Организация процесса обучения английскому языку на деятельностной основе»

Опыт работы по УМК М.З.Биболетовой "Enjoy English" доказывает актуальность пособия в наше время, т.к. осуществляется преемственность в обчении английскому языку.  Особенность состоит в том, что оно опирается на деятельностный аспект осознанного раннего овладения всеми видами речевой деятельности английского языка. В младшем школьном возрасте у ребенка не всегда возникает потребность в теоретических знаниях, а как известно, мотив исходит из потребности, а  естественной в говорении на другом языке...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5






Приложение №4


Тема самообразования:

«Организация процесса обучения английскому языку

на деятельностной основе»



Организация процесса обучения английскому языку на деятельностной основе»Организация процесса обучения английскому языку на деятельностной основе»




Тихомирова Ольга Вячеславовна

учитель английского языка







г. Муравленко

Тезисы:

Цель: Обобщение опыта обучения английскому языку на начальном этапе через комплексную реализацию воспитательных, развивающих, практических и образовательных задач, направленных на всестороннее развитие личности учащихся.

Задачи:


  • Образовательная состоит из формирования навыков и умений самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач в устной речи и чтении в рамках тематических ситуаций, а также в:

- формировании навыков самоконтроля речи других детей;

- приобретении элементарных страноведческих знаний.

  • Развивающая: развитие у детей психических функций памяти, внимания, воображения, произвольности внутренних действий, познавательных способностей (словесного логического мышления, осознания языковых явлений), эмоционально-волевой сферы.

  • Воспитательная: способствовать воспитанию через предмет положительного отношения к выполняемой деятельности, формированию внутренних мотивов учения, создающих интерес к предмету.

Методическое пособие актуально в наше время, так как осуществляется преемственность в обучении английскому языку ДОУ - школа ориентирована на учителей, работающих в младших классах по УМК "Enjoy English" (2 - 4 классы), авторы М.З. Биболетова, О.А. Денисенко и другие, а также на учителей, ведущих кружковую работу в детских дошкольных учреждениях.

Особенность состоит в том, что оно опирается на деятельностный аспект осознанного раннего овладения всеми видами речевой деятельности английского языка. В младшем школьном возрасте у ребенка не всегда возникает потребность в теоретических знаниях, а как известно, мотив исходит из потребности, а естественной в говорении на другом языке у ребенка в учебных условиях нет. Поэтому, чтобы овладение знаниями и говорение на иностранном языке стали для него потребностью, необходимо апеллировать к методам познавательного интереса, опирающиеся на неожиданность, занимательность, на создание ситуации успеха, ролевые игры.




Из опыта работы учителя по организации процесса обучения английскому языку на деятельностной основе в начальных классах.

Цели и задачи обучения И.Я. на начальном этапе обучения.

В ныне действующей программе для школ с углубленным изучением английского языка основная цель формулируется следующим образом: «развитие способностей школьников использовать ИЯ как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира». Причем «диалог культур» понимается не только как знакомство с культурой англоговорящих стран, но и как «ознакомление с особенностями жизни и быта россиян, духовным наследием России и ее вкладом в мировую культуру». Обучение ИЯ на современном этапе - это не просто процесс передачи и накопления знаний. Это процесс развития учащихся. Основная цель, к которой должна стремиться современная школа, - это развитие способности думать. Еще Л. Пастер (1822 - 1885) сказал, что из всех народов первым будет тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности. И Я вносит неоценимый вклад в решение этой проблемы. Через коммуникативную (практическую) цель

достигаются воспитательная, образовательная и развивающая цели, а это и есть всестороннее развитие личности. Таким образом, И Я принадлежит важная роль в решении основной задачи школы - развитие и формирование личности школьников.

Уже на ранней ступени (первый год) начинается обучение АЯ как средству общения и процессу воспитания, образования и развития учащихся с помощью этого языка.

За многие годы работы в начальной школе я вижу достижение воспитательных и образовательных целей в том, чтобы:

1) привить устойчивый интерес детям к изучению языка;

2) обеспечить гармоническое развитие личности ребенка, обращая внимание на формирование основных психических механизмов (памяти, внимания, мышления, эмоциональной сферы, воображения); на развитие умения вступать в коммуникацию; на создание дружного коллектива детей;

3) дать учащимся элементарные сведения по лингвострановедению (о странах изучаемого языка, некоторых обычаях и традициях англичан, литературных и сказочных героях).

