Доклад на тему Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





ДОКЛАД


по теме: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ»





Учитель английского языка

Борисова Наталья Владимировна,

МБОУ СШ № 74

г. Ульяновска.


















Ульяновск

2014







Оглавление


Введение. ______________________________________________________стр.1-2

Основная часть.

Глава I. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном

процессе.

1.1. Понятие «здоровьесберегающие технологии», приоритеты и цель_____стр.3

1.2. Здоровьесберегающие технологии в школьном курсе предмета

«английский язык» (здоровьесберегающие технологии и содержание уроков

английскогоязыка)____________________________________________стр.4-5

Глава II. Здоровьесберегающие технологии и структура урока.

2.1. Требования к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики__стр.6-7

2.2. Хронометраж урока.________________________________________стр. 8

Глава III. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном

процессе - из опыта работы.

3.1. Сфера психологического здоровья____________________________стр.9-12

3.2. Сфера физического комфорта и физического здоровья ученика___стр.13-15

Заключение ____________________________________________________стр.16-17

Список литературы__________________________________________________стр.18-19

Приложения____________________________________________________стр.20-25




Введение.

Многочисленные физиолого-гигиенические и пси­хофизиологические исследования последних лет вы­зывают большую тревогу у учителей и руководите­лей школьного образования и убеждают их в том, что необходимо на государственном уровне принять спе­циальные меры по сохранению и укреплению здоро­вья школьников - подрастающего поколения россий­ского общества. Ряд положений нашел отражение в важнейших государственных документах, например, приоритетном национальном проекте «Образование», а также проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», разработанном Министерством образования и науки России и выне­сенном на обсуждение. В этих документах преду­сматривается создание условий для повышения ка­чества общего образования, и с этой целью наряду с другими мероприятиями предполагается оптими­зация учебной, психологической и физической на­грузки школьников и организация в учебных учреж­дениях такого образовательного пространства, которое будет способствовать не только сохранению, но и укреплению здоровья обучающихся.

Современная педагогическая общественность обратила пристальное внимание на здоровьесберегающие технологии и возможность их использова­ния в школе, что во многом будет способствовать решению задачи, связанной с сохранением и укреп­лением здоровья детей любого возраста, и помогать реализации личностно ориентированного подхода в образовании. В свою очередь, это позволит школьникам в дальнейшем реализо­вать свои возможности в полной мере, стать благо­получными, счастливыми и вырастить такими же своих собственных детей. Включение здоровьесберегающих технологий, т.е. образовательных техно­логий, отвечающих на вопрос «как учить?», не на­нося вреда здоровью субъектам образовательного процесса (детям), в ход урока английского языка становится крайне необходимым.

По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей в настоящее время имеют от­клонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает разного рода невро­тическими синдромами. Среди поступающих в школу детей 30-35% имеют хронические заболевания. Обучаясь в школе, до 80% детей подвергаются нео­правданному стрессу, что значительно влияет на раннее формирование хронической патологии в раз­личных видах ее проявления. Растет число близо­руких детей: если в первом классе - это 4%, то к выпускному классу - это уже 12%, а процент детей с нервно-психическими расстройствами увеличива­ется с 6 до 16%, с нарушениями осанки - с 2% до 16%. Неслучайно именно эти заболевания относят­ся к группе «школьных болезней».

В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении (нет здоровья). Между тем здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Как же связаны между собой понятия «образование» и «здоровье»?

Слово «образование», если отказаться от бюрократического значения этого понятия как системы организации обучения, происходит от слова «образ». В этом смысле слово «образование», очевидно, означает приведение человека к некоему идеальному состоянию, заданному высшими образцами современной культуры, в которой этот человек существует. Не случайно иконы - это образа. Можно ли представить образование ребенка как процесс, отстраненный от его телесных ощущений, эмоциональных переживаний, опыта коммуникаций? Можно ли представить осознанное приведение человека к состоянию соответствия с высоким образом только посредством большого количества передаваемой информации, игнорируя эмоциональные и телесные переживания. Очевидно, нет. Образование - процесс гармоничный. Здоровье в широком смысле этого слова выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения «высокой гармонии», и к тому же как индикатор правильности выбора пути. При такой постановки вопроса необходимо рассматривать фактор здоровья в проектном контексте, поверяя им все стороны жизни ребенка. Таким образом, связь здоровья и образования очевидна, а проблема здоровья в образовании актуальна.

Одно из требований к личностным результатам освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования по ФГОСу II поколения должно отражать принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом совершенствовании; занятиях спортивно - оздоровительной деятельностью; отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психическому здоровью как собственному, так и других людей; умение оказывать первичную медицинскую помощь; знание основ оздоровительных технологий.

