• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Выступление на тему: «Индивидуальный подход в обучении иностранному языку в рамках осуществления мониторинговой деятельности по предмету»

Выступление на тему: «Индивидуальный подход в обучении иностранному языку в рамках осуществления мониторинговой деятельности по предмету»

Современная образовательная ситуация характеризуется становлением гуманистической парадигмы, предполагающей иные, отличные от традиционных подходы к организации образовательного процесса, основанные на концепции индивидуального подхода, целеполаганием которого является обеспечение развития и саморазвития личности учащегося на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.Научные основы индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения и вос...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опытно-экспериментальная площадка «Преподавание английского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»

Выступление на тему:

«Индивидуальный подход в обучении иностранному языку в рамках осуществления мониторинговой деятельности по предмету»









Выполнила: учитель

МОАУ «СОШ №51 г.Орска»

Айкенжина А.У.

Руководитель ОЭП:

Полулях С.В.



2014 г.

Современная образовательная ситуация характеризуется становлением гуманистической парадигмы, предполагающей иные, отличные от традиционных подходы к организации образовательного процесса, основанные на концепции индивидуального подхода, целеполаганием которого является обеспечение развития и саморазвития личности учащегося на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Научные основы индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения и воспитания были заложены К. Д. Ушинским в его работе «Человек как предмет воспитания». Он утверждал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Термин «индивидуальный подход» понимается как система дидактических средств организации учебного процесса по иностранному языку, включающая изменение цели, содержания, процесса и формы урока. Индивидуальный подход понимается в широком смысле как учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. Индивидуальный подход выступает как принцип обучения, воспитания и развития, а дифференциация и индивидуализация являются формами осуществления данного принципа.

Условиями успешной реализации индивидуального подхода выступают индивидуализация и дифференциация обучения. Под индивидуализацией обучения понимается один из дидактических принципов, предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личные особенности учащихся, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения.

Современные информационные и педагогические технологии позволяют сделать обучение иностранным языкам индивидуально-ориентированным за счет: создания развитой информационной индивидуально-ориентированной предметной среды, обладающей многообразием педагогических и информационных средств и технологий обучения; разработки и применения системы разноуровневых индивидуальных упражнений; организации проектной деятельности обучаемых в различных формах. Так, современная методика располагает значительным количеством различных подходов к созданию типологии упражнений. Индивидуализированные упражнения являются интегральной частью основной типологии упражнений по иностранному языку, за основу которых берется деление упражнений на языковые, условно-речевые и речевые. В технологиях разработки типологии рационально адаптированных индивидуализированных упражнений определяющими сторонами работы считаются:

а) умение видоизменить упражнения так, чтобы они соответствовали уровню подготовки учащихся, уровню развития отдельных психических процессов и свойств их личности, уровню развития специальных учебных умений по изучению иностранного языка;

б) способность своевременной ликвидации имеющихся пробелов в речевых навыках и умениях школьников и студентов;

в) оперативное развитие слабо функционирующих психических процессов и коррекция отдельных компонентов направленности индивидуальной личности обучаемого.

В основу типологии индивидуализированных упражнений положены критерии цели индивидуализации. Исходя из них выделяют следующие типы упражнений: адаптивные, корректирующие и совершенствующие. Адаптивные упражнения могут быть двух видов. Упражнения первого вида носят вспомогательный характер, их цель - помочь подгруппам более слабых учеников справляться с заданиями, а сильным - обеспечить обучение на оптимальном уровне сложности. Адаптивные упражнения второго вида - это речевые или условно речевые упражнения, направленные на формирование иноязычных речевых навыков и умений в конкретных ситуациях общения с учетом особенностей личностной сферы учащихся, их интересов, фактора межличностного общения, контекста деятельности.

Задача корректирующих упражнений, имеющих также вспомогательный характер, - способствовать ликвидации имеющихся и вновь возникающих пробелов в подготовке по иностранному языку и доразвитие отдельных психических процессов и свойств личности, особо важных для успешного овладения иностранным языком.

Корректирующим упражнением может стать любое упражнение, если его основной целью является развитие навыков и умений, которые должны быть сформированы у школьников ранее.

