- Преподавателю
- Иностранные языки
- Доклад: Современные педагогические технологии
Доклад: Современные педагогические технологии
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хушт И.М. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема самообразования:
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ТЕХНОЛОГИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЕ (Е.И.Пассов)
Работа учителя английского языка
МБОУ сош № 29 с.Цыпка
Хушт Ирины Маджидовны
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
-
ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Технология- это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.(толковый словарь)
Педагогическая технология- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. (Лихачёв)
Педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П.Волков)
Педагогическая технология- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.(ЮНЕСКО)
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено 3 аспектами:
-
научным: педагогические технологии- часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.
-
Процессуально описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.
-
Процессуально действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на 3-х иерархически соподчиненных уровнях:
-
общепедагогический уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. В неё включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
-
Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении « частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя.
-
Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач ( формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы).
-
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
А) концептуальная основа;
Б) содержательная часть обучения:
-
цели обучения- общие и конкретные;
-
содержание учебного материала;
в) процессуальная часть- технологический процесс:
-
организация учебного процесса;
-
методы и формы учебной деятельности школьников;
-
методы и формы работы учителя;
-
деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
-
диагностика учебного процесса.
3.ИСТОЧНИКИ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ НОВЫХ ПЕД. ТЕХНОЛОГИЙ.
-
социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
-
наука педагогическая, психологическая, общественные науки;
-
передовой педагогический опыт;
-
опыт прошлого, отечественный и зарубежный;
-
народная педагогика.
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
По типу организации и управления познавательной деятельностью существует следующая классификация. Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным ( индивидуальным), ручным (вербальным) и автоматизированным (с помощью учебных средств).
-
классическое лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное, ручное);
-
обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
-
система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
-
обучение с помощью учебной книги( разомкнутое, направленное, автоматизированное)- самостоятельная работа;
-
система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное)- групповые, дифференцированные способы обучения;
-
компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизиро-
ванное);
-
система «репетитор» ( цикличное, направленное, ручное)- индивидуальное обучение;
-
«программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько технологий:
А) авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся. Применением требований и принуждения.
Б) дидакто-центрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.
В) личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
Г) гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Д) технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Е) технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.
По ориентации на личностные структуры:
-
информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН);
-
операционные (формирование способов умственных действий - СУД);
-
эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН);
-
технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности- СУМ);
-
эвристические (развитие творческих способностей);
-
прикладные (формирование действенно-практической сферы- СДП).
ТЕХНОЛОГИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЕ (Е.И.Пассов)
Классификационные параметры:
По уровню применения: частнопредметная.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: социогенная.
По ориентации на личностные структуры: информационная, ЗУН, СУД.
По характеру содержания и структуры: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления: современное традиционное обучение.
По организационным формам: все формы.
По подходу к ребенку: сотрудничество, партнерство.
По преобладающему методу: диалогическая и игровая.
По направлению модернизации: на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
По категории обучаемых: массовая, все категории.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ.
-
Обучение иноязычному общению с помощью общения.
-
Усвоение иноязычной культуры.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
-
Иностранный язык является одновременно и целью, и средством обучения.
-
Язык- средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям.
-
Овладение иностранным языком отличается от родного:
-
способом овладения;
-
плотностью информации в общении;
-
включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность;
-
совокупностью реализуемых функций;
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
1. РЕЧЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ, обучение иностр. Языку через общение.
Практическая ориентация урока. Правомерны уроки на языке, а не о языке.
Научить говорить можно только говоря, слушать слушая, читать читая.
Упражнения должны быть подобны реальному общению, тем оно эффективнее.
В речевых упражнениях происходит главное, дозированное, стремительное накопление большого объема лексики и грамматики с немедленной реализацией.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ.
Речевая деятельность имеет 3 стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую.
Поэтому слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования (употребления).
Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности : учащийся выполняет какую-либо речевую задачу- подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваиваются слова или грамматические формы.
3. СИТУАТИВНОСТЬ, ролевая организация учебного процесса.
-
Отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста.
-
Описание ситуаций ( «У кассы», «На вокзале» и т.п.) не являются ситуациями , оно не способно выполнить функции мотивации высказываний, развивать качества речевых умений. На это способны лишь реальные ситуации. Чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.
4. НОВИЗНА.
Новизна речевых ситуаций ( смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.)
Новизна используемого материала (его информативность).
Новизна организации урока (его видов, форм).
Разнообразие приемов работы.
В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию- оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).
5. ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБЩЕНИЯ.
Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом, контекстом деятельности, набором определенных чувств и эмоций, своими интересами, своим статусом в коллективе.
Коммуникативное обучение предполагает учет всех этих личностных характеристик.
6.КОЛЛЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
7. МОДЕЛИРОВАНИЕ.
Объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса. Необходимо отобрать тот объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном виде. Содержательную сторону языка должны составлять проблемы, а не темы.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ.
УПРАЖНЕНИЯ.
При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении.
Е.И.Пассов выстраивает 2 ряда упражнений: условно-речевые и речевые.
Условно-речевые упражнения- это упражнения, специально организованные для формирования навыка. Для них характерна однотипная повторяемость лексических единиц, неразорванность во времени.
Речевые упражнения- пересказ текста своими словами, описание картины, серии картин, лиц, предметов, комментирование.
ОШИБКИ.
Фонетические ошибки рекомендуется исправлять не одновременно, а взять какой-то один звук и отрабатывать его в течение 1-2 недель( другие искаженные звуки пока не замечать); затем так поступить со 2-м, 3-м звуком. К грамматическим ошибкам надо привлекать внимание класса, но длительное объяснение правил не должно отвлекать ученика от речевой задачи. При высказывании в ситуации ошибки исправлять вообще нецелесообразно. Достаточно исправить лишь те, которые мешают пониманию.
ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ.
Ребята сидят не в затылок друг к другу, а полукругом или произвольно. В такой импровизированной маленькой гостиной удобнее общаться, снимается официальная атмосфера класса, чувство скованности, идет обучающее общение. Это пространство должно иметь и достаточную временную продолжительность, имитировать «погружение» в данную языковую среду.