В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", подписанной Д.Медведевым 04 февраля 2010 г., целая глава посвящена сохранению и укреплению здоровья школьников. «Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья.. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья».
Таким образом, одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

Цель работы: на основе изучения закономерностей влияния современной школы на здоровье обучающихся разработать систему сохранения и укрепления здоровья школьников через применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка.

Поставлены следующие задачи для достижения главной цели:

- изучить влияние здоровьесберегающих технологий на здоровье обучающихся;

- изучить, проанализировать, обобщить современные теоретически, методические

подходы к формированию здоровья учащихся на уроках иностранного языка;

- реализовать методические разработки, рекомендации по сохранению, укреплению,

формированию здоровья и здорового образа жизни учащихся МБОУ СОШ № 74.

Глава I. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.

  1. Понятие «здоровьесберегающие технологии», приоритеты и цель.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов. Использование здоровьесберегающей технологии помогает умственной работоспособности и позволяет решить задачи педагогики оздоровления, тем самым, развивая учащегося как субъекта учебного процесса.

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

  1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.

  2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

  3. Индивидуально - дифференцированный подход - основное средство оздоровительно - развивающей работы с учащимися.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья учащихся.



  1. Здоровьесберегающие технологии в школьном курсе предмета «английский язык» (здоровьесберегающие технологии и содержание уроков английского языка).


Многие темы, изучаемые с 3-его по 9-ый классы (по учебнику М.З.Биболетовой), способствуют охране и укреплению здоровья учащихся, помогают выработать:

  • культуру питания;

  • отрицательное отношение к вредным привычкам;

  • привычки здорового образа жизни;

  • желание не загрязнять окружающую среду.

Так, учащиеся 2-3 классов выполняют такие задания. На уроке №24 школьники знакомятся с названиями различных видов спорта. Урок 27, упр.1 с.36. «Это спортивная площадка для наших артистов. Здесь они набираются сил, учатся ловкости. Расскажи, чем они обычно здесь занимаются». Урок 50, упр.8, стр.70. «Один мальчик решил поступить в спортивную школу. Вот что о нем рассказали ребята. Скажи, что еще он должен уметь делать». Уроки №86-90.Диалог между Кенгой, Ру и Тигрой во время завтрака. Что полезно маленькому Ру?

Учащиеся 3 класса, рассказывая о себе в письме своему другу по переписке, обязательно должен сказать, какой вид спорта любимый. (Цикл 2, упр.17, стр.22). А посмотрев на картинку (Цикл 3, упр.7. стр.37), сказать, что должен делать Ру, чтобы не огорчать маму (как правильно организовать рабочий день).

В 4 классе продолжается разговор про режим дня (Цикл 7, упр.6, стр.52), когда надо помочь Хоббиту рассказать о его распорядке дня в прошедшем времени. А в цикле 9 (упр.17, стр.77) советуем Хоббиту, как надо одеваться в суровую русскую зиму, чтобы не заболеть.

Учащиеся 5 класса высказывают свое мнение о том, как можно провести выходной с пользой для здоровья (Цикл 2, упр.5, стр.25), размышляют о различных хобби (Цикл 3, упр.18, стр.47): какие из них полезные, бесполезные, скучные, а какие полезные для здоровья, для сильных людей.

В 6 классе ученики делятся мнениями по теме «Фаст-фуд: за и против» (Цикл7,упр.38-39, стр.134-135), рассказывают о том, как можно проводить свободное время (Цикл8, упр.1, стр.144), а заполнив таблицу, выразить свое мнение о преимуществах и недостатках просмотра телепередач (упр.15, стр.149)

Ученики 7 класса читают информацию о курении, определяют 3 причины, по которым не следует курить, и, как результат, создают плакат «Мы против курения» (Цикл3, упр.138. стр.91). В 4 четверти семиклассники изучают 4 цикл «Спорт - это здорово!», в котором каждое упражнение, каждое задание помогает ребятам выработать привычки здорового образа жизни.

Первые 2 цикла учебника 8 класса посвящены планете Земля (« Мы живем на замечательной планете» «Ты - лучший друг планеты Земля»). Ребята обсуждают проблемы охраны окружающей среды; сравнивают русские и английские пословицы; составляют паспорт Земли; ведут разговор о природных катаклизмах и как противостоять им.

Во второй четверти обсуждают такие проблемы, как:

  • защита окружающей среды;

  • загрязнение окружающей среды;

  • переработка отходов;

  • экологические проблемы земли;

  • что каждый может сделать для земли.

