Методический семинар Технология кооперативного обучения как способ формирования коммуникативных навыков учащихся

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический семинар

учителя немецкого языка ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка

Гайнуловой Натальи Владимировны

«Технология кооперативного обучения

как способ формирования коммуникативных навыков учащихся»


Слайд 1: Дорогие коллеги, здравствуйте. Конкурс «Учитель года» - явление, в первую очередь, крайне волнительное для всех конкурсантов, но гораздо в большей степени полезное для нас. Не секрет, что именно после конкурсов профессионального мастерства учитель начинает по-новому смотреть на себя как на профессионала. Так случилось и со мной.

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью. Изучение иностранного языка - один из важнейших путей совершенствования коммуникативных навыков. Я - учитель немецкого языка Кротовского образовательного центра Гайнулова Наталья Владимировна, и я представляю вашему вниманию свой профессиональный опыт, который, я надеюсь, позволит мне раскрыть секреты проведенного урока и ответить на вопросы, если таковые у вас возникли. Но начнем с небольшой загадки.

Перед вами логический ряд слов, одно из которых лишнее.

Ученик, учитель, урок, хобби, взаимодействие, процесс.

В течение 10 секунд подумайте самостоятельно, а затем, в течение следующих 10 секунд обсудите с коллегой, какое слово необходимо убрать из логического ряда. Подумайте и обсудите с коллегой, каким одним словом или понятием можно объединить оставшиеся слова. (ОБУЧЕНИЕ)

Совершенно верно, сегодня мы с вами поговорим об обучении школьников немецкому языку. Казалось бы, немецкий язык - совсем непопулярный иностранный язык сегодня. Именно поэтому мне, как учителю, просто необходимо сделать так, чтобы детям было интересно изучать такой «непопулярный» предмет.

Слайд 2: Я заметила, что при выполнении различных заданий на уроках, во время которых требуется работать в группах смешанного состава, дети не умеют взаимодействовать, организовать работу внутри группы, не всегда могут договориться и найти общее решение. Это затрудняло коммуникативную деятельность на уроке, что являлось первоочередной задачей.

Слайд 3: Размышляя над увиденным, я осознала, насколько при обучении важно формирование коммуникативных навыков, а не только изучение грамматической и лексической составляющей языка. Решение этой проблемы я нашла в использовании новых технологий. К технологии кооперативного обучения я пришла не сразу, но уже первые сдвиги в коммуникативном поведении ребят убедили меня в том, что технология работает на требуемый результат. Технология дает возможность всем ученикам принять на себя активную роль, включиться в познавательную деятельность в ходе урока, научиться организовывать работу внутри группы, а учителю организовать полноценную образовательную деятельность. Только при таком условии возможно сформировать навыки коммуникации.

Слайд 4: Тема моего методического семинара - «Технология кооперативного обучения как способ формирования коммуникативных навыков учащихся»

Слайд 5: Озвученные мной проблемы нашли отражение во ФГОС, которые наряду с предметными результатами подчеркивают актуальность и значимость метапредметных и личностных результатов, ставят перед учителем задачу овладения приемами формирования у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий, а именно:

  • умения при работе в группе распределить роли, согласовать усилия по достижению общей цели;

  • умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • умения осуществлять действия, направленные на учет позиции партнера по деятельности.

Слайд 6: Коммуникативный навык - это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения. Собственно коммуникативные умения и навыки - это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем говорим, где говорим и, наконец, с какой целью.

Слайд 7: Идея кооперативного обучения не нова: опытные коллеги узнают здесь основы педагогики сотрудничества и увидят элементы системно-деятельностного подхода. Истоки становления кооперативного обучения заложены в трудах Я. Коменского, Л. Выготского. Разработкой современных идей кооперативного обучения занимаются такие исследователи, как Роджер и Дэвид Джонсон (Roger и David Johnson). Изучив литературу по теме, я стала использовать приемы технологии кооперативного обучения на своих занятиях. Охотно поделюсь с вами своим опытом.

Но сначала задумайтесь на несколько секунд, уважаемые коллеги, что означает для Вас понятие «кооператив»?

  1. Подумайте самостоятельно в течение 10 секунд, не совещаясь. Подумали? Кто может сказать свой вариант? А теперь подумайте, что такое кооперативное обучение? Также самостоятельно. Подумали?

  2. Теперь поделитесь свои мнением с коллегой рядом, обсудите ваши мнения.

  3. Представьте результат своего обсуждения. Резюмируйте ответ.

Конечно, вы все оказались правы.

Слайд 8: В методической литературе мы находим несколько определений понятия «Кооперативное обучение». В целом, эта технология подразумевает, что учащиеся работают совместно. Но означает ли это, что они не работают самостоятельно? Как вы сейчас?

Кооперативное обучение - это тщательно структурированная учебная деятельность, где учащиеся несут личную ответственность за индивидуальный вклад, участие и обучение. Члены большой группы или класса разделяются на несколько малых групп и действуют по инструкции, специально разработанной для них преподавателем. Каждый из учащихся работает над своим заданием, своей частью материала до полного понимания изучаемого вопроса и завершения работы над ним. Затем учащиеся обмениваются находками таким образом, что работа каждого является очень важной и существенной для работы всех остальных, поскольку без нее задание не будет считаться выполненным. Именно это вы и могли наблюдать на уроке немецкого языка, когда ребята, поработав с таблицей, переходили в другие группы и помогали своим одноклассникам до конца заполнить таблицу.

