• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Проект «Формирование умений и навыков поискового чтения у обучающихся средней и старшей школы в контексте требований, предъявляемых к сдаче Единого Государственного Экзамена»

Проект «Формирование умений и навыков поискового чтения у обучающихся средней и старшей школы в контексте требований, предъявляемых к сдаче Единого Государственного Экзамена»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ


Департамент образования Администрации города Ноябрьска


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

муниципального образования город Ноябрьск.
















ПРОЕКТ

«Формирование умений и навыков поискового чтения у обучающихся средней и старшей школы в контексте требований, предъявляемых к сдаче Единого Государственного Экзамена».

тема проекта






_____2012 - 2015_______

сроки реализации проекта


Ф. И. О. автора Михайлова Людмила Борисовна

учитель английского языка










Оглавление


  1. Введение.

    1. Актуальность темы. Проблема.

    2. Цели и задачи проекта.


  1. Реферативная часть.

    1. Теоретическое обоснование решения проблемы.

    2. Обзор используемых педагогических концепций.

    3. Анализ материалов с точки зрения целесообразности их использования.


  1. Проектная часть.

    1. Описание предстоящей деятельности учителя и обучающихся.

    2. Прогнозируемый результат.

    3. Описание методов и технологий обучения.


  1. Заключение.

    1. План педагогического эксперимента.

    2. Условия реализации проекта: организационные и материально-технические.

    3. Анализ достигнутых результатов.


  1. Список литературы.


  1. Приложения.








1. Введение.

Социально - политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился и статус иностранного языка как школьного предмета. Он стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство понимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. Одним из основных направлений модернизации Российской образовательной системы является введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

В новом Законе об образовании (от 29.12.2012) говорится, что Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки достижения обучающимися требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

Актуальность темы данной работы определяется проблемой недостаточной подготовленности обучающихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку. В настоящее время экзамен по английскому языку в форме ЕГЭ становится более популярным. Чтение является составной частью ЕГЭ - раздел 2. Включает 9 заданий, из которых 2 задания на установление соответствия и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. Рекомендуемое время на выполнение - 30 минут. Раздел «Чтение» - это объемный вид деятельности в ЕГЭ, который оценивает умение читать и понимать основное содержание текста (задание В2 - базовый уровень), структурно-смысловые связи текста (задание В3 - повышенный уровень), понимать полно и точно информацию в прочитанном тексте (А15 - А21 - высокий уровень).

Практика показывает, что чтение является для большинства обучаемых трудным видом речевой деятельности. Проанализировав итоги ЕГЭ по английскому языку за 2008/2009 (2), 2010/2011 (1), 2011/2012 (3) учебный год, обозначила проблему - трудно дается выполнение заданий раздела «Чтение».

Это и определило тему данного педагогического проекта : «Формирование умений и навыков ознакомительного, изучающего и поискового чтения у обучающихся средней и старшей школы в контексте требований, предъявляемых к сдаче Единого государственного экзамена».

Объект исследования: подготовка обучающихся МБОУ СОШ № 9 к сдаче Единого государственного экзамена.

Предмет исследования: подготовка обучающихся к сдаче заданий раздела «Чтение» Единого государственного экзамена.

Цель данной работы - теоретически обосновать виды чтения и разработать систему упражнений, способствующую наиболее эффективной подготовке обучающихся к успешному выполнению заданий Единого государственного экзамена по разделу «Чтение».

Основными задачами работы являются:

  1. Выявить цели и задачи ЕГЭ.

  2. Выделить основные типичные ошибки при подготовке к ЕГЭ и определить способы их устранения.

  3. Охарактеризовать виды чтения, их роль в процессе обучения и реального общения.

  4. Разработать систему упражнений, направленных на контроль разнообразных технологий чтения.

1

II. Реферативная часть.

1. Чтение как вид речевой деятельности.

Чтение - это речевая деятельность, направленная на зрительное восприятие и понимание письменной речи.

Для понимания иноязычного текста предполагается владение набором фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, которые делают процесс опознания мгновенным.

Хотя в реальном акте чтения процессы восприятия и осмысления протекают одновременно и тесно взаимосвязаны, умения и навыки, обеспечивающие его процесс, принято условно делить на две группы:

а) связанные с «технической» стороной чтения (они обеспечивают восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями или перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы);

б) обеспечивающие смысловую переработку воспринятого (установление смысловых связей между языковыми единицами разных уровней и тем самым содержание текста, замысла автора и т.д.).

Если обратиться к речевым механизмам чтения, то, так же как и в устном общении, огромную роль здесь будут играть слух, прогнозирование и память, хотя проявляют они себя несколько иначе.

Роль речевого слуха в процессе чтения определяется особенностью звукобуквенной системы печатного текста.

Вероятностное прогнозирование - «мысленный обгон в процессе чтения» - как неотъемлемый компонент активной мыслительной деятельности также определяет успешность восприятия и понимания в любых видах чтения. Оно способствует созданию у учащихся установки эмоционального настроя, готовности к чтению.

Понимание содержания происходит на основе ряда сложных логических операций, результатом которых являются установление связей в тексте и переход «от развернутых слов к смысловым вехам».

Ступенчатый характер понимания применительно в к иностранному языку был описан З.И.Клычниковой, которая выделила четыре типа информации, извлекаемой из текста и семь уровней понимания.

Вслед за исследованиями З.И. Клычниковой в отечественной психологии обучения иностранным языкам проблема обучения иноязычному чтению разрабатывалась Т.С. Серовой (1980, 1985, 1988).

При обучении иностранному языку в высшей школе чтение с профессиональной ориентацией, по мнению Т.С. Серовой, должно рассматриваться с позиций читающего субъекта как речевая деятельность, приобретающая свои специфические характеристики и функции. Этим высказыванием определяется исходная, базовая позиция автора применительно к психологическим феноменам обучения иноязычному вузовскому чтению.

Специфика исследовательского материала определяет необходимость выявления особенностей профессионально-ориентированного чтения. Привлекая широкий спектр данных из методики преподавания иностранных языков, социальной психологии и психологии речевой деятельности, Т.С. Серова определяет наиболее важную особенность данного вида иноязычного чтения: входя в динамическую иерархическую структуру деятельностей специалиста, оно никогда не выступает в качестве ведущей, а является сопутствующей деятельностью.

2

В определении рассматриваемого вида иноязычного чтения автор исходит из положения, что это сложная речевая деятельность, обусловленная профессиональными информационными возможностями и потребностями, представляющая собой специфическую форму активного вербального письменного сообщения-диалога, основными целями которого являются оперативная ориентация и поиск, прием, присвоение и последующее целевое применение накопленного человечеством опыта в профессиональных областях знаний.