Материалы учебника 9 класса направлены на то, чтобы обратить внимание учащихся на идею поликультурной «глобальной деревни», жителем которой сейчас осознает себя каждый житель на планете: любая природная, социальная или экономическая проблема в любой точке Земли тут же привлекает внимание жителей в других странах, влияя на их повседневную жизнь и на будущее.

Предложенный материал второго цикла «Это большой мир! Начни путешествовать сейчас!» и третьего «Мы можем научиться жить в мире?» учит современного молодого человека ответственно относиться к своим собственным решениям, с уважением и пониманием относиться к своим соседям в селе, городе, стране и мире. Это необходимое условие выживания человечества на планете Земля, зависящее от всех и каждого. Подобный взгляд на роль каждого из нас позволяет сформировать у школьников гуманистические ценностные ориентиры, настроить их на диалог культур, обеспечив тем самым внутренний комфорт личности, духовное здоровье, желание и готовность изменять жизнь к лучшему.






Глава II. Здоровьесберегающие технологии и структура урока.


2.1. Требования к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики

Важная составляющая часть здоровьесберегающей работы педагога - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

1.Построение урока на основе закономерностей учебно - воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

2.Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

3.Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и способностей.

4.Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5.Активизация развития всех сфер личности учащихся.

6.Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7.Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих педагогических технологий (физкультминуток, подвижных игр и т.д.)

8.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

9.Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

10.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него будет больше шансов жить, не болея. С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса. Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога - это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  1. строгая дозировка учебной нагрузки;

  2. построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

  3. соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, свежий воздух, чистота);

  4. занятия активно - двигательного характера: динамические паузы и т.д.;

  5. нагрузка от дополнительных занятий в школе;

  6. благоприятный эмоциональный настрой.

Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое

целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано образовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

Учебный предмет «Английский язык » не должен вызывать у ребенка чувство тревоги, а сдача единого государственного экзамена (ЕГЭ) как результата и показателя всей учебно-познавательной коммуникативной деятельности выпускника по овладению английским языком не должна вызывать у школьников чувства страха. Несмотря на всеми признанную сложность, иностранный язык - это именно тот предмет, при изучении которого каждый учащийся имеет шанс почувствовать себя успешным и, как следствие, ощутить эмоциональный комфорт и удовольствие от самого процесса получения знаний, от возможности развития и демонстрации своих способностей (интеллектуальных и творческих), своих умений и навыков.









2.2. Хронометраж урока.


Гигиенические критерии рациональной организации урока

№ п.п.

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11-15 мин.

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже, чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Смена через 15-20 мин.

5

Количество видов преподавания

Не менее 3

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже, чем через 10-15 мин.

Через 15-20 мин.

Не чередуется

7

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

2-3

1

Нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Посадка не контролируется учителем

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-

35 мин. урока по одной минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

Одна физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

Отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин.

До 30 мин.



Глава III. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе - из опыта работы.

  1. Сфера психологического здоровья.

а) индивидуальный подход.

Однако «индивидуальный подход»- это то, что так легко декларировать и так трудно реализовать, ведь есть государственные стандарты, есть программа, есть наполняемость группы и есть вечный дефицит учебного времени. Тем не менее, английский язык - это тот предмет, при изучении которого реализовать индивидуальный подход немного легче, чем при обучении другим предметам. Во-первых, класс делится на подгруппы. Во-вторых, обучение английскому языку ведется по пяти направлениям: развитие компетенций по четырем видам речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение) и обучение теории языка (грамматика, орфография, пунктуация и т.д.). Кроме того, на уроках иностранного языка учащиеся приобретают общие знания: о мировой культуре и культуре страны изучаемого языка, о литературе, искусстве, географические знания, знания по истории и многие другие. Понятно, что ученик, неуспешный в каких-то видах речевой деятельности или аспектах языка, может оказаться вполне успешным в других. Поэтому учителю английского языка достаточно легко выбрать то, в чем каждый конкретный ученик наиболее успешен. Надо внимательно отслеживать успешность каждого и в текущем контроле, особенно, если это устный контроль (то есть контроль в присутствии других учащихся, когда успешность или неуспешность - это ещё и вопрос «места» ребенка в обществе его сверстников), спрашивать именно в той области, в которой этот учащийся наиболее силён.

