Индивидуальная образовательная программа В мире английской живописи

Настоящая программа направлена на формирование у учащихся познавательных интересов при соизучении английского языка и развития искусства живописи Великобритании. Основными задачами курса является развитие общекультурных умений и навыков учащихся при изучении иностранного языка и мировой художественной культуры, развитие коммуникативно-познавательных умений при подготовке к работе по проектному методу, расширение кругозора учащихся, развитие речемыслителъных способностей, духовно-нравственное и э...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и социальных технологий»




Индивидуальная образовательная программа

«В мире английской живописи»

для учащихся 9 классов








Автор-составитель:

Кузикова Н.В.,

учитель английского языка

МБОУ «СОШ № 45»



Консультант:

Войткевич Н.Н., проректор по

учебной работе, доцент

кафедры педагогики и

профессионального образования

ГАОУ ДПО ИРОСТ,к.п.н.





Курган, 2015

Пояснительная записка

Настоящая программа направлена на формирование у учащихся познавательных интересов при изучении английского языка и развития искусства живописи Великобритании. Основными задачами курса является развитие общекультурных умений и навыков учащихся при изучении иностранного языка и мировой художественной культуры, развитие коммуникативно-познавательных умений при подготовке к работе по проектному методу, расширение кругозора учащихся, развитие речемыслительных способностей, духовно-нравственное и эстетическое обогащение личности ученика. Данная программа рассчитана на 11 часов и ориентирована на учащихся 9-х классов. Предполагается, что настоящий курс поможет учащимся реализовать свой интерес в освоении разных способов сбора, систематизации интерпретации кулътуроведческой информации, учащиеся будут ориентированы на самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, работу с источниками.

Предложенный курс познакомит учащихся с творчеством таких выдающихся художников Великобритании как Уильям Хогарт, Джошуа Рейнольдс, Джозеф Тёрнер, Томас Гейнсборо, Джон Констебл, Томас Лоуренс, Данте Габриэль Россетти. У школьников появится возможность окунуться в мир живописи, расширить свой кругозор, не покидая школьной аудитории.

Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства

Цели курса:

  • способствовать выявлению интереса к живописи;

  • развивать творческий потенциал школьников на основе введения в мир живописи Великобритании;

  • создать возможности для овладения учащихся некоторыми основами искусствоведческих знаний;

  • дать возможность применять полученные знания при подготовке сообщений, рефератов, презентаций;

  • обеспечивать развитие культуры и расширение кругозора учащегося.

Задачи:

I. Познавательный аспект:

  • повышение познавательного интереса и уважения к иноязычной культуре и истории;

  • обучить старшеклассников лексическим единицам в соответствии с отобранными темами навыкам оперирования этими единицами;

  • познакомить учащихся с произведениями выдающихся живописцев Великобритании;

  • ориентироваться в основных направлениях живописи, характеристика жизни и творчества знаменитых английских художников.

II. Развивающий аспект:

  • развитие умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;

  • развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия; развитие логического мышления;

  • формирование у учащихся готовности к общению на иностранном языке;

  • развитие общекультурных умений учащихся по сбору, систематизации и интерпретации культуроведческой информации;

  • умение выражать свое мнение;

III. Воспитательный аспект:

  • воспитание способности к личному и профессиональному самоопределению;

  • воспитание толерантности и уважения к другой культуре, приобщение к общечеловеческим ценностям;

  • воспитание личностных качеств (умение работать в паре, группе, коммуникабельность);

  • развитие речемыслительных способностей, духовно - нравственное и эстетическое обогащение личности ученика;

  • развивать умения общаться друг с другом при выполнении учебных коммуникативно-познавательных проектов, при подготовке совместных устных выступлений, круглых столов.

Отличительные особенности

В преподавании учебного материала в рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия, исследовательские методы, аутентичные материалы. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду на уроках и являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в частности метод проектов.

Формы занятий

Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатся говорить правильно.

Формы реализации программы:

  • занятие-путешествие;

  • дискуссия;

  • тестирование;

  • защита творческих работ и проектов;

  • онлайн- экскурсия;

  • итоговое занятие;

  • самопрезентации.

Ожидаемые результаты

По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности. Основная форма контроля за уровнем достижений учащихся - представление итоговой творческой работы - сообщение об одном из художников, с использованием презентации и изученных лексических единиц.