Осуществление практических целей я предполагаю:

1) введение и отработку всех звуков английского языка (в словах, сочетаниях слов, простых предложениях) с ипользованием при этом необходимых опор (графических - транскрипции, сигнальных карточек; ассоциативных - звукоподражания, например: шум дождя, ветра, стук колес поезда, пение птиц…); работу над интонацией утвердительного и вопросительного предложений (активно-общие вопросы);

2) формирование аудитивных умений учащихся на базе выражений классного обихода, команд и распоряжений (необходимых в процессе проведения игр), рифмовок, стихотворений, песенок, а также коротких рассказов, историй, сказок ( сопроввождение наглядностью, движениями, жестами, повторами, вопросами к детям по ходу слушания, выборочным переводом - игра в переводчика);

3) формирование элементарных умений монологической и диалогической речи на основе тематики и ситуаций, близких к интересам данной возрастной группы.

Изучив работу «Организация процесса обучения ИЯ на деятельностной основе» известного психолога И.П. Гальперина, которая представлена теорией поэтапного формирования умственных действий за счет психологической теории управления учением(усвоением) , построенную с учетом закономерностей процесса усвоения, я пришла к выводу, что деятельностный подход к обучению английскому языку открывает большие возможности и позволяет по-новому построить процесс обучения языку, исходя из своих возможностей, а также индивидуальных особенностей своих учащихся. Единство деятельности и сознания - один из основных принципов психологической теории деятельности, который становится основным методологическим принципом теории обучения языку. В связи с этим можно творить внутри системы УМК, не нарушая ее принципов, дополняя современными евростандартами. Так, во 2-ом классе я работала по УМК «Big Red Bus - 1», состоящий из: Student's Book, Activities Book, аудиокассет и видеокассет.

Первый год обучения ведется на основе воспитывающего обучения и индивидуализации (звукового задания и видео-курса), наглядности, активности(высокая физиологическая подвижность), сознательности, посильности и других общедидактических принципов, реализуемых в процессе преподавания ИЯ.

Main objectives of the first course:

  • To build up the children's confidence and develop their linguistic, social and emotional skills/abilities/

  • To lay the foundations for future study in terms of language-learning skills strategies, vocabulary, basic language functions and structures.

  • To make English enjoyable and fun.

  • To encourage children to use English as a mean of communication/

  • To enable children to talk about themselves and the world around them.

  • To link English with other subjects in the school curriculum such as Maths, Science, Art and Craft, Music and Drama.

The linguistic aims are deliberately limited, as the emphasis of the course is on developing expose the children to a lot of new language which is for recognition only. Though the main emphasis is to develop the children listening comprehension skills, children are also led to use a limited amount of language in carefully graded communicative activities. Reading and writing only appear after the language has been presented and experienced at oral level.

Обучение английскому языку в первый год ведется устно (за исключением алфавита и транскрипции), учащиеся овладевают, прежде всего, аудированием и говорением - двумя взаимосвязанными сторонами устной формы коммуникации, причем аудированию придается особое значение. Оно является и целью, и мощным средством обучения, так как через него происходит усвоение лексической стороны английского языка и его грамматической структуры. Все это способствует формированию аудитивной памяти учащихся, без чего невозможно дальнейшее овладение языком как средством общения.

По мнению Е.И. Негневицкой (известный методист и автор УМК по английскому языку для начальной школы), целью обучения языку является выработка умения учиться языку. Научить учиться языку означает научить ребенка искать те способы, которыми этот язык отражает действительность, сформировать у ребенка незначительный, но достаточный для объема теоретических знаний, которые являются содержанием учебной деятельности. Психологическая теория деятельности выделяет три стороны: мотивационную, целевую и исполнительную.

В методике раннего обучения ИЯ в качестве основного мотивирующего приема используется проблемная история - сказка. Big Red Bus is a story based on English Course. Each unit is built around a central story which is linked to a topic of special interest to children. The activities and tasks are built around the language and content of the story to suit the specific needs, interests and physiological characteristics of the young learner. There are a number of role play activities in which children , either in groups or in paips, reproduce the main dialogues that appear in the stories.

It is important that the children practice the dialogues by listening to them on the cassette and repeating the sentences with accurate pronunciation and intonation. Then I ask some volunteers to act it out for the rest of the class. Using the puppets or wearing the masks stimulates children and makes the act-out activities more enjoyable. A lot of English can be used in the class in a very natural context. The list below is just a very simple example of classroom English:

Good morning/ afternoon, Hello/How are you? / I'm fine/ well/O.K./so-so, thanks.

