• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • ПРЕИМУЩЕСТВО МЕТОДИКИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ПРЕИМУЩЕСТВО МЕТОДИКИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ « АДЫГЕЙСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»







ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

«ПРЕИМУЩЕСТВО МЕТОДИКИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»







Выполнила: Макешина Ольга Николаевна

преподаватель английского языка

ГБПОУ РА « Дондуковский

сельскохозяйственный техникум»





г. Майкоп

2015 год

ПРЕИМУЩЕСТВО МЕТОДИКИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В условиях вхождения России в международное образовательное пространство перед современной системой образования встает задача первостепенной важности: воспитание личности, способной свободно конкурировать на рынке труда. Этот факт определяет принципиально новые требования общества к образованию, в частности профессионально- техническому.

В условиях постоянно растущих темпов обновления знаний, техники и технологий скорость их изменений стала опережать динамику смены поколений людей. При таких условиях конкурентоспособность становится неотъемлемым условием долговременного и успешного существования специалистов на рынке труда.

В процессе образования критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка у студентов стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Сама система среднего профессионального образования, процесс обучения профессии выделяет методику проектного обучения как наиболее целесообразную , так как она соответствует всем принципам среднего профессионального образования ( параллельное совмещение теории с практикой) и, при интенсивно- положительной динамике образовательного процесса даёт превосходные результаты. Методика проектного обучения даёт возможность вовлечь каждого студента в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.

В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. При грамотной реализации метода проектов получаем вполне конкретный результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи.

Реализация метода проектов позволяет создать активную познавательную среду , позволяющей формировать у студентов качества, умения, необходимые в их дальнейшей профессиональной деятельности:

- адекватную самооценку;

- ответственность за выполнение доверенной работы;

- умение работать в группе;

- умение самостоятельно находить решение задачи;

- применять приобретённые знания и навыки на практике, экспериментировать, выделять конкретный положительный результат, выбирать наиболее приемлемый вариант ( выработка гибкости и профессиональной мобильности в реальных условиях рынка).

Связь предмета «английский язык» и профессиональных дисциплин наиболее видима, так как профессиональная деятельность человека уходит глубоко корнями в древность, а в основе английского языка, как и множества других языков романо- германской группы, романской группы имеет в основе своей латынь- древний мёртвый язык, но имеющий своё продолжение в профессиональной терминологии.

Также , в настоящее время экономика нашей страны тесно связана с мировой экономикой, и активное владение как профессиональной терминологией, так и умение демонстрировать свои профессиональные навыки , а также обмениваться опытом, зная иностранный ( в частности английский) язык , с другими специалистами, является залогом профессионального успеха в будущем.

В рамках проектной методики существует разделение по типологии, предметной содержательности, по характеру координации, по характеру контактов, по продолжительности проведения. Наиболее предпочтительными в моей работе и наиболее эффективными являются творческие практико- ориентированные межпредметные со скрытой координацией среднепродолжительные ( до 1 - 1,5 месяцев) преимущественно личностные проекты.


  1. Первый этап - поисковый

В своей практике я использую метод учебных проектов на уроках, завершающих модули: «Рестораны и меню», «Национальные блюда»( для профессии « Повар, кондитер»), «Самый совершенный механизм», « Системы автомобиля», « Моё любимое авто» ( для профессии « Автомеханик») так как именно этот метод как нельзя лучше позволяет детально проработать разделы темы. Тематика значима и интересна для будущих автомехаников, поваров, и других будущих профессионалов, позволяет расширить профессиональные знания. Все это повышает мотивацию обучаемых.

На этом этапе производится отбор литературы, подбор веб-сайтов и других источников информации, которые можно рекомендовать студентам в качестве консультационного и опорного материала для их дальнейшей самостоятельной работы .