(окончание 1 четверти - тема «Молодежь и искусство»)

Учебно-тематический план

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во

часов

Форма занятия

Форма контроля

Образовательный продукт

д/з

Отметка о выполнении

15.09

Живопись. Жанры и направления.

1

Вводное занятие. Лекция на русском языке. Презентация иллюстраций.

Входной тест

Таблица с основным содержанием лекции

Подборка лексики по теме


    17.09

    Лексика по теме. Речевой материал для понимания текстов о живописи, описания картин, дискуссий, сообщений по теме.

    1

    Индивидуальная, групповая работа с лексикой

    Словарь лексики и устойчивых выражений по теме

    Описать самую любимую картину (свою или известного художника)


      22.09

      Художники XVIII века. Творчество Уильяма Хогарта.

      1

      Презентация иллюстраций.

      Экспресс тест.

      Монолог по теме

      Приготовить презентацию по основным жанрам живописи и по творчеству Уильяма Хогарта.


        24.09

        Художники XVIII века. Творчество Джошуа Рейнольдса

        1

        Презентация иллюстраций.

        Презентация

        Подборка материала по творчеству Джошуа Рейнольдса


          29.09

          Художники XVIII века Творчество Томаса Гейнсборо.

          1

          Презентация иллюстраций.

          Экспресс тест.

          Работа с интернет ресурсами

          Приготовить презентацию по творчеству Джошуа Рейнольдса и Томаса Гейнсборо


            1.10

            Художники XVIII века. Творчество Джозефа Тёрнера.

            1

            Презентация иллюстраций.

            Экспресс тест.

            Презентация

            Подборка материала по творчеству Джозефа Тёрнера.


              6.10

              Художники рубежа XVIII - XIX веков. Творчество Джона Констебла и Томаса Лоуренса.

              1

              Презентация иллюстраций.

              Работа с интернет ресурсами

              Подборка материала по творчеству художников


                8.10

                Фрагмент экскурсии по Эрмитажу (видеофрагмент на английском языке).

                1

                Обсуждение видеоматериала, закрепление знаний по курсу

                Экспресс тест.

                Работа с интернет ресурсами; таблица по изученным художникам XVIIIв.

                Приготовить презентацию по трём художникам


                  13.10

                  Музеи, картинные галереи Великобритании.

                  1

                  прослушивание аудиотекста

                  П резентация

                  Монолог «Экскурсия по музею»


                    15.10

                    Творчество художников XVIIIв. Обобщающее повторение с использованием лексики по теме.

                    1

                    Обсуждение изученного материала

                    Итоговый тест.

                    Монолог «Экскурсия по музею»

                    Подготовка итоговой творческой работы


                      22.10

                      Итоговое занятие по теме «В мире английской живописи»

                      1

                      Защита творческих проектов по теме курса

                      Защита проектов

                      творческие работы учащихся

                      Итого: 11

                      Содержание

                      1. Английская живопись XVIIIв.. Жанры и направления.

                      2. Речевой материал для понимания текстов о живописи, описания картин, дискуссий, сообщений по теме.

                      3. Художники XVIII века. Творчество Уильяма Хогарта.

                      4. Творчество Джошуа Рейнольдса

                      5. Творчество Томаса Гейнсборо.

                      6. Творчество Джозефа Тёрнера.

                      7. Творчество Джона Констебла и Томаса Лоуренса.

                      8. Фрагмент экскурсии по Эрмитажу (видеофрагмент на английском языке).

                      9. Музеи, картинные галереи Великобритании.

                      10. Творчество художников XVIIIв. Обобщающее повторение с использованием лексики по теме.

                      11. Итоговое занятие по теме «В мире английской живописи» - защита проектов.

                      Текущий контроль за знаниями и умениями учащихся предполагается делать в следующей форме:

                      • самостоятельных и проверочных работ (тесты, викторины);

                      • написание докладов, рефератов;

                      • подготовки проектов.

                      Оценка творческой работы выставляется после обсуждения, широко используется товарищеская оценка и самооценка.