Например, в одной из групп, где я преподаю, есть ученик очень «слабый» почти по всем видам речевой деятельности. Также он плохо знает грамматику (сфера, в которой чаще всего проводится контроль). При этом подросток мучительно переживает свои неудачи и очень нуждается в признании одноклассников. И этот же самый ученик довольно хорошо воспринимает английскую речь на слух. Надо видеть, как радостно, с каким воодушевлением отвечает он при выполнении заданий на аудирование, с какой гордостью получает оценку «хорошо» и как потом, после урока, всё ещё ощущая эмоциональный подъём, делится тем, как он понял и выполнил это задание.

Есть учащиеся, у которых хорошо развито логическое мышление, и им легче всего дается грамматика. Есть дети, для которых главное - устная коммуникация. Другие, наоборот, предпочитают продуманно и спокойно изложить свои мысли и идеи письменно. Желательно дать возможность каждому ученику продемонстрировать то, в чём он наиболее силён.

Конечно, время от времени каждого ученика нужно спрашивать и по тем видам заданий, которые он, по нашим прогнозам, может выполнить плохо или совсем не справиться. Ведь, во-первых, и промежуточный и итоговый контроль проводится по всем видам речевой деятельности, и мы должны отслеживать прогресс или его отсутствие по всем аспектам. Во-вторых, мы не можем преднамеренно создавать у ученика ошибочное представление об уровне его языковой компетентности. Но на фоне периодической успешности неудачи не будут восприниматься слишком остро.

б) ощущение успешности, которое вытекает из индивидуального подхода и является основной составляющей мотивации. Мотивация, в свою очередь, ведет к достижению нового уровня успешности. Учебно-образовательное пространство на уроке английского языка сейчас трудно представить без использования информационных технологий. Включение в процесс учения интерактивных досок, компьютерных обучающих игр, презентаций позволяет повысить мотивацию школьников, акцентировать их внимание, способствует снятию психологической нагрузки во время урока, расширяет рамки образовательного пространства на уроке, так как создает своеобразный эмоциональный фон в процессе познания.

в) доброжелательность, терпеливость и тактичность учителя по отношению ко всем ученикам независимо от их способностей, поведения и характера. Важно заинтересовать и увлечь, создать на уроке атмосферу взаимоуважения и сотрудничества (cooperative learning). Основную идею технологии сотрудничества составляет единство учителя и учащихся, направленное на создание условий для активной совместной учебно-познавательной деятельности обучающихся, которая может осуществляться в различных формах, в частности в форме парной или групповой работы.

г) урок должен доставлять радость и удовольствие.

Созданию благоприятной рабочей обстановки на уроке английского языка на любой ступени школь­ного языкового образования способствует правиль­ное расположение столов, так как у учеников, рабо­тающих в парах или группах, возникает естественная для общения-взаимодействия потребность видеть лица своих партнеров, наблюдать за мимикой, жес­тами говорящего. В силу этого классную комнату целесообразно оборудовать одноместными стола­ми, которые располагаются одним или двумя полу­кругами. В зависимости от цели урока столы могут располагаться квадратами, в виде английской бук­вы L или русской буквы Л, а также в виде треуголь­ника. Такое расположение столов изначально на­страивает детей на взаимодействие, помогает снять напряженность в общении на английском языке.

Психологическая установка на достижение ре­зультата - это неотъемлемая часть учебно-образо­вательного пространства. Использование на уроках приемов позитивной психологической поддержки ученика, учет его индивидуальных особенностей и дифференцированный подход к детям, поддержа­ние их познавательного интереса к овладению ан­глийским языком позволяют создавать психологи­чески комфортный климат на уроках английского языка. Психологи отмечают, что у школьников дол­жен быть положительный психологический настрой на урок. Практика обучения показывает, что одним из приемов, позитивно влияющих на эмоциональ­ный настрой детей на уроке, является трехкратное повторение в начале урока всеми присутствующи­ми в классе следующей фразы: « Every day, in every way, my English is getting better and better». Учитель может подбирать подобного рода фразы с положи­тельным «эмоциональным зарядом» по своему же­ланию. Если иногда менять скорость произнесения таких выражений, интонацию или даже настроение, с которым проговаривается фраза, то это привносит новизну, способствует благоприятному эмоциональному и психологическому настрою школьников.

Одним из важных средств создания благоприят­ного микроклимата и ориентации на успех является поощрение ученика, даже если оно выражается лишь словесно, например:

«Well done!», «Ехсеllent!», «Good boy / girl!». Учитель английского языка имеет в своем арсенале целый набор подобных выражений (не менее 100). Благотворно действуют и невер­бальные приемы одобрения, похвалы: улыбка, жес­ты и мимика, аплодисменты и т.д. Урок без улыбки учителя или доброй шутки - это не урок, который может привести и ребенка, и учителя к ожидаемому результату.