Постановка автором вопроса о предметном содержании профессионально- ориентированного чтения порождает мысль о том, что смысл иноязычного слова, понятый из окружения в конкретном контексте, составляет его психологическое значение - то, что это слово значит для субъекта. Формирование и развитие психологического значения слова составляет одну из существенных целей обучения профессионально- ориентированному иноязычному чтению, как объект специальных лексических упражнений.

Особое внимание Т.С. Серова уделяет рассмотрению психологических механизмов и особенностей их функционирования при обучении иноязычному чтению: смысловому зрительному восприятию, вероятностному прогнозированию, мышлению, памяти, вниманию как психологическим механизмам профессионально-ориентированного чтения. В анализе смыслового восприятия речевого сообщения автор считает важным определение его объекта, условий совершения процесса, его характеристик и параметров. Основываясь на данных исследований А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, Е.Д. Петровой и ряда других психологов, Т.С. Серова формулирует рекомендации для методики обучения профессионально - ориентированному чтению на иностранном языке. Вероятностное прогнозирование признается Т.С. Серовой одним из важных психологических механизмов, выполняющих функцию «регуляции процесса понимания», являющегося результатом деятельности чтения. Это означает необходимость формирования особого механизма, не отрывающего мысль от языковых средств, связанного с мышлением и памятью, с прогнозированием языковых явлений. Анализ психологических механизмов мышления в профессионально-ориентированном иноязычном чтении требует активизации мыслительной деятельности на всех уровнях деятельности с учетом психологических категорий мышления, без которых невозможна его успешность.

2. Методическая система обучения чтению Майкла Уэста

Английский методист Майкл Уэст (1886-1973) создал свою методическую систему, которая имела большое влияние на последующее развитие методики обучения чтению. Свою систему он разработал в 20-30-ые годы XX ст. для массовой школы Бенгалии (Индия) и описал в книжке "Learning to Read а Foreign Language", а также в целой серии градуированных хрестоматий-пособий по чтению на английском языке.

Основным заданием системы он считает обучение учеников, прежде всего, чтению на иностранном языке, перенося обучение устной речи на последние два класса, где количество учеников резко сокращается.

Психологическим обоснование этой системы являются такие положения:

- читать можно учить отдельно от устной речи, во всяком случае, не на его основе;

- чтение является более легким видом деятельности, чем речь;

- чтение на любом уровне развития имеет практическую ценность, а связанное с этим ощущение успеха повышает интерес учеников к иностранному языку;

- чтение является основным путем приобщения к культуре народа, язык которого изучается.

В результате чтения большого количества текстов у ученика развивается ощущение иностранного языка, благодаря чему ослабляется негативное влияние родного, что облегчает и убыстряет последующее развитие устной речи.

3

Цель обучения иностранных языков Уэст видит в свободном чтении про себя с общим охватыванием содержания, в процессе которого чтец не углубляется в детали. Для достижения этой цели непригодны виды работы, принятые в школе: чтение вслух и чтения-слежка, которые приучают ученика к фиксации внимания на каждом слове, которое препятствует развитию навыков свободного, быстрого чтения. На протяжении всего курса обучения используются лишь связные, преимущественно интересные тексты. Каждому из них предшествуют предтекстовые вопросы, на которые ученики должны найти ответы в процессе чтения. Легкий язык текстов в сочетании с заданием на поиск определенной информации, а также захватывающий сюжет создают условия для непосредственного понимания текста и развивают скорость чтения.

М.Уэст разработал требования к текстам учебника. Он считал необходимым, чтобы тексты были увлекательными, соответствующими возрасту учащихся. Интересно, что М.Уэст рекомендовал избегать в текстах сведений об особенностях жизни в стране изучаемого языка, т.к. это учащимся незнакомо, а, следовательно, и неинтересно.

Впервые в методике М.Уэст признал возможность адаптации текстов путем сокращения или упрощения языка оригинала.

Важным требованием являлось выполнение предтекстового задания, от которого зависит степень понимания содержания.

М.Уэст различал два вида чтения: наблюдательное и поисковое, или скользящее беглое. Суть первого состоит в том, что читающий фиксирует свое внимание на каждом или почти каждом слове. Второй вид чтения это чтение с большим охватом содержания, когда читающий ищет информацию. Вот этот вид чтения, по мнению М.Уэста, и есть основная цель обучения.

Важно отметить, что М.Уэст первым определил объем незнакомой лексики в текстах хрестоматий: одно слово на 50-60 подряд идущих слов текста. По его мнению, в этом случае незнакомые слова не будут мешать процессу чтения.

Безусловной заслугой М.Уэста является то, что он создал законченную систему пособий, которая может служить образцом. Он четко определил виды чтения, обосновал требования к текстам, Но, пожалуй, самая большая теоретическая значимость метода М. Уэста в том, что он впервые рассмотрел текст как материал для чтения и понимания содержания. Все это, безусловно, обогатило мировую методику.

Проанализировав метод М.Уэста, к недостаткам данной системы можно отнести ошибочное отождествление зрелого чтения и чтения с общим пониманием содержания, которое является лишь одним из отдельных проявлений зрелого чтения. Понимание текста, как и усвоение всего языкового материала, должно осуществляться по системе Уэста, интуитивно, на основе догадки, без применения элементов любого анализа, который является недопустимым при чтении серьезных текстов. Не могу согласиться с тем, что чтение легкий вид речевой деятельности. Рецепция легче постольку, поскольку опознавание по своей природе является проще, чем воссоздание. Считаю, что понимание серьезных текстов (не адаптированных, а оригинальных, например, художественных) является более легким, чем разговор на бытовые темы на элементарном уровне.

III. Проектная часть

Виды чтения.

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции:

  • служит для практического овладения иностранным языком;

  • является средством изучения языка и культуры;

  • средством информационной и образовательной деятельности;

  • средством самообразования.

4

Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности:

- использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;

- коммуникативно - ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;

- упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.

Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.

Существуют разные виды чтения:

I. По целевой направленности деятельности

  1. ознакомительное

  2. просмотровое

  3. изучающее

  4. поисковое

II. По форме

  1. про себя

  2. индивидуальное

  3. хоровое

  4. громкое

III. По способу раскрытия содержания

  1. аналитическое

  2. синтетическое

  3. переводное

  4. беспереводное

IV. По месту чтения

  1. домашнее

  2. классное

V. По характеру организации деятельности

  1. подготовленное

  2. неподготовленное

  3. тренировочное

  4. контрольное

В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение.

Некоторые методисты (например, профессор Е.И.Пассов) считают, что это лишь разные цели использования чтения. Существует и мнение о том, что не следует выделять слишком много видов информативного чтения (Р.К.Миньяр-Белоручев).

