
работать с основными типами справочной и учебной страноведческой литературы (энциклопедии, справочники, учебно-справочные издания, включая сайты Интернета и электронную справочную литературу) и использовать их при выполнении проектов и для личностно-познавательных целей.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
-
словесный;
-
наглядный;
-
практический;
-
метод контроля;
-
объяснительно-иллюстративный;
-
исследовательский;
-
творческий метод.
Дидактический материал: схемы; стенды; плакаты; словари, энциклопедии.
Техническое оснащение занятий: компакт-диски с музыкальным материалом, видеофильмами; компьютер с Интернетом; проектор.
Список литературы
-
Воронихина Л.П., Михайлова Т.М. Великобритания. Искусство (живопись, скульптура, архитектура) Л.: Просвещение, 1978.
-
Голицинский, Ю. Б. Грамматика. Английский язык. - СПб.: КАРО, 2004.
-
Жарковская, Т. Г. Система времен в английском языке. - М.: Просвещение, 2005.
-
Лингвострановедческий словарь. 9500 единиц /А. П. У. Рум., Л. В. Колесников., Г.А . Пасечник и др.- М.: Рус. яз., 1978. 480с.
-
Мультимедийная обучающая компьютерная программа «Bridge to English II» углубленный курс английского языка + аудиограмматика. - М.: Интенс, 2004.
-
О Британии вкратце. /В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. - М.: Новая школа, 1997.
Интернет-ресурсы
-
bibliotekar.ru (энциклопедия живописи)
-
liveinternet.ru
-
la-fa.ru (история искусства)
-
verman-art.ru/ (английская живопись 18 в.)
-
art.ru
-
fine-art.com
-
english-easy.info
-
titul.ru
-
exams.ru/
-
mingoville.com
-
voanews.com/specialenglish
-
mes-english.com/
-
it-n.ru/
-
tolearnenglish.com/
Приложение 1
Диагностика
1.Английские картины исторического жанра второй половины XVIII века
-
прославляли прошлые победы Англии
-
изображали исторически важные события современной жизни
-
представляли героев событий в классических античных одеждах
-
представляли героев событий в реальных одеждах
2.«Ему в Англии принадлежит честь открытия истинных принципов пейзажа», - Джон Констебл сказал об английском художнике
-
Томасе Гейнсборо
-
Уильяме Хогарте
-
Джошуа Рейнольдсе
-
Ричарде Уилсоне
3. Английский художник Уильям Хогарт провозглашает идею трудолюбия и добродетели как гарантию благосостояния и благополучия в серии гравюр
-
«Леность и прилежание»
-
«Модный брак»
-
«Карьера мота»
-
«Счастливый брак»
4.В живописи Англии XVIII века отразился процесс демократизации общества, который проявлялся в сближении эстетических вкусов
-
дворянства и аристократии
-
монархии и буржуазии
-
буржуазии и плебейства
-
дворянства и буржуазии
5.Английская изобразительная школа сложилась позже остальных видов искусств, так как
-
пуританское движение XVII века препятствовало развитию живописной школы
-
деятели искусств Англии традиционно проявляли больший интерес к другим видам творчества
-
феодальные войны тормозили формирование собственной художественной традиции
-
английское общество удовлетворяло свои эстетические потребности, приглашая иностранных мастеров
6.Соотнесите художников и их картины
-
Уильяма Хогарта 3 «Утренняя прогулка»
-
Джошуа Рейнолдс 4«Портрет королевы Шарлоты»
-
Томас Гейнсборо 2 "Младенец Геркулес, удушающий змей"
-
Томас Лоуренс 1 "Модный брак"
7.В английской живописи и графике художник Уильям Хогарт стал основоположником
-
романтизма
-
сентиментализма
-
критического реализма
-
натурализма.