You are late today. May I come in? Yes, you may.

Where are you from? I'm from Russia/Canada/Britain/America.

What's your/his/her name? My/his/her name is … Glad/Nice to meet/see you. Pleased to meet you.

Open/close the door/the window/your books. Go to the blackboard. Come here, please.

Look at the picture/ the blackboard… Listen to the cassette/to me/to Kate…

Draw. Colour. Cutout. Glue . Write. Work in pairs/ groups of three/four… Repeat, please.

Thank you. Good job/Very good/Very nice/Well done.t Finished? Be quiet/Keep silence.

Stand up! Sit down! I understand. I don't know.

В процессе обучения детей младшего возраста огромную роль приобретает игра. Практически любое упражнение можно провести в форме игры, соревнования и т.д. Чем больше игр, тем интереснее детям учиться, тем прочнее формируемые умения. Так при отработке фонетики звуков [ i ], [gi ], [ dj]используется песнопение - chant. Мы разыгрываем ситуацию, вначале дети только слушают запись на кассете. Tape script

1 2

Big big big Big big big

Big red bus Big red bus

Big big big Big red

Big red Big red bus

Bus-

Play the cassette again.

Учащиеся вначале следят за ритмом песни и щелкают двумя пальцами в первом куплете, во втором - хлопают в ладоши.

Затем учащиеся становятся друг за другом, руки на талии, и двигаются по классу, делая три медленных шага вперед на слова Big big big, три быстрых шага Big red bus , прыгают вперед Big red , прыгают и кружатся Big red bus.

"Hansel and Gretel dance"

1 2

Here's the simple dance you know, With your right foot, heel and toe

All you do is heel and toe Then your left the same will go,

In a line, hang on tight. Forward jump, back and then

We will dance and sing all night Forward jump and jump again.

Tra - la-la-la-la-la-2

Tra - la-la-la-la-la-la-la-2

Дети становятся друг за другом, руки на талии впереди стояшего. Все выполняют движения песни из известной «Летки-енки».

На отработку счета от 1-10 поем, играем песню «Ten little elephants»

One little Four little Seven little

Two little Five little Eight little

Three little elephants Six little elephants Nine little elephants

Ten little elephants

Учащиеся поворачиваются лицом друг к другу, хлопают обоими руками.

Рифмовка на счет "Eeny, meeny". Выбираем ведущего.

"Eeny, meeny, miny,mo

Catch a monkey by his toe.

If he cries, let him go,

Eeny, meeny, miny, mo.

One, two, three, four, five, six,

Seven, eight, nine, ten.

Ведущий становится у доски спиной к классу или закрывает глаза. Один из класса проговаривает рифмовку, если ведущий правильно угадывает имя, они приветствуют друг друга (Hi, Kate/Hi, Mike), меняются местами. Счет 1-10. Я раздаю учащимся карточки с цифрами, они выходят к доске, выстраиваются по порядку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10. В группе 12 учащихся, остальные двое считают, затем закрывают глаза, дети меняются местами, поэтому счет становится 3 1 5 2 8 10 4 6 9 7. Если ученик сбился со счету, он берет цифру и становится у доски.

Задавая вопрос "What number is it?", вешаю на доске карточку с цифрой - 1.

  • Moving game: Listen and do.

Stand up. Sit down.

Stand up, walk, sit down.

Stand up, walk to number 1, touch number 1.

Sit down.

  • Вешаю плакат на доску с цифрами в расброс, посередине цифра 10.

4 8 3

6 2

7 1 5

9

10

6 1 9

3 5 2

4 8 7

Два ученика выходят к доске:

Рl - 1: 3(three) Pl - 2 7(seven)

Class: That's right.

Pl - 1: 4(four) Pl - 2 8(eight)

Class: That's wrong. (в том случае, если учащиеся ошибаются, и в сумме не получается 10)

  • Раскладываю карточки с числами на столе, в разброс 3 5 7 2 4 1 8 6 10 9. Класс делится на две команды. К столу подходят одновременно по одному представителю. Учитель или водящий называет число по-английски. Задача играющих - быстрее соперника взять нужную карточку. Побеждает команда, набравшая большее количество карточек.

  • Игра используется при работе над любой темой. Дети встают в круг. Водящий бросает мяч одному из участников, называя слово, например, по теме «Animals». Играющий, поймав мяч, произносит его английский эквивалент и возвращает мяч водящему.

T: собака

Pl-1: a dog

T: слон

Pl-2:an elephant И т.д.

