Доклад на тему: Использование информационных технологий при обучении английскому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Доклад

на тему «Использование информационных технологий при обучении английскому языку»

В настоящее время с развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно-ориентированного обучения, современный учитель пытается найти инструмент, который бы обеспечил стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования. На мой взгляд, таким инструментом является использование новых информационных технологий на уроках английского языка. Использование новых информационных техно­логий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенство­вания и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень. В современных условиях от учителя требуется понимание особенностей человеческого поведения, использование методов, опирающихся на учёт личностных особенностей учеников. Групповая форма обучения, многие годы господствующая в российской системе образования, в большинстве методик ориентируется на среднего обучающегося и не дает возможность развивать высокий творческий потенциал каждого одаренного ребенка. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действу­ющей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации актив­ным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

Информационные и коммуникационные технологии, используемые мною на уроках английского языка это: 1) презентации в Power Point; 2)текстовые редакторы; 3) электронные таблицы; 4) тесты; 5) Интернет ресурсы; 6) электронные учебники.

Компьютерная программа PowerPoint зарекомендовала себя как эффективное средство подготовки и демонстрации Образовательный потенциал нового технического средства обучения мо­жет эффективно использоваться на уроке иностранного языка в осуществлении наг­лядной поддержки обучения речи.

Преимущество презентации PowerPoint в:

- сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;

- возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;

- возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллажи, цветные и черно-белые фолии, распечатки на бумаге и пр.);

- возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;

- активизации внимания всего класса;

- поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;

- осуществлении контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;

- сочетании аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;

- экономии учебного времени;

- формировании компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающегося, и развитии их креативных способностей в организации учебной работы.

Я использую компьютерную презентацию на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при закреплении материала, для проверки знаний учащихся. Презентация заменяет классную доску для фиксации внимания учащихся при введении новой лексики, при выполнении упражнений и работе с текстом, при ведении дискуссии, делая опоры на ключевые фразы. Презентация на уроке наглядно демонстрирует процесс, который невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

Мультимедийная презентация используется и учащимися для создания и защиты проектных работ.

Интернет активно входит в нашу жизнь. И наша школа не является исключением. Использование Интернет в учебном процессе дает почувствовать ребятам вкус реального общения в режиме on-line на форумах, дает возможность изучать английский язык, общаясь со своими зарубежными сверстниками, которых волнуют те же проблемы, что и российских школьников. Конечно, с появлением в школе сети Интернет, появилась возможность использования ресурсов сети ИНТЕРНЕТ как мною для подготовки уроков, внеклассных мероприятий, так и учащимися. Школьники с увлечением работают в сети ИНТЕРНЕТ с поисковыми системами RAMBLER, GOOGLE, YANDEX и находят интересную и полезную информацию, связанную с достопримечательностями Британии, Америки, других англоязычных стран. Эта информация помогает им в работе над проектами.

Используемое мною компьютерное тестирование дает возможность за короткое время оценить многих учащихся и сделать это достаточно объективно. Это преимущество обеспечивает этой технологии широкую популярность.

Наиболее эффективной технологией, на мой взгляд, является использование на уроках электронных учебников.

Учитель должен рационально использовать цифровые образовательные ресурсы на занятиях различных видов (уроках, лекциях, занятиях элективного кур­са, практических занятиях и т.д.). Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет:

1. улучшить эффективность и качество образования;

2. ориентироваться на современные цели обучения;

3. повысить мотивацию учащихся к обучению;

4. использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;

5. учитывать страноведческий аспект;

6. сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;

7. реализовать индивидуальный подход;

8. усилить самостоятельность школьников;

9. изменить характера взаимодействия учителя и ученика;

10. объективно оценивать знания учащихся;

11. повысить качество наглядности;

12. облегчить труд учителя.

При использовании мультимедийных материалов на CD-дисках мы опираемся на основные научно-методические принципы: коммуникативность, наглядность, индивидуализация. Кроме того, входящие в состав электронных учебных пособий интерактивные контрольные тесты и тренажеры с системой реакций на неправильный ответ (подсказки, наводящие вопросы, гиперссылки на справочную часть пособий, индивидуальные рекомендации) позволяют анализировать уровень освоения различных тем и школьных курсов в целом.