8.В Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) находится картина Томаса Гейнсборо
-
портрет церковного служителя Эдварда Орпина
-
портрет миссис Грехэм
-
«Голубой мальчик»
-
портрет герцогини де Бофор
9.В Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) находятся картины Джошуа Рейнольдса
-
«Мальчик из семьи Кру в костюме Генриха VIII»
-
«Великодушие Сципиона Африканского»
-
«Младенец Геракл, удушающий змей»
-
«Два молодых человека»
-
«Венера и Амур»
10.В изобразительном искусстве Англии XVIII века господствовал такой его вид, как
-
монументальное искусство
-
графика
-
скульптура
-
живопись
-
декоративно-прикладное искусство
11.Во второй половине XVIII века живопись Англии была представлена такими жанрами, как
-
портрет
-
библейский
-
мифологический
-
натюрморт
-
исторический
12.Для живописи Англии XVIII века характерно появление картин такого жанра, как
-
маринистический
-
натюрморты
-
пейзажи
-
библейский
-
батальные сцены
-
групповые портреты
13.Картина Джошуа Рейнольдса «Младенец Геракл, удушающий змей» является
-
торжеством классицизма в английской живописи
-
символом мощи Британской империи
-
первой картиной художника на тему античной мифологии
-
символом мощи молодой Российской империи
14.Основные жанры творчества английского художника Джошуа Рейнольдса - это
-
маринистический
-
портрет «большого статуарного стиля»
-
натюрморт
-
реалистический портрет
-
батальный
15.Серии-хроники Уильяма Хогарта являются
-
бытовой карикатурой
-
политической карикатурой
-
разговорными сценами
-
портретами
16.Термин «большой статуарный стиль» для портретов ввел английский художник
-
Томасом Гейнсборо
-
Джошуа Рейнольдс
-
Уильям Хогарт
-
Аллан Рамзей
17.Уильям Хогарт изложил свои эстетические взгляды в книге
-
«Эстетический анализ»
-
«Анализ живописи»
-
«Анализ красоты»
-
«Художественный анализ»
Приложение 2
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Приложение 3
Английское искусство XVIII века
С XVI в. Англия становится мощной, экономически развитой державой с огромным политическим авторитетом. В правление королевы Елизаветы (1533-1603, королева Англии с 1558) Англия уже по праву считается владычицей морей. Новые морские пути и связанная с ними торговля сформировали в стране сильную буржуазию. Она и воспользовалась, объединившись с дворянством, последствиями революции 1640 года, движущей силой которой были городской плебс и крестьянство. Этот союз буржуазии с дворянством явился главной отличительной особенностью Английской революции XVII в., повлиявшей на ход дальнейшей истории Британии. Провозглашенная в 1649 г. после казни короля Карла I Стюарта республика вскоре сменилась военной диктатурой Кромвеля. В 1660 г. произошла реставрация Стюартов. Но после государственного переворота 1688 г. была установлена буржуазно-конституционная монархия, ограничившая власть короля и провозгласившая верховенство парламента. Таким образом, результаты революции сказались в Англии на столетие раньше Франции.
С конца XVI столетия в Англии бурно развиваются науки, особенно философия. Идеи Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Джона Локка, принципы материалистической философии в целом расчищают путь для будущих ученых от Ньютона до Дарвина. Союз буржуазии с дворянством не мог не отразиться на английской культуре и эстетических вкусах, характер которых несет черты умеренной демократизации. С XVI в. Англия справедливо считается первой страной в области литературы, драматургии и театра благодаря Шекспиру и плеяде драматургов до и после него. Но изобразительное искусство Англии в "просвещенный век Елизаветы" еще жило традициями Гольбейна Младшего, а затем подражанием французскому искусству. В XVII в. несомненное влияние на будущую английскую школу живописи оказал работавший там некоторое время Ван Дейк.
Английская изобразительная школа сложилась позже остальных видов искусства, и процесс этот был трудным. Феодальные войны и Реформация тормозили формирование собственной художественной традиции. Пуританское движение XVII в. с его иконоборческими идеями, естественно, никак не способствовало развитию национальной живописной школы. В протестантской Англии почти не было религиозной живописи. В XVII в. медленно начинает развиваться портретный жанр, в основном миниатюра. Но зато в следующем столетии, как бы стараясь нагнать упущенное, английские художники работают так интенсивно и своеобразно, что уже в конце века оказывают влияние на континент.
