Доклад на тему: Актуальность компьютерного обучения иностранному языку (как средства обучения иностранному языку)

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ СОШ №2 с УИОП им. Н.Д. Рязанцева г. Семилуки Воронежской области



Доклад на тему:

«Актуальность компьютерного обучения иностранному языку

(как средства обучения иностранному языку)»



Подготовила: учитель английского языка

Леженина Галина Александровна



Совершенствование технологий обучения занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования, привлекающих в последние два-три десятилетия особое внимание исследователей проблем школы. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающегося обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, «исследовательского, креативного подхода в обучении, формирования критического мышления, новой культуры». В настоящее время, со стремительным нарастанием объема информации, знания сами по себе перестают быть самоцелью, они становятся условием для успешной реализации личности, ее профессиональной деятельности. В этой связи важно помочь учащимся стать активными участниками процесса обучения и формировать у них потребность в постоянном поиске.

Компьютер как средство обучения расширяет дидактические возможности учителя, облегчает труд педагога, способствует его рационализации за счет высвобождения учебного времени для творческих видов работ. Компьютеризация учебного процесса рассматривается отечественными и зарубежными методистами как один из факторов оптимальной организации обучения. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработки новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности обучающихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, меняются - акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Происходит переориентация его на личносто-ориентированный подход.

Как отмечают специалисты в области ИКТ, создатели сайта Московской академии наук, необходимо наличие трех условий для успешного обучения с помощью информационных компьютерных технологий. Первым необходимым компонентом является современное компьютерное оборудование. Вторым необходимым элементом являются специализированные программные средства, позволяющие организовать эффективный процесс обучения и максимально широко задействовать потенциальные возможности имеющихся технических средств. Третья составляющая − методические разработки преподавателей. Опытные педагоги, хорошо знающие свой предмет, должны определить, чему именно целесообразно обучать с помощью компьютера.

Можно на основании опыта использования компьютера как средства обучения выделить следующие его возможности:

1) Использование компьютерного класса с локальной сетью для работы над произношением, лексикой, чтением, аудированием. Легко поддаются автоматизации упражнения по обучению иностранным языкам, связанные с заполнением пропуска, перестановкой, выбором, удалением лишнего элемента и т.п. Подобная работа на занятии помогает реализовать личностно-ориентированный подход, так как каждый учащийся выполняет задание индивидуально, в присущем ему темпе. В то же время преподаватель может, с одной стороны, вовремя прийти ему на помощь, с другой стороны, проверить каждого, подключившись именно к нему. Работа в парах и в группах также возможна, если выбрать парный или групповой режим соответственно. В то же время учащиеся самостоятельно работают с данным им заданием или текстом, используя компьютер как носитель информации.

2) Обучение с помощью специальных компьютерных курсов на CD.

3) Создание презентаций в программе "Pоwer Point". Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, уроки в форме презентаций Microsoft Power Point, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей учащихся, их уровня обученности, склонностей и т.д. На уроках иностранного языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: совершенствовать умения письменной речи школьников, пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка.

Формы работы в среде Power Point на уроках иностранного языка включают изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму. В полной мере можно реализовать технологию "Обучение в сотрудничестве", главная идея которой − учиться вместе. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее, что касается не только учебных успехов, но и интеллектуального, и нравственного развития.

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.

Применение инновационных технологий на уроках иностранного языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации обучающихся.

При этом каждый учитель, применяющий информационно-коммуникативные и компьютерные технологии или проектную деятельность с использованием мультимедийной презентации Power Point на уроках иностранного языка, должен знать, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методологическим требованиям:

1. концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;

2. системность: наличие всех признаков системы (логика процесса, взаимосвязь всех его частей целостность);

3. эффективность: гарантируя результаты, соответствующие ФГОС;

4.гибкость: возможность вариации в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и обучающихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности;

5. динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии;

6. воспроизводимость: возможность использования технологии другими учителями в данном образовательном учреждении или в других.