                      К окончанию курса учащиеся научатся:

                      • различать основные жанры и направления в английской живописи 18в.;

                      • понимать лексику, термины и основные понятия, связанные с темой курса;

                      • понимать тексты по данной теме;

                      • делать сообщения о художниках 18 века, музеях и картинных галереях Великобритании;

                      • работать с основными типами справочной и учебной страноведческой литературы (энциклопедии, справочники, учебно-справочные издания, включая сайты Интернета и электронную справочную литературу) и использовать их при выполнении проектов и для личностно-познавательных целей.

                      Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

                      • словесный;

                      • наглядный;

                      • практический;

                      • метод контроля;

                      • объяснительно-иллюстративный;

                      • исследовательский;

                      • творческий метод.

                      Дидактический материал: схемы; стенды; плакаты; словари, энциклопедии.

                      Техническое оснащение занятий: компакт-диски с музыкальным материалом, видеофильмами; компьютер с Интернетом; проектор.

                      Список литературы

                      1. Воронихина Л.П., Михайлова Т.М. Великобритания. Искусство (живопись, скульптура, архитектура) Л.: Просвещение, 1978.

                      2. Голицинский, Ю. Б. Грамматика. Английский язык. - СПб.: КАРО, 2004.

                      3. Жарковская, Т. Г. Система времен в английском языке. - М.: Просвещение, 2005.

                      4. Лингвострановедческий словарь. 9500 единиц /А. П. У. Рум., Л. В. Колесников., Г.А . Пасечник и др.- М.: Рус. яз., 1978. 480с.

                      5. Мультимедийная обучающая компьютерная программа «Bridge to English II» углубленный курс английского языка + аудиограмматика. - М.: Интенс, 2004.

                      6. О Британии вкратце. /В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. - М.: Новая школа, 1997.

                      Интернет-ресурсы


                      1. bibliotekar.ru (энциклопедия живописи)

                      2. liveinternet.ru

                      3. la-fa.ru (история искусства)

                      4. verman-art.ru/ (английская живопись 18 в.)

                      5. art.ru

                      6. fine-art.com

                      7. english-easy.info

                      8. titul.ru

                      9. exams.ru/

                      10. mingoville.com

                      11. voanews.com/specialenglish

                      12. mes-english.com/

                      13. it-n.ru/

                      14. tolearnenglish.com/





                      Приложение 1

                      Диагностика

                      1.Английские картины исторического жанра второй половины XVIII века

                      1. прославляли прошлые победы Англии

                      2. изображали исторически важные события современной жизни

                      3. представляли героев событий в классических античных одеждах

                      4. представляли героев событий в реальных одеждах

                      2.«Ему в Англии принадлежит честь открытия истинных принципов пейзажа», - Джон Констебл сказал об английском художнике

                      1. Томасе Гейнсборо

                      2. Уильяме Хогарте

                      3. Джошуа Рейнольдсе

                      4. Ричарде Уилсоне

                      3. Английский художник Уильям Хогарт провозглашает идею трудолюбия и добродетели как гарантию благосостояния и благополучия в серии гравюр

                      1. «Леность и прилежание»

                      2. «Модный брак»

                      3. «Карьера мота»

                      4. «Счастливый брак»

                      4.В живописи Англии XVIII века отразился процесс демократизации общества, который проявлялся в сближении эстетических вкусов

                      1. дворянства и аристократии

                      2. монархии и буржуазии

                      3. буржуазии и плебейства

                      4. дворянства и буржуазии

                      5.Английская изобразительная школа сложилась позже остальных видов искусств, так как

                      1. пуританское движение XVII века препятствовало развитию живописной школы

                      2. деятели искусств Англии традиционно проявляли больший интерес к другим видам творчества

                      3. феодальные войны тормозили формирование собственной художественной традиции

                      4. английское общество удовлетворяло свои эстетические потребности, приглашая иностранных мастеров

                      6.Соотнесите художников и их картины

                      1. Уильяма Хогарта 3 «Утренняя прогулка»

                      2. Джошуа Рейнолдс 4«Портрет королевы Шарлоты»

                      3. Томас Гейнсборо 2 "Младенец Геркулес, удушающий змей"

                      4. Томас Лоуренс 1 "Модный брак"

                      7.В английской живописи и графике художник Уильям Хогарт стал основоположником

                      1. романтизма

                      2. сентиментализма

                      3. критического реализма

                      4. натурализма.

