Статья по теме: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


Мусина Ж.А., учитель английского языка,

Средняя общеобразовательная профильная школа №41 города Павлодара

с физкультурно-оздоровительной направленностью

В процессе обучения активно используется коммуникативная методика (Communicative Approach), которая, по мнению ведущих специалистов в сфере лингвистического образования, считается наиболее эффективным методом обучения иностранным языкам. При обучении по этой методике достигается главная цель обучения - научиться свободно излагать свои мысли на иностранном языке. Коммуникативная методика развивает все языковые навыки - устную и письменную речь, чтение и аудирование. Она имеет важное преимущество: с самого первого урока общение осуществляется посредством изучаемого языка. Поэтому использование коммуникативного метода помогает слушателям в течение небольшого периода времени преодолеть одну из главных трудностей при обучении иностранным языкам - языковой барьер.

Приемы коммуникативного метода обучения, такие как работа в парах и мини-группах позволяют сделать урок более насыщенным. Где каждый ученик постоянно вовлечен в работу, имеет больше возможностей для речевой практики. Обучающиеся избавляются от скованности, которая возникает при монологическом выступлении перед аудиторией. Преподаватель же имеет возможность проконтролировать речевую деятельность каждой пары или мини-группы, вовремя поправить, обратить внимание каждого обучающегося на его ошибки, дать рекомендации. Еще одним коммуникативным методом работы является организация коллективных обсуждений и ролевых игр и тренинги на иностранном языке, значительно увеличивающих эффективность обучения.

Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

В тренингах обычно широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. Тренинг делового общения направлен на развитие у обучающихся не только эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности в этой области.

В результате такого тренингового обучения обучающиеся не только анализируют сам процесс управленческой деятельности (планирование, принятие решений, оценка, контроль и др.), но и усваивают знания и алгоритмы решения управленческих задач и работают над развитием своего лидерского потенциала.

Метод Case-study предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности управленца подходу. Это один из самых испытанных в английской практике повышения квалификации руководящих кадров метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем. Цель этого метода - научить обучающихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

Наиболее важными рекомендациями по работе с конкретной проблемной ситуацией являются:

  • Проблемная ситуация, как правило, не бывает ограничена одной темой или дисциплиной курса. Обычно она взаимосвязана с другими проблемами и вопросами. Обучающиеся должны использовать навыки нахождения межпредметных связей.

  • В ходе анализа проблемной ситуации обучающиеся должны уметь выявить именно внутренние причины, а не их внешние проявления.

  • Обучающиеся должны продемонстрировать понимание концепций, идей и подходов, описанных в курсе, а также умение использовать их для анализа конкретной ситуации и для выработки рекомендаций. Обычно проблемную ситуацию можно интерпретировать несколькими способами, и обучающиеся должны быть готовы к выявлению неопределенности и неоднозначности.

  • Не следует останавливаться, обнаружив один проблемный аспект ситуации, следует попытаться найти другие проблемы и направления анализа.

  • Ученикам рекомендуется привести примеры из личного опыта, подтверждающие правильность анализа и предложенные рекомендации.

  • Подход к работе с практической ситуацией должен быть системным.

Необходимо отметить значимость метода case-study для формирования специальной, методической и коммуникативной компетенции у учащихся в:

  • установлении межпредметных связей

  • аналитическом и системном мышлении

  • оценке альтернатив

  • презентации результатов проведенного анализа

  • оценке последствий, связанных с принятием решений

  • освоении коммуникативных навыков и навыков работы в команде.

Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры.

Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые обучающихся, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т.д.

В любом типе коммуникации один из участников является автором, который выражает свою точку зрения. Второй участник является реципиентом, который, воспринимая авторский текст, строит образ того, что понял, чтобы реконструировать авторскую точку зрения. Третий участник коммуникации в рамках деловой игры может быть критиком, который, опираясь на результаты принятого решения, вырабатывает свою собственную точку зрения, более оформленную и совершенную. Четвертый участник - организатор коммуникации - согласует все виды работ и превращает разрозненные усилия в целенаправленное движение по совершенствованию авторской точки зрения.

Завершается деловая игра подведением итогов, где основное внимание направлено на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики. Однако завершающая фаза может быть расширена до рефлексии всего хода игры. Объектами такой рефлексии могут стать:

  • динамика индивидуальных, групповых, межгрупповых траекторий движения мыслительных процессов

  • динамика образования коллективного мнения на основе изменений в межличностных отношениях; позиционность игроков и межпозиционные отношения и т.д.

Именно деловая игра обладает возможностью воспроизведения, проектирования и моделирования деятельностно - ориентированных отношений, кооперативных коммуникативных связей.

Применение различных активных методов и приемов - дает положительные результаты в обучении. Во-первых, оказывает влияние на мотивационную сферу обучающихся, будит в них стремление к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Во-вторых, данная методика предлагает формирование свободных групп, в которых ученик чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю. В-третьих, и что особо ценно, сотрудничества, сотворчество ученика и учителя.

Список использованной литературы:


  1. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. - Школьные технологии. 2013 г., №6

  2. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.







© 2010-2022