Анализ научного знания позволяет систематизировать и выделить следующие функции компьютера в обучении:

• технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые, консультирующие, расчетно-логические);

• дидактические ( компьютер как тренажер, как репетитор, как ассистент, как устройство, моделирующее определенные ситуации; компьютер как средство интенсификации учебной деятельности, оптимизации деятельности преподавателя; компьютер как средство, выполняющее функции: оперативного обновления учебной информации, получения оперативной информации об индивидуальных особенностях обучающихся; компьютер как средство корректировки, контроля и оценки их деятельности, ее активизации и стимулирования).

Задача педагогики в этой связи состоит в том, чтобы определить и обеспечить те условия, при которых обозначенные функции действительно достигаются. На практике же эти условия или не выявлены, или не используются, поэтому и функции компьютера реализуются зачастую на примитивном, в педагогическом аспекте, уровне. Что это за условия?

Не претендуя на абсолютную полноту, назовем следующие:

• взаимосвязь применения компьютера и целей, содержания, форм и методов обучения;

• сочетание слова преподавателя и применения компьютера;

• дидактическая структура компьютерного занятия;

• мотивационное обеспечение компьютерного занятия;

• сочетание компьютера и других ТСО.

К средствам обучения относят наглядные пособия, технические средства обучения, дидактические материалы и т.п. В последнее время существенно изменились средства обучения. В связи с появлением персональных компьютеров возник новый вид процесса проблемного обучения - проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.

Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютер имеет свои преимущества. Он позволяет осуществить индивидуальный подход к обучающимся, компьютер занимается с каждым столько, сколько нужно. Особое внимание детям, отстающим в учебе. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных обучающихся. Обучающиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на дискете или через Интернет.

В условиях информатизации образования учитель выступает в роли режиссера, который призван направить информационный поток в целях наиболее эффективного обучения. Учитель должен прагматично подходить к использованию компьютерных и информационно-компьютерных технологий, и смотреть на компьютер не как не своего конкурента, а как на более совершенный по сравнение с другими средствами обучения инструмент.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому школьнику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность обучающегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личносто-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способности детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии.

Использование мультимедийных средств обучения - закономерный этап развития педагогических технологий. В мультимедийных обучающих программах по иностранному языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль.

Вопрос - ответ. Данный тип представляет собой разновидность упражнений стимул - реакция. Виды взаимодействия включают множественный выбор и «открытый ответ», когда обучаемый вводит свой ответ через клавиатуру. Подобные задания успешно используются для закрепления грамматики, словаря, а также для проведения контроля.

Конструирование текста. На дисплее появляется текст, затем предлагаются различные упражнения по его восстановлению: расстановка абзацев текста в правильном порядке, расстановка знаков препинания, восстановление слов, обозначенных в тексте точками, обучаемый может вводить слова, соревнуясь с компьютером или с партнёром. Упражнения подобного типа позволяют системно охватить конструирование текста всех уровней: морфемы, слова, словосочетания, предложения, текст из единиц разной сложности.

Работа над произношением. Системы для работы над произношением выполняют ряд функций: звуковоспроизведение, повтор, выведение на экран спектрограммы, показ на экране артикуляции органов речи и объяснение, как правильно произносить звук. Эффективность подобных систем связана с визуальными возможностями ПК, а также с использованием экспертных систем, основанных на компьютерных методах анализа и обработки естественного языка.

Диктант. В упражнениях этого режима обучаемому предлагается ввести через клавиатуру прозвучавшее слово, словосочетание или предложение. Используя функции управления звуком, можно прослушать данное слово, словосочетание или предложение несколько раз. По завершении ввода ответ можно сравнить с правильным вариантом.

Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Учащиеся используют Интернет для сбора материала для проектов.

Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Можно провести урок иностранного языка в компьютерном классе.

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата.

Преимущества мультимедийного урока:

  • Повышается интерес учащихся к обуче­нию.

  • Учителю удается добиться усиления обучающего эффек­та средствами мультимедиа.

  • Плотность урока увеличивается в среднем на 30 %.

  • Сэкономленное время используется для увеличения объё­ма предъявляемой информации или для организации повторе­ния, закрепления учебного материала.