Использование цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности дает возможность учителю:

• излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;

• находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса;

• экономить время для речевой практики;

• организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить конт­ролирование учебной деятельности учеников;

• заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, уве­личить быстроту и надежность усвоения зна­ний.

Электронные учебные пособия помогают ученикам:

• развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;

• осваивать навыки работы с большими массивами информации, поиска информации и её гра­мотного использования;

• самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;

• приобрести навыки работы с компьютером;

• основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Как показывают исследования, страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения английского языка. Использование в учебной и внеурочной деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.

Формы работы с цифровыми образовательными ресурсами: фронтальная; групповая; парная; индивидуальная.

Задания можно использовать на уроке в обычном классе при наличии компьютера и проектора для проведения фронтального опроса, когда ученики поочередно выполняют задания у компьютера, а класс следит за происходящим на экране.

Этапы при работе с дисками на уроках английского языка:

1. Вступительное слово преподавателя по теме диска.

2. Предварительная работа с лексикой.

3. Самостоятельная работа с диском.

4. Обсуждение пройденного материала (разговорная практика).

На первом этапе я знакомлю учащихся с темой диска, его структурой и содержанием, объясняю последовательность работы. На втором этапе выполняются задания, направленные на отработку основных слов и выражений, например, объясняются ключевые слова, подбираются синонимы и антонимы; дается перевод на английский язык; проводится работа с адаптированными мини-текстами (их чтение, перевод на родной язык, ответы на вопросы, вставка пропущенных слов и т.д.); выполняются задания по словообразованию (образование различных частей речи, сложных слов, нахождение в ряду слов родственных слов и др.) На третьем этапе учащиеся самостоятельно работают с диском. На четвертом этапе обсуждается материал диска, его содержание, основные вопросы, которые в нем затронуты, устраиваются мини-диспуты по пройденным темам. Таким образом, работа с мультимедийными материалами способствует более глубокому усвоению учащимися английского языка, так как компакт-диски аутентичны, актуальны, используют все виды наглядности, обеспечивают возможность самостоятельной работы в компьютерном классе, помогают развитию монологической и диалогической речи.

На своих уроках я использую следующие цифровые образовательные ресурсы:

"Triple Play Plus", "Euro Talk. Elementary", "Euro Talk. Intermediate", "Professor Higgins," "Learn to Speak English". «Sing and Learn English», «Алик. Моя первая английская азбука», «Английский язык миссия сыщик», «Clifford учится читать по-английски» и др. (см. перечень). Маленькие дети познают свой первый, родной язык через игру - произнося звуки, пытаясь складывать из них новые сло­ва, отгадывая названия предметов на картинках, повторяя за взрослыми стихи и разучивая песенки. Наверное, это самый естественный и приятный путь обучения. Данные программы предоставляют такую возможность.

Овладение языком через игру - один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.

Среди наиболее удачных программ такого типа надо отметить Triple Play Plus (Multimedia Teacher 3), вышедшую еще в 1997 г. С ее помощью можно обучать детей восприятию речи на слух, к тому же они учатся читать, правильно произносить на трех уровнях, что дает возможность учителю сравнивать (при наличии микрофона) речь учащихся с эталоном, а также ассимилировать анализируемый голос под особенности говорящего (выбор - мужчина/женщина/ребенок).

Очень удобен в применении на разных этапах урока и внеурочной деятельности полный интерактивный курс "Английский путь к совершенству 2". В нем предлагается большое количество разнообразных стратегий обучения; используются высокоэффективные и продуктивные методы обучения; модульность системы (уроки данного курса представлены в определенной последовательности, рекомендуется изучать курс по порядку); есть возможность самому выбирать модули и определять порядок прохождения курса); помогает развивать навыки устной речи, принимать участие в реальном общении, овладевать навыками чте­ния и письма; имеется подробное руководство к эксплуатации;

курс обучает трем языковым навыкам - разговору, чтению и письму, а также лексике и грамматике. Имеется раздел "особенности культуры", в котором находятся объяснения нюансов в значениях слов и фраз, советы по поведению в культурной среде, описание деловых и национальных обычаев.

