Роль ученика в целеполагании на уроке иностранного языка в рамках реализации ФГОС

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Писать учили, читать, считать 1, 2, 3, 4 Век 21- век открытий, Век инноваций , новизны.  Но и от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви. Здоровья вам и творческих успехов  В век инноваций , новизны! Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным. Есть еще один интересный способ сформулиров...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Роль ученика в целеполагании на уроке иностранного языка

в рамках реализации ФГОС





Составила: Коробова Н.Ю.















«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем

у детей завтра»

Джон Дьюи



Что такое цель?

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие субъекта (человека или группы)

Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат - образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.

Есть еще один интересный способ сформулировать конкретную цель по методу SMART.

Критерии SMART:

S-Specific- цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей её двойной трактовки.

M- Measurable - цель должна быть измеряемой, что предлагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

A - Achievable - цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши ученики.

R-Relevant -цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и потребностям Ваших обучающихся.

T- Time - Limited-цель должна быть достигнута в ограниченное время.

Когда мы планируем урок, мы ставим три вида цели: обучающая, воспитывающая и развивающая.

Обучающие цели.

Урок включает в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками. Названные цели измеряемые, конкретны и понятны.

Примерами целей могут быть следующие действия с определённым результатом:

Обучить учащихся употреблять новый материал в речи.

Освоить новые лексические единицы и использование в связной речи глаголов в Present Continuous.

Научиться составлять краткое резюме.

Научиться описывать животных и их болезни

Научиться делать сообщения описательного характера (описание квартиры/дома)

Научиться составлять монологическое высказывание

Научиться вести диалог этикетного характера

Повторить и обобщить….

Имея конкретную тему урока, я ставлю цель урока и тщательно продумываю, каким образом представить цель ученикам. В учебном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности учителя.

Целеполагание это действия, которые ведут к реализации определенной цели. От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности учителя и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе. Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований :

1Диагностичность

2Реальность

3Преемственность

4Напрвленность на результат

Цели-связаны с желаниями, стремлениями, намереньями, с образами и представлениями, «конструкциями» будущего.

Целеполагание - процесс активного формирования реальности, это творчество, создание образа новой реальности. Целеполагание является мощным самомотивирующим фактором. Целеполагание снимает степень неопределённости и снижает тревожность. Если сказать короче, целеполагание это активность, действия, которые ведут к реализации цели.

Для того, чтобы моя цель стала осознанной, я использую разные приемы целеполагания и все приемы целеполагания строятся на диалоге либо между мной и моими учениками, либо непосредственно между учениками. Поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои вопросы и необходимо использовать приемы целеполагания, которые существуют в педагогической практике каждого учителя.

Возможные приемы целеполагания:

1.Подводящий диалог. На этапе актуализации учебного материала ведется диалог- беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель урока.

Предъявляю тему урока: Clothes .Даю варианты заданий: составить словесную паутину или сделать таблицу((по желанию) - найти в карточке из множества слов 5-6, характеризующих одежду в разное время года. Выясняем, все ли слова мы отметили. Ставим цель урока "How to dress right."

2.Работа над понятием. При введении Present Continuous пишу тему на доске и прошу учеников объяснить значение каждого слова. Первое слово им известно. Далее определяем цель урока.

3.Проблемная ситуация. В 6 лингвистическом классе при введении темы «Вымирающие животные» ставлю цель: «Освоить лексику и создать условия для развития умения говорить по теме. Продумываю ситуацию: «Люблю бывать в лесу. Возвращаясь в любимые места, замечаю, что деревьев стало меньше, потому что их вырубают или они сожжены. Там, где было много птиц, их теперь почти не видно. Как вы думаете, из-за чего осталось мало птиц?» Ученики самостоятельно выносят решение, коллективная проверка результатов. Постановка целей урока.

3.Тема - вопрос. Спрашиваю учеников, что они обычно делают в выходные .Хотите знать, чем я занималась в прошлое воскресенье? Конечно, это любопытно, что учитель делает по выходным. А как задать вопрос в прошедшем времени? Определяем цель и разрабатываем план действия.

4.Лови ошибку. Я говорю неправильные утверждения по теме урока, а ученики должны исправить это утверждение. Из этой работы ясно видна цель урока, которую школьники с легкостью подхватывают. Например, по теме «В любую погоду»: неправильные утверждения -

Твой друг никогда не надевает перчатки в сильные морозы. Ты всегда носишь шапку в жару. Твои родители загорают в футболках.

Данное упражнение можно делать по любой теме.

5.Проблема предыдущего урока. В ходе урока возникли трудности с выполнением из-за недостаточности времени или знаний и подразумевается продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока формулирую накануне, а на следующем уроке тема восстанавливается в памяти.