  • Открываются новые возможности для управления учеб­ным процессом.

  • Мультимедийный урок позволяет использовать новые, бо­лее разнообразные формы и виды учебной деятельности. Ак­тивизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятель­ность учащихся.

  • Меняется эстетика урока.

  • Возможность тиражирования мультимедийного урока.

Использование мультимедийных технологий на уроке английского языка позволяет:

  • создать на уроках атмосферу иностранного языка; значительно стимулировать познавательный интерес учащихся к английскому языку;

  • создать условия для умственной активности и самостоятельного творчества учащихся, развития навыков работы с самыми разнообразными источниками информации;

  • сочетать применение мультимедийных технологий с технологией развивающего обучения, а также проблемным и дифференцированным обучением.

  • повысить эффективность обучения и качества образования.

Рассмотрим сочетаемость компьютера с содержанием, формами и методами обучения. Опыт отечественной высшей и средней школы, как и опыт зарубежной школы, показывает, что для применения компьютера по любому предмету практически нет ограничений. Но содержание компьютерного занятия должно обязательно включать данные о способах анализа условия задачи, о поисках способа ее решения, о способах контроля за правильностью решения. То есть в содержание необходимо включать данные о всех типах рефлексии - интеллектуальной, личностной и межличностной: учитывать как учащиеся понимают логику компьютерного обучения, смысл требований и пр.

Применение компьютера должно учитывать сложившиеся формы обучения. Современные формы обучения независимо от типа школы имеют следующую инвариантную структуру:

• актуализация опорных знаний и способов действий;

• формирование новых понятий и способов действий;

• применение знаний, формирование умений.

Как сочетается с выделенными этапами компьютер? Многое зависит от специфики учебного предмета: очень трудно формализовать знания по гуманитарным предметам (хотя это и временные трудности), трудно также с помощью компьютера развивать творческое мышление. Поэтому второй этап занятия (формирование новых понятий и способов действий) чаще проводится традиционными (вербальными) методами. Первый и третий этапы как показывает опыт применения компьютеров в учебном процессе, и наши исследования вполне поддаются компьютеризации.

На этапе "актуализации" компьютер может восполнить недостающие у учащихся знания независимо от того, по какой причине они у него отсутствуют, поможет ему вспомнить необходимые опорные знания и способы действий. Учитель при этом может получить информацию об уровне актуализации знаний всех учащихся. Все это создает определенные предпосылки успешности обучения на других этапах.

На этапе "применения" компьютерное обучение может полностью погрузить учащихся в самостоятельную деятельность.

Приведенная выше структура занятия носит название дидактической структуры. Наряду с ней существует психологическая структура занятия. Для компьютерного обучения нами предлагается следующая структура:

• управление вниманием учащихся на занятии: включение их в деятельность в его начале, организация внимания при смене деятельности, поддержание непроизвольного и произвольного внимания на необходимое время;

• раскрытие смысла предстоящей деятельности: каждому учащемуся самому нужно осознать смысл предстоящей деятельности. Только тогда у него возникнет желание что-то делать, только тогда он включится в активную деятельность. Для этого учащийся должен получить информацию о предмете потребности, позволяющую ему ясно представить, какие знания ему надо усвоить, какими способами овладеть, что необходимо делать и почему это необходимо;

• актуализация мотивационных состояний: учащийся под влиянием педагогических воздействий осознает свои побуждения и действует, побуждаемый значимым в данной ситуации мотивом;

• совместное с учащимися целеполагание: формулирование проблемы, целей предстоящей деятельности;

• формирование системы учебных действий (планирующие, ориентировка в деятельности, исполнительские);

• формирование способов контроля за своими действиями;

• формирование самооценки, отношения к процессу и результату деятельности.

Как приведенную выше психологическую структуру компьютерного занятия реализовать практически? Рассмотрим инвариантный сценарий модели компьютерного занятия.