5

В зарубежной англоязычной методике также выделяют несколько видов или умений чтения, которые наилучшим образом способствуют решению тех или иных речевых задач, связанных с использованием письменных текстов:

* skmming (определение основной темы/идеи текста;

* skcanning (поиск конкретной информации в тексте);

* reading for detail (детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и

смысла).

Для эффективного чтения на иностранном языке (английском, в частности) необходимо сформировать навыки:

  • игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;

  • вычленять смысловую информацию;

  • читать по ключевым словам;

  • работать со словарем;

  • использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;

  • интерпретировать и трансформировать текст.

В требованиях к уровню достижений обучающихся говорится, что в результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен уметь

чтение:

- читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические - используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое / просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи.

В Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку умений и навыков в разных видах чтения:

понимание основного содержания прочитанного (reading for gist, skim reading или skimming);

извлечение необходимой информации (reading for specific information или scanning);

полное понимание прочитанного (reading for detailed comprehension или reading for detail).

1. Понимание основного содержания прочитанного (ознакомительное чтение) - чтение с пониманием содержания прочитанного (reading for gist, skim reading или skimming). Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру или выбрать главные факты.

Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается. Нужно также учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо также помнить, что здесь не нужно фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их.

Главное - уметь обобщить содержание текста, т.е. выделить основную коммуникативную задачу: какую информацию он дает и какие мысли являются наиболее важными.



6

Как показывает анализ пробных работ в формате ЕГЭ, так и самого экзамена, многие школьники не владеют этим способом чтения на иностранном языке, так как сразу же начинают пытаться перевести текст и останавливаются в своей работе при виде первого незнакомого слова.

Как правило, любое первичное чтение учебного текста во многих современных учебниках носит ознакомительный характер, и первое задание по чтению текста в экзаменационной работе дается на понимание общего содержания текста или его ключевых моментов. При выполнении этого задания не нужно прибегать к переводу с помощью словаря.

  1. Извлечение необходимой информации. В отечественной методике также используются термины поисковое (при поиске конкретной информации) и просмотровое чтение (при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию).

При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждения. Классический пример задачи поискового вида чтения - найти номер платформы поезда в расписании поездов на вокзале.

При просмотровом чтении читатель собирает информацию и устанавливает, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы.

Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста - лишняя трата времени. Поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания.

  1. Полное понимание прочитанного (изучающее чтение) чтение - чтение с полным пониманием прочитанного (reading for detailed comprehension или reading for detail). Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание.

Обучающийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения обучающийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.

Предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых и языковых трудностей.

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержаться указания на вид чтения, необходимость решения определенных познавательно - коммуникативных задач в процессе чтения.

Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:

  • они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;

7

  • ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому - либо одному предложению из текста;

  • вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

Послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного.

Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:

a) ознакомительное - изучающее - просмотровое - поисковое;
b) изучающее - ознакомительное - просмотровое - поисковое.

Последний вариант наиболее эффективен, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.

На уроках английского языка ведется обучение следующим видам чтения:

  • чтение с общим охватом содержания (просмотровое, ознакомительное);

  • чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее);

  • чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое).

  • Упражнения для каждого вида чтения выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.

См. приложение 1.

Основные стратегии выполнения заданий для обучающихся:

Вид чтения.

Проверяемые умения.

Основные стратегии - направления работы над заданием.

В2

Чтение с пониманием основного содержания.

Понять тему текста, основную мысль.

  1. Обрати внимание на сам заголовок текста, подумай о его значении.

  2. Выдели ключевые слова в задании и соотнеси их с ключевыми словами и вопросами к тексту.

  3. Прочитай первое и последнее предложения в каждом абзаце.

  4. Не обращай внимание на слова, без которых можно понять основное содержание.

  5. Такие слова, как "firstly", "secondly", могут помочь понять основную мысль.

  6. Главная мысль обычно предшествует второстепенной информации, попытайся отделить главную мысль от второстепенной.

В3

Чтение с извлечением необходимой информации.

Извлечь конкретную информацию (дата, цифра, имя), найти описание.

  1. Не обращай внимание на слова, которые не нужны для понимания задания.

  2. Если вопрос начинается со слов "How many" - ищи в тексте числительное + существительное; со словом "when" - время, день, время года; со словом "where" - место.

  3. Необходимо помнить, что в тексте информация может быть представлена синонимичными выражениями.

  4. Не следует обращать особого внимания на незнакомые слова, которые не нужны для выполнения данного задания. Если не знаешь слово, важное для понимания содержания текста, попытайся догадаться о его значении с помощью контекста.

  5. Четко исходи из поставленной задачи - ищи ответ на конкретно сформулированное задание или вопрос.

А15-А21

Чтение с полным пониманием прочитанного.

Уметь понять логические связи между частями текста.

  1. Проанализируйте слова this, that, as, how , а так же личные местоимения. Попытайтесь понять, к чему они относятся.

  2. Обратите внимание на средства логической связи между частями текста.

  3. Постарайтесь понять информацию, о которой нужно догадаться.

См. приложение 2.

Раздел «Чтение» на первый взгляд может показаться самой легкой частью экзамена. Как правило, воспринимать речь на слух намного сложнее, чем читать. Но, к сожалению, здесь не так все просто, т.к. тексты экзамена отличаются богатой лексикой и грамматическими конструкциями.

Чтобы правильно выполнить задания нужно понимать не только тесты в целом, но и мелкие детали. Без хорошего словарного запаса здесь не обойтись.

Хороший словарный запас обязателен для успешной сдачи ЕГЭ.

Пассивное знание слов (на уровне узнавания в тексте и на слух) необходимо, чтобы понять содержание заданий на чтение и вопросов к ним. К сожалению, нет такого волшебного способа, который помог бы быстро и качественно увеличить количество известных слов. Все достигается только практикой и регулярными занятиями.

См. приложение 3.



9

При просмотровом чтении читатель собирает информацию о полезности текста, о том, понадобиться ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы.

Поисковое чтение подразумевает поиск конкретных ключевых слов, и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста - лишняя трата времени. Поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания.

Овладение технологией поискового чтения осуществляется в результате предтекстовых, текстовых и после текстовых упражнений.

Предтекстовые упражнения направлены на устранение трудностей. Текстовые задания включают вид чтения и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. После текстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного.

Поисковое чтение.

Примерный алгоритм работы учащихся с заглавием перед чтением любого текста.

  1. Внимательно прочитайте заглавие и выделите в нем ключевое слово (чаще всего оно выражено существительным).

  2. Просмотрите текст и обратите внимание на то, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия в тексте.

  3. Найдите слова-заместители для доминирующего слова и всего заглавия в тексте.

  4. Перефразируйте заглавие, используя синонимические слова из текста.