Часто урок начинается с ,,warming up" (так называемого «разогрева»), то есть различного рода лексических, фонетических или лексико-грамматических «зарядок». Сделать этот этап более привлекательным и задающим тон всему уроку совсем несложно, если превратить его в маленькую игру или соревнование.

Например: какая группа (ряд, пара) учащихся за одну минуту вспомнит и запишет больше ключевых слов; или кто (или какая группа) построит большее количество предложений (на заданную тему или грамматическое правило); или составить мини-рассказ всей группой (предложение за предложением, ученик за учеником), при этом каждый следующий ученик может быть выбран ведущим (дополнительным условием может быть что угодно: соблюдение какой-то видовременной формы, употребление какой-то структуры и так далее).

Также можно превратить рутинное закрепление грамматических структур в увлекательное занятие, если раздать ученикам наборы разрезанных на части предложений и предложить их собрать. Можно добавить к этому элемент соревнования, если отмечать тех, кто справился с заданием быстрее или собрал за определенное время большее количество предложений. После выполнения задания необходимо ещё раз обратить внимание учащихся на то, какое именно правило или какая структура были в основе всех предложений. А если есть интерактивная доска, то подобные упражнения становятся ещё более увлекательными.

Грамматические структуры также легко запоминаются при работе с песнями, стихотворениями, рифмовками и выдержками из интересных текстов. У каждого учителя в «копилке» множество таких «помощников» ( см. Приложение №1).

Конечно, все эти рифмовки и песенки хороши для учеников младшего возраста.

При работе с учениками среднего и старшего возраста и введении более сложного материала можно и нужно применять элементы проблемного обучения, так как самостоятельно сделанное открытие всегда вызывает чувство удовлетворения, что, в свою очередь, положительно влияет на психофизическое состояние как каждого учащегося, так и группы в целом.

Для работы с лексикой очень хороши учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов. На этапе закрепления лексики можно применять прием «озвучка» (с опорой на субтитры или без). Можно превратить это в ещё более интересное занятие, попросив учащихся «переозвучить» по-своему тот или иной отрывок.

Интерес и удовольствие у многих учеников вызывает такой вид работы, как проект. Существует много споров по поводу того, что такое «проект». Проектом может считаться любой вид аудиторной или внеаудиторной деятельности, при которой происходит поиск дополнительной информации, её сортировка и оформление в любом формате (от открытки, постера или альбома до настольных или компьютерных игр, флеш-анимаций и видеоклипов, концертов или радиопрограмм). Главное, чтобы это было интересно и исполнителям, и аудитории при защите проекта. При этом слабые в языковом отношении ученики могут продемонстрировать свои организаторские, творческие или иные способности, поделиться своими увлечениями с другими детьми, найти единомышленников.

д) урок - зона психологического комфорта.

С этой целью можно использовать методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию, аутогенные тренировки (см. Приложение №2).











  1. Сфера физического комфорта и физического здоровья учеников.

а) начинать и (или) заканчивать урок «кричалкой» для развития легких.

Недавно в СМИ появилась информация о том, что россияне становятся ниже ростом и у них даже уменьшается объём легких. Не удивительно. Не говоря уже об экологических и социально-экономических причинах, существует ещё ряд причин, которые, как мне кажется, тоже отрицательно влияют на физическое здоровье детей. Дети мало двигаются, мало поют и мало кричат. С самого рождения их сопровождают фразы: «тише», «не шуми», «не бегай», «замолчи», «не кричи». Поэтому предлагаю коллегам урок для младших школьников начинать и (или) заканчивать «кричалкой». Например:

Учитель: How are you?

Ученики: We are fine.

Учитель: Are you ready?

Ученики: Yes, we are.

Учитель: Let us start.

Ученики: Hurrah! Hurrah!

Если предложить сочинить такие «кричалки» ученикам в качестве мини-проектов - и «копилка» пополнится настолько, что хватит на долгие годы. Можно предложить «шепталки» (если исполнение «кричалок» уж очень шумный процесс), когда дети шепотом произносят начало, и выкрикивают только последнюю фразу или слово.

б) использовать разминки, физкультминутки, подвижные игры.

Подвижные игры, разминки и физкультминутки особенно необходимы младшим школьникам. И нам, преподавателям английского языка, гораздо легче логично «вплести» их в структуру урока, чем преподавателю математики, физики или истории.