Games are valuable, not only for the sheer enjoyment they provide, but also for a child's overall physical, emotional and social development. Through games children begin to comprehend many of life's lessons. The better way is to learn how to follow directions, discover the value of rules, understand fair play, work together toward the goal and experience the intense that are the part of winning and losing.

"Follow me" - children stand in a line, single file. One child is the leader.

Action:

As the leader moves around the room doing a specific action such as clapping hands, tapping head, flying, swimming, etc., the children follow the leader and copy the actions. When the verse is finished, the teacher goes to the end of the line and the next child becomes the leader. Continue until all have been the leader.

Follow me, follow me

And do just as I do,

When I've done,

I'll step aside

And follow you.

В первые два года обучения преобладают: устно-речевое общение на основе усвоения элементарных грамматических структур с глаголами в Present Simple: to be, can, to have. Активизация в речи учащихся:

'to be' - What is your name? How old are you? I am 7.

What is his/her name? How old is he/she? He/She is 8.

My name is Janet. What is it? It is a box/a fox/a cat/a frog.

My name is Janet. Where are you from? I'm from Russia.

That's my name. Where is he/she from? He/she is from Britain/Canada.

"Can" с глаголами движения

I can run. He can jump. My monkey can climb. Her bird can fly. His fish can swim. He can write, read, sit …

"Like" My monkey likes bananas. A cat likes milk. A dog likes meat. I like juice. I like to drink a cup of tea. I like to eat soup.

"to have" I have a dog. My dog is black and white. He can run and jump. He is funny.

She has a small cat. Her name is Murka. She is brown. She likes to eat mice.

а также системное изучение графики английского алфавита и некоторых особенностей орфографии при условии постоянного расширения лексического запаса детей. Со второго полугодия учащиеся знакомятся с алфавитом. Они учатся называть буквы, читать их в транскрипции, произносить звуки, которые эти буквы передают, а также писать их в полупечатном варианте.

Во-первых, полупечатный шрифт облегчает обучение чтению(детям не нужно овладевать еще одним кодом);

Во-вторых, полупечатный шрифт имеет широкое хождение в мире, им пользуются многие люди, владеющие английским языком (при расширяющейся компьютеризации);

В-третьих, как показала практика, детям младшего возраста легче овладеть этим видом шрифта.

Дети очень любят веселые песни про алфавит. Вместе с крокодилом из видеокурса дети поют и подражают действиям крокодила:

A B C D E F G

Sing, sing, sing with me

H I J K L M N O

P Q R S T U V W X W Y Z

In my head, in my head.

Song:

ABCDEFG sing the

alphabet with me HI

JKLMNO Yes, that's

good, on we go PQRSTU

I like singing it with you V

WXYZ - That's the English alphabet!

В конце учебного года провож у тест на знание алфавита "Test for beginners"

Test for beginners

Напиши транскрипцию к буквам (5б)

B b - […]

J j - […]

G g - […]

H h - […]

D d - […]

Напиши буквы к транскрипции (5б)

[eitf] -

[ou] -

[i:] -

[wai] -

[ju:] -

Соотнеси стрелочкой буквы с транскрипцией (5б)

L l [kju:]

W w [pi:]

P p [el]

Q q [zet]

R r [d/\blju:]

Z z [a:]

Найди пропущенные буквы в алфавите и напишите их (3б)

A B CD E F G I J K L M N O P Q R S T V W Y Z

1.

2.

3.

Now I know the alphabet! Оценка ______

В 3и 4 классах продолжается комплексная реализация целей за счет подбора языкового и речевого материала, тематики устной речи и соответствующих ситуаций речевого общения, упражнений для формирования навыков и умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении и письме по УМК И.В. Верещагиной. В процессе преподавания английскому языку важно соблюдение принципа учета родного языка. Родной язык учащихся принимается во внимание при формировании произносительных, лексических, грамматических, орфографических, графических навыков. Например, показ общего и различного в произнесении звуков, звукосочетаний помогает учащимся в овладении произношением на английском языке. Учет возможностей переноса и интерференции сказывается на количестве и качестве упражнений. Это имеет место и при обучении графике, и орфографии, где опора на родной язык будет ускорять овладение английским алфавитом, содержащим много общего в написании букв, а в орфографии - слов, написание которых совпадает с написанием в родном языке, типа sport, museum, theatre, tennis, football,soup. Чтобы разнообразить и облегчить работу над техникой чтения, я использую рифмовки, объясняющие наиболее трудные случаи чтения, которые помогают детям быстро и легко усвоить основные правила чтения.