Предтекстовый этап:

  • установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;

  • найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней.

Текстовый этап:

  • просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;

  • скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;

  • отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы.

После текстовый этап:

  • зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;

  • подчеркните в тексте определение (вывод, термин).

При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.

Упражнения для обучения поисковому чтению.

  1. Определите тему или проблему текста (статьи).

  2. Прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы.

  3. Найдите в тексте основной довод в пользу заголовка.

  4. Прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т.д.).

  5. Найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.

  6. Просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста.

10

  1. Найдите абзацы, посвященные указанной теме.

  2. Найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов).

  3. Просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует.

  4. Найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным, отрицательным.

  5. Разделите текст на части в соответствии с пунктами плана.

  6. Выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.

Рекомендации по развитию навыков чтения.

Одной из основных проблем обучения чтению является проблема отбора текстов и чёткая организация работы с ними.

Текст представляет особую ценность в качестве систематизированного образца функционирования языка в рамках темы, контекста, ситуации, проблемы, возраста, сферы и жанра общения, ориентации на определенного адресата, выражения социальной, профессиональной, личностной позиции.

Текст рассматривается как зафиксированный в той или иной форме продукт устной или письменной речи. Можно специально в учебных целях моделировать такие тексты, которые не только были бы образцами англоязычного общения, но и управляли процессом овладения и практикой англоязычного общения.

Текст следует рассматривать в следующих обучающих функциях:

  • как иллюстрацию функционирования языковых единиц;

  • как образец речи определённой структуры, формы и жанра;

  • как образец реализации речевых намерений автора; как модель порождения речевого высказывания, сообщения или речевого общения (текст-диалог);

  • как структуру управления смысловым восприятием;

  • как структуру управления учебными действиями обучаемых (учебный текст);

  • как средство обучения аспектам языка (фонетике, лексике, грамматике, интонации) и видам англоязычной речевой деятельности (всем видам чтения, говорению, аудированию, письму).

Диалогические тексты, особенно специально составленные, способны стать основой самостоятельного коммуникативного тренинга, то есть самообучения англоязычному общению. Функции текста в обучении англоязычному общению отнюдь не исчерпываются вышеназванным.

Существует ряд требований к текстам, при помощи которых у учащихся развивается навык чтения.

Тексты, которые используются в учебном процессе, должны соответствовать:

  • коммуникативно-познавательным интересам и потребностям учеников;

  • содержать интересную информацию для учащихся отдельной возрастной группы.

Такой текст должен восприниматься учащимся как носитель содержательной информации.

В учебном процессе могут использоваться разные типы текстов. Необходимо делать их отбор и организацию с учетом этапов обучения: начальная школа, 5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы.

11

Требования, предъявляемые к учебным текстам.

Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста - разного жанра и функциональных стилей. При этом их отбор и организация должны осуществляться с учетом этапов обучения.

В начальной школе это могут быть стихи, рифмовки, короткие рассказы, сказки; личное письмо ровесника из страны изучаемого языка, письмо в газету и детский журнал, открытка, простой кулинарный рецепт, билеты (в театр, на транспорт), программы телепередач, афиши, карта страны изучаемого языка и др.

В 5-7 классах - названные выше типы текстов, а также указатели, вывески в магазинах, на вокзалах, этикетки к товарам, расписание поездов, указатели в городах, объявления, прогноз погоды, журнальные и газетные статьи страноведческого характера, отрывки из художественной литературы.

В 8-9 классах - названные в предыдущем пункте типы текстов, а также реклама, проспекты, публикации из подростковых газет и журналов различного характера (сообщения, обзор, очерки, интервью, статистика) и др.

В 10-11 классах - указанные для предыдущих классов тексты, а также инструкции, публикации в периодике страноведческого и культуроведческого характера, по проблемам межличностных отношений.

Для успешного овладения чтением необходимо:

* подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным

опытом учащихся, их интересами;

* тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета;

* быть доступными с точки зрения языковых трудностей;

* отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей;

* содержать проблему.

Что делать с незнакомыми словами?

Если новых слов вы в книге не обнаружили, значит, вам лучше взять книгу, посложнее уровнем или на другую тему.

Смотреть в словаре желательно только те слова, без значения которых не понятен общий смысл предложения или отрывок текста. Если же заглядывать в словарь за каждым незнакомым словом, то чтение из удовольствия превратится в пытку.

Читая бумажную книгу с простым карандашом в руках, подчеркивайте незнакомые слова. Лишь после прочтения определенного количества страниц выписывайте их в тетрадь, блокнот-словарик, карточки и смотрите значения в толковом словаре на английском.

Обязательно обратите внимание на примеры употребления в конкретных предложениях и идиомы с этим словом.

Когда Вы выписываете незнакомое слово или идиому, то обязательно записывайте всё предложение, чтобы запомнить слово в контексте.

Определите части речи и члены предложения в нем, чтобы запомнить, какие, слова и в какой последовательности употребляются с тем или иным словом.

12

IV. Заключение.

Чтение, как и любая другая форма письменного или устного общения, требует большой практики, поэтому обучающиеся должны читать как можно больше. При самостоятельном чтении они должны широко опираться на свой речевой опыт.

Особое значение имеет догадка, объективно существующая в мыслительной деятельности человека и в большинстве случаев подкрепляющаяся контекстом - языковым и смысловым.

Научить обучающихся разным видам чтения - это значит научить практическому владению языком, привить навыки и умения, которые должны остаться у учащихся на всю жизнь.

Мобилизация ресурсов:

Технические: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска.

Методические: Интернет - ресурсы, методическая литература, электронные пособия, тренировочные КИМы, курсы повышения квалификации.

Финансовые: средства на оснащение кабинета, оплата Интернет - трафика.

Реализация проекта: 2012 - 2015 г.

Этапы работы.

Мероприятия.

подготовительный

  1. Повышение квалификации учителя через изучение методической литературы и прохождение, по возможности, курсов повышения по данной проблеме.

  2. Разработка упражнений по совершенствованию коммуникативных умений и навыков и овладению стратегиями выполнения тестовых заданий по разделу «Чтение» ЕГЭ.

  3. Выработка основных стратегий по оптимальному выполнению раздела «Чтение».

  4. Создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов, базы данных ЕГЭ - тесты, тренировочные и проверочные работы в бумажном и электронном виде.

  5. Поиск необходимых Интернет ресурсов и демонстрационных материалов ЕГЭ.

  6. Техническое оснащение кабинета.

деятельностный

  1. Ознакомление обучающихся с памятками , инструкциями, схемами, алгоритмами, базами данных по ЕГЭ (раздел «Чтение»).

  2. Дифференцированная подготовка обучающихся по системе упражнений (базовый и продвинутый уровни).

