- Преподавателю
- Иностранные языки
- Мониторинг качества знаний по английскому языку на начало учебного года с целью определить пути, формы, способы повышения качества знаний по предмету
Мониторинг качества знаний по английскому языку на начало учебного года с целью определить пути, формы, способы повышения качества знаний по предмету
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вертипрахова Ю.Б. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мониторинг качества знаний по английскому языку на начало учебного года с целью определить пути, формы, способы повышения качества знаний по предмету.
Иностранный язык - один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.
Согласно ФГОС, изучение английского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-
формирование умения общаться на английском языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
-
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
-
развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
-
воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.
Предметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово. Ученик должен овладеть коммуникативной компетенцией в четырёх видах деятельности: говорении, чтении, письме и аудировании.
Мониторинг знаний по английскому языку за прошедший учебный год выявил снижение качества образования учащихся. Цель проведения данного мониторинга - определить пути, формы, способы повышения качества образования особенно в 3 и 4 классах, формирование дальнейшей мотивации учащихся 2-х классов к изучению английского языка.
Информация о состоянии образовательных достижений учащихся по иностранному языку, полученная в ходе и по итогам предметного мониторинга, позволяет выявить пути улучшения качества образования и факторы, оказывающие влияние на образовательные достижения учащихся.
Прежде всего, я провела анализ качества образования по классам.
Классы
Кол-во
(чел.)
на «5» (чел.)
на «4» (чел.)
на «3»
(чел.)
общее качество
2 а
25
15 (60%)
10 (40%)
0
100 %
2 б
25
14 (56%)
11 (44%)
0
100%
2 в
26
11 (42%)
14 (54%)
1 (4%)
96%
3
29
7 (24%)
17 (59%)
5 (17%)
83%
4
29
9 (31%)
7 (24%)
13 (45%)
55%
Высокий уровень качества во вторых классах обусловлен тем, что на первых порах материал для обучения является простым, доступным, интересным: знакомство с персонажами английской культуры, большее количество игр и занимательных заданий, изучаются буквы, звуки английского языка. Слова для чтения предлагаются короткие, в основном одно- и двухсложные, состоящие из букв, похожих на русские по написанию. В учебнике картинки преобладают над текстом, предложено большее количество стихов и песен. Представлены самые элементарные грамматические правила: образование множественного числа имён существительных, формы глагола «быть» в настоящем времени, некоторые несложные конструкции. Лексика на темы: цвета, счёт до 10-ти, животные, спортивные игры. Как показывает практика, данные слова усваиваются достаточно быстро. Персонажи иноязычной культуры, представленные в учебнике, - как правило, герои сказок и мультфильмов, знакомых учащимся.
Снижение уровня знаний в 3 классе объясняется возрастающей сложностью материала. Расширяется активный словарь, слов для заучивания становится больше, слова длиннее, сложнее для чтения. Для запоминания предлагаются не только отдельные слова, но и словосочетания. Начинается целенаправленное обучение правилам чтения слов (в отличие от 2-го класса, где простые слова можно прочитать интуитивно, не зная правила). Распространяются предложения, осложняются определениями, обстоятельствами. Образование общих и специальных вопросов осложнено тем, что порядок слов в английском предложении строго фиксированный, есть вспомогательные глаголы и глаголы-связки, которых нет в русском языке. Начинается не сложная, но объёмная тема - прошедшее время, где глаголы необходимо учить наизусть парами. Как правило, многие учащиеся начинают пасовать перед трудностями.
Низкий уровень качества в 4 классе вытекает из вышеперечисленных сложностей. Появляются грамматические правила, такие как степени сравнения, использование артиклей, настоящее, прошедшее и будущее длительное время глагола и другие. Все пройденные темы, естественно, опираются на уже изученные знания, полученные во 2-м и 3-м классах. Если в знаниях есть пробелы, многое из материала усвоить просто невозможно. (Пример: недостаточное усвоение звуков и их обозначений приводит к неспособности прочитать незнакомое слово по транскрипции, неумение изменять слова по числам, лицам и другим характеристикам - следствие незнания слов и т. д.)