                      8.В Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) находится картина Томаса Гейнсборо

                      1. портрет церковного служителя Эдварда Орпина

                      2. портрет миссис Грехэм

                      3. «Голубой мальчик»

                      4. портрет герцогини де Бофор

                      9.В Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) находятся картины Джошуа Рейнольдса

                      1. «Мальчик из семьи Кру в костюме Генриха VIII»

                      2. «Великодушие Сципиона Африканского»

                      3. «Младенец Геракл, удушающий змей»

                      4. «Два молодых человека»

                      5. «Венера и Амур»

                      10.В изобразительном искусстве Англии XVIII века господствовал такой его вид, как

                      1. монументальное искусство

                      2. графика

                      3. скульптура

                      4. живопись

                      5. декоративно-прикладное искусство

                      11.Во второй половине XVIII века живопись Англии была представлена такими жанрами, как

                      1. портрет

                      2. библейский

                      3. мифологический

                      4. натюрморт

                      5. исторический

                      12.Для живописи Англии XVIII века характерно появление картин такого жанра, как

                      1. маринистический

                      2. натюрморты

                      3. пейзажи

                      4. библейский

                      5. батальные сцены

                      6. групповые портреты

                      13.Картина Джошуа Рейнольдса «Младенец Геракл, удушающий змей» является

                      1. торжеством классицизма в английской живописи

                      2. символом мощи Британской империи

                      3. первой картиной художника на тему античной мифологии

                      4. символом мощи молодой Российской империи

                      14.Основные жанры творчества английского художника Джошуа Рейнольдса - это

                      1. маринистический

                      2. портрет «большого статуарного стиля»

                      3. натюрморт

                      4. реалистический портрет

                      5. батальный

                      15.Серии-хроники Уильяма Хогарта являются

                      1. бытовой карикатурой

                      2. политической карикатурой

                      3. разговорными сценами

                      4. портретами

                      16.Термин «большой статуарный стиль» для портретов ввел английский художник

                      1. Томасом Гейнсборо

                      2. Джошуа Рейнольдс

                      3. Уильям Хогарт

                      4. Аллан Рамзей

                      17.Уильям Хогарт изложил свои эстетические взгляды в книге

                      1. «Эстетический анализ»

                      2. «Анализ живописи»

                      3. «Анализ красоты»

                      4. «Художественный анализ»





                      Приложение 2

                      Требования к оформлению презентаций

                      В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

                      Индивидуальная образовательная программа В мире английской живописи

                      Приложение 3

                      Английское искусство XVIII века

                      С XVI в. Англия становится мощной, экономически развитой державой с огромным политическим авторитетом. В правление королевы Елизаветы (1533-1603, королева Англии с 1558) Англия уже по праву считается владычицей морей. Новые морские пути и связанная с ними торговля сформировали в стране сильную буржуазию. Она и воспользовалась, объединившись с дворянством, последствиями революции 1640 года, движущей силой которой были городской плебс и крестьянство. Этот союз буржуазии с дворянством явился главной отличительной особенностью Английской революции XVII в., повлиявшей на ход дальнейшей истории Британии. Провозглашенная в 1649 г. после казни короля Карла I Стюарта республика вскоре сменилась военной диктатурой Кромвеля. В 1660 г. произошла реставрация Стюартов. Но после государственного переворота 1688 г. была установлена буржуазно-конституционная монархия, ограничившая власть короля и провозгласившая верховенство парламента. Таким образом, результаты революции сказались в Англии на столетие раньше Франции.

                      С конца XVI столетия в Англии бурно развиваются науки, особенно философия. Идеи Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Джона Локка, принципы материалистической философии в целом расчищают путь для будущих ученых от Ньютона до Дарвина. Союз буржуазии с дворянством не мог не отразиться на английской культуре и эстетических вкусах, характер которых несет черты умеренной демократизации. С XVI в. Англия справедливо считается первой страной в области литературы, драматургии и театра благодаря Шекспиру и плеяде драматургов до и после него. Но изобразительное искусство Англии в "просвещенный век Елизаветы" еще жило традициями Гольбейна Младшего, а затем подражанием французскому искусству. В XVII в. несомненное влияние на будущую английскую школу живописи оказал работавший там некоторое время Ван Дейк.