На первых двух этапах психологической структуры создается высокая личностная заинтересованность учащихся с помощью информации вводимой на мониторе компьютера:

• информация о необходимости учения, значимости знаний;

• информация об актуальности и практической значимости обучающей программы, предъявляемой компьютером;

• информация, помогающая настроиться на работу, сосредоточить внимание;

• информация, настраивающая на самообразование и развитие познавательного интереса;

• информация, объясняющая важность и актуальность выбранной темы изучения;

• информация, объясняющая, что в обучающей программе имеются специальные средства, помогающие преодолению трудностей;

• одобрительная информация о правильном отношении обучаемого к образованию, к необходимости стремления к новым знаниям;

• одобрительная информация о правильном выборе профессии (специальности), о важности обучения рациональным способам учения;

• информация, объясняющая, что в обучающей программе имеются средства, способствующие развитию инициативы и волевых качеств.

На третьем этапе с помощью компьютера вводится:

• информация о том, где реально могут пригодиться получаемые знания;

• информация, подчеркивающая те вопросы, которые демонстрируют определенные приемы учебной деятельности;

• информация, объясняющая как в случае затруднения обращаться за помощью, какой вид помощи выбрать;

• информация, требующая проявления максимума самостоятельности при выполнении заданий;

• информация подчеркивающая, что рассматриваемая ситуация развивает умение ставить цели учебной деятельности;

• информация объясняющая, что в случае затруднения будет выдаваться дополнительная информация, ставиться вопросы, помогающие решению рассматриваемых проблем;

• информация, подчеркивающая, что решение этих проблем способствует формированию определенных умений;

• информация, подчеркивающая, что действия, осуществляемые облучаемыми, формируют умения учебной и профессиональной деятельности;

• информация, объясняющая, что в случае затруднений будут выдаваться вспомогательные задания или алгоритмические предписания.

На четвертом этапе происходит сознательный выбор учащимися цели деятельности, выбор решения как действовать. На этом этапе осуществляется создание индивидуальной установки на выполняемую деятельность. Возможности компьютера здесь ограничены и лучше этот этап проводить в процессе живого общения между педагогом и обучаемыми.

На заключительных этапах психологической структуры компьютерного занятия вновь можно использовать компьютер и дать возможность учащимся выбрать вид помощи. В случае затруднений предложить дополнительные вопросы или информацию, учебные задачи, алгоритмические предписания. Центральной задачей преподавателя на этих этапах является моделирование с помощью компьютера индивидуальной деятельности обучаемых. Приведем сценарий дифференцированных вспомогательных обучающих воздействий.

Учащимся предъявляется задание, в случае затруднений обучающая программа предлагает:

• "выберите помощь": 1)подсказка, 2)правильный ответ без объяснения, 3)правильный ответ с объяснением;

• "нужна ли помощь?": 1)попробуйте ответить еще раз; 2)устраните ошибку; 3)правильный ответ с объяснением;

• помощь в доброжелательной форме с нарастающей степенью подсказки, приводящей в итоге к правильному ответу; - указание на причину затруднений: типичная причина (N1), типичная причина (N2), другое;

• дополнительную информацию, заставляющую обучаемого задуматься над тем, к чему он должен стремиться, чтобы найти правильное решение;

• дополнительные вопросы типа "Что дано?" "Что нужно найти?"

• вспомогательные учебные задачи, проблемные вопросы, которые помогут определить принцип решения основной задачи;

• выполнить алгоритмические предписания;

• мотивационные указания, дополнительные указания.

Таким образом, модель компьютерного занятия должна быть многогранной или полифункциональной: формировать не только знания, но и развивать обучаемых, вовлекать их в сферу разносторонней психической деятельности. На этой основе происходит развитие интеллекта, мотивации, воли и пр. Поэтому модель компьютерного занятия должна быть также процессуальной. Процесс - это не только изменение, но и ряд генетически преемственных стадий развития, соответствующих этапам компьютерного обучения. Модель должна также отвечать критериям противоречивости и проблемности, вариативности и гибкости.