  • E, I, Y Нас, малыш, не забывай! Мы зовемся e, I, y.

Если слева С стоит, она весело свистит(ceiling, cinema, bicycle)

После С когда нас нет, кашель слышится в ответ (music)


  • E, I, Y Нас, малыш, не забывай! Мы зовемся e, I, y.

Если слева g стоит, как мотор она гудит (gentleman, giraffe, gymnastics)

После g когда нас нет, кашель слышится в ответ(pig, gold)

  • Немая е - Меня Яга заколдовала злая, когда я на конце, я не читаюсь(give, people)

  • e, I, o, a - Если будет на конце русская немая е, нас в словах произнесите, словно буквы в алфавите (Pete, like, table, home, name, Kate)

  • u - Я- простая буква и, но не знаю роль свою. Если слог закрыт, тогда звук похож на букву а (сup, gun)

  • ck - Злится k на букву c. Почему? Не знаю. Но когда вдвоем они, я лишь к читаю (clock, pack)

  • ee - Мы- сестренки-близнецы, годовалые мальцы. Если рядом мы пищим потому, что есть хотим (deep, meet, teeth)

  • h - Если s передо мной, как змея шиплю я (shelf, she). Если с передо мной, тишины прошу я (chess, chicken)

  • th - Первокласснику пока трудно сладить с нами, надо кончик языка захватить зубами (thick, father, mother, three, thing)

  • igh - Если буквы igh мы поставим рядом, они будут все втроем «ай» кричать с досады (night, light, bright)

  • wh - Если будет справа буква о стоять, надо будет только h[h] один читать (whose, who). Букву о мы заменили, w читать решили (what, white)

  • a - Роль дана мне не простая: алфавит я начинаю. Мне совсем не тяжело перед l звучать как о (talk, chalk).

Обучение аудированию в 2 - 4 классах

Аудирование - понимание воспринимаемой на слух речи - составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать в памяти во время слушания, осуществлять вероятное прогнозирование, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую информацию.

Говорение и аудирование - две взаимосвязанные стороны устной речи. Фазы слушания и говорения в общении пересекаются. Аудирование - не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. Для того, чтобы сделать процесс обучения увлекательным, я использую ТСО и наглядность "Flash Cards" в предъявлении и отработке новой лексики в речи учащихся.

Flash Cards are a flexible resource for vocabulary development activities at school or at home. They can be used to make repetitive practice interesting and fun. Children need to repeat new language many times before it becomes familiar. For this reason it is best to make flash card activities an integral part of lessons or homework rather than using these games just as a reward.

Listen and say.

To liven up (learning new vocabulary), show a card with an unknown word on it (for example, octopus). Hold the cards or use Blue-tak to attach it to the board.

-Ask what is it? Keep the word covered. Children may answer in their mother tongue.

-Say the word in English and ask them to repeat it.

-Then show the written word on the back of the card and say "Yes, it's an octopus."

Show and say/

To revise several new vocabulary items, take each card in turn and quickly show it, then hide it.

-Ask: What is it? or What is he/she doing?

-Alternatively, cover the picture and reveal it slowly, bit by bit, asking children to guess what it is or what the person is doing.

Language Practice Games:


  • Find and say

Take the cards from one group, for example, "Animals", check that the children know each card, place them in different positions around the room. The animals should be in, on, behind the object which the children already know, for example, a book or a chair. The children look for the animals. As they find each one they write or say a sentence about its "; ">

  • Memory game

Choose a group or groups of cards. Draw a grid on the blackboard and lable the squares using letters vertically and numbers horizontally. Fix the cards one by one onto the squares using on the board and get students to say what it is or what is happening on each card as you do it. Once you have put all the cards up, give the students one minute to memorize the positions while you make a note of the grid references.

Now take the cards down. Players take it in turns to call out a word (for example, ice-cream)and give its grid reference. If the player gets it right, give her/him the card … Continue until all the cards have been won.

Обучение говорению как процессу продуктивному, т.е. требующему от учащихся построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу. Говорение может выступать в форме монологического (связного) высказывания и диалогического - беседы. На данном этапе обучения говорению можно его рассматривать и как цель, и как средство обучения.