Цели использования этого метода могут быть следующие: формирование навыков индивидуальной поисковой работы, навыков обмена информацией, консультационных навыков, формирование основ видения проблемы пути ее решения, развитие навыков ситуативного общения и коммуникативных способностей студентов в процессе иноязычного общения и др.

2. Второй этап - аналитический

На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопросы-проблемы, которые преподаватель задает студентам, они должны заставить студентов мыслить. В формулировке вопроса обязательно должна звучать проблема, которая нацеливает обучаемых на поиск ее решения.

При обсуждении темы «Рестораны и меню» , например детально

рассматривается терминология поваров и её происхождение. Очень важно, чтобы студенты не автоматически заучивали лексику и клише, а профессионально оперировали ими, чтобы они проводили профессиональные ассоциации. Основой при этом является ассоциативная методика.

Например:

Mix- смешивать , mixer- прибор для смешивания

  • ломоть, стейк - цельная отбивная

Для профессии «Автомеханик»:

Support- поддерживать, супорт- деталь автомобиля, удерживающая тормозные колодки

Inject-впрыскивать, стремительно вводить; инжектор-деталь автомобиля, впрыскивающая топливо в двигатель.

Методика языкового анализа и определение значение слова по контексту:

Hood- капюшон ( в повседневном общении), hood- капот автомобиля( тех. термин); wheel - колесо , вертеть ; wheel- руль( тех.термин)

На этом этапе происходит обучение пользования словарями профессиональной лексики. Также очень эффективен приём составление кластеров. Это позволяет студентам самостоятельно, правильно составлять предложения, приобрести навыки использования разговорных клише, включающих профессиональную лексику.

Все возникающие у студентов вопросы нужно обязательно обсудить на занятии, чтобы нацелить их на продуктивную творческую самостоятельную деятельность над проектом.

3. Третий этап -обсуждение плана работы индивидуальной работы( реже - парной работы).

Обычно студенты самостоятельно делятся на пары по выбранным проблемам или выбирают индивидуальную работу, преподаватель может помочь в выборе темы-проблемы.

На данном этапе студенты, консультируясь с преподавателем, определяют пути проведения самостоятельной работы по своей теме, способы оформления результатов своей работы.

4. Четвёртый этап - практический -самостоятельная работа.

Обычно это самый трудоемкий этап работы, на котором происходит работа над поиском фактов, аргументов для защиты проектов, поиск информации, в том числе, лингвистической. Интересно, что здесь сравниваются о учитываются мнения как мастера профессионального обучения ( Клименко С.Н.), преподавателя профдисциплин ( Абросимова Н.П.), преподавателя английского языка, формируется верное, всесторонне профессиональное мнение и принимается верное решение. Особенно важно, если свои теоретические наработки студент осуществляет в практической работе ( поэтапная реализация кулинарного проекта- выход - блюдо; ремонт автомобиля- выход -отремонтированная деталь)

Преподаватели, мастер консультирует, помогает, направляет деятельность студента в нужное русло, преподаватель английского языка помогает правильно оформить результаты практической деятельности в презентацию.

Здесь большая роль отводится самостоятельной деятельности студентов. Они обычно очень ответственно относятся к проектам. Особенно , если он индивидуальный. Его проект- это его лицо, его профессиональный знак качества. Осознают, что от работы каждого будет зависеть результативность и значимость работы всей учебной группы.

На стадии практического осуществления, студенты для оформления своих работ очень часто поэтапно фотографируют, снимают на видео свою работу, что является в последствии очень интересным , а главное, персональным, принадлежащим только ему, студенту, материалом, который они используют в своих презентационных отчётах по проекту.