Естественно, если у ученика формируется ситуация неуспеха, это значительно снижает внутреннюю мотивацию ученика к дальнейшему изучению английского языка. Ученик «отсиживается» на уроках, не пытаясь вникнуть, наверстать упущенное. Некоторые родители ищут детям репетиторов, отдают в школы дополнительного образования по английскому языку.
На сегодняшний день я наблюдаю следующую картину, сложившуюся в мотивационной сфере учеников к изучению предмета. (Я объединила вторые классы в одну группу, поскольку в начале обучения предмету картина во всех классах примерно одинаковая)
Класс
Кол-во
(чел.)
Мотивация есть
(чел.)
Мотивации нет
(чел.)
2а, 2б, 2в
76
46 (60%)
30 (40%)
3
29
12 (41%)
17 (59%)
4
29
14 (48%)
15 (52%)
Итого:
134
72 (54%)
62 (46%)
Главные критерии составления данной таблицы:
-
наблюдение за работой учеников на уроках,
-
контроль приготовления домашнего задания вовремя,
-
контроль ситуации со стороны родителей,
-
качество обучения.
То есть, учитывались любые виды мотивации - внешние и внутренние мотивы.
Главные причины неуспеха:
-
Невнимательность на уроках. Основной объём знаний усваивается на уроках английского языка. Дома наверстать упущенное на уроке возможно, программа даёт для этого все возможности, но далеко не все этими возможностями пользуются.
-
Игнорирование домашнего задания, особенно устного. Такова специфика предмета, что должны быть усвоены навыки в 4-х видах деятельности: говорение, чтение, письмо, аудирование.
-
Отсутствие должного контроля со стороны родителей.
Остальные причины вытекают из вышеперечисленных: усложнение материала, недостаток знаний по предыдущим темам, несформированность необходимых умений и навыков ранее.
В связи с этим, необходимо определить пути дальнейшей работы с учащимися, выстроить систему обучения таким образом, чтобы улучшить качество образования по данному предмету, повысить мотивацию учащихся к овладению иностранным языком. Я предлагаю применить следующие методы и приёмы.
-
Обеспечить учащихся аудиоматериалами к учебнику для работы над аудированием дома, повторения материала урока.
-
Работать с родителями, выходить на собрания, поддерживать связь через интернет, отвечать на вопросы, подробнее объяснять домашнее задание.
-
Совершенствовать памятку "My English" для учащихся и родителей. Памятка включает дополнительные грамматические, фонетические материалы, правила чтения, алфавит - для повторения и закрепления знаний.
-
Оформить кабинет английского языка. Известно, что у учеников более всего развита зрительная память. Поэтому необходимо снабдить кабинет яркой наглядностью: плакатами с алфавитом, грамматическими правилами, картой Великобритании и т. п.
-
Создавать раздаточный материал с использований таблиц, схем, занимательных заданий. Предлагать дополнительные задания с пояснениями с целью наверстать неусвоенный материал. Давать задания на каникулы.
-
Проводить мониторинг знаний и уровня мотивации учащихся к изучению предмета, проводить устные и письменные опросы по выявлению уровня познавательного интереса учеников к изучению предмета. Подобную работу необходимо проводить в начале и в конце учебного года, т. е. выстраивать работу системно.
Английский язык - предмет сложный. В соответствии со шкалой сложности предметов, изучаемых в начальной школе, английский язык (7 баллов) стоит на втором месте после математики (8 баллов). Программа, по которой ведётся обучение в нашей школе, даёт все возможности для её усвоения, прослеживается работа авторов с родителями, программа снабжена всеми необходимыми материалами: памятками, пояснениями, словарём, аудиоматериалами. И, как сказал английский педагог и методист Майкл Уэст, «Английскому языку нельзя научить, ему можно только научиться». То есть, нельзя забывать о том, что обучение - двусторонний процесс, где учитель может выступать как помощник, наставник, контролёр, а главная роль принадлежит самому учащемуся.