Формированию говорения служат две группы упражнений: тренировочные и творческие. Выполнение первой группы упражнений связано с использованием говорения в качестве средства обучения. Вторая группа упражнений обеспечивает учащимся возможность творческого использования навыков при решении коммуникативных задач. В связи с этим я использую "flip posters" для того, чтобы сделать урок более оживленным, интересным и вовлечь всех ребят в коммуникативную деятельность.

Flip posters is a serious of 20 posters carefully designed for teaching elementary English to school children. Using familiar situations and clear attractive images, they are an entertaining and enjoyable introduction to the foreign language, providing young students with all the basic oral language skills which they need for everyday life. The posters, in fact, adopt a communicative method in which vocabulary and structure are learnt in topic- based lessons. They can be used to facilitate a wide variety of teaching strategies where the aim is not only to encourage vocabulary learning but also and importantly to encourage listening and conversation skills and later reading and writing.

Let's take, for example, the topic "Colours".

Objectives:

  • Asking about the colour of an object.

  • Identifying and saying simple and compound colours.

Vocabulary: red, pink, brown, yellow, orange, blue, purple, green, white, black.

Structures: How many children can you see? I can see four children.

How many children are there? There are three children there.

What colour is it/is this? It's red.

Activities:

  • Invite your students to draw something and colour it as they wish. Alternatively, give the class sheets of paper with numbers on which must be coloured in a particular colour:

Colour number 1 red, colour number 2 green.

Do you like colouring? Yes, I do/ No, I don't.

What's your favourite colour?

What colour do red and blue make? Purple. Right!

What colour do red and white make? Pink. Right!/Good!

What colour do red and black make? Brown. Well done!

What colour do red and yellow make? Brown. Wrong! They make orange.

What colour do blue and yellow make? Green. Right!

What colour do black and white make? Grey. Right!

  • Give each child a piece of different-coloured card. Then call out one colour at a time. The child with the colour you have called must give you the card.

  • You can do this game in pairs. In this case the child who gives you the correct first wins a point against his opponent.

Game "Listen for your colour"

  • The children stand in six lines. If there is no much room in the classroom, the children can make the lines standing beside their desks. There should be at least four children in each line. Give each line the name of a colour. Fix a piece of paper of that colour at the front of the classroom facing the corresponding line and say the colour: blue, yellow, red, green, pink, black- stand in six lines. You are red. You are green.

  • Say the name of one of the colours given (red, browm, green …)Ask the children to crouch when they hear their colour and remain in that position until they hear a different one. Demonstrate this: Crouch when you hear your colour.

  • Any child who stands up or crouches down at the wrong time must leave his or her line, join the teacher and help him/her to spot who makes mistakes. The line with some remaining children is the winner.

  • At first, say the names of different colours given at a very slow speed. Then say them faster or even repeat the same colour twice or three times in more exciting, for example: Yellow … red … green black … blue … yellow … yellow

  • Change the colours of the lines around and play the game again, this time asking different children to call out the colours: Kate, come here and say the colours, please!

Song 1: "Colours"

1. Blue, blue is the colour I see. If you are

wearing blue, then show it to me.

Stand up and turn around, show me your blue

and then sit down.

2. Red, red is the colour I see. If you are

wearing red, then show it to me.

Stand up and turn around, show me your red

and then sit down.

3. Yellow. 4. Green. 5. Black. 6. White.

Action: If children are wearing the colour mentioned in the verse, they stand up, turn around, show the colour and sit down.

Variation: Instead of colour, sing about ribbons, stripes, etc.

Song 2: "I see green. I see yellow"

I see green. I see yellow. I see pink. I see brown.

I see that funny fellow. I can stand up and I can sit down.

I see white. I see black. I see red. I see blue.

I see this, and that and that. I see you and you and you.

  • Find the colours

Get the children to find the colours in the puzzle and circle them. While the class is drawing in the list, a child can write the words on the board.

G

A

I

B

L

U

E

R

P

P

I

N

K

R

E

B

R

O

W

N

E

E

B

R

O

W

N

D

N

J

B

L

A

C

K

T

W

H

I

T

E

P

Y

E

L

L

O

W

Q

В 4-ом классе происходит систематизация грамматического материала, овладение которым осуществляется последовательно. Говорение является важным средством формирования грамматического навыка. После того, как учащиеся ознакомились с грамматическим явлением в структуре и поняли, какую коммуникативную задачу можно решить с его помощью. Сначала учащиеся овладевают структурами с глаголами: to be, to have, can; структурами знаменательных глаголов в Present Continuoиs; утвердительными, вопросительными и отрицательными формами указанных структур.

