Использование мультимедийных презентаций в практике обучения старшеклассников чтению на английском языке

Современные средства связи с партнерами, доступ к информационным ресурсам сети Интернет предполагают достаточно свободное владение не только компьютерными технологиями, но и иностранными языками. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и ресурсами - средствами реализации этих целей и задач. Поэтому, на своих уроках английского языка, я считаю целесообразным использовать ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная сеть. В статье рассказывается о применении ИКТ при обучении чтению. Разнообразие тем, красочность увлекательность компьютерных обучающих презентаций вызывают огромный интерес у учащихся, позволяют повысить качество знаний учащихся, уровень развития их языковых умений и навыков.  
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование мультимедийных презентаций в практике обучения старшеклассников чтению на английском языке



Богачева В.Г.

Образованный человек, который только и может быть востребован в условиях стремительно развивающихся технологий развитых стран мира, должен владеть информацией в своей области. Современные средства связи с партнерами, доступ к информационным ресурсам сети Интернет предполагают достаточно свободное владение не только компьютерными технологиями, но и иностранными языками. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и ресурсами - средство реализации этих целей и задач. Поэтому, на своих уроках английского языка, я считаю целесообразным использовать ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная сеть.

Специфика предмета "иностранный язык" заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Интернет создаёт уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, он создаёт естественную языковую среду.

В реальной жизни, а также в профессиональной деятельности человек сталкивается с необходимостью владеть различными видами чтения в том числе и на иностранном языке. Лишь немногие учащиеся школы в будущем столкнутся с необходимостью общаться на английском языке. В то время как получать информацию из различных источников, в том числе и международных, им придется обязательно. К сожалению, существующие учебники иностранного языка, как отечественные, так и зарубежные, не содержат нужное количество текстов для всех видов чтения.

На старшей ступени обучения иностранному языку на первый план выступает самостоятельное использование языка как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их для расширения общей эрудиции и кругозора.

Старшеклассники часто пользуются Интернетом для общения со сверстниками и получения информации. Так как основная информация в сети на английском языке, учащиеся сталкиваются с необходимостью владеть различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым, поисковым).

Многие учащиеся даже в старших классах делают много ошибок при чтении, бессознательно перенося способ чтения из родного языка в иностранный. Кроме этого, в большинстве действующих УМК учебный материал для обучения чтению подобран так, что требует большой помощи учителя; представлен он в традиционной форме и не отвечает интересам учеников.

В обучении чтению я считаю целесообразным использовать компьютерные обучающие программы, электронные учебники как вспомогательное средство при обучении чтению. Разнообразие тем, красочность увлекательность компьютерных обучающих презентаций вызывают огромный интерес у учащихся, позволяют повысить качество знаний учащихся, уровень развития их языковых умений и навыков.

Целью чтения является понимание читаемого. Реализации данного положения посредством компьютера способствуют следующие условия:

  • материалы для чтения представляют собой тексты как единицы коммуникации, а не иллюстрации лексического или грамматического материала;

  • содержание текста неизвестно ученику;

  • перечисленные условия работы ставят учащихся перед необходимостью извлекать различную информацию при чтении разных текстов;

  • понимание текста реализуется через задания, в которых они должны указать то, что требуется в заданиях для контроля.

В мультимедийной презентации определяется что читать, с какой целью и как читать. Тем самым формируются установки на определенный вид чтения.

Использование компьютера для обучения учащегося самостоятельному чтению на иностранном языке предполагает четкую организацию его предметного плана. Для обучения чтению используются три основных компонента для развития умения читать: задание перед чтением, текст и контроль понимания и интерпретации прочитанного. Главная роль при обучении чтению, бесспорно принадлежит тексту. Особенности текста определяют возможности организации естественной коммуникации при построении обучающей программы. Каким же требованиям должен отвечать текст, предъявляемый компьютерной презентацией?