Это может быть и повторение лексики в игре с мячом (при этом нужно помнить о правилах безопасности: мяч должен быть достаточно большим и легким, дети должны встать и выйти из-за парт), и зарядка в сопровождении рифмовок (всем известные ,,Hands up! Hands down!" и ,,Bend your head, bend your knees" и более современные, которыми изобилуют аутентичные учебники, или придуманные учителем или учениками). Это могут быть подвижные игры и хороводы (если позволяют размеры класса), и даже просто аналог русской игры «Небо, вода, земля» (нужно только, чтобы дети при этом встали).

Не стоит бояться, что если дети подвигались и пошумели, то потом будет трудно вернуть урок в рабочее русло. Совсем наоборот: сбросив напряжение, дети будут готовы серьезно потрудиться дальше.

Комплекс энергетической зарядки «Голубой дождик» проводится эмоционально в среднем темпе (см. Приложение №3).

Выполняя эту энергетическую зарядку можно использовать рифмовки, стихи, песни изучаемого языка. Это будет интереснее и поможет закреплять лексические единицы. Все большую популярность приобретают пластические этюды на уроках иностранного языка. Их можно варьировать в зависимости от возраста учащихся. Они помогают разнообразить урок и помочь детям расслабиться. Также можно использовать лексическое сопровождение изучаемого языка (см Памятка №4).

в) задания по группам в специально созданных «рабочих» зонах для учеников старших классов.

Это могут быть просто столы без стульев, или дополнительные доски, или прикрепленные к стене листы ватмана. Главное - дать ученикам возможность встать и подвигаться.

г) жестикуляция.

Отличительной особенностью многих упражнений на уроках английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. На начальном этапе изучения английского языка это просто необходимо, так как младшим школьникам проще запомнить значение отдельных слов или словосочетаний, которые они сами могут продемонстрировать или показать на себе.

д) гимнастика мозга.

Основатели образовательной кинесиологии - американские педагоги доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон - создали программу «Гимнастика мозга», позволяющая использовать естественные физические движения тела для активизации природных механизмов мозга. Эти физические упражнения помогают расслабиться или сконцентрироваться, настроиться на успешное выполнение различных заданий. Например, упражнение «Сова» способствует снижению напряжения от длительного сидения и улучшению концентрации внимания: плотно сжать мышцы правого плеча левой рукой. Повернуть голову направо и посмотреть назад через плечо. Глубоко вздохнуть и развернуть плечи. Опустить подбородок на грудь и еще раз глубоко вздохнуть, расслабляя мышцы. Повторить то же самое правой рукой.

Для координации работы левого и правого полушарий головного мозга можно применять упражнение «Двойной рисунок». В каждую руку школьники берут карандаш или ручку и изображают или в воздухе, или на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу; вверх и вниз, т.е. левой рукой вверх, правой рукой вниз, и наоборот; разводя руки в разные стороны. Все инструкции по выполнению этих упражнений даются на английском языке.

е) дыхательные упражнения

способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке.

Упражнение «Шарик».

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт 1234- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».

Перед выполнением контрольных работ полезно делать упражнения на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание - глубокое, медленное сначала только через левую, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры головного мозга и активизировать детей на уроке. Сегодня можно применять на уроках дыхательную гимнастику с точечным массажем. Все движения пальцев и рук можно сопровождать лексикой изучаемого языка (см. Памятка №5).

ж) гимнастика для глаз.

Для проведения гимнастики выбираем одно из упражнений и повторяем его три раза

(см. Приложение №6).









Заключение.


Таким образом, здоровьесберегающее обучение

направлено на - обеспечение психического здоровья учащихся;

достигается через - учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии;

приводит к - предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений, возникает потребность в здоровом образе жизни;

опирается на принципы - научности, креативности, личностно-деятельностный, системности.

Создание учебно-образовательного пространства на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий нацелено на развитие личности в целом, формирование мировоззрения школьника, основанного на ценности здоровья. Такое пространство обеспечивает направление движения ученика от состояния стороннего наблюдателя к активной учебно-познавательной деятельности (как того требуют стандарты второго поколения), обеспечивает психологическую комфортность всех субъектов образовательного процесса (субъектно-субъектные отношения), открытость, взаимопонимание и осознание участниками целесообразности своей деятельности. Главное, чтобы сохранение и укрепление здоровья школьников стало приоритетной задачей школы, каждого учителя, родителей и самих школьников. И чтобы в погоне за созданием здоровьесберегающего учебно-образовательного пространства на уроках английского языка не превратить каждый урок, от начала до конца, в урок-праздник, урок-соревнование, урок-развлечение. Многое требует серьезного труда, спокойной академической обстановки, вдумчивой, интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает также быстро, как и серые будни. Во всем нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, если уроки будут построены таким образом, что учащиеся будут всегда ожидать чего-то нового и интересного; если эмоциональная атмосфера на уроках будет атмосферой доброжелательства и сотрудничества; если ученики будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, - безусловно, и учить, и учиться будет легко и радостно, что непременно положительно скажется на психофизическом здоровье как учеников, так и самого педагога.