Как уже отмечалось, компьютерное занятие не предполагает стопроцентного использования своего времени на работу компьютера. Поэтому необходимо рассмотреть проблему сочетания слова преподавателя и использования компьютера. Можно выделить несколько форм такого сочетания:

• первая форма сочетания: преподаватель руководит работой обучаемых с компьютером, знания об объекте изучения они извлекают сами;

• вторая форма сочетания: знания об объекте изучения обучаемый получает от преподавателя, а компьютер служит подтверждением или конкретизацией вербальных сообщений;

• третья форма сочетания: на основании работы с компьютером, осуществленной учащимися, преподаватель решает совместно с ними учебную проблему;

• четвертая форма сочетания слова преподавателя и использования компьютера: опираясь на информацию, заложенную в компьютер, педагог сам решает проблему (и показывает ее решение) монологическим методом.

В зависимости от рассмотренных форм сочетания, компьютерное занятие может быть проведено различными методами обучения:

• алгоритмическим и исследовательским методами при первой форме сочетания;

• монологическим и диалогическим методами обучения при второй форме;

• при третьей форме сочетания действий преподавателя и применения компьютера доминирующими методами будут диалогический и эвристический;

• наконец, четвертая форма сочетания предопределяет применение монологического метода обучения.

Эффективность проведения занятия с компьютерным сопровождением зависит от многих факторов. К ним, как известно, относятся: содержание учебного материала (его противоречивость, насыщенность математическим аппаратом или гуманитарным содержанием, возможность его программирования, создания проблемных ситуаций и др.), форма проведения занятий (урок, лекция, практическое занятие, коллоквиум, консультация и др.), выбранная преподавателем форма сочетания компьютера с применяемыми им методами обучения, актуальный уровень развития у учащихся интеллектуальной, мотивационной и других сфер, наконец, уровень методического мастерства преподавателя и его умение отбирать и применять программные педагогические средства (ППС).

Таким образом, модель компьютерного занятия как дидактическая система включает номенклатуру целей обучения знаниям и умениям, целей развития основных сфер человека, целей формирования учебной деятельности; характеристику содержания учебного материала, критерии его отбора для создания программных педагогических средств, связи программного материала с остальным содержанием занятия; характеристику дидактической структуры занятия; мотивационное его обеспечение; указания на формы связи деятельности преподавателя и применения компьютера и связанное с ним сочетание методов обучения. Педагогическая эффективность компьютерного занятия зависит от ряда выше названных факторов и от того, на сколько реализован замысел, представленный в его модели.

Использование средств ИКТ при обучении английскому языку на разных этапах обучения способствует:

  1. повышению качества обучения по английскому языку;

  2. развитию творческих возможностей и способностей учащихся;

  3. созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний на иностранном языке;

  4. повышению уровня использования наглядности на уроке;

  5. повышению производительности урока;

  6. установлению межпредметных связей;

  7. приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке;

  8. обогащению знаний учащихся об истории и культуре изучаемых стран;

развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.

Следует отметить, что как бы ни было заманчиво применять средства ИКТ на уроках постоянно, ничто не заменит учителя и живого общения. Компьютерные технологии должны являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Я считаю, что для эффективного использования разных средств ИКТ необходимо учитывать возраст учеников, их психологические особенности и тщательно отбирать материал, требующий компьютерной поддержки.

Помимо использования мультимедийных обучающих программ, компьютер является незаменимым помощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесса, собственного информационного наполнения инструментальных сред для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, а также использования ресурсов и услуг Интернета для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.

Выделяя преимущества использования Интернет-ресурсов перед традиционными методами обучения, необходимо исходить из противоречий урока, обусловленных недостатками традиционного обучения:

 коллективное обучение - индивидуальное обучение;

 регулярность прямой связи - нерегулярность обратной связи;

- большой объем информации - временные рамки урока.

Использование сети Интернет на уроках английского языка дает возможность разнообразить работу по обучению учащихся всем видам речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование, говорение.