                      Английская изобразительная школа сложилась позже остальных видов искусства, и процесс этот был трудным. Феодальные войны и Реформация тормозили формирование собственной художественной традиции. Пуританское движение XVII в. с его иконоборческими идеями, естественно, никак не способствовало развитию национальной живописной школы. В протестантской Англии почти не было религиозной живописи. В XVII в. медленно начинает развиваться портретный жанр, в основном миниатюра. Но зато в следующем столетии, как бы стараясь нагнать упущенное, английские художники работают так интенсивно и своеобразно, что уже в конце века оказывают влияние на континент.

                      Весь XVIII в. в Англии связан с правлением королей Георгов, поэтому в науке существует относительно архитектуры этого времени термин "георгианский стиль". В духе Палладио в XVIII в. строятся городские особняки, обычно трехэтажные, с рустованным первым этажом, - символы английской респектабельности и независимости. На смену регулярным французским паркам приходят парки английские, ландшафтные. Откликаясь на рокайльный стиль континента в первой половине XVIII в., англичане создают свой собственный вариант, особенно сказавшийся в прикладном искусстве, где замысловато переплетаются черты рококо и "китайщины" с готикой (мебель Томаса Чиппендейла [1718-1779], серебряная посуда и так называемый костяной фарфор Челси и Дерби). Укрепление классицистического направления в архитектуре второй половины века, обращение непосредственно к Античности, минуя Возрождение, вполне естественно объясняются общеевропейским интересом к искусству древних. Свои собственные национальные пути английская неоклассика находит в градостроительной деятельности братьев Адамс, в мебели Томаса Шератона и Джорджа Хепплуайта, в изделиях из керамической массы (посуда, вставки для мебели) прославившегося на весь мир Джозайи Веджвуда.

                      Следует помнить, однако, что в отличие от континентальной Европы, где классицизм второй половины XVIII в. стал новым этапом культуры, неоклассика в контексте английского искусства не выделяется, ибо Античностью здесь увлекались давно. Английское Просвещение было зрелым уже к 1740-м гг., и на всей культуре Англии сказывались сто гуманистические идеи. Но революция в Англии уже произошла, и английское Просвещение не имело того революционного духа, который был характерен для Франции.

                      Расцвет национальной школы живописи в Англии начинается с Уильяма Хогарта (1697-1764), в лице которого английское искусство сблизилось с передовой английской литературой и театром первой половины XVIII в. Хогарт сначала учился у ювелира, затем стал заниматься гравюрой и как гравер сложился быстрее живописца. В гравюрах он обращается к самым широким кругам Англии, изображая современную жизнь и делая предметом сатиры все отрицательные ее стороны: распущенность нравов, продажность суда, разложение армии и т.п. Хогарт создает целые серии живописных полотен: "История шлюхи" (или "Карьера проститутки", серия из шести картин, 1732), "История распутника" ("Карьера мота", 1735), "Модный брак" (1743- 1745; см. цветную вклейку).

                      Простая, как мир, история деревенской девушки Мэри, приехавшей в Лондон, ставшей богатой содержанкой, а затем попавшей в тюрьму и умершей в ужасающей нищете (история эта перекликается с судьбой героини романа Дефо "Молль Флендерс"), дошла до нас только в собственных гравюрах мастера, так как все картины серии "Карьера проститутки" погибли во время пожара 1755 г. По и остальные серии Хогартом были переведены в гравюру, для того чтобы его искусство было доступно широкой публике. Свои произведения, объединенные в повествовательные циклы, Хогарт строил как драматург, он разыгрывал действие, как искусный режиссер. Каждая из картин в сериях Хогарта самостоятельна и изображает узловой момент всей истории, по несколько деталей связывают его с предыдущими и последующими событиями. Так, гусь в корзинке Мэри говорит о том, что она приехала из деревни, а сводня и господин у трактира - о ее будущей судьбе. Картины Хогарта, достоверные и по сюжету, и в деталях быта, звучали морализаторски-назидательно, как воскресная проповедь, но в них никогда не было грезовской слащавости.