5. Пятый этап - презентационный

Данный этап мотивирует студентов систематизировать полученные данные. Преподаватель оказывает консультационную помощь. Здесь часто подключается к работе преподаватель информатики ( Стукалова И.А.). Она консультирует студентов по вопросам оформления их работ профессионально, качественно, содержательно, чтобы не упустить ни одной важной детали( навыки работы с различными компьютерными программами).Очень часто мы привлекаем к такой работе и студентов из группы « Мастер по обработке цифровой информации»( работа в студенческом профессиональном сообществе)Ну и , конечно, мои , преподавателя английского языка, консультации, так как итоговая работа полностью должна быто оформлена на английском языке. Таким образом совместная методико- практическая наставническая работа преподавателей и мастеров делает данные проекты ценными в профессиональном плане и для самих нас- преподавателей. Результаты такой совместной проектной деятельности часто становятся темой для обсуждения и анализа на заседаниях ЦМК общеобразовательных и профессиональных дисциплин.

6. Шестой этап - контрольный (защита проекта, оценивание результатов работы)

Обычно защита проектов проходит в виде интегрированных уроков и круглых столов, намечается план выступления, исходя из подготовленных тем проектов. Защита проектов может проходить в виде пресс-конференций: каждый участник ( пара, мини- группа) выступает со своим докладом соответственно выбранной проблеме, все остальные участники выступают их оппонентами. Итоги работы студенты обычно представляют в виде компьютерных презентаций( реже- в виде буклетов, разработок меню или практических инструкций. Естественно, такой серьёзный объём работы представляют сильные в плане успеваемости студенты. Но более слабые обучающиеся могут быть соучастниками проекта, например, выполнять в качестве помощника( лаборанта) какой- то менее ответственный фронт работ( например, поддержать деталь при ремонте или подготовить посуду при приготовлении блюда на пятом этапе работы над проектом). В процессе такой помощи также извлекается профессиональная польза. Такая деятельность помощника также оценивается.

Необходимо предоставить критерии оценки, которые могут быть следующие: полнота и правильность решения поставленной проблемы, творческий подход в решении проблемы, грамотность оформления результатов работы, объем выполненной работы.

Необходимо отметить, что выполнение заданий проекта, как правило, требует достаточно много времени, но эти затраты и приложенные усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

- занятия не ограничиваются приобретением студентами определенных знаний и умений, а выходят на практические действия, затрагивают эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация деятельности студентов, появляется приобретение профессионального опыта ;

- совмещение студентами в рамках заданной темы творческую работу, самостоятельный поиск необходимой информации, в том числе и лингвистической, реализация полученных знаний на практике;

- используются разнообразные формы учебной деятельности, предполагающие взаимодействие студентов друг с другом и с преподавателем, мастером, роль которого меняется: он становится партнером и консультантом, а не контролером;

- учебный процесс ориентирован на студента, так как учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности, изобретение и открытие своих собственных методов, способов выполнения той или иной работы;

- навыки демонстрация результатов своей работы на иностранном ( английском ) языке)

Результаты использования мной методики проектного обучения на уроках английского языка:

- первые и призовые места в республиканских конкурсах профессионального мастерства по профессиям « Повар, кондитер»

« Автомеханик», как как от части благодаря знанию профессиональных терминов иностранного происхождения, применяя методику языкового анализа студенты успешно смогли выполнить теоретическую часть заданий;

- более ответственный подход со стороны студентов к возложенной на них работе, доведение ее до конца, стремление к поиску более новой информации, инновационных методик, применение их в своей работе при выполнение практических заданий, стремление более грамотно осветить результаты своей работы на английском языке;

- привлечение к работе студентов из групп разных профессий, а также коллективный методико- консультационный труд преподавателей и мастеров профессионального обучения;

- создания банка презентационных работ, который позволяет реально увидеть студентам результаты своего труда, их значимость, так как лучшие работы используются в качестве примерного материала для студентов групп последующих лет обучения.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе №5, 2003г.

2.Шелавина И.Н. «Проектная деятельность на уроках иностранного языка». Иностранные языки в школе №7, 2009г

3.krirpo.ru/

4.festival.1september.ru/

5.profobrazovanie.org/

6.videouroki.net/



© 2010-2022