Формирование организационных и психолого-педагогических условий создания адаптивной образовательной среды - это, прежде всего, создание условий для реализации каждым учеником права получения предметных и метапредметных результатов, соответствующего индивидуальным особенностям, интересам, возможностям при сохранении здоровья и подготовке к здоровому образу жизни в современных условиях.

Под метапредметными результатами понимают:

  • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

  • развитие коммуникативной компетенции;

  • умение четко определять области знаемого и незнаемого;

  • умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей;

  • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;

  • развитие смыслового чтения;

  • осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Применяемые на практике здоровьесберегающие технологии приводят к следующим результатам:

- предотвращение усталости и утомляемости;

- повышение мотивации к учебной деятельности;

- прирост учебных достижений.

Систематический контроль за результатами обучения и развития каждого обучающегося позволяет формировать положительную познавательную мотивацию, способствует их развитию и повышению уровня предметных и метапредметных результатов. Формирование здоровьесберегающей среды на уроке с использованием здоровьесберегающих технологий мотивирует ребят на обучение английскому языку; уровень мотивации учащихся к предмету высок и наблюдается значительное снижение тревожности, повышение качества знаний, а также созданы оптимальные условия для самовыражения.








Библиографический список.

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект Российской академии образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова [Текст]. - М.: 2008.

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Минобр науки. - М., 2009 г.

  2. Стандарты второго поколения. Оценка достижений планируемых результатов. - Москва: Просвещение, 2009 г.

  3. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. - Москва: Просвещение, 2009 г.

  4. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. - Москва: Просвещение, 2009 г.

  5. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - Москва: Просвещение, 2009 г.

  6. Стратегия развития системы образования Ульяновской области на 2008-2012 год. - г. Ульяновск, С.И. Морозов.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010 г.

  8. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК «Enjoy English» для учащихся 2-9 классов общеобразовательного учреждения. - Обнинск: Титул, 2010.

  9. Вирабова А.Р. и др. Личностно - ориентированное обучение детей и подростков: гигиенические приемы и пути их решения - М.: Пробел-2000, 2006.

  10. Erin Bouma (compiled )/ 99 Ways for Teachers to Say " Very Good ". «Английский язык» - методическая газета для учителя английского языка. №2 (604), 16-30. 6. 2007.

  11. Evans V. Sportlight [ Text]: [ УМК] / V.Evans, J.Dooley, N.Bykova, M.Pospelova.-М.:Просвещение.Express Publishing, 2007.

  12. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.-М., 2004.

  13. Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования.-М.:Просвещение. 2009.

  14. Мишнева Е.К. Об одном из приемов развития общеучебного умения учащихся в курсе овладения английским языком на среднем этапе обучения.// Иностранные языки в школе. 2005. №6.

  15. Мишнева Е.К. Формирование здоровьесберегающего учебно-образовательного пространства на уроках английского языка.// Методист. 2009.№9.

  16. Никандров Н.Д. Примерные программы начального общего обучения.

Часть 2. (стандарты второго поколения).-М.: Просвещение.2009.

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006.


ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение №1.


Для запоминания правила об окончании -s, -es к глаголам в 3-м лице единственном числе в видовременной форме Present Simple:

I live here. We live here.

You live near. You live near.

Tom lives so far Tom and Ray

That he goes in a car. Live far away.

или для структуры Present Continuous:

One and two and three and four

I am sitting on the floоr -

здесь можно предложить детям изменять лица, числа, глагол, предмет и таким образом провести маленькую игру.

Для запоминания употребления модального глагола ,,can" :

I can jump like a frog,

Boing, boing!

I can swim like a fish,

Splish, splash, splish!

I can jump and I can swim,

I can dance and I can sing!

And I can run and run and run

Just like this.

Для запоминания структуры Present Perfect можно использовать стихотворение ,,Have You Ever Been to the Beaches of Mexico?". Для запоминания вопросительных структур Present Simple - песенку ,,What is Your Name?". Структуру ,,use to" можно запомнить, если выучить песню кота Гарфилда из одноименного мультипликационного фильма.








Приложение №2

Упражнение «Комплименты».