Весь XVIII в. в Англии связан с правлением королей Георгов, поэтому в науке существует относительно архитектуры этого времени термин "георгианский стиль". В духе Палладио в XVIII в. строятся городские особняки, обычно трехэтажные, с рустованным первым этажом, - символы английской респектабельности и независимости. На смену регулярным французским паркам приходят парки английские, ландшафтные. Откликаясь на рокайльный стиль континента в первой половине XVIII в., англичане создают свой собственный вариант, особенно сказавшийся в прикладном искусстве, где замысловато переплетаются черты рококо и "китайщины" с готикой (мебель Томаса Чиппендейла [1718-1779], серебряная посуда и так называемый костяной фарфор Челси и Дерби). Укрепление классицистического направления в архитектуре второй половины века, обращение непосредственно к Античности, минуя Возрождение, вполне естественно объясняются общеевропейским интересом к искусству древних. Свои собственные национальные пути английская неоклассика находит в градостроительной деятельности братьев Адамс, в мебели Томаса Шератона и Джорджа Хепплуайта, в изделиях из керамической массы (посуда, вставки для мебели) прославившегося на весь мир Джозайи Веджвуда.
Следует помнить, однако, что в отличие от континентальной Европы, где классицизм второй половины XVIII в. стал новым этапом культуры, неоклассика в контексте английского искусства не выделяется, ибо Античностью здесь увлекались давно. Английское Просвещение было зрелым уже к 1740-м гг., и на всей культуре Англии сказывались сто гуманистические идеи. Но революция в Англии уже произошла, и английское Просвещение не имело того революционного духа, который был характерен для Франции.
Расцвет национальной школы живописи в Англии начинается с Уильяма Хогарта (1697-1764), в лице которого английское искусство сблизилось с передовой английской литературой и театром первой половины XVIII в. Хогарт сначала учился у ювелира, затем стал заниматься гравюрой и как гравер сложился быстрее живописца. В гравюрах он обращается к самым широким кругам Англии, изображая современную жизнь и делая предметом сатиры все отрицательные ее стороны: распущенность нравов, продажность суда, разложение армии и т.п. Хогарт создает целые серии живописных полотен: "История шлюхи" (или "Карьера проститутки", серия из шести картин, 1732), "История распутника" ("Карьера мота", 1735), "Модный брак" (1743- 1745; см. цветную вклейку).
Простая, как мир, история деревенской девушки Мэри, приехавшей в Лондон, ставшей богатой содержанкой, а затем попавшей в тюрьму и умершей в ужасающей нищете (история эта перекликается с судьбой героини романа Дефо "Молль Флендерс"), дошла до нас только в собственных гравюрах мастера, так как все картины серии "Карьера проститутки" погибли во время пожара 1755 г. По и остальные серии Хогартом были переведены в гравюру, для того чтобы его искусство было доступно широкой публике. Свои произведения, объединенные в повествовательные циклы, Хогарт строил как драматург, он разыгрывал действие, как искусный режиссер. Каждая из картин в сериях Хогарта самостоятельна и изображает узловой момент всей истории, по несколько деталей связывают его с предыдущими и последующими событиями. Так, гусь в корзинке Мэри говорит о том, что она приехала из деревни, а сводня и господин у трактира - о ее будущей судьбе. Картины Хогарта, достоверные и по сюжету, и в деталях быта, звучали морализаторски-назидательно, как воскресная проповедь, но в них никогда не было грезовской слащавости.
Хогарт занимался и исторической живописью, религиозными сюжетами, но, несомненно, "высокая живопись" не отражала полностью представлений художника о задачах искусства и не давала реальной почвы для его практической деятельности. Истинный Хогарт - это жанровые картины и гравюры, в которых он показал социальную жизненную драму несколько прямолинейно, но без всякого иносказания, в доступной и ясной форме. В этом огромное значение Хогарта, определившее его место и роль в английском искусстве.
