Из опыта работы Применение проектной методики, как средство повышения мотивации

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке немецкого языка в средней школе


Отчет по теме самообразования учителя немецкого языка

Рубцовой Галины Борисовны

Одним из ведущих принципов обновления процесса воспитания в средней школе становится принцип культуросообразности. Это означает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями традиционной культуры нации. Предмет «иностранный язык» не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путем сравнения оттеняет особенности национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте диалога культур.

Как же на уроке ИЯ учитель может познакомить своих учеников с достижениями культуры изучаемого языка? Я считаю, что для этого практически на каждом уроке ИЯ необходимо вводить страноведческий и лингвострановедческий компоненты. Это содействует воспитанию школьников в контексте диалога культур, знакомит с общечеловеческими ценностями, повышает их познавательную мотивацию и формирует их способности к общению на ИЯ.

Вполне можно согласиться с утверждениями великих отечественных лингвистов Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова о том, что каждое человеческое сообщество владеет четырьмя основными группами фоновых знаний. К первой группе они отнесли такие общечеловеческие понятия, как: солнце, воздух, ветер, мама и т.п. Вторая группа отражает специфические понятия, характерные для всех членов определенной этнической и языковой общности. Третью группу составляют социально-групповые знания. Это знания, характерные для социальных и профессиональных групп (врачей, инженеров, педагогов и т.п.). Четвертую группу составляют знания, связанные с особенностями региона.

Считается, что в общем плане обучения ИЯ должно подразумевать приобщение к языковому сознанию народа - носителя языка. Применительно к обучению в средней школе приобщение к третьей и четвертой группам фоновых знаний не входит в задачи овладения языком, так как нет объективных возможностей знакомства с особенностями профессиональной речи и местных говоров. В то же время обучение общению на ИЯ, даже в ограниченных пределах, делает необходимым овладение фоновыми знаниями (в вербальной и невербальной формах) второй группы. В противном случае не исключено непонимание между собеседниками, принадлежащими к разным культурам.

Таким образом, обучение общению на ИЯ в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультуными знаниями и умениями. Без этого нет и не будет практического овладения языком. Из этого следует, что культуроведческая направленность обучения ИЯ обеспечивает реализацию не только общеобразовательных и воспитательных целей (как и на других учебных предметах), но также вполне конкретных практических задач.

Одна из важнейших задач учителя - необходимость разработки технологии обучению социокультурному компоненту в содержании обучения ИЯ. При этом не следует забывать о родной культуре учащихся, привлекая ее элементы для сравнения, поскольку только в этом случае обучаемый осознает особенности восприятия мира представителями другой культуры.

Исходя из этого, я определяю для себя, что учащиеся должны получать знания по основным темам национальной культуры Германии (по истории, географии, политико-общественным отношениям, образованию, спорту и т.п.); о социокультурных особенностях народов - носителей языка (это служит основой общения с людьми разных культур и разных профессий). Задача учителя научить:

  • Понимать устные и письменные сообщения по темам, предусмотренным программой.

  • Правильно и самостоятельно выражать свое мнение в устной и письменной формах.

  • Критически оценивать предлагаемый материал и активно работать с ним.

  • Использовать соответствующую справочную литературу и словари.

  • Отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение.

  • Выполнять проектные работы и рефераты.

  • Работать самостоятельно и в коллективе.

Основы обучения страноведению

В центре внимания - ученик с его потребностями и интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.

Сущность обучения предмету заключается в процессе взаимодействия учителя и учащихся, их сотрудничества и взаимопомощи.

Дифференцированный подход предполагает учет уровня обученности школьников и должен реализовываться через:

  • Использование материала разного уровня трудности (например, работа с карточками, когда каждый ученик получает возможность работать в соответствии с уровнем языковой подготовки);

  • Использование опор различной степени развернутости (план и\или ключевые выражения предлагаются учащимся с низким и средним уровнем обученности для построения высказывания);

  • Разный объем заданий учащимся по теме;

  • Разные способы контроля.

Все этого способствует вовлечению всех учащихся в активную учебную деятельность по овладению необходимыми знаниями, навыками и умениями, а также увеличивает время активной работы учеников и ее продуктивность.

И в этой связи главным в своей работе я считаю моделирование такого процесса обучения на уроке, где в центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами и интересами; подбор таких видов деятельности на уроке, чтобы помочь своим ученикам учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда. Необходимо также учитывать и возрастные особенности детей, и прохождение ими программ по другим предметам (истории, географии и т.д.), что позволяет интегрировать знания учащихся из различных областей.

Качество обучения во многом зависит от умения учителя подобрать страноведческий и лингвострановедческий материал. При подготовке к урокам я использую выпушенные в нашей стране книги: «150 устных тем по немецкому языку», «Немецкоязычные страны» и т.п. Актуальные и интересные материалы о жизни в этих странах, познавательный характер текстов, множество фотографий, понятные схемы, подробные комментарии и тренировочные упражнения делают данные пособия удачным дополнением к любым учебниками немецкого языка.

Работа с текстом лингвострановедческого содержания

В условиях классно-урочной системы, при отсутствии реальных коммуникативных ситуаций использование аутентичных текстов, содержащих интеркультурный компонент, может стать стимулом для обсуждения самых разнообразных проблем, в том числе отношение к чужой (иной) культуре, воспитания терпимости и уважения к другому образу жизни, непривычной для нас системе моральных ценностей, преодоление чувства раздражения от непохожести к чужим традициям и осознание значимости собственной самобытной культуры.

