МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВЫМИ (ОДАРЁННЫМИ) ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ТЕМЕ

«ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

С ТАЛАНТЛИВЫМИ (ОДАРЁННЫМИ) ОБУЧАЮЩИМИСЯ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»






















Работа выполнила: учитель английского языка

Котлярова Н.В.

Из опыта работы с талантливыми обучающимися


Проблема изучения особенностей развития детей с высокими интеллектуальными возможностями и задатками креативного мышления является одной из самых актуальных для современной системы образования. Одним из требований, предъявляемых к общеобразовательным учреждениям, является поиск, выявление, обучение и развитие одаренных детей. Это, в свою очередь, привело к существенному усилению моего интереса к фундаментальным научным разработкам, направленным на выявление психологических закономерностей и механизмов развития одаренности, а также к практико-ориентированным исследованиям, их апробации и внедрению разрабатываемых методов поиска, обучения и развития одаренных детей.

Учитель иностранного языка общеобразовательной школы находится в более выгодных условиях по сравнению с другими учителями-предметниками, так как может выявить одаренных детей уже в начальной школе. В качестве примера хочется привести работу с учащимися, закончивших в этом году 6 класс. Я имела возможность наблюдать этих детей со 2 класса. Мыслительная способность и умственное начало некоторых детей сразу обратило на себя внимание с самых первых уроков. Один учащийся поразил своей памятью, другой удивил своей речью и способностью логического мышления.

Тот факт, что данные учащиеся были выделены в начале 2 класса, т. е. на начальной ступени обучения иностранному языку, помогает мне все эти годы развивать их в определенном, характерном для каждого направлении и прибавляет шансов достичь максимального уровня их развития в школе.

Ученые, работающие по изучению проблемы одаренности, говорят о существовании как общей одаренности, благодаря которой человек может достичь успехов во многих видах деятельности, так и конкретной одаренности, например, одаренности к изучению иностранных языков.

Таким образом, каждый учащийся в классе выделяется в какой-то одной или даже нескольких областях, что доказывает один из существующих в психологии подходов к природе одаренности: «Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен». Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей.

Такой подход доказывает и само понятие одаренности. Одаренность понимают как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».

Согласно другого подхода, одаренность есть дар свыше, которым наделены единицы, избранные. Существование этого подхода доказывает актуальность проблемы выявления одаренных детей. Некоторые учащиеся второго класса, сумевшие обратить на себя внимание уже с первых уроков английского языка, доказывают правомерность существования одаренных, как имеющих врожденные способности, в то время как успехи остальных школьников показывают преобладающую роль воспитания, социальной среды в развитии одаренности и таланта.

Для того чтобы из задатков появились способности, чтобы занятия с ребенком развивали его ум и способности к творчеству, необходима познавательная потребность. Именно эта потребность, т.е. собственный интерес ребенка к познанию выступает своего рода катализатором развития одаренности. Без этой потребности способности развиваться не могут. Фундаментом познавательной потребности является потребность во впечатлениях. Этот вид потребности переходит в следующий уровень - любознательность. Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т. д. Познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам. Научно-исследовательская деятельность - тому доказательство.

В процессе обучения учителю важно поддержать, в частности, развитие познавательных потребностей ребенка: в младших классах - его любознательности, в средних и старших - потребности в творческой деятельности.

С точки зрения В.С. Юркевич, способности развиваются в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции, необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности, деятельность должна представлять значительную ценность для ребенка.

Одним из средств развития способностей к иноязычной деятельности является участие в олимпиадах. Они ставят своей целью выявление учащихся, отличающихся наиболее глубокими знаниями и способностями по их применению в области английского языка. Олимпиады стимулируют интерес учащихся к приобретению новых знаний, предоставляют учащимся возможность самореализовываться в иноязычной деятельности. Учитель имеет возможность получать данные подготовленности учащихся по различным видам речевой деятельности и уровню использования языка. Учащиеся имеют также возможность сопоставлять собственные результаты с результатами других участников, совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями, принимать участие в международной игровом конкурсе "British Bulldog".

При обучении иностранному языку одаренных детей создаются условия для их социализации, развиваются некоторые личностные качества и формируется определенный уровень социальных умений. Учащиеся имеют возможность реализовывать свои способности. Иностранный язык выступает как инструмент познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.

Реализуя коммуникативный подход в обучении иностранному языку, учащиеся развивают умения адресовать свое сообщение, привлечь внимание собеседника, предложить свою помощь, слушать собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит. Указанные способности формируются при наличии определенных качеств личности и, в свою очередь, развивают эти качества, а именно: дружелюбие, любознательность, порядочность, открытость, толерантность и др.

Следует отметить, что при обучении одаренных детей очень важно выделять сферу исследовательского и научно-познавательного общения. Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. Возможность участвовать в проектах, научно-исследовательской деятельности может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия. Это помогает вырабатывать умения ориентироваться в ситуации общения, вступать в контакт и поддерживать его, уместно использовать адекватные ситуации, словесные и несловесные средства общения, принять точку зрения собеседника, аргументировано пояснить свою точку зрения, не допустить и решать конфликтные ситуации в общении, критично относиться к своим действиям и высказываниям.

Социальный заказ современного российского общества направлен на развитие творческого и интеллектуального потенциала нации, одним из резервов которого являются одаренные дети.

Основываясь на своих наблюдениях и работе с очень способными детьми, я понимаю, насколько важно формировать у детей школьного возраста социальные навыки и существенно влиять на становление их социального интеллекта.

Развитию творческих и иноязычных коммуникативных способностей одаренных учащихся способствует проектная и исследовательская деятельность.

Выполнение проектов мотивирует учащихся на успешное изучение языка и стимулирует как устную, так и письменную речь. Конкретным доказательством этому могут служить презентации ребят. Презентации выполняли все, но выгодно отличаются работы очень сильных учеников. Презентации «Достопримечательности Лондона», «Великие люди России», «Защита животных, находящихся на грани вымирания».

К одаренным нужно относиться очень бережно. Они особенно ранимы, каждый очень индивидуален, необходимо признавать ценностные значения их природных дарований.



© 2010-2022