Изменение глагола to be лучше всего дети запоминают в песне на мелодию «В лесу родилась елочка»:

I am We are

You are you are

He is They are

She is

It is That's all!

Task: Дополни текст, вставляя am, is, are:

I … Sylvia. This … my brother Jim. I … ten and he … five. We … English but we … not in England now. We … on holiday. This … a beach. There … many children there. It … hot and sunny.

Task: Допиши стишок при помощи следующих форм глагола to be: am, is, are.

I …… Swedish.

You …… Chinese.

He …… Swiss.

She …… Japanese.

They …… from Britain.

He …… Iceland.

She …… Austria.

We …… from Ireland.

Task: Допиши стишок используя have got/ has got.

Tom and Ann …… a new school.

Their new miss …… a red dress.

Their new classroom …… a white board.

In their drawers they …… a big mess.

Their new school …… a big gym.

They …… a test every week.

In the yard they …… a stork's nest.

With a stork that …… a red beak.

Необходимость вовлечения детей в учебную деятельность в процессе овладения грамматической стороной иноязычной речи объясняется тем, что целью освоения грамматики является не просто овладение набором грамматических конструкций на уровне имитации, а прежде всего выработка умения передавать средствами изучаемого языка желаемое содержание. То есть деятельность ребенка в процессе усвоения заключается не в пассивном отношении его к усваиваемому материалу, а в активном овладении грамматическими структурами и их преобразования. Предметная деятельность ребенка лежит в основе всего языкового развития. Известный психолог Д.Б. Эльконин отмечал, что овладение языком невозможно без формирования действий с ним, как с материальным предметом. Поэтому действия ребенка с элементами языковой действительности должны стать такими же, как и с элементами предметного мира. В ходе этих действий у ребенка формируются представления о языковой действительности, и эти представления он ставит в соответствие со своими знаниями о предметном мире.

Таким образом, от практических действий с предметами ребенок постепенно переходит к внутренним действиям, осуществляемым во внутреннем плане, где реальные предметы замещены представлениями, а позже понятиями. Первоначально возникшие в практической деятельности представления ребенка о свойствах изучаемых грамматических явлений позже используются им в ситуациях общения. Переработка представлений постепенно становится относительно самостоятельной и ребенок начинает мыслить, отвлекаясь от конкретной ситуации общения, начинает преобразовывать, трансформировать исходную грамматическую форму или создавать по аналогии с исходной новые грамматические структуры. Таким образом, ребенок как бы изобретает для него новое, а значит, мыслит. В процессе обучения грамматической стороне иноязычной речи необходимо создавать такие условия, в которых сущность грамматического явления, будучи предметом познания, может раскрыться с особой определенностью. Кроме того, данное грамматическое явление должно стать объектом последующих грамматических преобразований. Только тогда в процессе обучения у ребенка формируется та система мыслительных связей, в которую «помещается» предмет познания. На уроках это достигается при помощи тренировки - репродукции, т.е. имитативного воспроизведения образца. Учащиеся производят образец хором или индивидуально. Далее следует подстановка, когда образец наполняется другими известными ЛЕ. Здесь я использую любимые игрушки детей, которые они приносят на урок.

На доске образец: I have got a cat. My cat is small and white. Her name is Pussy. She likes to eat "Wiscas". She likes to drink milk. She can run and climb. She says: "Myaw-myaw". She is very clever.

Дети рассказывают о своей игрушке, а если у них дома есть любимчик (a pet), то рассказывают о животном. Здесь же применяется упражнение на расширение заданного образца.

Употребите слова и выражения: my favourite toy, a tiny mouse, a big elephant, a red fox, etc.

Для формирования грамматического навыка очень важна операция комбинирования. Задания типа:

Agree/ Disagree.

It's a big dog. - You are right. It's a big dog.

He is a good student. - No, he isn't. he is a bad student.

Снятие грамматических трудностей, т.е. запоминание употребления английских времен, провожу в виде рифмовок, например:

Present Indefinite

Время настоящее запомнить помогу:

Вопрос в начале ставится, потом does или do.

Коль does в начале ставится, в глаголе"s" теряется.

«Где живете? Где живете?» - не смутился я, спросив,

По-английски это просто: Where?Where do you live?

«Где живет его Татьяна?» - я подумал и спросил.

А сказать бы надо просто: "Where does your Tanya live?"

Present Continuous

"I am standing,

I am sitting,

I am reading English book" -

Это время я запомню, и запомнишь ты, мой друг!