6.Фантазер. Зачастую личного опыта ученика не хватает, чтобы высказаться по теме, либо опыт одинаковый для всех. В таких случаях на помощь приходит фантазия. Например, что большинство детей делают в выходные? Правильно: поспали, покушали, уроки, телевизор, компьютер. На таком наборе активности трудно обучить учеников иностранному языку. В этом случае конкурс на самую интересную фантазию принесет свои плоды. Ученики часто спрашивают меня, можно ли говорить «неправду» описывая свою квартиру, проведение свободного времени и т.д. Я их учу, что можно фантазировать и даже нужно, так будет интереснее. Особенно помогают для целеполагания такие упражнения как: представь, что ты знаменитый человек; что ты англичанин и приехал в гости в Иркутск; ты ответственный за устройство праздника; опиши дом Маргарет Тэтчер и другие.

На уроках можно употреблять множество приемов целеполагания: вставить буквы в слова или слова в предложения или текст, собрать текст, найти ошибку, найти лишнее, фантастическая добавка и многое другое.

Например, при введении в 6 классе Past Simple, я попросила учеников подобрать предложения к грамматическим временам:

We are playing tennis at the moment

Present Simple

Present Continuous

Past Simple

He doesn't like getting up early

It's raining today

They tidied the flat last Saturday

I often take the rubbish out

We went to the cinema yesterday

Мне было интересно смотреть на их реакцию. Ребята быстро справились с настоящим временем, и с недоумением смотрели на глаголы прошедшего времени, шептались между собой, думая, что они где-то что-то пропустили. Но все- таки спросили меня. Я говорю: «А вы не знаете? Тогда вы сможете сказать цель нашего урока». Вздох облегчения и цель сформулирована.

Ещё один пример: в 5 классе вводится тема "Going shopping ". Раздаю карточки, в которых набор слов по пяти темам, из которых четыре темы детям известны: еда, одежда, животные, дом, и по новой теме, магазины. Ученики быстро справились со всеми словами, остались незнакомые. Результат понятен- цель урока «Узнать, запомнить новые слова , услышать их в тексте и уметь их произносить». При этом, каждый ребенок определил свою цель.

При обобщении грамматического времени Present Perfect Continuous, я использую рефлексию всех знакомых времен. Так, в 6 лингвистическом классе совсем недавно мы провели такую работу: получив карточку с предложениями в Present Continuous, ученики задают в парах вопросы, используя другие знакомые времена. Получается целенаправленный , осмысленный диалог:

  • What are you doing?

  • I'm reading a book

  • How long have you been reading it?

  • For two hours

  • How often do you read books?

  • 3-4 times a week

  • When did you read the last time?

  • Yesterday

  • Have you read ….?

  • No, I have not. (Yes, I have. It's a great book)

  • You should read it. It's a really great book!

В таких упражнениях дети учатся задавать вопросы.

Таким образом, я подбираю такие действия, которые соответствуют данным ученикам. Кто-то занимается спортом (теннис, плаванье, борьба). Кто-то танцует, поет, увлекается историей….. В такой форме работы согласуются и воображение, и реальность. Для дифференцированного подхода в обучении требуется, безусловно, хорошо знать своих учеников. Подобные задания, но в упрощённом виде, я провожу и в общеобразовательных классах - грамматики меньше, а ситуаций немного больше.

Не только учитель, но и ученики ставят свои цели. Овладение комплексными навыками целеполагания может существенно помочь ребятам и в усвоении основных знаний и умений, и в творческой самореализации. Учебные цели могут быть заявлены на достижение результатов в каком - то определенном виде деятельности. Например, для того, чтобы научиться задавать вопросы на английском языке, дети ставят следующие цели: понять, как образуются общие вопросы; где нужно ставить вопросительные слова; можно ли задавать вопросы без "Do" "Does" и т.п. Естественно, этот вид целеполагания на определенную деятельность повторяется систематически. Такая работа приводит к тому, что некоторые начинают самостоятельно ставить для себя цели выполнения домашнего задания, учить слова, готовиться к тесту …

Каждый год, на первом уроке английского языка, я знакомлю учеников с учебником. После того, как мы рассмотрели учебник, я провожу диагностику, в которой есть такие вопросы:

1.Ты хочешь изучать английский язык?

2. Для какой цели тебе требуется английский?

3.Просмотри учебник еще раз и скажи, что ты хочешь уметь хорошо делать к концу учебного года?

4.Я тебе помогу научиться. А ты сам (а) как будешь воплощать свою мечту?

Ответы на уровне взрослого человека:

хочу изучать английский, чтобы хорошо его знать; разговаривать с иностранцами, когда поеду за границу; хочу окончить школу и продолжить учебу в США или в другой стране; хочу получить хорошую работу; хочу смотреть фильмы на английском языке и понимать; люблю песни на английском, хочу их понимать; хочу переписываться с моими ровесниками из Англии.

На последний вопрос отвечают:

буду всегда делать домашнюю работу, буду читать книги на английском, «буду хорошо себя вести на уроке и внимательно слушать вас», некоторые будут посещать английские клубы, и даже будут ходить к репетитору.