Каждый модуль состоит из глав, которые содержат различные уроки и игры. В видеофрагментах участвуют актеры, занятые в реальных беседах. Можно увидеть проговариваемый текст. В разговоры включены примеры лексики и грамматики, преподаваемой на уроке. За видеофрагментами следуют речевые задания. Имеется возможность записать себя в роли любого персонажа в ролевой игре.

Уроки чтения представляют собой разнообразие общих и специальных текстов: писем, посланий по электронной почте, рекламных объявлений.

Курс содержит около 1200 слов и выражений. Можно услышать правильное произношение слова, увидеть перевод и предложение, показывающее правильное использование слова. В этом курсе подробно преподается грамматика. Игры объединяют языковой материал, пройденный на уроке.

Курс "In and around London", 2000 содержит страноведческую информацию по основным достопримечательностям Лондона, около 100 красоч­ных фотографий, интерактивную карту, двигающиеся панорамные виды, тестирование, список веб-сайтов, содержащих дополнительную информацию по Лондону; развивает навыки чтения, аудирования, возможно выполнение творческих заданий после работы с диском, может быть использован самостоятельно или совместно с учебником In and around London.

Интерактивный курс английского языка «ENGLISH ELEMENTS» предназначен как для индивидуального изучения так для занятий в группе. Курс включает обширный материал, позволяющий поставить правильное произношение, аудиозаписи, подготовленные дикторами - носителями языка, курс включает 5 уровней и строиться на основных темах, позволяющих научиться рассказывать о себе, своей семье, друзьях, работе, увлечениях.

Всестороннее обоснование процесса разработки информационных образовательных технологий, позволяет выработать основные требования к ним, которые могут быть использованы как при разработке информационных образовательных технологий, так и при оценке их качества. Эти требования могут быть разделены на следующие основные группы:

А. Общесистемные требования:

  1. научность содержания; обеспечение возможности построения содержания образования с учетом основных принципов педагогики, психологии, кибернетики, теории высшей нервной деятельности;

  2. открытость; возможность реализации любого способа управления учебной деятельностью;

  3. воспитывающий характер; информационное наполнение образовательной среды должно обеспечивать сочетание процессов обучения и воспитания;

  4. креативность; обеспечение подготовки специалистов с творческим потенциалом, способных самостоятельно ставить и решать проблемы;

  5. надёжность работы и системная целостность; техническая корректность; обеспечение адекватной реакции на любые ответы обучающихся;

  6. научная организация дизайна образовательной среды; обеспечение максимальной информативности при минимальной утомляемости обучающихся.

Б. Методологические требования:

  1. целенаправленность; обеспечение обучающегося постоянной информацией о ближайших и отдалённых целях образования, степени достижения этих целей;

  2. обеспечение мотивации; стимулирование постоянной высокой мотивации обучающихся, подкрепляемой целенаправленностью, активными формами работы, высокой наглядностью, своевременной обратной связью;

  3. обеспечение обучения в сотрудничестве; программа должна моделировать совместную субъект-субъектную деятельность;

  4. обеспечение систематической обратной связи; обратная связь должна быть педагогически оправданной, не только сообщать о допущенных ошибках, но и содержать информацию, достаточную для их устранения;

  5. обоснованность оценивания; использование, помимо результатов тестового контроля, дополнительных показателей, влияющих на оценку, в роли которых могут выступать: количество повторений материала, количество проработанных гиперссылок, характер допущенных ошибок и т. д.;

  6. педагогическая гибкость; программа должна позволять обучающемуся самостоятельно принимать решение о выборе учебной стратегии, характера помощи, последовательности и темпа подачи материала; должны быть обеспечены возможности доступа к ранее пройденному учебному материалу, выхода из программы в любой её точке;

  7. возможность возврата назад; при самостоятельной работе должна быть предусмотрена отмена обучающимся ошибочных действий.