  3. Работа обучающихся с Интернет - ресурсами.

  4. Работа учащихся с демо - версиями ЕГЭ (раздел «Чтение»).

итоговый

Итоговая аттестация обучающихся.

Данная работа представляет определенную ценность в плане методической помощи учителям английского языка. Теория и система упражнений позволит успешно подготовить старшеклассников к сдаче ЕГЭ по разделу «Чтение».

13



V. Список литературы:

1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е.Н.Соловова. - 3-е издание. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.

2. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы»: лекции 5-8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

3. Клековкина Е.Е. Материалы курса «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку»: лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.

4. Костюк Е.В., Боголюбова Е.Н. ЕГЭ - 2013. Типичные ошибки в ЕГЭ и как их избежать: Пособие для учащихся старших классов / По научной редакцией К.С.Махмурян. - Обнинск: Титул, 2013. - 80 с.

5. Сычева Л.В. Английский язык. Чтение: тренировочные задания тестовой формы: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.В.Сычева. - М.: Вентана - Граф, 2008. - 96 с.

6. ЕГЭ. Английский язык: Тематические тестовые задания. Россия и мир / Е.Н.Соловова, John Parsons. - М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011.

7. ЕГЭ - 2012. Английский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / под редакцией М.В.Вербицкой. - М.: Национальное образование, 2011.





























14


  1. Приложения:

Приложение 1.

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Alfred Nobel and his legacy

When Alfred Nobel was 34 years old, he invented dynamite and 22 years later, smokeless gunpowder. These are hardly things one would associatewith a name that has become synonymous with peace. However, peace is the subject of just one of the six prizes that are awarded each year in the name of the Swedish chemist. The other prizes are for physics, chemistry, medicine, literature and economics. The Nobel Peace Prize is awarded by a Norwegian committee, while the other five prizes are awarded by Swedish committees. The reason behind this has never been clear. One argumentsuggests that the Norwegians had shown a special interest in mediation, arbitration and the peaceful solution of international disputes, and was therefore the natural choice. The Nobel Peace Prize has existed for 104 years, and within that time about 70 of the individual winners have been men and about 17 of the individual winners have been women. The first woman to win the prize was Nobel's friend Bertha von Sutter exactly 100 years ago, in 1905, and the most recent was Wangari Maathai in 2004 for her contribution to sustainable development, democracy and peace. The other Nobel prizes can only be awarded to individuals (up to a maximum of three), but the Nobel Peace Prize can be given to institutions and organizations as well as individuals. This year's prize was awarded jointly to the International Atomic Energy Agency and its Director General, Dr. Mohamed ElBaradei, for their efforts to prevent nuclear energy from being used for military purposes and to ensure that nuclear energy for peaceful purposes is used in the safest possible way. The ceremony will take place, as usual, on December 10th at the City Hall, Oslo, Norway.

Pre - reading activities.

  • Read the text and find out the words which mean…

a) happening once a year (annual)
b) a set of reasons that you use for persuading people (argument)
c) a substance that is used for causing explosions (dynamite)

  • Try to understand the underlined words. Check in the dictionary.

  • Explain the formation of the words: smokeless, peaceful, gunpowder, etc.

  • Read the title and say what will be the text about.

Reading activities

  • Read the text and divide it into parts. Give each a title.

  • Find the key words in the sentences.

Post - reading activities

  • Put the sentences into order.

The Nobel Peace Prize has existed for 104 years.

The ceremony will take place on December 10th at the City Hall, Oslo, Norway.

When Alfred Nobel was 34 years old, he invented dynamite

  • Answer the questions

15

When did Alfred Nobel invent dynamite?

What are the subjects of prizes?

Who was the first woman to win the prize? etc.

Кроме упражнений, приведенных выше, на различных этапах можно использовать следующие задания:

Предтекстовый этап

  • Выполните частичный перевод предложений на родной язык.

  • Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.

  • Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.

  • Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного).

  • Выберите предложения, содержащие пассивный залог (сложное дополнение и т.д.), объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму.

  • Назовите исходную форму данных слов.

Текстовый этап

  • прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нем;

  • прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования;

  • прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования;

  • выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания…;

  • прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.

Послетекстовый этап

  • используя материал текста, ответьте на вопросы;

  • расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;

  • используя факты из текста, расскажите о …;

  • перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания;

  • охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами;

  • выразите свое отношение к прочитанному;

  • прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него;

  • составьте аннотацию к тексту.

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Предтекстовый этап

  • прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;

  • выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;

  • составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;

  • назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;

  • прочтите абзац и постарайтесь понять его без словаря;

  • разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку);

  • попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу);

  • скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению.

16

Текстовый этап

  • прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную информацию;

  • назовите основные проблемы, затронутые в тексте;

  • найдите главные факты текста;

  • расположите следующие предложения текста в логической последовательности;

  • составьте список вопросов к тексту;

  • подготовьте план пересказа текста;

  • подтвердите достоверность суждений о …;

  • поясните главную мысль текста своими словами;

Послетекстовый этап

  • прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями;

  • ответьте на вопросы по тексту;

  • перескажите текст на родном языке;

  • выразите свое отношение к прочитанному;

  • скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в тексте.

Примерный текст и упражнения к тексту:

Meals

There are four meals a day in an English home: breakfast, lunch, tea, and dinner.

Breakfast is the first meal of the day. It is at about 8 o'clock in the morning, and consists of porridge with milk and salt or sugar, eggs - boiled or fried, bread and butter with marmalade or jam. Some people like to drink tea, but others prefer coffee. Instead of porridge they may have fruit juice, or they may prefer biscuits.

The usual time for lunch is 1 o'clock. This meal starts with soup or fruit juice. Then follows some meat or poultry with potatoes - boiled or fried, carrots and beans. Then a pudding comes. Instead of the pudding they may prefer cheese and biscuits. Last of all coffee - black or white. Englishmen often drink something at lunch. Water is usually on the table. Some prefer juice or lemonade.

Tea is the third meal of the day. It is between 4 or 5 o'clock, the so-called 5 o'clock tea. On the table there is tea, milk or cream, sugar, bread and butter, cakes and jam. Friends and visitors are often present at tea.

Dinner is the fourth meal of the day. The usual time is about 7 o'clock, and all the members of the family sit down together.

Dinner usually consists of soup, fish or meat with vegetables - potatoes, green beans, carrot and cabbage, sweet pudding, fruit salad, ice-cream or cheese and biscuits. Then after a talk they have black or white coffee.

This is the order of meals among English families. But the greater part of the people in the towns, and nearly all country-people, have dinner in the middle of the day instead of lunch. They have tea a little later - between 5 and 6 o'clock, and then in the evening, before going to bed, they have supper.

