Место гипертекстовых технологий в обучении иноязычному чтению

Конспект речи "Место гипертекстовых технологий в обучении иноязычному чтению" к презентации Гипертекстовые технологии в обучении чтению на иностранном языке.Конспект речи "Место гипертекстовых технологий в обучении иноязычному чтению" к презентации Гипертекстовые технологии в обучении чтению на иностранном языке.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Место гипертекстовых технологий в обучении иноязычному чтению


Так как образ мышления человека имеет не линейную структуру, преимущества использования гипертекстовых технологий в обучении состоят в следующем: гипертекст предлагает пользователю доступ к иерархически организованной информации. Иерархия достигается путем размещения на страницах текста ссылок на другие страницы. Учащиеся часто склонны не следовать за рассуждениями преподавателя и таким способом формировать собственную логику понимания учебного материала. Гипертекст позволяет учащемуся старших классов самостоятельно делать выбор, по какому пути ему следовать на данном образовательном этапе, что способствует развитию самостоятельности мышления, обеспечивает сознательность обучения [Калтыгина 2006: 26].

Когда человек впервые сталкивается с незнакомым текстом на иностранном языке, ему важна подсказка о связях каждого отдельного аспекта, каждого понятия (через эти связи человек и осознает содержание каждого понятия). Поэтому гипертекст находит применение и в качестве средства обучения чтению [Субботин 1994: 135-136].

Организация в мультимедийных средствах обучения нелинейных способов связывания информации и использование структурированной информационной системы приводит к появлению более прогрессивной и богатой с методической точки зрения технологии гипертекста, применяемой в обучении иноязычному чтению.

Благодаря четкой структуризации информации обучаемым предоставляется возможность искать именно ту информацию, которая соответствует стоящим перед ними задачам, проявляя творческий подход и действуя активно по отношении к возможным стратегиям обучения.

Применительно к современной системе образования нелинейные тексты играют огромную роль в процессе самообучения. Подобный подход к организации учебной деятельности отрицает модель ученика как «пустая корзина», куда забрасывается набор фактов. Активную роль играет сам обучаемый, определяя необходимый материал и пути его усвоения.

Активное использование гипертекста при организации обучения чтению учащихся 7 классов обусловлено большим количеством преимуществ, которое дает данная система представления информации. В их числе:

  • возможность использования гипертекста для автоматизированного обучения. Он позволяет обучаемым просматривать не только большую группу элементов, но и изучать механизм образования ассоциативных связей;

  • предоставление возможности навигации в больших базах данных. Независимо от объема гипертекстовая система может обеспечить доступ к необходимой информации, предложить поисковую стратегию, построенную с учетом интересов конкретного пользователя;

  • обеспечение поддержки интеллектуальной деятельности, поскольку гипертекст дает подсказку о связях каждого аспекта или понятия, чем обеспечивает более легкий доступ к информационным массивам;

  • отсутствие ограничений в области применения и направления деятельности пользователя гипертекстовой системы;

  • организация информации по семантическим критериям, благодаря чему возникает эффект объективной информационной среды [Субботин 1994:140].

Перечисленные свойства делают гипертекст средством не только в обучении иноязычному чтению, но универсальным средством, использование которого не зависит от специфики образовательной области.

Однако у подобных информационных систем есть и особенности, относящиеся в большей мере к организации и реализации учебного процесса. Имеет смысл говорить о следующих педагогических аспектах использования гипертекста:

  • изучение материала, построенного по принципу гипертекста, удобно для восприятия и оказывает положительное влияние на запоминание основного материала;

  • гипертекст, примененный на практическом занятии, дает обучаемым динамическую систему, в которой имеются разные возможности, и при этом позволяет реализовать самостоятельную работу обучаемых;

  • работа с гипертекстом повышает интеллектуальный уровень обучаемых;

  • обучение, основанное на работе с гипертекстовым представлением информации, заставляет обучаемых задумываться о наличии информации разных видов и многовариантности способов ее представления;

  • изучение материала, преподаваемого посредством гипертекста, вырабатывает у учащихся четкое понимание структуры изучаемого;

  • гипертекст является еще одним практическим средством, способствующим проникновению компьютерной и телекоммуникационной техники в учебный процесс.