                      Хогарт занимался и исторической живописью, религиозными сюжетами, но, несомненно, "высокая живопись" не отражала полностью представлений художника о задачах искусства и не давала реальной почвы для его практической деятельности. Истинный Хогарт - это жанровые картины и гравюры, в которых он показал социальную жизненную драму несколько прямолинейно, но без всякого иносказания, в доступной и ясной форме. В этом огромное значение Хогарта, определившее его место и роль в английском искусстве.

                      На протяжении всей творческой жизни Хогарт обращался к портрету. Это и групповые, так называемые разговорные портреты ("Семья Вудз Роджерс", 1729; "Семья Строуд", ок. 1738; "Семья Фаунтин", 1730), и портреты близких людей ("Мистрис Энн Хогарт", 1735), портреты парадные ("Епископ Хоудли", ок. 1743), изображения людей мира искусств ("Дэвид Гаррик с женой", 1757), собственные портреты ("Автопортрет с собакой", 1745) и пр. Но не случайно наибольшей славой среди портретов Хогарта пользуется изображение "Девушки с креветками" (1760-е гг.), восхитительная живопись которого, по удачному определению одного исследователя, свободно существует в нашем столетии не как сокровище прошлого, а как великая удача сегодняшнего мастера. Хогарту удалось создать в этом портрете английский тип девушки из простонародья, обаятельной, жизнерадостной, излучающей свежесть и здоровье, такими приемами пленэрной живописи, которые предвосхитили колористические искания следующего столетия.

                      Индивидуальная образовательная программа В мире английской живописи

                      Уильям Хогарт. Девушка с креветками. Лондон, Национальная галерея

                      Хогарт был первым художником английского Просвещения и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусством театра, сатирических журналов, с литературой Просвещения. Справедливо считается, что до него в Англии не было великой живописи и что Хогарт стал ее первым представителем, создавшим новым пластическим языком как в живописи, так и в графике острые социальные сатиры, предвещающие рождение критического реализма XIX столетия. Большое влияние он имел на графику второй половины XVIII в. Свои эстетические взгляды Хогарт изложил в трактате "Анализ красоты" (1753). Он много сделал для введения в практику художественных выставок (первая публичная выставка состоялась в 1760 г.).

                      Лучшие достижения английской живописи XVIII в. вне круга Хогарта лежат в области портретного жанра. Знаменательно, что этот жанр занимает одно из главных мест и в стенах Королевской академии искусства - национальной художественной школы, открытой в 1768 г. и более независимой (как детище буржуазной культуры) от официальных кругов, чем европейские академии на континенте. Первым президентом Академии был Джошуа Рейнолдс (1723-1792), живописец и теоретик, в своих знаменитых "Речах" выступавший сторонником классицистической эстетики, но в работах совсем не ограничивавший себя рамками классицизма и чутко улавливавший веяния новой эпохи.

                      В молодости Рейнолдс совершил путешествие по Италии и Франции, позже посетил Голландию и Фландрию. Он восхищался колоритом Тициана и Рубенса и многому у них научился, так же, как и у великого Рембрандта. С 1735 г. Рейнолдс обосновался в Лондоне, и с этих пор он становится самым известным портретистом Британии.

                      Индивидуальная образовательная программа В мире английской живописи

                      Джошуа Рейнолдс. Сара Сиддонс в виде музы трагедии. Сан Марино, Галерея Хантингтон

                      Рейнолдс много занимался исторической живописью, писал на мифологические сюжеты.

                      "Младенец Геркулес, удушающий змей" - картина, заказанная в 1780-х гг. Екатериной II и прославляющая победы России, - одна из лучших в этом жанре.

                      С появлением Рейнолдса английская живопись получила всеобщее признание. Этому способствовали и общественная просветительская деятельность художника, его занятия вопросами эстетики, теории искусства. В его мастерской, на его обедах собирался цвет лондонского общества, это был своего рода политический и художественный салон. Но более всего в истории искусства Рейнолдс важен как портретист, и здесь мы вправе назвать его создателем национального портретного жанра, основателем английского репрезентативного портрета.

