Статья Роль классного руководителя в воспитании творческих способностей ребёнка

Раздел Иностранные языки
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль классного руководителя в развитии творческого потенциала и одарённости учащихся в общеобразовательном учреждении

Судомойкина Н.А.

Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня поддержка "талантливого ребёнка" провозглашается приоритетной государственной задачей. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей - либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Поэтому, в своей статье я бы хотела рассказать, каким образом, классный руководитель может способствовать развитию творческого потенциала и одарённости ребёнка в классе.

Мы с вами рассмотрим одарённость не только в академической области, а как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Основная задача - это проблема выявления, обучения и развития одарённых детей. Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности[2]. Такие дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Имея опыт работы в качестве классного руководителя, я могу с уверенностью сказать , что большинство детей являются одарёнными. Многие могут со мной не согласиться. Я считаю, что потенциальная одарённость по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей. В реальной практике с одарёнными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одарённости. Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одарённости[5]. Поэтому, задача педагога состоит в том, чтобы увидеть и развить одарённость ребёнка в той или иной деятельности и выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, т.е. одарённость.

Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Работа с одарёнными детьми требует много времени, внимания и душевного тепла. Но самое главное, конечно, создание условий для максимально возможного развития творческих способностей одарённых детей в сочетании с практическими навыками, интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах.

Большая роль в развитии одарённости отводится учебной познавательной деятельности через индивидуальные обучающие программы, вовлечение в исследовательскую , экспериментальную и поисковую деятельность .Развитие таланта, одарённости ребёнка невозможно без системы дополнительного образования, которая имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному[3]. Выявлять и развивать одарённых учащихся можно через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности .

Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребёнка чувства успешности. С этой целью проводим в школе выставки творческих работ, рисунков учащихся с приглашением родителей. Принимаем участие в мероприятиях разного уровня - фестивалях, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Хотя наша школа не большая (160 учащихся), в школе созданы условия для развития творческих способностей детей: обучение игре на гитаре, вокальные ансамбль «Душа», «Ромашки», хореография, спортивные секции, кружок «Умелые руки» для мальчиков, вязание. В школе имеется волонтёрская группа «Импульс» и школьная команда КВН «Парадокс», где являюсь руководителем данных объединений. Так же дети имеют возможность посещать школу искусств (музыкальное и художественное отделения), спортивную школу , где имеется множество секций, ДДТ(Детский Дом Творчества). Вот здесь и потребуется помощь классного руководителя. Зная психологические особенности , интересы и возможности ребёнка, мы можем направлять его деятельность. Начиная с 5 класса, я устраиваю экскурсии в ДДТ, спортивную школу и школу искусств, провожу конкурсы рисунков, спортивные соревнования «Весёлые старты» и т.д. , всё то, что помогает определить склонности и интересы учащихся. В конкурсах принимают участие все дети. Разрабатываю такие задания , которые с удовольствием выполняют учащиеся в классе. Использую проектную методику и методику обучение в сотрудничестве. В конце учебного года я уже вижу в своём классе юных художников, спортсменов и музыкантов. Имея такую систему работы в классе, у нас замечательные результаты и в учебной деятельности. Ребята находятся в постоянном поиске. И они находят себя!

Развивая творческий потенциал учащихся с 5 класса, ребята имеют хорошие результаты как в учебной, так и во внеурочной деятельности на старшей ступени обучения. К примеру, в моём выпускном классе в 2012 году из 14 человек (11 мальчиков и 3 девочки) была успеваемость 100%, качество 78% и 5 медалистов (серебро). Среди них поступили 50% в ВУЗы, 35% в СУЗы,15% служба в армии. Посещая спортивные секции (8уч.), вокальный ансамбль «Душа» (3уч.), хореографию (5уч.), художественный (4уч.), занимаясь научной работой (2уч), участвуя в играх КВН (1уч.), мой класс на протяжении трёх лет занимался и волонтёрской деятельностью, представляя волонтёрскую группу МБОУ Бичурская СОШ № 3 «Импульс». Выступая волонтёрами, они и поют, и танцуют, и стихи сочиняют. Если взять отдельного ученика, каждый из них имеет свои таланты, которые мы открыли вместе . Слепнёв Иван - капитан школьной команды КВН, будучи студентом , выступает в составе университетской команды КВН (г.Томск), волонтёр на олимпийских играх в г.Сочи. В данный момент, работая в 6 классе, я продолжаю искать талант в каждом ребёнке. Сегодня у нас есть начинающие художники, певцы, музыканты, спортсмены, знатоки английского и русского языков, математики.