Характерными примерами нелинейных мультимедийных ресурсов, основанных на гипертексте, могут служить сайты сети Интернет и популярные электронные энциклопедии, представляемые на компакт-дисках.

Гипертекст предоставляет обучаемому гораздо больший контроль над тем, что и в какой последовательности он изучает. Следует учитывать, что организация текста, накладываемая на него самим обучаемым, является для этого обучаемого более выразительной и обоснованной, нежели та организация, которую мог бы предоставить автор. Это означает, что каждый обучаемый в рамках учебного материала «прокладывает свой собственный путь», наиболее отвечающий его индивидуальным потребностям, что особенно характерно для большого объема самостоятельной работы в рамках открытого образования.

Основное назначение методических сценариев, основанных на использовании нелинейного представления информации, заключается в предоставлении именно той информации, которая в данный момент нужна учащимся. Применение такого типа сценариев помогает развить у учащихся самостоятельность и предоставить им многообразие стратегий обучения.

В задачу преподавателей в данной ситуации входит не предоставление ученикам информации по предметной области, а стратегическое руководство и поддержка их путем поиска информации и демонстрации личного опыта работы с гипертекстом [URL: ido.edu.ru/open/multimedia/mult3.htm].

Гипертекстовое представление учебной информации позволяет также достичь понимания учащимися иноязычного текста с помощью гиперссылок. При закреплении учебного материала важно и возможно дать его увязку с прежде изученными и последующими учебными вопросами. Наглядная картина их взаимосвязей в гипертексте дает возможность при закреплении учебного материала подобрать такие задания и вопросы, которые способствуют включению новых знаний в систему ранее усвоенных.

Гипертекстовая технология позволяет учащемуся произвести классификацию учебных вопросов, дает возможность наделить любой учебный вопрос набором некоторых параметров, а также осознать процесс освоения информации на иностранном языке. Кроме того, эта технология открывает довольно широкие возможности для дидактических исследований преподавателем изучения определенных учебных проблем. Таким образом, гипертекстовая технология дает новые возможности по обдумыванию, планированию, контролированию и активному управлению учебного процесса, а также структурированию учебного материала [Калтыгина 2006: 26].

Итак, гипертекстовые технологии в обучении чтению на иностранном языке предоставляют обучаемым простые и наглядные средства конструирования структур материала. Это позволяет обучаемым проявить самостоятельность в выборе изучаемого материала, активно удовлетворить свой познавательный интерес, заняться самообучением. Обычная роль наблюдателя, которую играет ученик, работая с линейными текстами, при таком подходе трансформируется в его активную работу с предлагаемой информацией. Таким образом, технология нелинейного представления информации является прочной основой для развития деятельностных подходов в обучении. Применение гипертекстовых технологий в обучении иноязычному чтению развивает познавательные интересы, повышает внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка, организует самостоятельную познавательную деятельность, формирует понимание нужности, важности изучения иностранного языка в целом и отдельных его разделов.

ВЫВОДЫ

Гипертекст - это термин, обозначающий текст, который разветвляется или выполняет действия по запросу. Гипертекст является принципом организации информационно-поисковых массивов, при котором отдельные информационные элементы (в том числе документографические, фактографические, полнотекстовые, графические) связаны между собой ассоциативными отношениями, обеспечивающими быстрый поиск необходимой информации и/или просмотр данных, взаимосвязанных указанными отношениями.

Гипертекст как особая форма организации, представления и освоения информации дает возможность усваивать текстовой материал с учетом множества его взаимосвязей, находящихся как внутри текста, так и за его пределами. В отличие от линейного текста, который можно интерпретировать как длинную строку символов, читаемую в одном направлении, гипертекст - это многомерный текст. В отдельных точках такого ветвящегося многомерного текста чтение можно продолжать в нескольких направлениях в зависимости от информационной потребности.

