Методическая разработкаКонструирование технологической карты

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 Г. КАМЕНКИ






«Конструирование

технологической карты урока

английского языка»












Автор

Тормина И.В.,

учитель английского языка

МОУ СОШ № 7 г. Каменки



Формирование у обучающихся универсальных учебных действий - требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Технологическая карта урока поможет организовать учебный процесс в соответствии с данным требованием. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

Технологическая карта- это форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п. А технологическая карта урока - это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  • В ней должен быть описан весь процесс деятельности;

  • Должны быть указаны операции, их составные части.

План урока (технологическая карта учебного занятия) - документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учеников, формирования у них прочных знаний, умений и навыков. План урока - это и постановка учебных задач, и сжатое представление всей учебной информации. У каждого из педагогов возникал время от времени риторический вопрос: а для чего я пишу план урока?
- Для себя?
- Для проверяющих?
- Для учеников?
Готовиться к урокам необходимо. Это понимает каждый учитель, кто честно относится к своему делу. Показатель эффективности такой работы - хорошо проведённый урок, выразившийся в реальных учебных результатах обучающихся. Как будет выглядеть на бумаге процесс его подготовки: план-конспект, технологическая карта - это уже вторично. В текстовый конспект могут закрасться существенные несоответствия: цели и задачи урока поставлены одни, а потом в объёмном изложении хода урока уже и не вполне ясно, реализованы они или нет в содержании материала. Кроме того, в привычном нам конспекте урока мы, к сожалению, описываем собственную деятельность, а не деятельность детей. Почему можно заменить конспект технологической картой? Потому что никакого федерального документа, который бы закреплял требования к конспекту урока, у нас с вами нет. Поэтому учитель предоставляет конспект в той форме, которая удобнее ему. Многие преподаватели сочли полезным для себя пользоваться технологической картой урока. Сегодня постараемся рассмотреть более подробно преимущества технологической карты.
Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Есть многокомпонентные модели: три карты на один урок, или конспект плюс технологическая карта, или одна карта на тему (на весь цикл уроков по теме). Есть карты, которые позволяют хорошо продемонстрировать деятельностную структуру урока. Другие фокусируются на описании специфики используемых учителем заданий. Появились карты, которые обращают внимание учителя на формирование метапредметных результатов как итога урока.
Однако единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет. Из множества определений следует остановиться на следующем: «технологическая карта урока - это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности». Жёсткость структуры технологической карты позволяет быстро выявить не только недостатки проектируемого урока, но и сделать более очевидными его достоинства.
Новая парадигма образования ХXI века основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности: познавательные, информационно-коммуникативные, рефлексивные. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Основополагающей мыслью, определившей визуальный образ используемой нами карты урока, явилось понимание, что необходима форма, которая предоставляет педагогу возможность видеть:

Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать только таблица - замкнутая матрица, где совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф, заведомо, является законом, где наличие незаполненных сегментов свидетельствует о несовершенности системы. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода, определился перечень основных вертикальных столбцов карты:
ход урока (с фиксированием этапа урока);
деятельность учителя,
деятельность учащегося.

Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов. Одной из основных задач создания технологической карты стала необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем, прежде всего и преимущественно своей деятельности, а только потом деятельности учащихся. Поэтому в таблице предусмотрено визуальное доминирование графы «деятельность учащихся». Такое соотношение объёмов предполагаемой деятельности педагога и учащихся на уроке (закреплённое визуально), позволяет учителю сначала задуматься об этой необходимой диспропорции, а затем зафиксировать в содержании карты его новые функции, новую педагогическую позицию: в процессе педагогического взаимодействия на основе субъектных отношений учитель является «провокатором» деятельности учащихся и помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности.
Предметные планируемые результаты в карте фиксируются в графе «Ход урока/ Этап урока» в виде учебно-познавательной или учебно-практической задачи, предъявляемой учащимся для решения. Одной из базовых образовательных технологий, реализующей требования ФГОС, является дифференциация требований к уровню освоения учебной информации. Поэтому, в этой же графе, предназначенной для фиксирования учебных заданий, с помощью которых будут формироваться как предметные, так и метапредметные результаты. Базовой образовательной технологией, реализующей требования ФГОС, как мы уже отмечали, является формирование универсальных учебных действий на материале основ наук. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, и определили содержание модулей «Вид деятельности». Переходя к разговору о том, каков же общий вид технологической карты урока, позволяющей осуществить деятельностный подход и формирование УУД, хотелось бы акцентировать Ваше внимание на том, что в её структуру умышленно не внесли отдельную графу (компонент матрицы), посвященную целевому назначению проектируемого урока. И это не случайно. Надобность в этом отпадает, потому что планируемые результаты образования в соответствии с ФГОС представляют собой «систему личностно ориентированных целей образования». Поскольку предлагаемая технологическая карта позволяет фиксировать предметные и метапредметные планируемые результаты именно в виде формируемых способов деятельности на каждом этапе урока, более того, - как отдельные действия в рамках каждого способа деятельности на каждом этапе урока, то нет смысла их прописывать ещё в какую-то отдельную, специально выделяемую для этого, графу. С целью реализации целостного учебного процесса мы предлагаем пользоваться как минимум трёхмодульной технологической картой урока: определённые ограничения в свободе выбора учителем количества модулей вызваны тем, что есть риск разрушить систему формирования предметных и метапредметных результатов, а этого допустить нельзя. что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов;

  • что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности;

  • как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.

Методическая разработкаКонструирование технологической карты

Как видно, в трёхмодульном варианте карты отсутствует графа (модуль) для группы личностных результатов. Внимательное знакомство с их содержанием и структурой делает очевидным, что они являются теми новообразованиями в личности, которые формируются и развиваются благодаря целенаправленной работе педагога по формированию как предметных, так и универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных). Однако далеко не все предметы обладают специальным содержанием, на основе которого можно в явной форме выделить действия по формированию группы личностных результатов. Однако, нельзя забывать, что какую бы дидактическую систему вы ни использовали, она должна разворачивать деятельностную учебную ситуацию, в которой учащиеся с помощью учителя:

  • обнаруживают предмет своего действия;

  • исследуют его, совершая разнообразные учебные действия;

  • преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
    Из приведённых характеристик технологической карты урока совершенно очевидно, что она соответствует основным требованиям реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы.


© 2010-2022