«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках иностранного языка и во внеклассной работе»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование

информационно-коммуникативных технологий на уроках иностранного языка и во внеклассной работе».



Материал подготовлен Тамашевской Г.Н.

учителем английского языка

МБОУ Жирятинская СОШ

«Использование

информационно-коммуникативных технологий на уроках иностранного языка и во внеклассной работе».

Содержание

1. Введение.

2. Использование ИКТ на уроках иностранного языка и во внеклассной работе.

3. Методика разработки дидактического обеспечения уроков иностранного языка с использованием мультимедийных технологий.

4. Методы использования мультимедийных презентаций.

5. Технические средства.

6. Программные средства.

7. Заключение.

8. Литература.

1.Введение

Вопросам самообразования и повышения квалификации сегодня уделяется особое внимание. Раньше учитель выбирал методическую тему для самообразования, читал статьи по данной теме в профессиональном журнале ИЯШ, писал реферат, проводил открытый урок. На этом его самообразование на какой-то период времени заканчивалось. Возможно ли такое сегодня, когда вокруг нас информационный бум из средств массовой информации, когда с помощью интернет можно узнать всё или почти всё по выбранной теме, связаться с коллегами других стран и регионов, обменяться опытом и организовать совместную работу? Наша жизнь стремительно меняется, и учителю необходимо совершенствоваться постоянно. Сегодня лозунгом образования называют «Образование через всю жизнь!» (Long life learning). И возможность для этого есть. Интернет позволяет получать необходимую информацию с любой точки Земного шара в считанные минуты, с помощью интернет осуществляется дистанционное обучение, в том числе, и повышение квалификации.

2. Использование ИКТ на уроках иностранного языка и во внеклассной работе.

В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность.

Для учителей иностранного языка появление интернет открыло границы всех стран, появилась возможность напрямую общаться с носителями языка, чего так не хватало раньше. Общение учителей с коллегами других стран позволяет обмениваться опытом работы и совершенствовать свои знания в методике преподавания иностранного языка. Учитель, владеющий информационными технологиями, сможет совершенствовать и свои педагогические технологии.

Вовлечение учеников к общению со своими сверстниками за рубежом с помощью интернет-технологий позволяет решать такие проблемы, как: отсутствие у школьников практики разговорной речи с носителями языка, отсутствие аутентичного материала для обучения иностранным языкам, проблему межпредметных связей и др.

Обучение школьников иностранному языку совместно со школьниками других стран, обучение с помощью мультимедийных программ, а так же, обучение в дистанционной форме могут решить проблемы личностно-ориентированного обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, умения, творчество.

Компьютерные технологии на уроках иностранного языка - это использование компьютерных обучающих программ и интернет ресурсов. Мультимедийные обучающие программы позволяют организовать самостоятельные действия каждого ученика. Красочность, увлекательность программ вызывает огромный интерес у учащихся, повышает эффективность урока. Конечно, электронный учитель не заменит живого учителя, но, как вспомогательное средство обучения, компьютер имеет свои преимущества.

Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность мультимедийных программ вызывают огромный интерес у школьников. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно.

Учитель может использовать отдельные фрагменты программ, включая их в уроки, соответствующей тематики, при введении нового лексического или грамматического материала, при обучении диалогической речи, чтения, письма, отработке произношения, при отдельных видах контроля и так далее.

Использование видео-метода в учебном процессе обеспечивает возможность:

  • повысить роль наглядности в учебном процессе;

  • удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

  • освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;

  • наладить эффективную обратную связь;

  • организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.

С помощью видео-метода эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи.

Использование современных мультимедиа-технологий в преподавании иностранных языков позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения.

3. Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций


При подготовке учебных мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Отталкиваться, естественно, надо от дидактических и познавательных целей и задач, ибо средства информационных технологий являются средствами реализации дидактических задач.

При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций.

Изучение трудов классиков показали, что преподавателям- разработчикам мультимедийных презентаций будут полезны, например, рекомендации, данные еще Ф. Дистервегом в его "Руководстве к образованию немецких учителей". Они остаются крайне актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях. Вот некоторые из них:

- распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части;
- указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;
- распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

Необходимо, чтобы материал вас захватывал. Использование известных авторитетных источников, марок и концепций могло бы заставить людей относиться к нему с большим интересом. Применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности интерактивных курсов

Применение мультимедиа-технологий для создания электронных материалов диктует свои законы и предъявляет определенные требования к подходам и методам разработки.

Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством.

Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами, чтобы ваши ученики буквально "сидели на краешке стула". Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно: для обучающих презентаций.


При создании схемы сценария и составлении текстового сопровождения к мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами:

  • Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 минут. Для демонстрации нужно подготовить примерно 20-25 слайдов (показ одного слайда занимает около 1 минуты, плюс время для ответов на вопросы слушателей).

  • При изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации время от времени возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон. Это гарантирует должное восприятие информации вашими слушателями. Не бойтесь повторить свою мысль, если хотите, чтобы ее усвоили.


Рекомендации по созданию эффективной презентации

Приведенный ниже план будет полезен при работе над собственной презентацией.

  • Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.

  • В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации. Неудачные слайды необходимо объединить с другими, переместить или удалить вообще.

  • Пользуйтесь готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона. Не бойтесь творческого подхода. Экспериментируйте при размещении графики и создании спецэффектов.

  • Не перегружайте слайды лишними деталями. Иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых. Не следует пытаться "затолкать" в один слайд слишком много информации. Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечь внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации. Звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию

Мультимедийная презентация должна обладать следующими качествами:

  • Удобной системой навигации, позволяющей легко перемещаться по презентации

  • Использование мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (графических вставок, анимации, звука, если необходимо и др.).

  • Разбивка урока на небольшие логически замкнутые блоки (слайды).

  • Каждый слайд презентации должен иметь заголовок.

  • Ссылки на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет.

  • Доступностью - быстрая загрузка, без усложнения эффектами.

При создании мультимедийной презентаций необходимо:

  • провести разбивку урока на небольшие смысловые части;

  • подбор для каждой части соответствующей формы выражения и предъявления обучаемым заголовка раздела, текстов, фотографий, рисунков, таблиц, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию);

  • моделирование познавательной деятельности обучаемых при изучении раздела и использование результатов при его составлении (определяется основная последовательность перехода между слайдами);

  • проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи (подбор контрольных вопросов, заданий для развития навыков, разработка способов анализа ответов, реплик на типичные неправильные ответы, составление подсказок);

  • составление текстов, подборку фотографий, рисунков, таблиц, схем, видеоряда, согласно требованиям эргономики;

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать особенности восприятия информации с экрана компьютера.

Необходимо поддерживать единый стиль представления информации для всего урока.

Шрифты рекомендуется использовать стандартные - Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации. Например, основной текст презентации шрифт Times New Roman, заголовок слайда - Arial.

  • Целесообразно применение различных маркеров   и др.) для выделения элементов текста (маркированные списки).

Рекомендуется использование цвета в презентации, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста цветом и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы). Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона.

Важно проверять презентацию на удобство чтения с экрана компьютера. Тексты презентации не должны быть большими. Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала.

При создании мультимедийной презентации необходимо решить задачу:
как при максимальной информационной насыщенности продукта обеспечить максимальную простоту и прозрачность организации учебного материала для обучаемого.

Один из способов решения этой задачи - ограничение как способов представления учебного материала, так и набора навигационных объектов. В этом случае учащийся, быстро освоив особенности интерфейса данной презентации, в дальнейшем не будет на него отвлекаться, сосредоточив все внимание на содержании образовательной информации.

Важный момент - выбор общего стиля презентации. Когда определены класс презентации, категория обучаемых, то сделать выбор стиля становится проще. Для правильного выбора стиля требуется знать принципы эргономики, заключающие в себя наилучшие, проверенные на практике методы использования тех или иных компонентов мультимедийной презентации.

Нужно уметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых. Просто скопировать информацию с других носителей и разместить её в презентации уже недостаточно.

После того как будет найдена "изюминка", можно приступать к разработке структуры презентации, строить навигационную схему, подбирать инструменты, которые в большей степени соответствуют замыслам и уровню урока. Для обеспечения дидактических функций учебно-методического комплекса к мультимедийной презентации предъявляются следующие требования:

  1. Текстовые фрагменты могут сопровождаться аудио- или видеоинформацией для выделения смысловых акцентов. Для представления разнородной или гипертекстовой информации рекомендуется использовать многооконный интерфейс.

  2. В мультимедийной презентации может содержаться дополнительный материал, а также материал для углубленного изучения темы.

  3. Наиболее важные элементы мультимедийной презентации должны иметь подсказки или пояснения.

  4. Мультимедийная презентация должна быть открыта для развития.

  5. Текст мультимедийной презентации должен иметь возможность копирования, вывода на печать.

При подготовке мультимедийных презентации преподаватель должен использовать возможности Интернет, современные мультимедийные энциклопедии и электронные учебники.

Гибкость - одна из основ успешной презентации. Будьте готовы внести изменения по ходу презентации в ответ на реакцию школьников.

Презентация может иметь две версии для учителя и ученика. Электронная презентация постоянно пополняется новыми материалами и совершенствуется. Для ученика его презентация пополняется личными работами. Современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации.

Этапы подготовки мультимедийной презентации:

  • Структуризация учебного материала

  • Составления сценария реализации

  • Разработка дизайна презентации

  • Подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов), музыкального сопровождения

  • Тестирование-проверка

4. Методы использования мультимедийных презентаций.

Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

  1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами.

  2. При закреплении новой темы

  3. Для проверки знаний Компьютерное тестирование - это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя - это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.

  4. Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.

  5. При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.

  6. При решении задач обучающего характера.

  7. Средство эмоциональной разгрузки. Мультимедиа - программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.

  8. Как средство для изготовления раздаточного дидактического материала. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером - это минитипография педагога.

При использовании мультимедийной презентации ее можно использовать в классно-урочной системе либо использовать новые модели ее применения.