Гипертекст может иметь несколько уровней изложения и детализации информации. Такая нелинейность гипертекстовой модели предполагает преодоление иерархичности и возрастание свободы в выборе маршрутов чтения. Чем больше степень нелинейности электронного текста, тем в большей степени он является гипертекстом.

Гипертекст можно использовать как средство обучения иноязычному чтению учащихся 7 классов, в результате чего становится возможным исследовательское обучение, при котором обучаемый сам определяет важные для себя знания. Ученик становится активным читателем через принятие на себя функций получателя документов, составителя материалов, что способствует его саморазвитию и повышает интерес к чтению.

Использование гипертекстов на уроках обучения иноязычному чтению


Опираясь на теоретические основы по созданию гипертекстов, возрастные психологические особенности обучаемых и анализ учебно-методических комплектов, были разработаны гипертексты для обучения чтению на немецком языке на материале УМК И.Л. Бим, учитывающие языковой уровень развития и разницу в познавательных интересах обучаемых.

Одной из тем, которая предлагается для изучения в выше рассмотренном УМК по немецкому языку для 7 класса, является тема экологии и окружающей среды. Разработанный гипертекст в рамках данной темы можно использовать в средней школе при обучении чтению на немецком языке в 7 классе.

Перед тем, как начать проверять рабочую гипотезу данной исследовательской работы, т.е. перед подтверждением того, что использование гипертекстовых технологий будет способствовать формированию коммуникативных умений и развитию социокультурной и социолингвистической компетенции обучаемых, а также формированию универсальных учебных действий и повышению интереса к чтению, представляется необходимым выяснить, на сколько высок в настоящее время у подростков непосредственный интерес к чтению как к речевой деятельности вообще, а также, на каком уровне у них развито данное коммуникативное умение.

В 2007 - 2008 годы ученые выявили одну тревожную тенденцию: в последние годы в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде. Но главной причиной широкого общественного резонанса стали все-таки цифры опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), согласно которым 35% россиян вообще не читают книг. И здесь речь также идет преимущественно о молодежи, каковую обычно принято именовать будущим России.

Треть российских школьников ничего не читают вне школы - ни художественной литературы, ни газет, ни журналов. Такие данные содержатся в отчёте Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая провела специальное исследование в 65 странах мира с целью выяснить уровень интереса к чтению среди подростков. «Интерес наших детей к чтению гораздо ниже, чем в таких странах, как Албания, Китай, Казахстан, Таиланд. Больше чем у нас читают подростки в Индонезии, Перу, Франции, Австралии, Италии», - подчеркивается документе [URL: sergio63.livejournal.com/].

Но каковы же причины столь низкого интереса к чтению среди подростков? Опрос 2008 года среди школьников выявил следующие причины:

  • много отвлекающих моментов - Интернет, телевизор, компьютер, явления, которые поглощают внимание ребенка;

  • нехватка времени. Школьная программа усложняется, количество предметов увеличивается, нет сил и возможности читать литературу для души. Опрашиваемые читают только то, что необходимо для учебы;

  • изобилие массовой литературы и популярной культуры, отвлекающей от литературы классической. По словам детей, серьезная литература требует больших духовных затрат.

Для исследователей проблемы чтения в России был интересен также и вопрос, с какой целью читают подростки. Психолог Малахова Н.Г. озвучила результаты опроса, проведенного среди подростков. На вопрос, почему, зачем, с какой целью дети читают, 11% 13-14-летних подростка ответили, что читают по причине того, что это полезное занятие. 33% учащихся читают с целью получения информации и знаний [URL: rureferat.ru/articles/355/].

Однако согласно последним данным международного исследования PISA, по качеству чтения и пониманию текста подростками Россия среди 65 стран заняла 41-е место. Хотя еще недавно была на 27-м.

Надо сказать, исследование PISA не интересуется, что именно читают школьники и какие тексты - обычные или электронные, оно отвечает на вопрос: как дети могут использовать то, что прочитали и какие выводы сделали? Для этого надо понять текст.