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

Игра «Вам - сообщение».

По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

Игра «Подарок».

Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

Методика «Утренний сбор». Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.

Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. Д.

Медитативно - релаксационные упражнения.

1.Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».

Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует.

Количество предложений зависит от уровня обучения.

2.Упражнение «Деревянная кукла» в формате физкультминутки.

Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.

3.Упражнение на релаксацию и визуализацию.

Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.






Приложение №3.


Комплекс энергетической зарядки «Голубой дождик»:


1. «Идет голубой дождь» - дети мягко похлопывают подушечками пальцев по лбу.

2. «Подставим дождику щечки» - то же движение по щекам.

3. Легкие похлопывания по груди.

4. Легкие похлопывания по рукам.

5. Легкие похлопывания по голеням вниз к стопам.

6. Легкие похлопывания по спине ( дети могут похлопать по спинам друг друга).

7. Заканчиваем так: «набираем» полные ладони дождика и «выливаем» воду на себя,

поглаживая лоб, щеки, грудь, руки, ноги и спину.

































Приложение №4.

Пластические этюды.

1. «Скульптор и пластилин». Дети разбиваются на пары: один - «скульптор», другой - «пластилин». Сначала всем нужно дать общее задание: например, «вылепить» кошку. «Лепить» нужно. Осторожно дотрагиваясь до разных частей тела, перемещая их в пространстве. Когда «скульптура» готова, можно придумать другую по своему желанию и «вылепить» ее.

2. «Оркестр». Из группы детей выбирается ведущий, исполняющий роль дирижера. Остальные дети делятся на две группы - «оркестр». «Дирижер» встает лицом к «оркестру» и делает движения руками: по очереди правой и левой и одновременно двумя. Так задается движение «оркестру» («дирижер» опускает руки вниз - «оркестр» приседает, поднимает руку вверх - «оркестр» встает на носочки и т.д.) Одна из групп делает движения одновременно с правой рукой «дирижера», другая - одновременно с левой.

3. «Болото». Пол в классе превращается в «болото». Дети передвигаются по болоту, переходя из положения стоя в положение сидя («болото засасывает»).

4. «Горная река». Пол в классе превращается в «горную реку» со множеством камней. Дети должны пройти через реку по камням (осторожно, быстро, медленно и т.д.).

5. «Веселые рисунки». Детям предлагается взять воображаемый мел и «нарисовать» на воображаемой доске простой рисунок, например цветок, домик, солнышко и т.д. Потом нарисовать этот предмет кончиком носа, затем подбородком, ухом, плечом и т.д. Нужно следить за точностью рисунка. Воображаемые линии «рисовать» медленно, без рывков, удерживая равновесие.


















Приложение №5.



Дыхательная гимнастика с точечным массажем.

Комплекс 1.

«Моем руки» - движения кистями, как при мытье рук.

«Шагаем по пальчикам» - Указательным и большим пальцами надавливаем на каждый ноготь другой руки.

«Лебединая шея» - Легкие поглаживающие движения от грудного отдела до подбородка.

«Крепко спим» - Вдох через нос, задержка дыхания. Выдох через рот.

«Сделаем носик тоненьким» - Указательными пальцами массируем ноздри.

«Как мычит теленок» - Сделаем вдох и на выдохе произносим звук [ m-m-m], при этом постукивая пальцами по крыльям носа.

«Сдуваем листик» - Дуем на ладонь. Вдох через нос, выдох через рот.























Приложение № 6.

А. Голову держать прямо, глаза скосить сначала до отказа вправо, затем поднять до отказа вверх, после этого скосить их до отказа влево и, наконец опустить вниз. Сделав паузу, повторить упражнение в обратном порядке.

Б. Голову держать прямо, глаза скосить сначала до отказа вправо, затем скосить их до отказа влево, задержаться в этом положении на несколько секунд и возвратиться в исходное положение.

В. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувства усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

Г. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

Д. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6.

Е. Не поворачивая головы. Посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Аналогично - с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.

Ж . Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6. Затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6. 8. Используются траектории «восьмёрка», зигзаги, спирали, треугольник с кругом и меньшим треугольником в середине. По ним дети бегают глазами.

З. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот.

К. Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

Л. После продолжительного зрительного напряжения очень хорошо, например, следующее упражнение. В руке перед глазами держим карандаш или ручку (близкий объект). В качестве дальнего объекта может быть сам учитель, стоящий перед классом. В течение одной минуты по команде учителя дети быстро переводят взгляд с близкого объекта на удаленный. Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения, очень благоприятно действуя на глаза при близорукости слабой степени.



© 2010-2022