Текст воспринимается учеником естественно, если он представляет собой реально существующий тип текста (реклама, письмо, газетная статья, инструкция, объявление и т.п.). При этом важную роль играет форма предъявления текста. В мультимедийной презентации тексты можно предъявлять таким образом, что у ученика создается впечатление чтения "настоящего" текста. Чем ближе форма предлагаемого для чтения текста к реально существующей в естественной языковой среде, тем эффективнее будет протекать процесс чтения. Аутентичность оформления настраивает на определенный стиль изложения информации, способ ее извлечения и т.п.

Убедительность тексту придадут фотографии или картинки событий, персонажей, места действия, о которых идет речь в предлагаемом тексте, историческая или географическая карта, схема. Использование возможностей мультимедиа позволяет создавать необходимый звуковой фон: разговоры, музыка, шум транспорта, что способствует лучшему пониманию событий, излагаемых в тексте, формирует навык восприятия текста на фоне разнообразных помех, естественных для реальной жизни. Кроме того, все это может послужить дополнительным материалом для заданий (определить, кто изображен на картинке; кто из изображенных персонажей автор фразы; найти место в тексте, соответствующее изображению на фото и т.д.).
При отборе материалов по чтению учитываются следующие параметры:

  • культурологическая аутентичность (наличие сведений о стране изучаемого языка);

  • аутентичность национальной ментальности (знание межкультурных различий);

  • информативная аутентичность (значимость информации для студентов, интерес к ней, соответствие их возрасту и интеллектуальному уровню);

  • ситуативная аутентичность (аутентичность жанра, персонажей; естественность обсуждения предлагаемой темы);

  • реактивная аутентичность (способность вызвать эмоциональный, мыслительный и речевой отклик).

С помощью информационных материалов сети Интернет можно восполнить недостающие пробелы.

Использование гипертекстовой технологии при построении обучающих программ по чтению позволяет выбрать соответствующий его уровню знаний вариант текста и стратегию его чтения.
Тексты, имеющие элементы, которые являются ссылками на другие документы, называются гипертекстами. В качестве гиперссылок могут выступать фрагменты текста, графические изображения и другие элементы. Кроме текстовой и графической информации, а также ссылок, в документ можно включить аудио- и видеофрагменты. Web- документ может содержать разнообразную информацию, которую удобно разделить на два типа: содержательную и управляющую.

К содержательной информации относят то, что должен увидеть ученик на экране - текст или графическое изображение. К управляющей информации относится все, что определяет внешний вид и расположение содержательной информации.

Контроль понимания прочитанного осуществлялся при соблюдении следующих требований:

  1. предложенные виды контроля те же, что и при обучении чтению на родном языке;

  2. объект проверки был всегда известен ученику;

  3. используемые материалы были доступны ученику в языковом отношении.

Для осуществления контроля понимания прочитанного с помощью компьютерной обучающей презентации нами применялся метод теста, который является наиболее эффективным. Использование метода тестов для контроля понимания прочитанного дает возможность учащемуся самостоятельно выявить степень сформированности коммуникационного умения и уровень готовности к дальнейшему обучению.

По мнению Роговой Г. В. «чтобы приобщить учащихся к чтению на иностранном языке, необходимо, во-первых, стимулировать мотивацию чтения, во-вторых, обеспечить успешность его протекания при помощи соответствующих заданий к упражнениям»

В настоящее время в методике обучения чтению в зависимости о целевой установки различают четыре вида чтения, подробно охарактеризованные в исследованиях С.К. Фоломкиной: изучающее, просмотровое и ознакомительное и поисковое.

Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного вида чтения к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Таким образом, задания являются существенным рычагом управления чтением, стимулирующим и контролирующим понимание; они обусловливают также вид чтения.

По мнению Е.А.Маслыко и П.К.Бабинской овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения:

  • предтекстовых,

  • текстовых

  • послетекстовых заданий.

Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико - грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста. В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых и содержатся указания на вид чтения, скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Предварительные вопросы должны отвечать ряду требований:

-они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур

-ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста, а не какого- то отдельного предложения

-вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной.

Решению смысловых задач при обучении чтению помогают задания, фиксирующие внимание на языковом материале:

1) Задания, связанные с контролем понимания текста

2) Задания, предполагающие цитирование из текста

3) Задания, связанные с составлением плана к тексту

4) Задания, связанные с вопросно-ответными упражнениями

5) Упражнения, направленные на развитие способности предвосхищения

6) Задания, направленные на создание различных форм компрессии текста.

Примером таких заданий, используемых на уроке английского языка могут быть следующие:

1) Задания, связанные с контролем понимания текста

  • Прочитайте текст и предложения под чертой. Укажите номер предложения, которое соответствует/ не соответствует содержанию текста.

  • Прочитайте текст и выберите картинку, которая соответсвует содержанию текста

  • Прочитайте текст и пронумеруйте картинки в соответствующей последовательности

Часто используются тесты с множественным выбором и тесты на сопоставление.

2) Задания, предполагающие цитирование из текста

  • Найдите в тексте предложения, соответсвующие следущим русским предложениям

  • Найдите в тексте предложение, в котором по вашему мнению, заключена основная мысль

3) Задания, связанные с составлением плана к тексту

  • Определите, сколько смысловых частей можно выделить в данном тексте

  • Составьте план в виде тезисов, используя предложения текста

  • Поставьте пункты плана в соответствии с последовательностью повествования.

4) Задания, связанные с вопросно-ответными упражнениями. Они занимают большое место среди упражнений, стимулирующих и контролирующих понимание текста.

  • Прочитайте текст и найдите в нем ответы на вопросы

  • Прочитайте и скажите, о чем эта статья

  • Выясните, почему текст так называется

Серия смысловых вопросов к основному содержанию определяет ознакомительный характер чтения.

Вопросы к фактической стороне текста и к подтексту, а также к деталям предполагают изучающее чтение.

5) Упражнения, направленные на развитие способности предвосхищения

  • Прочитайте заголовок и скажите, о чем пойдет речь в этом тексте

  • Прочитайте первый абзац текста и скажите, на что по вашему мнению влияет глобальное потепление

  • Прочитайте текст до конца и скажите, в какой мере подтвердилась ваша догадка

6) Задания, направленные на создание различных форм компрессии текста.

  • Прочитайте два-три газетных сообщения и скажите, кому они могут быть адресованы

  • Прочитайте текст, определите главную мысль, скажите, представляет ли этот текст интерес для…

Целью чтения является понимание читаемого. Реализации данного положения посредством компьютера способствуют следующие условия:

  • материалы для чтения представляют собой тексты как единицы коммуникации, а не иллюстрации лексического или грамматического материала;

  • содержание текста неизвестно ученику;

  • перечисленные условия работы ставят учеников перед необходимостью извлекать различную информацию при чтении разных текстов;

  • понимание текста реализуется через задания, в которых они должны указать то, что требуется в заданиях для контроля.

Использование мультемидийных и флеш эффектов как появление слова после нажатия на пробел, быстрое появление распространенных предложений, использование двигающегося предмета для обозначения значения слова или предложения, включение аутентичных записей для проверки правильных ответов как в дотекстовых и послетекстовых заданиях, так и при чтении самого текста, позволяет повысить эффективность усвоения материала и формирования навыков чтения различных видов. Это также позволяет повысить мотивацию в обучении чтению старшеклассников на английском языке, так как многие учащиеся испытывают трудности и нежелание читать.

Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий для обучения разным видам чтения учащихся старших классов на английском языке имеет неоспоримые преимущества перед традиционными методами обучения, что способствует успешному овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для дальнейшего образования. А также дает возможность получить качественное образование в современных социально - экономических условиях.



© 2010-2022