                      Рейнолдс создал длинную галерею портретов, он обладал большой творческой активностью и иногда писал до 150 портретов в год. В форме парадного, торжественного изображения Рейнолдс сумел в полной мере выразить просветительскую веру в человека, в его разум, в возможности совершенствования человеческой натуры. Это портреты полководцев ("Адмирал лорд Дж. Хитфилд", 1787-1788), писателей ("Лоренс Стерн", 1760), актеров ("Дэвид Гаррик", 1768; "Сара Сиддонс в образе музы трагедии", 1784), лондонских красавиц ("Нелли О'Брайен", 1760-1762), пользовавшиеся огромным успехом детские портреты. Но кого бы ни изображал художник, в его образах, особенно мужских, есть героически-возвышенное, в них подчеркнуто лучшее, на что способен человек. То внутреннее напряжение, которое имеется в портретах Рейнолдса, вдохновение, энергия, иногда и внешне выраженное действие достигаются прежде всего определенным цветовым строем: напряженным, обычно золотисто-красным, золотисто-коричневым колоритом, с вкраплением пятен интенсивно-синего, зеленого или оранжевого. Красочный строй не размельчен, фоны и драпировки написаны очень широко. Сочная, широкая живописная манера способствует обобщенной передаче натуры при сохранении вполне реальных черт лица. Художник Просвещения, Рейнолдс подчеркивал в персонаже не его сословные качества, а личностные заслуги, богатство духовного мира.

                      Томас Гейнсборо (1727-1788) - второй великий портретист XVIII столетия. В английской живописи эпохи Просвещения Рейнолдс и Гейнсборо выражают как бы две стороны просветительской эстетики: рационалистическую и эмоциональную.

                      Для формирования Гейнсборо, проведшего свою юность и молодость в провинции и сохранившего глубокую любовь к природе своего края, старые мастера, за исключением разве Ван Дейка, не имели такого значения, как для Рейнолдса. Тонкое чувство природы, музыкальность, внимание к душевному миру характеризуют Гейнсборо. Он создает в своих портретах ярко выраженный англосаксонский тип, в котором подчеркивает одухотворенность, мечтательность, тихую задумчивость. Светлая колористическая гамма серо-голубых, зеленоватых оттенков становится отличительной для его живописи. В портретах Гейнсборо отсутствуют аллегории, он не подчеркивает той роли, которую модель играет в обществе (так, в портрете Сары Сиддонс 1783-1785 г. он изображает просто серьезную милую молодую светскую даму, а не Музу трагедии, как Рейнолдс). Репрезентативность в портретах Гейнсборо удивительным образом уживается с интимностью и меланхолическим настроением.

                      Творческая жизнь Гейнсборо совпала с формированием на английской почве сентиментализма, нашедшего свое наиболее полное выражение не в изобразительном искусстве, а в литературе, прежде всего Лоренца Стерна, но особенно близкого лирическому, эмоциональному дарованию Гейнсборо, хотя, конечно, как всякий большой мастер, он не укладывается в рамки одного стиля. Пейзаж в портретах Гейнсборо имеет огромное значение. В ранних портретах он конкретно узнаваем. Это холмы и долины, мощные дубы его родного края ("Мистер Эндрюс с женой", ок. 1749). В зрелом возрасте, особенно когда художник переселяется в Лондон (1774), он часто пишет портреты в рост на фоне пейзажа. Его модели поэтичны, мечтательно задумчивы, душевно тонки, в них "прочитывается" интеллектуальность. Гейнсборо умеет схватить мимолетное, ускользающее, неуловимое для простого глаза, он придает особую хрупкость и изящество всегда несколько удлиненным женским фигурам ("Миссис Грэхем", 1777). И парковый пейзаж в этих его портретах так же лиричен, нежен и утончен, как и его модели ("Голубой мальчик" - портрет Джонатана Баттола, ок. 1770 [см. цветную вклейку]; "Сквайр У. Хэллет с женой", или "Утренняя прогулка", 1785; "Портрет Элисбет, герцогини де Бофор" (?), 1770-е гг.). Это прозрачная, чистая, свежая живопись. Гейнсборо прошел творческую эволюцию от несколько скрупулезной манеры, близкой "малым голландцам", к живописи широкой и свободной. Поздние полотна Гейнсборо сотканы из мазков разной плотности и формы сине-голубоватых, зеленоватых, серебристых тонов, то сгущенных, то оставляющих видным грунт и всегда образующих сложный пластический ритм. Живописная техника Гейнсборо как будто специально создана для передачи сырого воздуха, в котором растворяются густые кроны деревьев, очертания холмов и коттеджей.

