Доклад: Современные педагогические технологии

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема самообразования:

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.


ТЕХНОЛОГИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЕ (Е.И.Пассов)



Работа учителя английского языка

МБОУ сош № 29 с.Цыпка

Хушт Ирины Маджидовны

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

  1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

Технология- это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.(толковый словарь)

Педагогическая технология- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. (Лихачёв)

Педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П.Волков)

Педагогическая технология- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.(ЮНЕСКО)

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено 3 аспектами:

  1. научным: педагогические технологии- часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.

  2. Процессуально описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.

  3. Процессуально действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на 3-х иерархически соподчиненных уровнях:

  1. общепедагогический уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. В неё включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

  2. Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении « частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя.

  3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач ( формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы).


  1. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

А) концептуальная основа;

Б) содержательная часть обучения:

  • цели обучения- общие и конкретные;

  • содержание учебного материала;

в) процессуальная часть- технологический процесс:

  • организация учебного процесса;

  • методы и формы учебной деятельности школьников;

  • методы и формы работы учителя;

  • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

  • диагностика учебного процесса.

3.ИСТОЧНИКИ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ НОВЫХ ПЕД. ТЕХНОЛОГИЙ.

  • социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

  • наука педагогическая, психологическая, общественные науки;

  • передовой педагогический опыт;

  • опыт прошлого, отечественный и зарубежный;

  • народная педагогика.

4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

По типу организации и управления познавательной деятельностью существует следующая классификация. Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным ( индивидуальным), ручным (вербальным) и автоматизированным (с помощью учебных средств).

  1. классическое лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное, ручное);

  2. обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

  3. система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

  4. обучение с помощью учебной книги( разомкнутое, направленное, автоматизированное)- самостоятельная работа;

  5. система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное)- групповые, дифференцированные способы обучения;

  6. компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизиро-

ванное);

  1. система «репетитор» ( цикличное, направленное, ручное)- индивидуальное обучение;

  2. «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько технологий:

А) авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся. Применением требований и принуждения.

Б) дидакто-центрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

В) личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.

Г) гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Д) технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Е) технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.

По ориентации на личностные структуры:

  1. информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН);

  2. операционные (формирование способов умственных действий - СУД);

  3. эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН);

  4. технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности- СУМ);

  5. эвристические (развитие творческих способностей);

  6. прикладные (формирование действенно-практической сферы- СДП).

ТЕХНОЛОГИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЕ (Е.И.Пассов)

Классификационные параметры:

По уровню применения: частнопредметная.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: социогенная.

По ориентации на личностные структуры: информационная, ЗУН, СУД.

По характеру содержания и структуры: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления: современное традиционное обучение.

По организационным формам: все формы.

По подходу к ребенку: сотрудничество, партнерство.

По преобладающему методу: диалогическая и игровая.

По направлению модернизации: на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

По категории обучаемых: массовая, все категории.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ.


  • Обучение иноязычному общению с помощью общения.

  • Усвоение иноязычной культуры.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.


  • Иностранный язык является одновременно и целью, и средством обучения.

  • Язык- средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям.

  • Овладение иностранным языком отличается от родного:

  • способом овладения;

  • плотностью информации в общении;

  • включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность;

  • совокупностью реализуемых функций;


ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

1. РЕЧЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ, обучение иностр. Языку через общение.

Практическая ориентация урока. Правомерны уроки на языке, а не о языке.

Научить говорить можно только говоря, слушать слушая, читать читая.

Упражнения должны быть подобны реальному общению, тем оно эффективнее.

В речевых упражнениях происходит главное, дозированное, стремительное накопление большого объема лексики и грамматики с немедленной реализацией.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ.

Речевая деятельность имеет 3 стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую.

Поэтому слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования (употребления).

Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности : учащийся выполняет какую-либо речевую задачу- подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваиваются слова или грамматические формы.

3. СИТУАТИВНОСТЬ, ролевая организация учебного процесса.

  1. Отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста.

  2. Описание ситуаций ( «У кассы», «На вокзале» и т.п.) не являются ситуациями , оно не способно выполнить функции мотивации высказываний, развивать качества речевых умений. На это способны лишь реальные ситуации. Чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.

4. НОВИЗНА.

Новизна речевых ситуаций ( смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.)

Новизна используемого материала (его информативность).

Новизна организации урока (его видов, форм).

Разнообразие приемов работы.

В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию- оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).

5. ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом, контекстом деятельности, набором определенных чувств и эмоций, своими интересами, своим статусом в коллективе.

Коммуникативное обучение предполагает учет всех этих личностных характеристик.

6.КОЛЛЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

7. МОДЕЛИРОВАНИЕ.

Объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса. Необходимо отобрать тот объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном виде. Содержательную сторону языка должны составлять проблемы, а не темы.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ.

УПРАЖНЕНИЯ.

При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении.

Е.И.Пассов выстраивает 2 ряда упражнений: условно-речевые и речевые.

Условно-речевые упражнения- это упражнения, специально организованные для формирования навыка. Для них характерна однотипная повторяемость лексических единиц, неразорванность во времени.

Речевые упражнения- пересказ текста своими словами, описание картины, серии картин, лиц, предметов, комментирование.

ОШИБКИ.

Фонетические ошибки рекомендуется исправлять не одновременно, а взять какой-то один звук и отрабатывать его в течение 1-2 недель( другие искаженные звуки пока не замечать); затем так поступить со 2-м, 3-м звуком. К грамматическим ошибкам надо привлекать внимание класса, но длительное объяснение правил не должно отвлекать ученика от речевой задачи. При высказывании в ситуации ошибки исправлять вообще нецелесообразно. Достаточно исправить лишь те, которые мешают пониманию.

ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ.

Ребята сидят не в затылок друг к другу, а полукругом или произвольно. В такой импровизированной маленькой гостиной удобнее общаться, снимается официальная атмосфера класса, чувство скованности, идет обучающее общение. Это пространство должно иметь и достаточную временную продолжительность, имитировать «погружение» в данную языковую среду.

© 2010-2022