На протяжении всей творческой жизни Хогарт обращался к портрету. Это и групповые, так называемые разговорные портреты ("Семья Вудз Роджерс", 1729; "Семья Строуд", ок. 1738; "Семья Фаунтин", 1730), и портреты близких людей ("Мистрис Энн Хогарт", 1735), портреты парадные ("Епископ Хоудли", ок. 1743), изображения людей мира искусств ("Дэвид Гаррик с женой", 1757), собственные портреты ("Автопортрет с собакой", 1745) и пр. Но не случайно наибольшей славой среди портретов Хогарта пользуется изображение "Девушки с креветками" (1760-е гг.), восхитительная живопись которого, по удачному определению одного исследователя, свободно существует в нашем столетии не как сокровище прошлого, а как великая удача сегодняшнего мастера. Хогарту удалось создать в этом портрете английский тип девушки из простонародья, обаятельной, жизнерадостной, излучающей свежесть и здоровье, такими приемами пленэрной живописи, которые предвосхитили колористические искания следующего столетия.
Уильям Хогарт. Девушка с креветками. Лондон, Национальная галерея
Хогарт был первым художником английского Просвещения и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусством театра, сатирических журналов, с литературой Просвещения. Справедливо считается, что до него в Англии не было великой живописи и что Хогарт стал ее первым представителем, создавшим новым пластическим языком как в живописи, так и в графике острые социальные сатиры, предвещающие рождение критического реализма XIX столетия. Большое влияние он имел на графику второй половины XVIII в. Свои эстетические взгляды Хогарт изложил в трактате "Анализ красоты" (1753). Он много сделал для введения в практику художественных выставок (первая публичная выставка состоялась в 1760 г.).
Лучшие достижения английской живописи XVIII в. вне круга Хогарта лежат в области портретного жанра. Знаменательно, что этот жанр занимает одно из главных мест и в стенах Королевской академии искусства - национальной художественной школы, открытой в 1768 г. и более независимой (как детище буржуазной культуры) от официальных кругов, чем европейские академии на континенте. Первым президентом Академии был Джошуа Рейнолдс (1723-1792), живописец и теоретик, в своих знаменитых "Речах" выступавший сторонником классицистической эстетики, но в работах совсем не ограничивавший себя рамками классицизма и чутко улавливавший веяния новой эпохи.
В молодости Рейнолдс совершил путешествие по Италии и Франции, позже посетил Голландию и Фландрию. Он восхищался колоритом Тициана и Рубенса и многому у них научился, так же, как и у великого Рембрандта. С 1735 г. Рейнолдс обосновался в Лондоне, и с этих пор он становится самым известным портретистом Британии.
Джошуа Рейнолдс. Сара Сиддонс в виде музы трагедии. Сан Марино, Галерея Хантингтон
Рейнолдс много занимался исторической живописью, писал на мифологические сюжеты.
"Младенец Геркулес, удушающий змей" - картина, заказанная в 1780-х гг. Екатериной II и прославляющая победы России, - одна из лучших в этом жанре.
С появлением Рейнолдса английская живопись получила всеобщее признание. Этому способствовали и общественная просветительская деятельность художника, его занятия вопросами эстетики, теории искусства. В его мастерской, на его обедах собирался цвет лондонского общества, это был своего рода политический и художественный салон. Но более всего в истории искусства Рейнолдс важен как портретист, и здесь мы вправе назвать его создателем национального портретного жанра, основателем английского репрезентативного портрета.
