Информационные технологии на уроках иностранного языка

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий порождает ряд радикальных изменений в нашей жизни, в том числе и в образовательном процессе. Позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связаны, прежде всего, со стремительным развитием высоких технологий, экономики, PR-технологий. Это усиливает мотивацию учащихся общеобразовательной школы, желающих изучить английский как основной язык межгосударственного общения, научных исследований. Одной ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационные технологии на уроках иностранного языкаИспользование информационных технологий на уроках английского языка



Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий порождает ряд радикальных изменений в нашей жизни, в том числе и в образовательном процессе. Позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связаны, прежде всего, со стремительным развитием высоких технологий, экономики, PR-технологий. Это усиливает мотивацию учащихся общеобразовательной школы, желающих изучить английский как основной язык межгосударственного общения, научных исследований.

Одной из основных целей уроков иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Как считают современные ученые (Е.С. Полат), чтобы сформировать коммуникативную компетенцию важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования своих мыслей.

Коммуникативный подход способен подготовить учащегося к спонтанному общению на иностранном языке.

В методике преподавания иностранных языков известны разные средства развития коммуникативных способностей, в том числе и применение информационных технологий. Важно понять, как использовать потенциал информационно-коммуникационных технологий для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, как ввести в урок английского языка новые технологические средства оптимально и органично, придав занятию зрелищность, эмоциональную окраску и не сломав при этом его логическую структуру.

Опыт показывает, что в случае использования разных вариантов сочетания информационных технологий как способа решения коммуникативных задач можно добиться оптимизации учебного процесса, результатом которого будет являться овладение учащимися навыками устной речи, активизации и стимулирования их познавательной деятельности и повышения качества успеваемости.

Возможности, которые имеют учителя иностранного языка, используя ИКТ.

Типы уроков с использованием ИКТ:

Первый тип - урок, когда компьютер используется в демонстрационном режиме.

Компьютерные презентации могут быть включены в урок на всех этапах работы с учебным материалом. Преимущества очевидны: наглядность (анимация и красочное оформление), возможность многократного использования.

Второй тип - урок с использованием электронных учебников и компьютерных программ.

Применяются электронные учебники ("Профессор Хиггинс"), CD-диски, входящие в комплекты УМК "Spotlight", а также компьютерные программы игрового характера для младших школьников: "Занимательный английский для детей", "Учите английский", интерактивный учебник "Правильный английский без скучных правил" и др.

Информационные технологии на уроках иностранного языка Игровая программа «Витаминный курс»

Информационные технологии на уроках иностранного языкаИгровая программа «Правильный английский без скучных правил»

Информационные технологии на уроках иностранного языкаИгровая программа «Волшебник Изумрудного города»



Формы работы с применением электронных учебников и компьютерных программ:

Электронные учебники позволяют самостоятельно изучать материал урока, выполнять тренировочные упражнения на его активизацию, проходить тесты на выявление уровня усвоенного материала. Причем некоторые электронные учебники содержат тесты разных уровней сложности, учащийся с каждым разом старается справиться с заданиями более высокого уровня. И оценивает учащегося в таких случаях не учитель, а компьютер.

Очевидно, что электронные учебники и компьютерные программы нагляднее и привлекательнее для детей, чем их учебники. Их использование повышает мотивацию и познавательный интерес учащихся. Такое представление нового материала способствует более глубокому и эффективному его усвоению, осознанию, развивает память, расширяет словарный запас и воображение.

Что касается средней и старшей ступени обучения, то здесь неизменным помощником является мультимедийный учебник "Профессор Хиггинс", включающий в себя два раздела "Грамматика" и "Фонетика". На уроках ребята с интересом изучают фонетические особенности английского языка, читают за диктором стихотворения, скороговорки, диалоги, пишут диктанты.

Третий тип - урок, включающий в себя работу в сети Интернет.

Интернет является одним из лучших инструментов обучения, который может быть включён в учебный процесс.

Используя сеть Интернет, учащиеся могут самостоятельно искать материалы по темам занятий и для подготовки проектов, готовиться к сдаче экзаменов и сдавать их. Учителя же в свою очередь могут найти в сети все необходимые материалы для подготовки к урокам (справочный материал, упражнения с разными типами заданий, кроссворды, головоломки, материал для проведения викторин, олимпиад, внеклассных мероприятий по предметам). Для учителей иностранных языков Интернет - источник аутентичных материалов (текстов на языках, аудиозаписей с речью носителей языка).