So the four meals of the day are either breakfast, dinner, tea, supper; or breakfast, lunch, tea, dinner.

__________________________________________

insteadof - вместо чего-л., взамен чего-л.

poultry['pəultrɪ] домашняя птица

bean - боб; фасоль

present 1) присутствующий, имеющийся налицо; данный, наличествующий

2) настоящий, теперешний; современный; существующий

17

Pre - reading activities.

• Read the title and say what will be the text about.

• Make a list (spider gram) of words you can meet in the text

• Try to give equivalents to the title

Reading activities

• Read the text and divide it into parts. Give each a title.

• Find main ideas of the paragraphs.

Post - reading activities

• Put the titles to each paragraph.

• Make some questions and answer your partners' questions.

  • What is the main idea of this text?

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ

Предтекстовый этап

  • ознакомьтесь со схемой и/или иллюстрацией к тексту и озаглавьте его.

  • по заголовку (иллюстрации, чертежу, схеме) выпишите ключевые слова, которые, по вашему мнению, могут встретиться в тексте.

  • составьте несколько опорных предложений с ключевыми словами.

  • посмотрите на картинки к тексту и расположите их в логическом порядке.

  • составьте возможный план текста по заголовку, схеме или картинкам.

  • внимательно прочтите заголовок и выделите в нем доминирующее слово.

  • в тексте с заголовком подчеркнуты главные тематические слова. Проследите, как основные тематические слова повторяются в тексте и развивают его идею.

  • в тексте с заголовком выделите основные тематические слова, а затем, обобщив их основное содержание, сформулируйте главную мысль текста в одном предложении (или словосочетании). Сравните вашу формулировку с приведенным заголовком и сделайте вывод о том, выражает ли заголовок смысл текста.

Текстовый этап

  • просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;

  • скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;

  • отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы;

  • найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;

  • прочтите текст и предположите, какого содержание его пропущенных частей. Это задание лучше выполнять, поделив класс на творческие группы и раздав группам разные части одного текста, противоположные группы должны:

а. догадаться о содержании недостающих частей текста

б. обсудить варианты в группах, а затем обменяться мнениями;

  • прочитайте первый абзац текста и найдите информацию указывающую, о чем может идти речь дальше;

  • Прочитайте абзац и найдите ключевые фразы, предложения;

  • расставьте части текста в логическом порядке;

  • просмотрите текст и напишите его концовку;

  • выпишите главную мысль текста (каждого абзаца);

  • просмотрите, предложенные варианты заголовков и выберите наиболее подходящее из них и т.д.

18

Послетекстовый этап

  • зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;

  • подчеркните в тексте определение (вывод, термин);

  • на основании прочитанного составьте план текста.

При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута. Примерный текст и упражнения к тексту:

LIVING BY THE SWORD


When Cristina Sanchez told her parents that she wanted to be-come a bullfighter instead of a hairdresser, they weren't too pleased. But when she was eighteen her parents realized that she was serious and sent her to a bullfighting school in Madrid, where she trained with professionals. Since last July, Sanchez has been the most successful novice in Spain and is very popular with the crowds. After brilliant performances in Latin America and Spain earlier this year, Sanchez has decided that she is ready to take the test to become a matador de toros. Out of the ring, Sanchez does not look like a matador. She is casually elegant, very feminine and wears her long blond hair loose. She seems to move much more like a dancer than an athlete, but in the ring she is all power.

When she was fourteen, Sanchez's father warned her that the word of bullfighting was hard enough for a man and even harder for a woman. It seems he is right. "It really is a tough world for a woman", says Sanchez. "You start with the door shut in your face. A man has to prove himself only once, whereas I have had to do it ten times just to get my foot in the door."

In perhaps the world's most masculine profession, it would seem, strange if Sanchez had not met problems. But even though Spanish woman won the legal right to fight bulls on equal terms with men in 1974, there are still matadors like Jesulin de Ubrique who refuses to light in the same ring as her. Sanchez lives with her family in Parla south of Madrid, Her family is everything to her and is the main support in her life, "My sisters don't like bullfighting, they don't even watch it on TV, and my mother would be the happiest person in the world if I gave it up. But we get on well. Mum's like my best friend." When Sanchez is not fighting she has a tough fitness routine - running, working out in the gym and practicing with her father in the afternoon. By nine she is home for supper, and by eleven she is in bed. She doesn't drink, smoke or socialize. "You have to give up a lot," says Sanchez. "It's difficult to meet people, but it doesn't worry me love does not arrive because you look for it."

Sanchez spends most of her year travelling: in summer to Spanish and French bullfights and in winter to Latin America. Her mother dislikes watching Sanchez fight, but goes to the ring when she can. If not, she waits at home next to the telephone. Her husband has had to ring three times to say that their daughter had been injured, twice lightly in the leg and once seriously in the stomach. After she has been wounded, the only thing Sanchez thinks about is how quickly she can get back to the ring. "It damages your confidence," she says, "but it also makes you mature. It's just unprofessional to be injured. You cannot let it happen." Sanchez is managed by Simon Casas, who says, "At the moment there is no limit to where she can go. She has a champion's mentality, as well as courage and technique."

Pre - reading activities.

• Read the title and say what will be the text about.

• Guess what period of time is described in the text?

• Guess who is the main character of the story?

Reading activities

• Read the text and find key sentences in each paragraph.

• Find main ideas of the paragraphs.

  • While reading the text fill in the table: family members' attitude to Sanchez's choice.

19

Post - reading activities

• Read the text and answer the multiple choice questions:

1. When Sanchez told her parents that she wanted to be a bull fighter they...

A. fell a little pleased.

B. thought she was too young.

C. thought she had a good sense of humour.

D. were initially opposed to the idea.

2.Sanchez thinks that...

A. living in today's world is difficult for a woman.

B. bullfighting is a difficult career for women.

C. it is almost impossible to succeed as a female bullfighter.

D. women have to demonstrate their skills as much as male bullfighters do.

3 Sanchez's mother...

A. is everything to her family.

B. prefers to watch her daughter on TV.

C. supports her more than the rest of the family.

D. would prefer Sanchez to leave the ring.

4. What does "it" in line 32 refer to?

A. the fitness routine;

B. not socializing;

C. giving up;

D. smoking.

5. Sanchez doesn't socialize often because...

A. she doesn't like cigarettes and alcohol.

B. her work takes up most of her time.

С. she is worried about meeting people.

D. it' s too difficult to look for friends.

6. What does Sanches think about after being injured?

A. her next chance to fight bulls.

B. her abilities.

С. her development.

D. her skills.

  • Read over the questions and then scan the text to find where the answers can be found. (E.g. What information in the text explains the parents' attitude? Which of the four choices offers information not mentioned in the text?)