В 2009 году выяснилось, что подавляющее большинство российских подростков плохо понимают смысла текста, однако они демонстрируют относительную умелость в извлечении нужной информации и интерпретации авторских сообщений и слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению. Более-менее применить содержание прочитанного к знакомой жизненной ситуации готовы 72 процента подростков. Из них лишь 14 процентов готовы с помощью текстов обучаться самостоятельно [URL: rg.ru/2012/02/14/chtenie.html].

Приведенные выше данные исследований подтверждают, что интерес подростков к чтению как к виду речевой деятельности очень невысок. Быстрое распространение компьютерных и Инетернет-технологий и обилие информации из ТВ и сети Интернет делают чтение книг все менее популярным занятием среди подрастающего поколения, что также негативно сказываются и на интересе к чтению текстов в учебнике, в том числе и на иностранном языке. А отсутствие интереса порождает низкий уровень развития данного коммуникативного умения.

При низком уровне развития умения чтения учащиеся, читая незнакомый текст на иностранном языке, вынуждены часто обращаться к словарю за переводом незнакомых слов, что значительно увеличивает время, проведенное за чтением, а, следовательно, снижает и мотивацию к данному виду деятельности. Постоянное перелистывание словаря в поиске нужных слов снижает качество получаемой информации и не приносит удовлетворения от самого процесса чтения.

На основе вышесказанного становится ясно, что использование гипертекстовых технологий при обучении средних подростков чтению на немецком языке должно оправдать себя, и, в конечном итоге, должно повысить уровень развития данного коммуникативного умения обучаемых, а также повысить мотивацию к дальнейшему самостоятельному чтению на немецком языке.

Работая с гипертекстами при обучении чтению в 7 классе, учащиеся могут заниматься как в школе на уроках, в компьютерном классе, так и дома самостоятельно. Разработанные гипертексты, как уже было упомянуто выше, могут применяться в рамках изучения темы «Sorgen wir gemeinsam für unseren Planeten Erde».

Но необходимо отметить, что начинать использовать данные материалы, по нашему мнению, следует на этапе тренировки, когда учащиеся уже знакомы с новыми лексическими единицами, грамматическим материалом и основным содержанием темы.

Если говорить о содержании текстов, то вначале обучаемые во время чтения сталкивались с информацией, описывающей экологическую ситуацию в современном мире и перечисляющую основные экологические проблемы. При этом ученикам предлагаются различные задания, два из которых являются заданиями на выбор. Также предлагаются дополнительные задания на контроль усвоения лексического и грамматического материала в рамках данной темы.

Затем надо перейти по ссылке на страницу со следующим текстом, повествующим о защите окружающей среды в Германии. Перед прочтением предлагается просмотр презентации по данной теме, чтобы определить фоновые знания учащихся, а также облегчить понимание текста. Далее по ссылке можно перейти к заданиям на контроль понимания основного содержания текста, а также повторение некоторого грамматического материала, выполненным в программе Power Point Presentation. После этого также следуют задания для работы с текстом, и список сайтов в Интернете, где учащиеся могут найти интересующую их дополнительную информацию, а также узнать о защите окружающей среды в России. При этом обучаемые имеют возможность сами выбрать, о чем они хотели бы почитать, и, руководствуясь ссылками, сами организовывать свою деятельность. Они могут идти по разным путям, использовать ссылки на веб-страницы, а также сами искать материал в Интернете на немецкоязычных сайтах.

После этого обучаемым предлагается познакомиться с немецкой традицией деления мусора. При этом они могут выбрать один из двух предоставленных текстов. Здесь имеются задания для работы над содержанием и вопросы для обсуждения. Дополнительно можно посмотреть презентацию о креативном использовании мусора.

Далее нужно перейти к тексту о решениях проблемы защиты окружающей среды. Так же как и в работе над предыдущими текстами, задания здесь делятся на обязательные и те, из которых можно выбрать одно.