Я считаю, что успех ребёнка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Нужно уметь создать благоприятный психологический климат для выявления и развития детской одарённости. Основная задача наставника - на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самоорганизации[1]. Важно научиться технологиям работы с одарёнными детьми. С этой целью занимаюсь самообразованием, в т.ч. по организации деятельности с творческими и талантливыми детьми.

И так, для достижения результатов в работе с одарёнными детьми, я бы посоветовала включить в свою систему работы следующие компоненты:

1) выявление одарённых детей;

2) развитие творческих способностей на уроке;

3) развитие способностей во внеурочной деятельности;

4) создание условий для всестороннего развития одарённых детей.

При организации работы с одарёнными детьми классный руководитель должен чётко спланировать свою работу, в которой отразить диагностику одарённости и наметить задачи, этапы и формы работы с одарёнными учащимися. Необходимо помнить, что работа классного руководителя с одарёнными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии, а также тесного сотрудничества с психологами, учителями-предметниками, администрацией и с родителями одарённых. В заключение несколько советов для педагогов, работающих с одарёнными детьми:

1)помочь своим ребятам самоопределиться, найти себя в кружках, секциях, факультативах;

2)кружки, секции, студии помогут развить природный потенциал, а соревнования, конкурсы, конференции явятся стимулом к дальнейшей деятельности;

3)если интересы и способности ученика достаточно узки, то задача учителя развить эти способности до максимального уровня;

4)при оценке знаний педагог должен быть требовательным, строгим, но благожелательным, это укрепляет веру в успех;

5)большое внимание уделять индивидуальной траектории развития ребёнка, для этого можно разработать карту «Развития одарённости ребенка», в которой фиксируются успехи учащегося, наблюдения, выводы;

6) уделять больше внимания и поддержки, следить и помогать развивать их таланты и навыки.


Список использованной литературы


  1. Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одарённости . - М., 1997.-197 с.

  2. Выготский Л.С. Психология. - М. «Эксмо», 2003. - 1134с.

  3. Глотова Г.А. Творческая одарённость личности. - Екатеринбург, 1992.-128 с.

  4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998. - 800 с.

  5. Юнг К.Г. Феномен одарённости. Доклад. - М.: «Эксмо», 2005.


















Приложение

Территория добра и творчества - МБОУ Бичурская СОШ № 3

Статья Роль классного руководителя в воспитании творческих способностей ребёнка

Волонтёрская группа «Импульс»

Статья Роль классного руководителя в воспитании творческих способностей ребёнка

Всероссийская акция «От массовости к мастерству»


Районный слёт волонтёров «Быть здоровым - здорово!»

Статья Роль классного руководителя в воспитании творческих способностей ребёнка

Статья Роль классного руководителя в воспитании творческих способностей ребёнка


Школьная команда КВН «Парадокс»- победители районных игр КВН, участники республиканских Фестивалей Школьной Лиги КВН

Статья Роль классного руководителя в воспитании творческих способностей ребёнка

«Парадокс » в составе республиканской команды «NON-STOP»

на XVI Всероссийском Фестивале школьных команд КВН

в ВДЦ «Океан» (г. Владивосток), лауреаты II степени

Статья Роль классного руководителя в воспитании творческих способностей ребёнка

Встреча волонтёров МБОУ БСОШ № 3 и МБОУ БСОШ № 2

Участники проекта волонтёрского движения «Я, ты и книга»

по продвижению чтения книг среди учащихся школ Бичуры

Статья Роль классного руководителя в воспитании творческих способностей ребёнка

Хореографическое объединение «Спектр»

Статья Роль классного руководителя в воспитании творческих способностей ребёнка

© 2010-2022