  • While reading the text, underline the parts which justify your answers.

Просмотровое чтение

Для того чтобы просмотровое чтение протекало успешно, т.е. отличалось быстротой и имело выборочный характер, необходимо предварительно сформировать у учащихся следующие умения в данном виде чтения:

  • предвосхитить тематику текста по заголовку, подзаголовку или иллюстрации

  • просмотрев текст, сказать, о чем он, определить его тематику и основную цель

  • определить самые общие сведения, которые соотносят текст с определенной областью знаний

  • классифицировать/ группировать информацию по определенному признаку

20

  • обнаруживая смысловые опорные пункты и ориентируясь в композиционно-смысловой структуре текста, выделить важную информацию и опустить второстепенную

  • определить соответствие текста интересам читающего, оценив содержащуюся в нем информацию с точки зрения правдоподобности, актуальности и перспективности её использования.

Важнейшим условием формирования указанных умений является обильная практика, которая обеспечивается системой заданий к текстам. Это могут быть:

  • задания, обучающие наиболее рациональным приемам извлечения информации;

  • задания, используемые с целью контроля понимания содержания текста.

Предтекстовые задания :

  • ознакомьтесь со схемой и/или иллюстрацией к тексту и озаглавьте его

  • по иллюстрации (чертежу, схеме) выпишите ключевые слова, которые, по вашему мнению, могут встретиться в тексте

  • составьте несколько опорных предложений с ключевыми словами

  • посмотрите на картинки к тексту и расположите их в логическом порядке

  • придумайте по картинкам заголовок к тексту

  • составьте возможный план текста по схеме или картинкам.

Заголовок текста:

  • прочитайте заголовок, скажите, о чем идет речь в тексте

  • внимательно прочтите заголовок и выделите в нем доминирующее слово

  • в тексте с заголовком подчеркнуты главные тематические слова. Проследите, как основные тематические слова повторяются в тексте и развивают его идею

  • прочитайте подчеркнутые в тексте тематические слова и придумайте заголовок к нему

  • в тексте с заголовком выделите основные тематические слова, а затем, обобщив их основное содержание, сформулируйте главную мысль текста в одном предложении (или словосочетании). Сравните вашу формулировку с приведенным заголовком и сделайте вывод о том, выражает ли заголовок смысл текста.

Текстовые задания:

  • просмотрите текст. Предположите, какого содержание его пропущенных частей. Это задание лучше выполнять, поделив класс на творческие группы и раздав группам разные части одного текста. Противоположные группы должны догадаться о содержании недостающих частей текста. Обсудить варианты в группах, а затем обменяться мнениями.

  • прочитайте первый абзац текста и скажите, о чем может идти речь дальше.

  • прочитайте последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному абзацу.

  • просмотрите текст и скажите, о чем идет в нем речь, какая в нем рассматривается проблема (время просмотра - 3-4 минуты).

  • просмотрите текст и озаглавьте его.

  • расставьте части текста в логическом порядке.

  • посмотрите текст и напишите его концовку.

21

  • выпишите главную мысль текста (каждого абзаца).

  • на основании прочитанного составьте план текста.

  • просмотрите, предложенные варианты заголовков и выберите наиболее подходящее из них и т.д.

Послетекстовые задания:

  • определите среди данных предложений те, содержание которых связанно с содержанием прочитанного текста.

  • выберите предложения из ряда данных, в которых сформулирована главная мысль текста.

  • исходя из содержания текста, выберите подходящий заголовок из предложенных.

  • прочитайте следующие абзацы. Из слов, перечисленных после каждого абзаца, выберите одно, которое лучше других отражает основную мысль прочитанного.

Как уже отмечалось выше, чтение - одно из средств выхода на устную или письменную речь. При работе с текстом для просмотрового чтения используется классическая модель управления процессом чтения.

Примерный текст и упражнения к тексту:

THE GATE WAY TO GROWN-UP LIFE

By the school house stands a copper beech. The names and dreams of the pupils who have grown up under its branches are writ ten on its bark. This tree is the gate-way to their grown-up life. Seven children once carved their names on the trunk of that tree...

No one had asked Maura what she wanted to do when she left school. She wouldn't be going to the convent in the town like Leo Murphy and Nessa Rayan.

There were no plans for her to go into technical school. She wasn't smart enough to be taken on as a trainee in one of the shops, or the hairdressing salon. Maura was going to work as a maid. She would like a job in a lovely big house.

Eileen was going to University if she got a lot of honours in her Leaving Certificate. She would be an architect. The nuns said she had all the brains in the world.

And Sheila wanted to do nursing so she was already sending out applications to the better training hospitals in Dublin.

It was understood that her brother Declan would do. medicine. He would be coming back to help his father in practice and take over. But he decided against it. Declan would like to join an auc tioneering firm. It was the kind of thing that appealed to Declan -looking at places, showing them to customers. He was good at talk ing to people.

Niall Hayes was going to Dublin setting up his plans to study law. Niall seemed to be enjoying University and studying hard. Foxy Dunne was in England on the building site.

There was no question of University for Nessa Rayan, no plan for a career, nothing, except the usual refuge of those who could not think what to do - the secretarial course in the town. Nessa began her course in shorthand and typing. When she finished her course! college she would work full-time for her mother and father at the hotel. From time to time Nessa served behind the bar to know what the customers wanted.

Since his childhood Eddie was good at pressing flower. Nessa had always thought they were so nice that he could do it for a living. He was dreaming of setting up a craft centre with small shops to sell everyone's work there.

__________________________________________________________________________

Notes:

Bark/trunk - ствол.

Carve - вырезать.

Convent - монастырь (женский); go to convent - (здеcь)-идти в школу при монастыре.

Nun - монахиня.

22

Had all the brains - was very clever.

Auctioneering firm - фирма, продающая недвижимость.

Customer - посетитель, покупатель.

Refuge - прибежище, убежище.

Press flowers - засушивать цветы.

Pre - reading activities.

• Read the title and say what will be the text about.

• Guess who is the main character of the story?

Reading activities

• Read the text and find key sentences in each paragraph.

• Find main ideas of the paragraphs.

Post - reading activities.

  • Read the text and fill in the chart below. Find out what career plans the young people have.

What character traits and skills do they have to realize their career plans?

Name

Career plan

Character traits

Skills]

Maura

Sheila

Dencan

Eileen

Niall Hayes

Foxy Dunne

Nessa Rayan

Eddie

Приложение 2.

Рекомендации по подготовке обучающихся к выполнению заданий по чтению разного типа: Задания на подбор заголовков

Обсудите с обучающимися, что для успешного выполнения подобного задания нужно уметь находить ключевые слова.

