«SWOT-АНАЛИЗ» КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРАГМАТИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Армянинова Д. Ю.

(г. Горловка)

Ассистент кафедры педагогики и

методики преподавания иностранных языков

Горловского института иностранных языков


«SWOT-АНАЛИЗ» КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРАГМАТИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ

Преподавание иностранных языков в школе зачастую несколько оторвано от реальности, многие темы абстрактны, что сказывается как на мотивации учащихся, так и на закреплении в практической речевой деятельности знаний, навыков и умений, полученных в процессе обучения. Чаще всего при общении с иностранцами у учащихся возникают трудности, такие как психологический дискомфорт, формулировка логически законченного высказывания, особенно если в диалоге/монологе нужно рассмотреть ситуацию с разных, зачастую противоположных сторон. Поэтому в процессе обучения иностранному языку необходимо обеспечить связь учебной иноязычной деятельности с внешней средой, научить ученика передавать реалии родной культуры средствами иностранного языка [1, с. 72-76].

Для реализации поставленных целей преподаватели должны создать благоприятные внешние условия, отвечающие внутренним устремлениям учеников, связанным с овладением иностранным языком и культурой; актуализировать личностные и профессиональные потребности школьников в изучении иностранного языка и культуры; развить мета когнитивные стратегии по овладению иностранным языком; развить компетенции самообучения. Основными средствами обучения на уроках должны стать интерактивные технологии прагматизации речи, среди которых особо стоит выделить технологию «SWOT-анализ», которая адаптирована к условиям обучения учеников аутентичной языковой среды, позволяющей провести своеобразные кросс-культурные параллели, обеспечивающие связь учебной иноязычной деятельности в классе с внешними реалиями, установить цепочки связей изучаемого материала с жизненными явлениями вне школы [1, с. 72-76].

«SWOT-анализ» - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы) [2, с. 151-157].

Наиболее известными в этой области стали работы ученых, таких как Н. В. Барышниковой, В. К. Гут, К. Р. Эндрюс, К. Р. Кристенсен, Е. Р. Леранед, О. С. Майсак, Т. Д. Шевченко и др.

Технология «SWOT-анализ» может быть использована в различных условиях обучения иностранным языкам. «SWOT-анализ» помогает учителям структурировать и сосредоточить обсуждение таким образом, чтобы дать возможность ученикам самостоятельно обозначить проблемы, определить приоритетность проблем, установить цели, определить пути и средства достижения целей.

Основу технологии составляет определение сильных и слабых сторон какого-либо явления или процесса (внутренняя среда), выявление возможностей и угроз при взаимодействии с внешней средой, поиск оптимальных путей устранения слабых сторон, нейтрализации угроз и наиболее эффективного использования имеющихся преимуществ.

Данная система позволяет оценить любое событие, явление или мероприятие объективно и непредвзято, выявить преимущества и недостатки, обосновать перспективы развития, сформулировать логически верное высказывание, принимая во внимания различные точки зрения.

Технология «SWOT-анализ» является незаменимой при составлении неподготовленного высказывания, выполнении тестовых заданий «optional choice», помогает при структурировании устного высказывания, чтении текстов, подготовке пересказов и написании сочинений. Практически любое мероприятие (событие, ситуацию, тему) можно проанализировать с помощью системы SWOT, это поможет как в закреплении лексических навыков и речевых умений, так и позволит учащимся позитивно относиться к любой ситуации общения, научит умению концентрироваться и высказывать своё мнение, рассматривать ситуацию с разных точек зрения [3].

Для корректирования работы учеников учитель должен очертить план выполнения работы, например: 1. Preparing questions for the staff and for the visitors; 2. Visiting the place and taking pictures; 3. Collecting data; 4. Analyzing information according to SWOT; 5. Summing up (recommendations); 6. Exchanging opinions; 7. Demonstration of presentations.

Иностранный язык в данном случае выступает в роли средства полноценного общения, а не абстрактного инструмента приобретения языковых навыков в отрыве от реальности.

Итак, технология «SWOT-анализ», адаптирована для целей обучения иностранным языкам, позволяет проводить параллельное изучение внутренней (учебная тема) и внешней (связь учебной темы с жизнью) среды, установить цепочки связей изучаемого материала с жизненными явлениями вне аудитории. «SWOT-анализ» является технологией, которая развивает и совершенствует иноязычную речь учащихся, позволяет им сопоставить полученные знания со своим иноязычным речевым опытом через свою культуру.

Список использованных источников:

1. Барышникова Н.В. Технология «SWOT-анализ» как средство обучения иноязычной речи / Н.В. Барышникова, Т.Д. Шевченко // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 9. - С. 72-76.

2.Майсак О.С. «SWOT-анализ»: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами / О.С. Майсак // Прикаспийский журнал : управление и высокие технологии. - 2013. - № 1 (21). - С. 151-157.

3. iyazyki.prosv.ru/2012/06/contemporary-studyiya/

© 2010-2022