Нынешние шестиклассники в конце прошлого года получили свои диагностические листы и сверили с тем, что они знают на самом деле. И им, и мне было радостно, что большинство из того, что они запланировали, стало реальностью. В сентябре они снова ответили на те же самые вопросы и запланировали свою активность по английскому языку на год. В мае этого года мы проведем подобную ревизию не только с шестиклассниками, но и с пятиклассниками.

Поставлена глобальная цель, и из неё вытекают маленькие цели, но очень важные для осуществления глобальной цели. У психологов есть такое понятие, что чем ярче и четче цель, тем сильнее мотивация к её достижению и тем больше активность по достижению результата.

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ЦЕЛИ.

Способствуют воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки, приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной.

При постановке воспитательной цели могут быть использованы следующие формулировки:

Вызвать интерес……

Пробудить любознательность……

Подвести учащихся к активности выразить свое отношение к….

Привить/ укреплять навыки…..

Мотивировать к изучению английского языка

Развивать возможности самореализации средствами английского языка

Воспитывать уважение к традициям

Воспитывать любовь к животным и в целом к природе

Прививать семейные ценности

Развивать творческие способности учащихся (через иллюстрирование творческий перевод стихов)

Выразить свое отношение…

Развивающие цели

Считаю, что развивающие цели не менее, а иногда и более важны на уроке, чем обучающие и воспитывающие. Развивающие цели содействуют формированию общеучебных и специальных умений, совершенствованию мыслительных операций, развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы диалога, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом - становлению и развитию личности.

Например:

Учить сравнивать

Учить выделять главное

Учить строить аналоги

Развивать умения планировать

Развивать умения самонаблюдения

Развивать умения прогнозировать

Развивать воображение при моделировании ситуаций общения

Развивать навыки работы с информацией, в том числе использование ассоциативного ряда как приема запоминания новых слов

Развивать умения во всех видах речевой деятельности и умение планировать речевое и неречевое поведение

Развивать умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки

Иностранный язык также способствует развитию памяти и фонематического слуха, значит, кто как не учитель может способствовать развитию этих физиологических аспектов.

Окончание урока так же важный этап для учеников. После объяснения и записи домашнего задания подводим итог уроку. На столе стоят три коробки со смайликами разных цветов: зеленый означает « Я все понял и запомнил», желтый - «В основном понял », красный - «Мало понял, надо повторить », белый - «Ничего не понял». Прежде, чем выбрать цвет, ученикам приходится по памяти пройти весь урок, некоторые называют слова урока, другие - целые грамматические схемы и предложения. Приведу пример одного урока в 5 классе. Проходили Present Continuous. К моей радости большинство учеников показывали свои знания и выбирали зеленый или желтый цвет. Два мальчика о чем - то шептались, а потом выбрали белые фигурки и хотели положить их в коробку. Я взяла их руки, которые уже висели над коробкой и спросила их : «Вы всегда кладете белые смайлики?» Они ответили - Нет, только сейчас. Далее произошел такой диалог между нами:

-А как будет «сейчас»?

Посмотрев на доску, где были написаны эти слова, они ответили хором :-"Now. At the moment"

-«А если вы кладете не всегда, а только сейчас, тогда как мы это скажем на английском?»

Удивленные, глядя на пример и схему на доске, мальчишки сказали фразу правильно, потом просили еще и еще дать им предложения для перевода. Таким образом, ученики, которые не смогли уловить в общей группе новый материал, за две минуты, при рефлексии поняли главное, что им это доступно. А на следующем уроке они, сияющие, не опускали руки. А глаза их говорили « Я знаю!».

За эти два года работы по внедрению ФГОС в общеобразовательную школу, я прочитала много разных статей, интересных и не очень, полезных и не очень. Но я поняла главное, что всегда работала почти так, как требует этого ФГОС второго поколения. Но есть много такого, чему можно и нужно поучиться. Мне очень нравится, обучая, вести диалог с детьми, видеть их сияющие глаза, когда им все понятно и интересно, когда они не боятся спрашивать меня, и знают, что я им помогу, когда они уверены, что я для них не просто учитель, а партнер по учению. Раньше я и подумать не могла, что «моя» система выставления оценок станет важной частью современного ФГОС , когда мы с учениками вместе обсуждали высказывание их одноклассника, внимательно слушали диалоги, разбирали выполненные упражнения и вместе определяли какие ошибки нужно избегать, какую оценку поставить и за что. Порой мои ученики так убедительно и ярко защищали ответы своих друзей (а для этого им необходимо было внимательно слушать и вникать), что я меняла свое отношение к оценке, подбадривая их. Это очень сильная мотивация - осознанно слушать с целью помочь своему другу.

Лично мне это нравится, и я буду продолжать данную работу, не зависимо от того, будет ФГОС продолжаться в будущем или это всего лишь очередная кампания.









Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Писать учили, читать, считать

1, 2, 3, 4

Век 21- век открытий,

Век инноваций , новизны.

Но и от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви

.Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций , новизны!

© 2010-2022