Разделите класс на группы и дайте задание каждой группе поделить какой-либо текст на смысловые части и придумать подзаголовок к каждой части.

Группы обмениваются обработанными таким образом текстами, и обучающиеся подбирают заголовки к частям текста, подготовленным другой группой.

Обязательно обговаривайте время выполнения тренировочных заданий и жестко соблюдайте установленные временные рамки для того, чтобы преодолеть боязнь нехватки времени и предотвратить возможную панику на экзамене.

Задания на соответствие утверждениям

  • Каждый раз, задавая прочитать текст, сокращайте отводимое для чтения время, пока обучающиеся не научатся укладываться в нужное время.

  • При поиске ответов на вопросы к тексту обращайте внимание на то, что прежде всего нужно определить ключевые слова в самих вопросах, а затем по ним находить только ту информацию, которая запрашивается, избегая детального прочтения всего текста.

23

  • Давайте задания такого типа: предложите текст для чтения и задайте вопрос, который не совсем подходит к тексту, и попросите обучающихся изменить либо текст, либо вопрос так, чтобы они соответствовали один другому.

Задания на полное понимание прочитанного

* Регулярно давайте задания прочитать текст и ответить на вопрос, проверяющий понимание основного содержания, четко обговаривая время и строго соблюдая временные рамки выполнения задания.

* Давайте задания на нахождение по ключевым словам той части текста, где содержится необходимая информация.

* Давайте задания на формирование умения «читать между строк» - делать выводы и интерпретировать прочитанное.




Приложение 3.

Правила для обучающихся при работе с лексикой.

1. Изучайте новые слова в контексте. Практически бесполезно заучивать списки слов, вырванных из контекста. Механически выучив какое-то количество слов, вы, во-первых, их быстро забудете, во-вторых, не сможете правильно употреблять.

Что значит изучать слова в контексте?

Если вы читаете текст, переводите и выписывайте или подчеркивайте слова, которые вам кажутся полезными. Попытайтесь рассказать о прочитаном своими словами, в этом случае вы увидите, каких слов вам не хватает. Посмотрите, как эта мысль выражена в тексте.

2. Объединяйте слова в тематические группы: образование, работа, путешествия и т.д.

3. На определенных этапах изучения языка, а особенно во время интенсивной подготовки к ЕГЭ, у вас могут появиться слова, которые вы часто путаете. Вы можете поискать объяснение различий между ними в словаре.

4. Проверить и закрепить ваши знания, вы можете с помощью тестов и упражнений.

5. Чтобы изучение иностранного языка не вызывало неприятных чувств, не гонитесь за количеством выученных слов. Гораздо важнее уметь использовать то, что вы уже знаете.



Приложение 4


Методы и приемы используемые в различных видах работы с текстом.


Наиболее целесообразными заданиями по работе над обучением изучающему и поисковому чтению (эти стратегии можно использовать и при других видах чтения) являются:

Asking / Answering Question (вопросно - ответные упражнения) предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации.

24

Categorizing - деление на категории - группировка языковых или смысловых элементов согласно обозначенным категориям или определение этих категорий.

Close - восстановление / заполнение пропусков - приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено каждое n - е слово (n колеблется от 5 до 10). Задача учащихся - восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.

Completing - упражнение на дополнение - приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.

Correction - исправление - определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.

Gap - filling - заполнение пробелов/ пропусков - приём работы, в основе которого лежит методика дополнения или восстановления недостающих языковых элементов.

Information Transfer - перекодирование информации - приём работы, заключающийся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например, трансформация невербальную (картинка, жест, пр) или наоборот.

Jig - saw reading (listening) - "мозаика" - приём работы, основанный на разделении "банка информации", т.е. текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

Matching - соотнесение / сопоставление - приём работы, заключающийся в распознавании соотносящихся друг с другом вербальных и невербальных элементов, например, между картиной и предложением, словом и его определением, началом и концом предложения и т.д.

Mind - mapping - составление семантической карты - представление основных понятий обсуждаемой темы / проблемы в графически упорядоченном и логически связанном виде.

Multiple choice - множественный выбор - выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

Reordering (Sequencing) - логическая перегруппировка / восстановление последовательности - перераспределение предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.

Translation - перевод - выражение идеи на другом языке. При этом учащиеся должны принимать во внимание лингвистические и культурные особенности языка, на который делается перевод. Перевод может быть устным и письменным.

25

Методы:

- Прием - таблица «5 - W», метод «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

Детям заранее раздаются таблицы, которые заполняются по ходу просмотра текса и по окончании работы вырисовывается основной сюжет текста. Выглядит таблица так:

Who?

What?

When?

Where?

Why?

A farmer

Work in the

garden

In summer

On the farm

He likes it

- Метод «Jigsaw» - «ажурная пила» при работе с текстом : - учащихся разбивают на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников;

- Каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объему материал);

- Идет обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своем вопросе;

- Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, так как это единственный способ ознакомиться со всей информацией;

- По итоговой информации отчитывается вся команда, или один из ее членов;

- Заинтересована вся команда, чтобы ее члены знали все, поскольку это отразиться на общей итоговой оценке.

Метод «Mind - Map» - «Карта Памяти» - является простой технологией записи. Запись происходит быстро, ассоциативно. В центре листа находится тема или ключевое слово, потом появляются другие слова, идеи, мысли, которые ассоциируются с этим словом и записываются вокруг него (запись начинается сверху слева и заканчивается справа внизу).

метод INSERT

I - interactive интерактивная

N - noting размечающая

S - system система для

E - effective эффективного

R - reading and чтения и

T - thinking размышления

Перед таким видом работы с текстом обязателен предтекстовый этап работы, в ходе которого учащиеся прогнозируют о чем текст и сравнивают свой результат с реальными событиями в тексте по ходу чтения, это маркировка текста значками по мере его чтения:

«V» - уже предполагал

«+» - новое

« -» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

После такого вида работы легко обсуждать текст, т.е. выходить на устное высказывание.

Метод «смысловых ассоциаций» - цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить ощущения и помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал с его внутренним «Я».

Метод «ключевых слов» - этот метод позволяет учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом.

Метод конструирования вопросов - заключается в том, чтобы каждый из участников группы, составил свой вопрос; - вопросы озвучиваются в группе; - лучшие вопросы фиксируются на общем листочке; - затем группы обмениваются листочками с вопросами.

Мы так же предлагаем приемы работы с текстом в виде таблицы:

Skimming

scanning

intensive

Asking/ answering questions

Asking/ answering questions

Asking/ answering questions

Multiple choice

categorizing

categorizing

categorizing

Note taking

correction

correction

cloze

quiz

labeling

Finding differences/ similarities

completing

matching

Gap-filling

correction

reodering

26

© 2010-2022