Здоровьесберегающие технологии в обучении английскому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Здоровье человека - тема, актуальная для всех времен и народов. Состояние здоровья российских школьников в современных образовательных учреждениях вызывает серьезные опасения. На сегодняшний день первостепенной задачей современного педагога является создание благоприятных для здоровья условий обучения и воспитания подрастающего поколения. Здоровьесберегающий подход в современном российском образовании представляет собой проблему. Он востребован постольку, поскольку современное образование требует существенной модернизации, неосуществление этого процесса рискует оказаться очередной кампанией среди многолетних попыток безуспешного реформирования образования на основании внедрения современнейших педагогических идей и концепций.

Говоря о здоровьесберегающей направленности в обучении иностранному языку, главное - это, конечно, практическое владение языком. Под этим подразумевается обучение навыкам достаточно свободного владения различными видами речевой деятельности как рецептивного (аудирование, чтение), так и продуктивного характера (говорение, письмо). Как известно, процесс освоения этих навыков длительный и требует от учащихся психологического и эмоционального напряжения.

Можно выделить несколько уровней обучения иностранному языку, несущих эмоционально-психологическую нагрузку:

1. Интенсификация учебного процесса. Порой очень сложно за 45 минут представить материал должным образом. Многое приходится на самостоятельную работу детей.

2. Соответствие и несоответствие методик (непрерывное письмо приводит, например, к гипоксии).

3. Рациональная и нерациональная организация учебной деятельности. Существуют так называемые биоактивные часы. Например, исследования показывают, что 8.30 - очень рано для начала занятий.

С 13.00 до 15.00 дети не способны усваивать материал в полной мере. Не случайно в Венгрии, например, рабочий день заканчивается в 14.00.

4. Функциональная грамотность или неграмотность в охране здоровья ребенка (в данном случае необходимо опираться на педагогическую интуицию). Хорошим примером служит индийская пословица: «Дитячеловеческое - это гость в доме. Его можно любить и уважать, но повелевать им нельзя, ибо оно принадлежит жизни».

5. Система работы по формированию здорового образа жизни.

6. Школоцентризм (т.е. разобщенность). Мало проводится совместных работ с ВУЗами. Нужны профильные классы. Необходимо психологически готовить учащихся к выпускным экзаменам в процессе всего обучения, на всех его этапах. Словом, нужна непрерывная система.

7. Наконец, урок как основная форма учебного процесса в совокупности со здоровьесберегающими аспектами.

Обучая языку, не следует забывать о том, что ребенок развивается только в деятельности. Одной из главных задач педагога является системная развивающая методика, имеющая в основе исследовательский принцип. Учитель должен сделать процесс обучения предметно-ориентированным, направленным на целостное восприятие и понимание. Планируя урок, учителю не следует забывать о тесной связи принципов доступности и научности, стройной системе обучения, что выражается в отборе лексики и грамматики, а также формах и приемах подачи материала.

Ни один УМК не сможет заменить творческого потенциала учителя. Учитель непременно может и должен варьировать подачу материала, используя различные уже известные и новые формы, методы и способы с учетом здоровьесберегающего аспекта. Важно создать на уроке атмосферу взаимоуважения и сотрудничества, заинтересовать и увлечь ребят. Урок не должен вызывать тревогу и напряжение. При планировании урока в любом классе очень полезно придумывать задания, которые помогают не только усвоить или повторить материал, но и обеспечивают учащихся положительными эмоциями.

На уроках иностранного языка, прежде всего, должны создаваться условия для здорового развития детей:

  • Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса).

  • Соблюдаться физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитываться время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся физкультминутки).

  • Учитываться чередование и смена видов деятельности, в соответствии с требованиями здоровьесберегающих технологий.

С первых уроков дети учатся общаться на иностранном языке. При этом они должны усвоить большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести навыки правильного произношения. Им необходима приятная, располагающая к занятиям обстановка.

В этом могут помочь небольшие физические отступления, например:

Hands up! Hands down!

Stand up! Sit down!

Close your eyes! Touch your nose!

Open your eyes! Freeze In this pose

Цель такой зарядки - снять умственное напряжение, вызвать положительные эмоции, что, безусловно, способствует более эффективному усвоению материала. В качестве такой релаксации могут быть использованы различные игры с предметами, игра «снежный ком» (первый ученик строит предложение, состоящее из одного слова, в соответствии с темой урока, второй повторяет его и дополняет и т.д.), диалоги с героями известных произведений и т.п.