Можно отметить метод проектов как наиболее перспективную педагогическую технологию, которая позволяет раскрыть наиболее полно творческие способности школьников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения.

Безусловно, метод проектов требует высочайшей квалификации учителя, творческого подхода к школьной программе, умения агрегировать знания по нескольким предметам и, конечно, организаторских способностей. Использование информационных технологий при проведении проекта в школе и, безусловно, при разработке материалов для него, стало определяющим, вдохнуло новую жизнь в известную уже давно проектную методику. Главными составляющими метода проектов являются исследовательская работа школьников и оценка этой деятельности.

Из всех инструментов познания мультимедиа наилучшим образом позволяет представлять знания различными способами, включая все модальности восприятия. Работая с мультимедиа инструментарием, школьники получают в распоряжении богатейший арсенал для самовыражения изучаемого материала. Мультимедиа реализует более творческий подход к процессу усвоения и представления знаний.

Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные и прочие методики.

На наш взгляд наиболее прогрессивные возможности мультимедиа заключаются в использовании их в учебном процессе в качестве интерактивного многоканального инструмента познания. Исследовательский, проектный подход в системе обучения школьников, разработка ими собственных мультимедиа/гипермедиа проектов позволяют трансформировать традиционный процесс обучения в развивающий и творческий.

Умение пользоваться методом проектов- показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

5.Технические средства

Предусматривается наличие в школе компьютерного класса с Windows-совместимыми компьютерами. В состав компьютерного класса включается базовое вычислительное и коммуникационное оборудование и программное обеспечение (ПО), которое широко используется в реальных информационных средах:

  • персональные компьютеры, оснащенные системным и специальным программным обеспечением;

  • сетевое оборудование, объединяющее персональные компьютеры в локальную сеть и реализующее выход в Internet;

  • широкий спектр совместно используемых периферийных устройств;

  • проекционное оборудование.

В качестве проекционного оборудования используется мультимедийный проектор и/или демонстрационный телевизор, подключенный к компьютеру.

Кроме того, современные тенденции работы с мультимедийной информацией требуют наличия сканера, звуковых карт, хорошего принтера. В качестве желательного оборудования можно указать цифровой фотоаппарат и видеокамера

6. Программные средства

Какими бы красочными, интерактивными свойствами не обладали готовые мультимедиа-продукты, они далеко не всегда удовлетворяют и соответствуют специфическим образовательным целям преподавателей. Современному педагогу необходим инструмент разработки и сбора из отдельных мультимедиа единого законченного мультимедиа-приложения. Одной из перспективных моделей обучения с образовательным мультимедиа является использование инструментальных программ и аппаратных средств для разработки собственных мультимедиа-приложений

В качестве основного средства для подготовки собственных мультимедиа материалов (учебных видео-уроков) рекомендуется популярная программа для подготовки презентаций Microsoft PowerPoint. Это приложение Microsoft Office позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. При этом от учителя не требуется глубокой компьютерной подготовки, т. к. основные возможности приложения легко освоить всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером. Программа для подготовки презентаций Microsoft PowerPoint позволяет создать систему мультимедийный презентации с использованием текста, графических объектов, анимации, аудио и видеоматериалов. В ходе проведения самого урока возможности программы Microsoft PowerPoint позволяют эффективно управлять процессом презентации(переходить от одного слайда к другому, возвращаться назад, пропускать отдельные слайды, переходить к любому слайду презентации и т.д.).

Программа Microsoft Producer - надстройка над Microsoft PowerPoint позволяет создавать мультимедийные презентации с синхронизированными слайдами, изображениями, аудио и видео материалов с демонстрацией через Интернет.

Для подготовки изображений учитель может использовать графические редакторы Adobe Photoshop и CorelDraw.
Для подготовки анимационных изображений рекомендуется использовать Flash технологии (Macromedia Flash).
Подготовку текстового материала наиболее целесообразно проводить в текстовом редакторе Microsoft Word.
Данное программное обеспечение наиболее распространено в школах России.

Таким образом, даже при отсутствии специальных учебных программных средств, учитель получает возможность оснастить свой урок в компьютерном классе самостоятельно подготовленными мультимедийными учебно-методическими пособиями.

7. Заключение

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках иностранного языка позволяет:

организовать оптимальное сочетание мотивационных и наглядных параметров учебного материала;

организовать подготовку и проведение урока с учетом особенностей восприятия мультимедийных материалов;

увеличить насыщенность урока;

повысить эффективность введения и закрепления нового материала;

разнообразить и интенсифицировать различные методы контроля полученных умений и навыков.

8. Литература

  1. Овчаров А.В. « Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html

  2. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Москва. Агентство Издательский сервис, 2004 г.

  3. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования) Красноярск, КрГУ, 2003

  4. С.В. Титова. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. - М.. Издательство Московского университета, 2003. - 267 с.

  5. Владимирова Л.П. Интернет-технологии в средней школе. Интернет в профессиональной деятельности. Научно-методический сборник/под редакцией Д.Т. Рудаковой. - М.: ИОСО РАО, 2003. - 160 с.



© 2010-2022