СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА СОВРЕМЕННОГО ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Параскова Ирина Валерьевна,

учитель английского языка

МБОУ г. Иркутска СОШ № 55


Сопровождение и поддержка современного одаренного

ребенка на уроках английского языка и во внеурочное время

Что такое «одаренность» и как она проявляется в современном школьнике? Наиболее яркое проявление одаренности - это развитая речь и большой словарный запас, необычайная внимательность, ненасытное любопытство и отличная память. Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными факторами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. [2] Нас в данном случае интересует первый фактор.

Одаренные дети «впитывают» все окружающее, они способны заниматься несколькими делам одновременно. Такие дети очень любопытны: «А как это устроено?», «Почему так происходит?», «А что будет, если изменить условия?». Им необходимо активно исследовать окружающий их мир. Одаренных детей отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. [1]

Таким образом, при работе с одаренными детьми в своей деятельности я ставлю следующие цели и задачи:

• коммуникативные и проектные методики с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

• деление учащихся на группы, что позволяет разнообразить формы взаимодействия с учениками при работе в относительно маленьком коллективе, с учетом их интересов, склонностей и способностей.

• индивидуальные занятия-консультации и внеклассная проектная деятельность по предмету.

С целью повышения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции одаренных учащихся и их подготовки к экзамену я, как учитель английского языка, в организации учебного процесса обращаю более пристальное внимание на:

- применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;

- ознакомление учащихся с особенностями работы с тестовыми заданиями разных типов и с текстами различных типов и жанров, языком современной прессы, с материалами сети Интернет;

- формирование умений языковой догадки;

- приемы активной поддержки, управление беседой;

- формирование умений обосновывать, аргументировать свою позицию при речевом взаимодействии, высказывать контраргументы;

- совершенствование навыков употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте;

- развитие таких общеучебных умений, как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, делать заключения и уметь их аргументировать, принимать решения на основе полученной информации, в том числе и в ходе речевого взаимодействия.

Программа обучения языку в идеале должна представлять собой сочетание работы в классе и самостоятельной (самоуправляемой - self-directed) работы. Основная идея последней заключается в том, что ученики должны брать на себя ответственность за свое обучение: учитель не может научить всех своих учеников всему, не может находиться с каждым из них постоянно, поэтому его задача - научить их учиться самостоятельно.

На своих уроках я использую разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков. Мною разработаны тесты по страноведению, грамматике. Проводятся факультативные и индивидуальные задания с одаренными детьми, им даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и городским олимпиадам, конкурсам.

МБОУ СОШ № 55 работает в эксперименте по опережающему введению ФГОС в средней школе, поэтому особое внимание мною уделяется работе с одаренными детьми в 5-7 классах. Именно здесь особенно важными становятся творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности. Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить два основных момента, которые кажутся очень важными.

1. Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и моя задача как учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.

2. Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.

Литература.

  1. Piaget, J. The origin of intelligence in children. New York: International Universities Press, 1952.

  2. Tacacs, C. A. Enjoy your gifted child. New York: International Universities Press, 1986.

© 2010-2022