Рейнолдс создал длинную галерею портретов, он обладал большой творческой активностью и иногда писал до 150 портретов в год. В форме парадного, торжественного изображения Рейнолдс сумел в полной мере выразить просветительскую веру в человека, в его разум, в возможности совершенствования человеческой натуры. Это портреты полководцев ("Адмирал лорд Дж. Хитфилд", 1787-1788), писателей ("Лоренс Стерн", 1760), актеров ("Дэвид Гаррик", 1768; "Сара Сиддонс в образе музы трагедии", 1784), лондонских красавиц ("Нелли О'Брайен", 1760-1762), пользовавшиеся огромным успехом детские портреты. Но кого бы ни изображал художник, в его образах, особенно мужских, есть героически-возвышенное, в них подчеркнуто лучшее, на что способен человек. То внутреннее напряжение, которое имеется в портретах Рейнолдса, вдохновение, энергия, иногда и внешне выраженное действие достигаются прежде всего определенным цветовым строем: напряженным, обычно золотисто-красным, золотисто-коричневым колоритом, с вкраплением пятен интенсивно-синего, зеленого или оранжевого. Красочный строй не размельчен, фоны и драпировки написаны очень широко. Сочная, широкая живописная манера способствует обобщенной передаче натуры при сохранении вполне реальных черт лица. Художник Просвещения, Рейнолдс подчеркивал в персонаже не его сословные качества, а личностные заслуги, богатство духовного мира.
Томас Гейнсборо (1727-1788) - второй великий портретист XVIII столетия. В английской живописи эпохи Просвещения Рейнолдс и Гейнсборо выражают как бы две стороны просветительской эстетики: рационалистическую и эмоциональную.
Для формирования Гейнсборо, проведшего свою юность и молодость в провинции и сохранившего глубокую любовь к природе своего края, старые мастера, за исключением разве Ван Дейка, не имели такого значения, как для Рейнолдса. Тонкое чувство природы, музыкальность, внимание к душевному миру характеризуют Гейнсборо. Он создает в своих портретах ярко выраженный англосаксонский тип, в котором подчеркивает одухотворенность, мечтательность, тихую задумчивость. Светлая колористическая гамма серо-голубых, зеленоватых оттенков становится отличительной для его живописи. В портретах Гейнсборо отсутствуют аллегории, он не подчеркивает той роли, которую модель играет в обществе (так, в портрете Сары Сиддонс 1783-1785 г. он изображает просто серьезную милую молодую светскую даму, а не Музу трагедии, как Рейнолдс). Репрезентативность в портретах Гейнсборо удивительным образом уживается с интимностью и меланхолическим настроением.
Творческая жизнь Гейнсборо совпала с формированием на английской почве сентиментализма, нашедшего свое наиболее полное выражение не в изобразительном искусстве, а в литературе, прежде всего Лоренца Стерна, но особенно близкого лирическому, эмоциональному дарованию Гейнсборо, хотя, конечно, как всякий большой мастер, он не укладывается в рамки одного стиля. Пейзаж в портретах Гейнсборо имеет огромное значение. В ранних портретах он конкретно узнаваем. Это холмы и долины, мощные дубы его родного края ("Мистер Эндрюс с женой", ок. 1749). В зрелом возрасте, особенно когда художник переселяется в Лондон (1774), он часто пишет портреты в рост на фоне пейзажа. Его модели поэтичны, мечтательно задумчивы, душевно тонки, в них "прочитывается" интеллектуальность. Гейнсборо умеет схватить мимолетное, ускользающее, неуловимое для простого глаза, он придает особую хрупкость и изящество всегда несколько удлиненным женским фигурам ("Миссис Грэхем", 1777). И парковый пейзаж в этих его портретах так же лиричен, нежен и утончен, как и его модели ("Голубой мальчик" - портрет Джонатана Баттола, ок. 1770 [см. цветную вклейку]; "Сквайр У. Хэллет с женой", или "Утренняя прогулка", 1785; "Портрет Элисбет, герцогини де Бофор" (?), 1770-е гг.). Это прозрачная, чистая, свежая живопись. Гейнсборо прошел творческую эволюцию от несколько скрупулезной манеры, близкой "малым голландцам", к живописи широкой и свободной. Поздние полотна Гейнсборо сотканы из мазков разной плотности и формы сине-голубоватых, зеленоватых, серебристых тонов, то сгущенных, то оставляющих видным грунт и всегда образующих сложный пластический ритм. Живописная техника Гейнсборо как будто специально создана для передачи сырого воздуха, в котором растворяются густые кроны деревьев, очертания холмов и коттеджей.