Grammar Rhymes: Present Simple

I get up every morning I walk to school with Andy

I dress and comb my hair A friend who lives nearby

I pack my old green schoolbag We watch cars, trams and buses,

And take my teddy bear That in the street pass by.

Jimmy OFTEN rides his bike. Peter SOMETIMES walks his dogs. Wendy SELDOM cleans her room. Big storks ALWAYS hunt green frogs. Children SOMETIMES like to joke. Teachers NEVER understand. Kittens OFTEN run and jump. A fairy ALWAYS has a wand.

В поиске путей, позволяющих в какой-то мере устранить недостатки первичной тренировки учащихся в усвоении лексико-грамматического материала, я обратилась к изучению возможностей применения (в функции подготовительных упражнений) тестов или той формы заданий, которую в зарубежной методике относят к «объективным» тестам и называют «multiрle - choice items».

В основе выполнения теста лежит сравнение, комбинирование языкового материала, и только выбор правильного ответа требует осуществления тех операций, которые необходимы для функционирования речевой деятельности в целом. Например:

Заполни пропуски подходящим словом

The cats like

a)apples b)milk c)bananas

Для теста можно подобрать самый разнообразный материал и группировать его по самым различным признакам (формальным, семантическим), по внешнему сходству, по значению, принадлежности к тем или иным грамматическим/семантическим группам. Например:

Подчеркни лишнее слово:

1. puppy, kitten, parrot, girl. 3. Swim, think, snowball, come.

2. white, what, yellow, grey. 4. Pupil, teacher, nice, doctor.

С помощью теста можно организовать работу, которая требует осмысления достаточно изолированных аспектов языковых единиц: формы, значения, употребления. Тесты можно составить так, чтобы тот или иной признак слова мог быть объектом специального внимания и деятельности учащегося, являясь решающим для нахождения правильного ответа. Например:

Заполни пропуски словами: hockey, name, basketball, football, tennis, table tennis.

This is my friend. His … is Tom. He is … . He likes to play … and … . Tom can play … very well. He knows how to play … very well. He can't play … but he wants to play it very much.

Тестирование учащихся сводит до минимума вероятность субъективизма знаний в оценке знаний учащихся. Перспектива объективной оценки знаний и возможность объективной самооценки значительно повышают эффективность работы.

Внеклассная работа по предмету является важнейшим компонентом деятельности учителя и учащихся. Она позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому языку, углублять и расширять их лингвострановедческие навыки и умения; помогает учителю увидеть наиболее способных детей, а учащимся показать свои склонности и способности к тому или иному виду деятельности; способствует реализации практической, воспитательной, развивающей и образовательной цели.

Известны три формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая и массовая. Все они возможны на начальном этапе обучения.

  • Индивидуальная форма включает разучивание стихов при подготовке к празднику "Mother's Day", разучивание роли из небольших инсценировок, подготовку учащихся к ведению программы.

  • Групповая - работу учащихся в кружках, например, в кружке "Pen friend". В этом возрасте дети с удовольствием пишут, рисуют и пишут письма.

  • Массовая - проведение разнообразных утренников: праздников "Christmas Day", "Easter"…

Внеклассная работа помогает развивать мотивацию изучения английского языка.

Список литературы:

1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Высшая школа, 1991.

2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. The English Word: учебник/И.В. Арнольд.- М.: Высшая школа, 2006.

3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека/Н.Д. Арутюнова. - 20е изд., испр.-М: Языки русской культуры, 2000.

4. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения/ Е.С. Кубрякова.- М: Языки славянской культуры, 2004.

5. Лич Д. Коммуникативная грамматика английского языка - Communicative Grammar of English: пособие для учителя/ Д. Лич, Я. Свартвик - М.: Просвещение, 2006.

6. Мороховская Э.Я. Практикум по теоретической грамматике - Theoretical Grammar through Practice: практическое пособие/ Э.Я. Мороховская. - Ленинград: Просвещение, 2003.

7. Kaplan, J.P. English Grammar: Principles and Facts / J.P. Kaplan. - Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice - Hall, Inc., 2005/

8. The Oxford Dictionary of English Grammar / E. Chalker, E. Weiner. - Oxford University Press, 2008.

9. The Concise Oxford Dictionary of Linguistics / P.H. Matthews. - Oxford University Press, 2007.

10. Гальперин И.Р. Организация процесса обучения иностранному языку на деятельностной основе / И.Р. Гальперин. - М.: Высшая школа, 2001.




© 2010-2022