Совершенствующие упражнения предусматривают шлифовку всех компонентов психологической структуры личности школьника и формирование его индивидуальности. В методическом плане индивидуальность учащихся проявляется в характере выполнения ими заданий. Упражнение можно назвать совершенствующим, если соблюдаются следующие условия: 1) оно способствует целенаправленному развитию личностной сферы учащегося; 2) отвечает уровню его подготовки; 3) обеспечивает условия для создания речемыслительной задачи; 4) формирует индивидуальный стиль деятельности. Необходимо, однако, сказать, что такое разделение индивидуализированных упражнений на типы в практике работы носит условный характер, так как упражнения тесно взаимосвязаны и любое упражнение в большей или меньшей степени является совершенствующим. Все типы упражнений должны использоваться при обучении как языковому материалу, так и всем видам речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Выполнение таких упражнений могло бы привести к более полному обеспечению практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения иностранному языку. Ориентация современной методики обучения иностранным языкам на принцип коммуникативности предполагает широкое использование на уроке учебно-речевых ситуаций. Учебно-речевые ситуации (УРС) представляют собой совокупность речевых и неречевых условий, задаваемых учащемуся, необходимых и достаточных для того, чтобы он правильно осуществил речевое действие в соответствии с намеченной коммуникативной задачей. К указанным условиям относят мотивационно-целевые факторы, общий контекст деятельности, роли, тему разговора, взаимоотношения коммуникантов, их количество, коммуникативные задачи. То или иное изменение этих условий влияет на продукт речевого действия, его цель, программу, операционную структуру. Это делает УРС незаменимой при решении большого количества задач, возникающих в процессе обучения иноязычному устно-речевому общению. УРС становится действенным стимулом к общению на иностранном языке только в том случае, если она близка каждому из партнеров по тем составляющим, которые учебно-речевая ситуация включает, по деятельности, которую она призвана обслужить, по способу ее формулирования, по характеру коммуникативной задачи и т.д. Следовательно, при подборе и распределении УРС учителю необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся.
Только на основе индивидуализации обучения, можно учесть возможности и потребности всех школьников.

В качестве компонентов индивидуализации обучения на уроках иностранного языка выступает мониторинг.

Мониторинг- это непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями.

К контролю нужно подходить как измерению достижений, а не как к подсчету ошибок. Контроль оценивания результатов учебной деятельности учащихся выступает не как средство принуждения, не как репрессивная мера, не как источник возникновения противоборства между учителем и учеником, а как стимул к учению, как условие преодоления психологического барьера, как источник радости учебного труда. Из данного положения вытекают не менее важные положение, а именно необходимость установления объекта для мониторинга и показателей, характеризующих достижения учащихся в изучении иностранного языка. Согласно диагностической функции мониторинга, необходимо своевременно обнаружить успешно или неуспешность учения и в зависимости обнаруженных результатов строить дальнейшею обучающую деятельность. Содержание и приемы контроля должны носить обучающий характер, любое контролирующее задание упражняет учащихся выполнении определенных учебных действий, тем самым способствующих более прочному овладению этих действий.

Мониторинг на уроках английского языка осуществляется в четырех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение и письмо). Контролируя каждый вид деятельности, учащиеся получают задания, цель которых, выявить уровень усвоения материала. Как правило, такая работа проводится после изучения определенной устной темы, грамматического, лексического материала. Анализ выполненных работ проводится совместно с учащимися. Тем самым, можно видеть результат как в целом, так и в отдельном виде деятельности по каждому ученику. Данные позволяют выявить повышение или снижение качества знаний, определить цели и задачи на дальнейшую работу не только с группой в целом, но и индивидуально.

Рассмотрим примеры мониторинга каждого вида речевой деятельности и сводную таблицу результатов.

Проводя мониторинг по чтению, контролируются такие речевые умения, как:

- умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте;

- умение найти в тексте необходимую информацию;

- умение точно понять сообщаемую в тексте информацию.

Исходя из этого, задания могут содержать предтекстовые или послетекстовые вопросы по содержанию текста; текст может быть разбит на части, которые необходимо объединить в связной текст; из представленных заголовков выбрать тот, который соответствует прочитанному; после прочтения текста, дается тест по содержанию и другие.

При аудировании контролируются умения:

- умение понять общее содержание аудиотекста;

- умение понять основное содержание (главную мысль) аудиотекста;

- ответить на вопросы по содержанию.

Письмо:

- умение заполнить анкету, бланк;

- умение написать короткое сообщение, письмо;

- а также, дать ответы на вопросы, соблюдая грамматические правила, сделать перевод с русского на английский.

Говорение:

- умение вести беседу на темы, связанные с повседневной жизнью;

- вести диалог.

Мониторинг позволяет не только учителю, но и ученикам, видеть достижения и то, над чем необходимо поработать.











Список использованной литературы

  1. Зимняя И. А. Психология обучения иностранному языку в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

  2. Колшанский В. Г. Проблема владения и овладения языком в лингвистическом аспекте // Иностранные языки в высшей школе. - 1990. - № 10. - С. 7.

  3. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. - М.: АРКТИ, 2002. - 176 с.

  4. Кузовлев В. П. Структура индивидуальности учащегося как основа индивидуализации обучения иноязычной речевой деятельности // Иностранные языки в школе. - 1979. - № 1. - С. 23-27.

  5. Николаева С. Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 5. - С. 37-40.

Источник: 5fan.ru/wievjob.php?id=63975

© 2010-2022