В. Требования к структуре и организационному построению:

  1. структурная целостность; учебный материал должен быть представлен в виде укрупнённых дидактических единиц, сохраняющих логику, главные идеи и взаимосвязи осваиваемой учебной дисциплины;

  2. наличие входного контроля; диагностика обучающегося перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации образования, а также оказания требуемой первоначальной помощи;

  3. индивидуализация образования; программа должна включать динамическую модель обучающегося, многоуровневую организацию учебного материала, банк заданий разного уровня трудности;

  4. наличие развитой системы помощи; система помощи должна быть многоуровневой, педагогически обоснованной, достаточной для того, чтобы решить задачу и освоить способ ее решения; помощь должна оказываться с учетом характера затруднения и модели обучающегося;

  5. наличие интеллектуального ядра; может быть обеспечено за счет экспертных систем или средств искусственного интеллекта, организующих систему анализа причин ошибок обучающегося; систему комментариев, помогающих обучающемуся понять свои ошибки и сделать правильные для себя выводы;

  6. возможность документирования хода образования и его результатов;

  7. наличие специально отведённого места для рефлексии обучающихся и возможности накопления результатов рефлексии;

  8. наличие интуитивно понятного дружелюбного интерфейса;

  9. обеспечение возможности получения твердой копии статических разделов программы; возможность копирования выбранной информации в личный электронный конспект, её редактирования и распечатки;

  10. наличие развитой поисковой системы, режимов "лупы", "автопоказа";

  11. наличие блока контроля утомления обучающегося, блока релаксации; последний должен содержать тематически однородные небольшие "банки" шуток, анекдотов, музыкальные фрагменты и т. д.

Исходя из данных требований могут быть сформулированы следующие принципы разработки информационных образовательных технологий, которые являются инвариантными по отношению к осваиваемым учебным дисциплинам, типам педагогического программного средства, категориям пользователей:

  1. научности; первичности психолого-педагогического и вторичности технического и программных компонентов разработки;

  2. опоры на мотивацию; акцентирования внимания на достижение и поддержание высокой мотивации; стремление к преимущественному достижению внутренней учебной мотивации;

  3. целенаправленности; постоянного соотнесения результатов разработки с ближайшими и отдалёнными образовательными целями;

  4. открытости; возможности реализации любой педагогической технологии, концепции; лёгкость модернизации и переструктурирования;

  5. системности; рассмотрения каждого объекта как единого целого, во всём многообразии его взаимосвязей с элементами надсистемы, подсистемы и окружающей средой;

  6. эффективности; ориентации на достижение нового качественного уровня развития личности; оптимального использования возможностей информационных образовательных технологий;

  7. учёта развития; рассмотрения функционирования разрабатываемых средств и технологий в динамике, в развитии, с использованием аппарата теории вероятностей;

  8. логической полноты; стремления к тому, чтобы информационные технологии полностью обеспечивали определённый образовательный фрагмент, все его составляющие;

  9. практичности; постоянной обратной связи процесса разработки информационных технологий с результатами их практического использования;

  10. типизации и унификации; стремления к удовлетворению запросов большинства преподавателей и обучающихся; использование доступного, понятного интерфейса, эргономичных решений;

  11. профессионализма; создания творческих коллективов, включающих преподавателей различных учебных дисциплин, специалистов в областях психологии, педагогического проектирования, дизайна, программирования;

  12. первого руководителя; главная роль в управлении созданием средств информационных образовательных технологий должна принадлежать преподавателям.

Таким образом, разработка информационных образовательных технологий является объектом сложного процесса наукоемкого проектирования, успех которого определяется соблюдением присущих для всякого процесса проектирования требований и принципов.

Сравнение мониторинга успеваемости учащихся на традиционных уроках и с применением ИКТ и Интернет-ресурсов говорят в пользу последних. Учащиеся отвечают увереннее, чувствуя себя соавторами урока, показывая более глубокую подготовку. В такие минуты в классе не бывает безразличных детей и плохих оценок.

В заключении хотелось бы отметить, что полноценное внедрение цифровых образовательных ресурсов с их встраиванием в учебный процесс позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, применять индивидуальный подход, развивать лингвистические способности учащихся и объективно оценивать качество знаний каждого ребенка.





6

© 2010-2022