Статья: Дистанционное обучение в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дистанционное обучение в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

(данная статья опубликована на сайте: pedakademy.ru/?page_id=2739
и является авторским материалом)

Ханова Лариса Дмитриевна

Учитель французского языка

МБОУ «Кудинцевская СОШ»

Льговского р-на, Курской об-ти


Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования на современном этапе развития общества. Образовательные программы становятся доступными для изолированных сельских учащихся, детей-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Получив учебные материалы в электронном или печатном виде с использованием сети Интернет, обучающийся может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, используя для этого мобильный телефон, планшет или ноутбук. В процессе обучения с помощью информационных технологий, дети учатся работать с текстом, использовать электронные таблицы, узнавать новые способы сбора информации и учиться пользоваться ими, расширять свой кругозор.

С развитием сети Интернет получать образование и совершенствовать степень своего профессионализма стало значительно проще. С помощью онлайн - тестирования можно самостоятельно выявить упущения в собственных знаниях, и сразу найти необходимую, для этого литературу. При использовании информационных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация обучения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Особенную ценность, на мой взгляд, составляют труды зарубежных ученых, наших современников, занимающихся изучением вопросов применения дистанционного обучения в образовательном процессе, таких как Кэрол Твиг и Мишель Милоф.

Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. В некоторых случаях необходим приезд обучающегося для консультаций, сдачи зачетов и итоговой работы. Цель дистанционного обучения - предоставление учащимся возможности освоения учебных программ непосредственно по месту жительства или временного их пребывания, получения знаний по дополнительным образовательным программам. Как правило, дистанционное обучение - индивидуальная форма обучения. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала. Если курс (электронный учебник) предназначен действительно для обучения, т. е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора содержания и его организации, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования (а таких курсов на серверах Интернет подавляющее большинство), то отбор материала и его структурирование, организация будут существенно иные.

Типологию дистанционного обучения можно провести по разным признакам: по целям обучения; по учебным дисциплинам; по специфике предметной области; по уровням подготовки обучаемых; по возрастной ориентации обучаемых; по используемой технологической базе и др.

Исходя из целей обучения, выделяют несколько направлений дистанционной подготовки:

  1. подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

  2. подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

  3. углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

  4. ликвидация пробелов в знаниях, умениях школьников по определенным предметам школьного цикла;

  5. подготовка по базовому курсу школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;

  6. дополнительное образование по интересам.

По учебным дисциплинам можно выделить столько курсов, сколько таких дисциплин предусматривает то или иное учебное заведение (университет, институт повышения квалификации педагогических кадров, педагогический колледж, общеобразовательная школа, гимназия, лицей и др.).

Специфика предметной области также диктует свои направления разработки курсов. Например, в области обучения иностранным языкам это могут быть курсы, предусматривающие:

  1. обучение в рамках базового уровня школьников первому иностранному языку;

  2. обучение в рамках базового уровня второму(третьему) иностранному языку;

  3. углубленное изучение иностранного языка;

  4. обучение как всем видам речевой деятельности в комплексе, так и отдельным видам речевой деятельности и даже аспектам языка (чтению на разных уровнях трудности; говорению, письму, аудированию, грамматике, лексике, фонетике);

  5. профильное обучение иностранному языку (деловой язык, диалекты, сленги, язык научных конференций, разговорный язык, язык художественной прозы, поэтический язык и др.);

  6. обучение культуроведческим аспектам изучаемого иностранного языка (по различным аспектам страноведения, речевого этикета, культурного наследия и истории и др.).

Информационно-предметная среда базового дистанционного обучения обычно включает в себя: курсы дистанционного обучения, электронные учебники, размещаемые на отечественных образовательных сайтах; виртуальные библиотеки; базы данных образовательных ресурсов; веб-квесты, предназначенные для целей обучения; телекоммуникационные проекты; виртуальные методические объединения учителей; телеконференции, форумы для учителей и учащихся; консультационные виртуальные центры (для учителей, школьников, родителей); научные объединения школьников.

При этом важно так организовать учебный процесс дистанционного обучения, чтобы у учащихся была возможность: получать необходимые фундаментальные знания, осмысливая их таким образом, чтобы использовать для решения конкретных познавательных или практических проблем; обсуждать со своими партнерами (в том числе, в ряде случаев и с зарубежными) возникающие в процессе познавательной деятельности проблемы; работать с дополнительными источниками информации, необходимыми для решения поставленной познавательной задачи; вести наблюдения, ставить самостоятельные опыты, используя, помимо прочего, разнообразные, доступные им Интернет-технологии для осмысления приобретаемых знаний, решения возникающих проблем; иметь возможность оценивать собственные познавательные усилия, достигнутые успехи, корректировать свою деятельность.

Такая доступность знаний позволяет получать образование детям проживающим в отдаленных уголках нашей страны. Кроме того, в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.

Одной из главных положительных сторон дистанционного обучения является его массовость, т.е. количество обучающихся в системе дистанционного обучения не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий. В условиях дистанционного обучения различные виды и формы дифференциации обусловлены самой спецификой обучения в сетях, где подчас собираются в группы учащиеся разного уровня обученности. Поэтому по уровням подготовки обучаемых необходимо в ряде случаев предусматривать уровни А, В, С. Система гиперссылок позволяет осуществлять подобную дифференциацию за счет отсылок к соответствующим дополнительным упражнениям, справочным материалам, дополнительным разъяснениям и др. Возможны и дополнительные консультации преподавателя. При дистанционном обучении значительно в большей мере, чем при очном, проблема дифференциации приобретает свою актуальность, поскольку контингент обучаемых, объединяемых в одну группу, может быть чрезвычайно неоднородным. Именно поэтому каждый такой курс начинается со знакомства с учащимися, кто бы они ни были, и с тестирования на определение уровня подготовленности по данному направлению обучения. С учетом результатов тестирования педагог строит всю тактику обучения каждого обучаемого, используя при этом личностно-ориентированные технологии, позволяющие вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс с приоритетом на самостоятельность мышления, интеллектуальные и творческие умения учащихся (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, портфолио ученика).

Вместе с тем, при разработке курсов, необходимо учитывать четкую ориентацию на возраст потенциальных обучаемых. Стиль изложения, иллюстрирование курса, отбор содержания, задания, вся организация процесса обучения определяются возрастными особенностями учащихся.

Отрицательной же стороной данной формы обучения можно считать отсутствие общения между педагогом и обучающимся. Но решением данной проблемы можно считать проведение личных встреч педагога с обучающимися, в удобное для всех время. Учащийся сам решает вопрос о необходимости личного общения с педагогом.

Так же к отрицательной стороне дистанционного обучения можно отнести и то, что для обучения необходима жесткая самостоятельность и усидчивость. От дисциплинированности учащегося зависит результат обучения. Кроме этого, учащимся зачастую не хватает практических занятий, поэтому данную форму обучения можно применять не ко всем дисциплинам и специальностям, так как не все дисциплины являются теоретическими по своей сути.

В целом, основной минус дистанционного обучения - это его теоретическая направленность, оторванность от реальной жизни, от производства. Можно знать наизусть всю теорию, но при этом не являться профессионально - пригодным специалистом, так как практика применения знаний, на мой взгляд, это основа обучения, которой лишено дистанционное образование.

В целом же, говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

Примеры, приведенные выше, показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества. Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования -«образование для всех» и «образование через всю жизнь».


© 2010-2022