                      Вся поэзия старой Англии с влажной атмосферой ее долин и холмов, зеленью парков и величественностью замков предстает перед нами в скромных по мотивам пейзажах Гейнсборо.

                      Индивидуальная образовательная программа В мире английской живописи

                      Томас Гейнсборо. Утренняя прогулка. Лондон, Национальная галерея

                      Творчество Рейнолдса и Гейнсборо способствовало созданию в Англии XVIII в. мощной школы портретистов. Наиболее близок к Рейнолдсу Джордж Ромни (1734- 1802), писавший в широкой живописной манере в основном портреты молодых англичанок. Светские женские портреты, естественно, трактованы художником в более интимном, камерном ключе ("Дочь пастора", "Миссис Грир"). В молодом Ромни много живости, непринужденности, но иногда он впадает в слащавость, поверхностность и излишнюю эффектность ("Леди Гамильтон в образе вакханки", ок. 1785; "Мать и дитя", ок. 1782).

                      Индивидуальная образовательная программа В мире английской живописи

                      Джордж Ромни. Портрет леди Гамильтон в виде Цирцеи. Лондон, галерея Тейт

                      В основном женские и детские портреты пишет Джон Хоппнер (1758-1810), но его характеристики в сравнении с Ромни более обыденны при всей виртуозности техники. В этой же плеяде портретистов можно назвать и Джона Опи (1761 - 1807), "английского Караваджо", как его называли, занимавшегося и исторической, и жанровой живописью. Шотландская портретная школа дает такого прекрасного мастера, как Генри Ребёрн (1756- 1823). Густая живопись крупным мазком, энергичная светотеневая моделировка, сильные, яркие индивидуальности, интересные психологические характеристики ставят Ребёрна в один ряд с Рейнолдсом.

                      Портретную традицию XVIII столетия завершает творчество Томаса Лоуренса (1769-1830), первого английского портретиста, восторженно принятого на континенте. Начав с портретов, близких к Рейнолдсу, Лоуренс завершает творческий путь произведениями более холодными, поверхностно-эффектными, хотя и несомненно виртуозными по технике. Творчество Ребёрна и Лоуренса в основной своей части принадлежит уже следующему столетию.

                      Некоторое развитие в английской живописи получил бытовой жанр (Дж. Морленд и пр.). Начиная с Гейнсборо, пейзажисты рубежа веков (Дж. Кром Старший, Дж. Констебл, Р. Ботингтон, У. Тернер) предвосхитили импрессионистические поиски в области пленэрной живописи. Но это уже, как говорится, другая история: история живописи XIX столетия.

                      Господство живописи над всеми другими видами искусства - характерная особенность Англии XVIII в. Скульптура почти не имеет самостоятельного значения, только в связи с архитектурой и особенно с прикладным искусством.

                      Индивидуальная образовательная программа В мире английской живописи

                      Томас Лоуренс. Портрет королевы Шарлотты. Лондон, Национальная галерея

                      Расцвету английской живописи XVIII в. сопутствовал расцвет гравюры. Это в основном репродукционная гравюра, воспроизводящая живопись преимущественно в технике меццотинто (от итал. mezzo - средний и tinto - окрашенный, так называемая черная манера), прекрасно выявляющая цветовые пятна и светотеневые контрасты, как бы сам почерк живописи (иногда ее называют "английская манера"; среди мастеров этой манеры - Дж. Уокер, Д. Уотс, У. Дикинсон и др.), и пунктирная гравюра, классиком которой считался итальянец Ф. Бартолоцци, с 1764 г. работавший в Лондоне и по праву считающийся представителем английского искусства гравюры. В конце XVIII в. Томас Бьюик (1753-1828) изобрел новый способ обработки деревянной доски (не только в продольном разрезе) - возникла так называемая торцовая гравюра на дереве, передающая необычайное богатство оттенков, а главное, намного удешевившая книжную и журнальную графику (Т. Бьюик, две серии гравюр к "Истории птиц Британии", 1797-1804).

                      На рубеже XVIII-XIX вв. особенно активно развивается карикатура: острогротескная бытовая (Т. Роулендсон) и политическая (Дж. Гилрей), которая, по сути, продолжала традиции Хогарта и оказала огромное влияние на новую графику континентальной Европы.



                      © 2010-2022