Содержание данных текстов должно быть значимым для школьников, иметь определенную новизну при описании реалий страны изучаемого языка. Важное звено в процессе обучения - контроль прочитанного. Формы контроля могут быть как традиционными: ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение на карте географических объектов, краткий пересказ текста, характеристика ряда предложений, которые могут быть отнесены к тексту с точки зрения их правильности, так и нетрадиционными: прежде всего, разные виды тестов. Выполнение тестов занимает немного времени и позволяет проверить всех учащихся класса, поставленных в равные условия. Иногда в зависимости от сложности текста и задач урока можно сочетать традиционные и нетрадиционные формы контроля.

Работа с картинками

Данный вид работы способствует формированию коммуникативных навыков учащихся. С помощью такой работы:

  • Обогащается и закрепляется знание лексических единиц языка.

  • Идет закрепление грамматических навыков учащихся.

  • Совершенствуются навыки анализа и синтеза увиденного.

  • Развивается воображение.

  • Происходит наиболее наглядное усвоение элементов культуры изучаемого языка.

Примерный алгоритм работы с картинкой (фотографией):

  1. Посмотрите на картинку.

  2. Что вы там видите?

  3. Что происходит?

  4. Где это находится?

  5. Что вы видите на заднем плане?

Работа с географическими картами

В отличие от уроков географии, где дети знакомы с определенными видами работы с картой, я на своих уроках стараюсь подобрать такие упражнения, которые были бы направлены не только на контроль знаний о географическом положении стран изучаемого языка, но также способствовало развитию логического, аналитического мышления и воображения учащихся.

Пример работы с картами немецкоязычных стран на уроке. Тема: «Как географическое положение влияет на жизнь людей?»

  1. Внимательно просмотрите карты Баварии, Мекленбург-Форпомерании и Тюрингии.

  2. Каковы наиболее гористые/засушливые/обширные районы?

  3. Какие самые длинные реки?

  4. Есть ли совпадения в названии географических объектов?

  5. Какие у вас ассоциации с названиями следующих географических объектов? (Мюнхен, Вартбург, Тюрингский лес)


Работа со знаками и символами культуры

Данный вид работы можно использовать с успехом на разных этапах работы с материалом: и в начале работы над темой, и при завершении цикла или темы. При этом я использую различные формы работы с классом: фронтальную, групповую, парную. Крайне важен развивающий эффект - развитие способности к догадке, к сравнению, сопоставлению, к выявлению причинно-следственных связей, к формированию выводов из прочитанного и услышанного.

Пример работы с культурными символами.

  1. Разделитесь на две группы.

  2. За отведенное время 5-7 минут попытайтесь выделить наиболее важные политические символы в жизни Германии - одна группа и России - другая группа.

  3. Выпишите свои результаты на доску.

  4. Найдите соответствия в ваших записях.

Работа с проектами и сообщениями страноведческого характера

В своей практике я часто использую такие формы работы учащихся с материалом, начиная уже со среднего звена. Это дает хорошую основу для повторения и реализации межпредметных связей, а также способствует активному вовлечению учащихся в диалог культур. Кроме общеучебных навыков эти приемы способствуют формированию учений пользоваться речевыми клише; частотными словосочетаниями; определенными грамматическими формами.

Помимо интеллектуальных и коммуникативных умений, очень важно через данные виды работы формировать у детей ряд следующих творческих умений:

  • Генерировать идеи.

  • Найти многовариантное решение проблемы.

  • Излагать свою мысль, слушать собеседника и участвовать в дискуссии.

  • Кратко излагать свою мысль.

Квиз - одна из основных форм работы с материалом страноведческого и лингвострановедческого содержания


Квиз, или иначе опросник, - одна из самых универсальных форм при работе со страноведческим и лингвострановедческим материалом. Чаще всего он строится в виде теста, основанного на принципе выбора ответа из ряда предложенных вариантов. Его универсальность в том, что Квиз применяется на разных этапах работы, как над темой отдельного урока, так и при завершении работы над микроциклом.

Практика показывает, что систематическое использование квизов при работе с текстами страноведческого характера обеспечивает высокий уровень усвоения реалий, национально-специфической информации. Квиз доступен для всех ступеней школы и представляет собой одно из эффективнейших упражнений, стимулирующих самостоятельную работу учащихся, развивающих умение сжато излагать основные лингвострановедческие сведения, предъявленные в тексте.

Существует множество приемов работы с квизами. Однако, в зависимости от целей урока и вида предлагаемого учащимся лингвострановедческого материала, алгоритм работы меняется в той или иной степени. Алгоритм работы с квизом заключается в следующем:

  1. Этап - осуществление фронтального контроля посредством использования символов и выполнения заданий квиза (например, 1а, 2с и т.п.).

  2. Этап - предъявление ключа, сообщение критериев оценивания работы и проверка работ учащихся.

  3. Этап - высказывание двух-трех учащихся в форме минимонолога с использованием содержания квиза или без такового.

При системном использовании данного вида работы дети прочно усваивают реалии немецкоязычных стран, изучаемые в школе.

Все вышеперечисленные формы введения материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют передаче школьникам иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают общеучебные умения учащихся, их творческие и познавательные умения, повышают интерес к изучению ИЯ в целом.

Результаты обученности и качества знаний обучающихся

Класс

Отметки

Обученность

Качество знаний

«5»

«4»

«3»

15.02.06. Открытый урок - устная речь «Нация»

10

2

4

1

100%

86%

21.10.14. Открытые урок - диалогическая речь «Взаимоотношения взрослых и детей»

10

2

4

2

100%

75%

15.12.14. Открытый урок - «Путешествие по ФРГ»

5

3

6

3

100%

75%



© 2010-2022