Слайд 9: Основа кооперативного обучения - Прием «Три шага»: Подумай - Поделись с партнером - Представь классу.

Шаг первый: Подумай! В этой фазе все ученики работают самостоятельно, получают индивидуальные задания.

Второй шаг - это обсуждение результатов индивидуальной работы в парах или мини-группах, добавления, исправления, т.е. углубление собственных знаний по вопросу. И только на 3 этапе результаты работы пары или группы будут представлены всему классу.

Слайд 10: Новизна моего подхода заключается в том, что я в эту технологию добавила свои эффективные приемы работы, такие, как построение рассуждения по схеме и языковые и ролевые игры. Ребята любят играть на уроке, а в игре исподволь формируются и совершенствуются их коммуникативные умения и навыки. Кроме того, как говорится, импровизация тогда хороша, когда она подготовлена. Рассуждения по схеме, по плану, закрепленные в деятельности (как, например, на уроке у карты города Отрадный), откладываются в голове у каждого ребенка, ведь они имеют личностную ценность. Отработанные таким образом несколько монологов или диалогов легко трансформируются ребятами на последующих занятиях. Так и «рождается» импровизация на иностранном языке.

Слайд 11. Процесс формирования коммуникативных УУД достаточно длительный и проанализировать его можно только по результатам систематического мониторинга. Новые формы взаимодействия на уроке потребовали изменений и в использование адекватных форм и видов контроля. Контроль речевых умений охватывает различные формы контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой и парный. Назовем наиболее часто используемые для мониторинга виды заданий:

  • это задания на установление соответствия;

  • на установление последовательности частей текста;

  • на идентификацию и заполнение таблиц, схем;

  • на заполнение пропусков в тексте, написание письменных высказываний различных типов;

  • задания на трансформацию, ранжировку и на редактирование.

Выполнение некоторых из этих заданий вы могли наблюдать и на уроке.

Помимо объективных результатов мониторинга УУД, я, как учитель, могу с уверенностью сказать, что изменилась деятельность ребят на уроке - они научились договариваться, учитывать мнения друг друга и согласовывать свои действия при решении учебной задачи; при выполнении совместных проектов ребята научились бесконфликтно работать.

Конечно, нельзя утверждать, то кооперативное обучение - панацея от всех проблем, связанных с формированием УУД, в первую очередь, коммуникативных действий. Очень может быть, что некоторые ученики неохотно будут сотрудничать, даже если они достаточно мотивированы и нацелены на результат. Почему? Они боятся, что их внезапно спросят. Страх блокирует мыслительную деятельность.

Но у меня с моими учениками все получается.

При кооперативном обучении все учащиеся знают, что у них есть время подумать. (Шаг 1), а потом еще убедиться в его правильности с партнером, обсудив его. (Шаг 2). Это придает уверенность ученику слабому или нерешительному, заставляет его активно принимать участие в обсуждении. Безопасность и редукция страха - одно из условий успешного кооперативного обучения.

Слайд 12. Среди других таких условий можно выделить:

  1. Работа в маленьких группах. (Группа не должна быть больше 4-х человек. Только в таком составе можно работать, не мешая другим группам и результативно инвестировать свой опыт в работу группы).

  2. Саморегуляция и личная ответственность. (Все учащиеся должны быть готовы представить результаты работы группы и способны активизировать собственную мыслительную деятельность, т.к. каждый должен высказаться при обсуждении внутри группы).

  3. Рефлексия способов индивидуальной и групповой работы. (Если члены группы оценивают так или иначе рабочий процесс, работа в группе будет прогрессировать.)

Слайд 13: Во время мероприятий в рамках конкурса «Учитель года»: на школьном этапе - во время урока и родительского собрания, на окружном этапе - во время урока, классного часа и урока-импровизации, и даже сегодня, опять же во время урока и в течение методического семинара я продемонстрировала элементы технологии кооперативного обучения. Сама технология внедряется не сразу. Она требует временных затрат от учителя, длительной и тщательной подготовки. Но когда дети привыкнут работать по-новому, учителю воздается все сторицей.

Слайд 14:

Достигнув первых ощутимых результатов при реализации этой технологии, я стараюсь делиться своими удачами, наработками на моей Интернет-странице. Но я еще учусь и у других коллег, черпаю опыт у них, ведь многие из них достигли более высоких результатов.

Слайд 15:

Конечно, останавливаться на достигнутом я не буду и продолжу изучение методической литературы с целью поиска других, не менее интересных приемов и технологий, но уже сейчас я довольна своим результатом, потому что с каждым уроком я все больше замечаю, что есть польза от этой технологии и что мои дети все охотнее общаются друг с другом, и, что самое приятное, - на немецком языке. А ведь еще великий Гете подчеркивал: « Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем». Поэтому, я надеюсь, обучая детей немецкому языку, я воспитываю патриотов своей страны, что является в наши дни главной задачей учителя и воспитателя.


© 2010-2022