Последним текстом в данных материалах стали мнения людей о проблеме окружающей среды, на который можно выйти, кликнув гиперссылку на немецкоязычный сайт. В этом разделе предлагается выбрать одно из высказываний и написать к нему свой комментарий или вопрос (одно из 2 заданий на выбор) и высказать свое мнение по данной проблеме.

Во многих разделах также присутствуют разноуровневые задания, выполненные в программе Hot Potatoes, на которые также можно перейти, следуя гиперссылкам.

Говоря о предполагаемых положительных моментах в работе с текстовыми материалами с множественными ссылками, предполагающие в большей степени самостоятельную работу, видится необходимым подчеркнуть простоту работы, дающую свободу выбора в получении той или иной информации. Основными преимуществами в работе с такими текстами мы находим такие моменты, как актуальные данные, интересное содержание, меньшее количество времени, затраченное на чтение текстов, разноплановые задания по выбору, не влияющие, однако, на уровень усвоения содержания информации. Среди отрицательных качеств можно предвидеть лишь тот факт, что для занятий в школе не всегда бывает доступна аудитория с компьютерами. Но, принимая во внимание то обстоятельство, что у большинства учеников дома обычно имеется в наличии компьютер, а у некоторых даже ноутбук, можно предположить, что дополнительная работа с данными материалами будет возможна и все стен школы, где учащиеся смогут заниматься в своем ритме и следуя своей выбранной стратегии.

Применение гипертекстов при обучении чтению дает возможность ввести новые аутентичные материалы и облегчить работу с ними, повысить мотивацию школьников к чтению и вовлечь их в процесс обучения, продолжать развивать их общеучебные навыки и умения, а также базовые умения, лежащие в основе чтения (прогнозировать содержание информации по структуре и смыслу, определять тему, основную мысль, делить текст на смысловые куски, отделять главное от второстепенного, интерпретировать текст), а также упростить контроль выполнения заданий на этапе работы после прочтения текста.

И все же, каким бы положительным ни казался результат применения гипертекстовых технологий в обучении чтению, не следует забывать о здоровьесберегающих технологиях при работе с компьютером.

Всем известно, что использование компьютера сопровождается воздействием на организм целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков. У них еще идет формирование мышечного аппарата, поэтому выполнение большого количества локальных движении при малой общей двигательной активности вызывает замедление восстановления и изменение нормального хода восстановительного процесса. При этом неблагоприятные сдвиги суммируются, переходят в общее переутомление.

Установлено, что немалое негативное влияние на пользователя оказывает напряженная зрительная работа с монитором. После длительной работы у пользователя отмечается покраснение глаз, пелена перед глазами, неясные очертания предметов, ощущение усталости, песка, жара в глазах, дискомфорт. Поэтому работу на компьютере следует чередовать с другими видами деятельности, а также проводить гимнастику для глаз [URL: infomedik.info/med/j01091027.htm].

Многие исследователи при обследовании детей регистрируют также значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. В совокупности с большим количеством движений руками при работе с клавиатурой (а они могут достигать нескольких тысяч за период работы) это приводит к переутомлению нервно-мышечного аппарата.

Кроме того, психическому здоровью школьников может быть нанесен вред, связанный с большими объемами и видовым составом информации, доступ к которой осуществляется посредством телекоммуникационных сетей, возможной некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации [Кучма 2008].

Однако контролируемое и регламентированное компьютерное обучение не оказывает отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья школьников, а способствует развитию работоспособности, пространственной ориентации, мышления. Кроме того, перед использованием компьютера и Интернета на уроках иностранного языка, можно ознакомиться с более подробной информацией о влиянии компьютера на здоровье человека, о вредных факторах при работе за компьютером, о гигиенических требованиях к использованию ПК и с рекомендациями для учителей и учащихся при работе за компьютером. Также при работе с компьютером на уроках можно проводить физминутки, что очень положительно будет сказываться на здоровье учащихся и давать им немного отвлечься и расслабиться от работы.


© 2010-2022