На уроке английского языка нужно создать такие условия, которые обеспечат обучающимся высокую работоспособность на протяжении всего урока и позволят избежать переутомления. С целью погружения в языковую среду и «разогрева» обучающихся можно начинать урок с пальчиковой игры. Игра - одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Она наиболее согласуется с детской психикой и обеспечивает условия для самовыражения и самореализации. Дети очень любят играть. В данном случае имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, способствующая отдыху. Например,

  • при изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать ее в воздухе;

  • при изучении темы «Животные»: изобразить животное мимикой, жестами, голосом, движениями;

  • игра «Бинго» (алфавит, цвет, цифры, животные, фрукты и овощи, одежда, город и т. д.);

  • изобразить действия, которые выполняются каждый день (тема "My day").

Учащимся средних классов очень нравятся ролевые игры ("Больница", "Аптека", "Прием у врача", "На рынке", "Покупка продуктов", "Интервью со спортсменами"). Они забывают о своем психологическом дискомфорте. Учащимся 10-11-х классов по душе игра-проект, где они разрабатывают проекты, защищают их, учась тем самым отстаивать свою точку зрения, с одной стороны, и совершенствуя английскую речь, с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе. Учебные темы также способствуют формированию мотивации здорового образа жизни. Например, изучая тему «Рабочий день», учащиеся получают знания о режиме дня, санитарно-гигиенических правилах для профилактики болезней и сохранения здоровья.

Начинать урок иногда полезно с так называемой разминки Warm ing-up (так называемого «разогрева»), то есть различного рода лексических, фонетических или лексико-грамматических «зарядок». Сделать этот этап более привлекательным и задающим тон всему уроку совсем несложно, если превратить его в маленькую игру или соревнование.

Для снятия усталости и повышения работоспособности проводятся короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен. Песня на уроке - хороший вид релаксации, которая предоставляет возможность не только отдохнуть, но и служит способом для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. На примере песен можно показать спряжения глагола «to have», активизировать лексику по темам: «Семья», «Животные». Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. При подборе песен и стихотворений к уроку обращаем внимание на следующее:

  • важно, чтобы грамматический и лексический материал сочетался с темой урока;

  • необходимо подбирать стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;

  • текст чаще воспроизводится в записи или проговаривается учителем, особенно в начальной школе, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.

Для работы с лексикой хорошо подходят обучающие фильмы и компьютерные программы. На этапе закрепления лексического материала эффективным является прием «озвучка» (учитель просит ученика переозвучить просмотренный отрывок по-своему с опорой на субтитры или без, в зависимости от уровня владения языком). Эти виды работ на уроке настраивают учащихся на запоминание и одновременно дают психологическую разгрузку.

Как показывает практика, в старших классах ребята с удовольствием занимаются проектной деятельностью: собирают информацию, создают проект, защищают его, убеждая, споря, отстаивая свое мнение по теме (такой урок можно организовать как урок-«конференцию», урок-«круглый стол» и т.д.). Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе. При этом не очень сильные в языковом отношении ученики могут продемонстрировать хорошие организаторские, творческие способности.

Снимая стресс с учащихся, вызывая у них положительные эмоции, создавая благоприятную атмосферу на уроке, учитель, тем самым, прививает любовь к изучаемому языку. Важными аспектами являются также настроение и тон педагога. Доброжелательный тон учителя - важный аспект здоровьесберегающих технологий.

В эмоциональной разгрузке учащихся помогают предметные недели. Раз в год в школе можно проводить неделю английского языка, где будут присутствовать моменты театрализации, проводить игры, конкурсы, викторины, даже выходы на природу, что значительно снимает эмоционально-психологическое напряжение.

Хорошо дидактически "проработанный" урок - он же и самый здоровьеориентированный для всех его участников.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов, а также сохранять свое и ценить чужое здоровье.

Говоря о реальности и перспективах иноязычного образования, нельзя забывать о системе непрерывного образования в целом (образование ЧЕРЕЗ всю жизнь, а не НА всю жизнь). Наша задача - развить у учащихся гибкость в обучении, помочь осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, то есть осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Так, любая личностно-ориентированная технология является здоровьесберегающей. Как говорил Лендгрант: «В центре человек, которому надо создать помощь, условия для образования на протяжении всей его жизни».

© 2010-2022