Интернет предоставляет возможность не только обучаться в иноязычной среде, но и совершать виртуальные путешествия по странам изучаемого языка. Виртуальное путешествие дает возможность получить дополнительную информацию о стране изучаемого языка. Такая форма работы обладает мощным мотивирующим фактором. Игра в путешествие снимает чувство страха перед общением с носителем языка, помогает привыкнуть к аутентичным материалам.

Более того, существуют и другие возможности сети Интернет, например, участие в международных проектах, конференциях, создание веб-квестов. Эти формы работы интересны обучающимся, поскольку они направлены на формирование навыков и умений преодолеть языковой барьер при общении, а также понимания необходимости следовать канонам вежливости в странах изучаемого языка, проявляя уважение к традициям и стилю жизни представителей другого культурного сообщества. Каждый год мои ученики принимают активное участие и занимают призовые места в международных конкурсах, которые предлагает сайт tea4er.ru.

Методическая копилка полезных источников для учителя иностранного языка:


  • spotlightonrussia.ru


  • centercom.ru


  • homeenglish.ru


  • ourkids.ru


  • englishforkids.ru


  • glc.me.uk


  • english4u.com.ua/index.php


  • learningplanet.com


  • netrover.com


  • penfriends.com.


  • golivewire.com

Четвертый тип - урок комбинированного использования информационно-коммуникационных технологий.

Например, использование презентации для активизации уже изученной лексики по теме урока и электронного учебника "Профессор Хиггинс", где учащиеся выполняют тренировочные упражнения с помощью данной программы.

Пятый тип - урок с комплексным использованием информационно-коммуникационных технологий.

Например, учащиеся создают мультимедийные проекты в рамках практически каждого раздела учебной программы с применением электронных учебников, компьютерных программ и ресурсов сети Интернет. Полезно и продуктивно, когда ребята, создавшие проект по той или иной теме, делают сообщения для учащихся младших классов.

Предлагаемая классификация уроков не является единственно возможной. Ведь в системе работы каждого учителя зачастую сливаются воедино множество концепций и подходов к организации обучения: и метод проектов, и интенсивное обучение, и технология полного усвоения знаний и др.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс - это требование, предъявляемое к современному учителю, призванному сделать все возможное для модернизации образования и реализации социального заказа. Использование персонального компьютера - это не цель обучения, а средство для реализации творческих идей и учителя, и учеников.

Однако всегда следует помнить о том, что при использовании информационно-коммуникационных технологий нужно быть очень аккуратным, чтобы за зрелищностью не ушли на второй план суть материала, его научность.

Разумеется, что никакие новые технологии не смогут заменить учителя на уроке, ведь только учитель может правильно организовать учебный процесс, предложить учащимся работу в разных режимах, определить цель занятия, которая должна быть достигнута, направить учащихся на ее достижение и помочь им. Ничто не может заменить удовольствие и радость общения учителя и детей. А компьютер - это средство, инструмент, дополнительная возможность в руках учителя организовать учебный процесс так, чтобы обучающимся было интересно на уроке, чтобы они активно принимали в нем участие, чтобы были достигнуты те цели и задачи, которые ставит учитель, начиная урок.

Применяя на уроках и во внеурочное время вышеназванные технологии и методические приемы, можно добиться значительного повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка. Иностранный язык становится для них предметом высокой степени привлекательности. Учащиеся с большим интересом принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах различных уровней.

Таким образом, компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью школьного образования, что позволяет детям создать что-то свое, интересное, современное и получить необыкновенно интересный материал и полезный опыт.

Информационные технологии на уроках иностранного языка





Список используемой литературы


  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002. -352 с.

  2. Корчажкина О.М. Мультимедийное сопровождение уроков английского языка: опыт создания школьного мультимедийного ресурсного центра. / Мультимедийный сборник "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"" - 2005-06 уч. год., разд. "Преподавание иностранных языков" - М.: Издательский дом "Первое сентября", 2006.

  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с. (Серия "Энциклопедия образовательных технологий".)

  4. Ткачев В.О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2005. № 3. С.64-65.

Интернет-ресурсы.

yahoo.com

1september.ru

schoolenglish.ru



© 2010-2022