Вся поэзия старой Англии с влажной атмосферой ее долин и холмов, зеленью парков и величественностью замков предстает перед нами в скромных по мотивам пейзажах Гейнсборо.
Томас Гейнсборо. Утренняя прогулка. Лондон, Национальная галерея
Творчество Рейнолдса и Гейнсборо способствовало созданию в Англии XVIII в. мощной школы портретистов. Наиболее близок к Рейнолдсу Джордж Ромни (1734- 1802), писавший в широкой живописной манере в основном портреты молодых англичанок. Светские женские портреты, естественно, трактованы художником в более интимном, камерном ключе ("Дочь пастора", "Миссис Грир"). В молодом Ромни много живости, непринужденности, но иногда он впадает в слащавость, поверхностность и излишнюю эффектность ("Леди Гамильтон в образе вакханки", ок. 1785; "Мать и дитя", ок. 1782).
Джордж Ромни. Портрет леди Гамильтон в виде Цирцеи. Лондон, галерея Тейт
В основном женские и детские портреты пишет Джон Хоппнер (1758-1810), но его характеристики в сравнении с Ромни более обыденны при всей виртуозности техники. В этой же плеяде портретистов можно назвать и Джона Опи (1761 - 1807), "английского Караваджо", как его называли, занимавшегося и исторической, и жанровой живописью. Шотландская портретная школа дает такого прекрасного мастера, как Генри Ребёрн (1756- 1823). Густая живопись крупным мазком, энергичная светотеневая моделировка, сильные, яркие индивидуальности, интересные психологические характеристики ставят Ребёрна в один ряд с Рейнолдсом.
Портретную традицию XVIII столетия завершает творчество Томаса Лоуренса (1769-1830), первого английского портретиста, восторженно принятого на континенте. Начав с портретов, близких к Рейнолдсу, Лоуренс завершает творческий путь произведениями более холодными, поверхностно-эффектными, хотя и несомненно виртуозными по технике. Творчество Ребёрна и Лоуренса в основной своей части принадлежит уже следующему столетию.
Некоторое развитие в английской живописи получил бытовой жанр (Дж. Морленд и пр.). Начиная с Гейнсборо, пейзажисты рубежа веков (Дж. Кром Старший, Дж. Констебл, Р. Ботингтон, У. Тернер) предвосхитили импрессионистические поиски в области пленэрной живописи. Но это уже, как говорится, другая история: история живописи XIX столетия.
Господство живописи над всеми другими видами искусства - характерная особенность Англии XVIII в. Скульптура почти не имеет самостоятельного значения, только в связи с архитектурой и особенно с прикладным искусством.
Томас Лоуренс. Портрет королевы Шарлотты. Лондон, Национальная галерея
Расцвету английской живописи XVIII в. сопутствовал расцвет гравюры. Это в основном репродукционная гравюра, воспроизводящая живопись преимущественно в технике меццотинто (от итал. mezzo - средний и tinto - окрашенный, так называемая черная манера), прекрасно выявляющая цветовые пятна и светотеневые контрасты, как бы сам почерк живописи (иногда ее называют "английская манера"; среди мастеров этой манеры - Дж. Уокер, Д. Уотс, У. Дикинсон и др.), и пунктирная гравюра, классиком которой считался итальянец Ф. Бартолоцци, с 1764 г. работавший в Лондоне и по праву считающийся представителем английского искусства гравюры. В конце XVIII в. Томас Бьюик (1753-1828) изобрел новый способ обработки деревянной доски (не только в продольном разрезе) - возникла так называемая торцовая гравюра на дереве, передающая необычайное богатство оттенков, а главное, намного удешевившая книжную и журнальную графику (Т. Бьюик, две серии гравюр к "Истории птиц Британии", 1797-1804).
На рубеже XVIII-XIX вв. особенно активно развивается карикатура: острогротескная бытовая (Т. Роулендсон) и политическая (Дж. Гилрей), которая, по сути, продолжала традиции Хогарта и оказала огромное влияние на новую графику континентальной Европы.