Обучение чтению с помощью Интернет может быть весьма разнообразным из-за наличия в нём множества текстов разных жанров. Прежде всего, использование он-лайн версий зарубежных газет. Неоспоримое достоинство версий газет, представленных на сайтах Интернет, в сравнении с их печатными аналогами - это их актуальность. Естественно, и для учащихся чтение и обсуждение последних мировых новостей интереснее и полезнее, чем работа со старыми печатными версиями изданий. Можно предложить учащимся выбрать из любой англоязычной газеты три заголовка, которые привлекут их внимание, переписать их в форме трёх грамматически полных предложений, предположить содержание статьи до её прочтения, а затем прочитать и сравнить результат - это позволяет развивать аналитические навыки школьников, особенно важные при чтении текстов с высокой информативной и лексической нагрузкой, развивать языковую догадку, темп чтения и т.п. На подобных уроках всегда получается органично сочетать работу над навыками чтения и устной речи, поскольку обсуждение предполагает и монолог, и диалог, особенно когда речь идёт о текущих событиях в мире. Не менее полезно бывает взглянуть на одно и то же событие с разных точек зрения: например, то, как английские, американские и российские газеты освещают его или какие новости разные газеты выбирают для своих первых полос. Это отличная возможность поговорить о различии культур, менталитетов разных народов и о том, что их объединяет.

Обучение устной речи является неотъемлемой частью работы с Интернет. Главное - поощрять использование английского, а не родного языка. Глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения с красочным и постоянно изменяющимся иллюстративным материалом, то есть от самого учителя, целей и задач урока будет зависеть выбор темы для каждого нового занятия. С использованием сети Интернет можно организовать работу по любой теме, например - "Искусство". Учащиеся выбирают интересный им вид искусства, находят и изучают сайт, посвященный ему. Конечно, никакая электронная версия картины не сравнится с оригиналом, но зато в Интернете порой можно найти целые картинные галереи всемирно известных мастеров. Можно предложить учащимся описать наиболее понравившуюся картину, объяснить, какие эмоции и почему она вызывает, что они узнали о жизни и творчестве художника с помощью сети Интернет, электронных энциклопедий, задать вопросы другим учащимся. На заключительном уроке ученики защищают творческую работу, посвящённую скульптору или художнику, который наиболее их заинтересовал. Работа может быть представлена в любом интересном учащимся виде.

Обучение письму выглядит не менее интересным элементом работы с Интернет прежде всего из-за возможностей работы с электронной почтой. Все виды текстов, писем, открыток, документов, обучение которым тоже является частью обязательной программы, в частности, и подготовки к ЕГЭ, можно не просто тренировать в классе или дома в рабочей тетради, но и отправить домашние работы на электронный адрес учителя, что приблизит учебную ситуацию к реальной жизненной. Учащиеся также имеют возможность вести переписку на английском языке со своими сверстниками. Преимущество данного вида работы - отстраненность учителя, реальная коммуникация, личная ответственность за письменное слово.

Обучение аудированию. Использование сети Интернет дает возможность в прямом эфире прослушать или увидеть интервью на английском языке с известным человеком. Сложность предлагаемых материалов должна подбираться с учетом возможностей группы, требований программы и необходимого уровня подготовки к ЕГЭ.

На сегодняшний день преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя и повышают эффективность обучения.

В заключении необходимо подчеркнуть самое главное: используя компьютерные технологии, учитель стимулирует обучающегося к дальнейшему самостоятельному изучение языка.

Таким образом, подводя итоги, мы можем сказать, что использование компьютерных технологий в настоящее время помогает в обучении иностранному языку.


















Литература


1. Андреев А.А. Введение в Интернет-образование. Учебное пособие. - М.: Логос, 2003. - 76 с.

2. Азимов Э.Г., Вильшинецкая Е. Н. Материалы Интернета на уроке английского языка. «Иностранные языки в школе», 2001, №1.

3. bytic.ru/ Хальзова В. М. Проблемы и перспективы использования компьютера в обучении иностранным языкам.

4. festival.1september.ru Завьялова А.В. Новые информационные технологии на уроках иностранного языка.

5.Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. - Изд-во «Союз». - СПб., 2001. - 192 с.

6. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций. «Иностранные языки в школе», 1998, №№5,6.

15

© 2010-2022