- Преподавателю
- Иностранные языки
- Программа с одаренными детьми (английский язык)
Программа с одаренными детьми (английский язык)
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Исаева Н.В. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное Учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов
План работы
с одаренными детьми
на 2014-2015 уч. год
Составитель:
учитель английского языка, Н.В.Исаева,
победитель Нацпроекта «ОБРАЗОВАНИЕ» за 2013 год
Егорьевск,
2014-2015
Программа работы с одаренными детьми учителя английского языка
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Цели:
создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования
Задачи:
-
Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
-
Использование на уроке английского языка дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
-
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
-
Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности по предмету;
-
Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по английскому языку.
Пояснительная записка
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА говорится, что в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества - сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям. Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога. Вот я и пытаюсь на уроках английского языка строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитывать в них стремление к открытиям.
Каждый ученик является личностью, обладает неповторимыми индивидуальными особенностями и способностью изучать иностранный язык. Исходя из этого, стараюсь так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся.
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Психолог Б.М. Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.
В сферу личностного развития одаренного ребенка входят характеристики:
Увлеченность содержанием задачи - это одна из ведущих характеристик одаренности. Деятельность выступает эффективным средством развития способностей, стимулируется интересом к ее содержанию.
Перфекционизм - это стремление доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям; это упорное стремление переделывать работу до соответствия самым высоким стандартам.
Социальная автономность характеризуется степенью детской самостоятельности и независимости, готовность отстаивать свою точку зрения, стремление действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.
Лидерство выражается в доминировании в межличностных отношениях, совместных делах, что дает опыт принятия решений. Ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя ответственность.
Соревновательность - это склонность к конкурентным формам взаимодействия. Она проявляется в склонности или нежелании участвовать в конкурентных формах взаимодействия.
Широта интересов - это разнообразные, устойчивые интересы ребенка, это основа многообразного опыта. Она проявляется в стремлении заниматься самыми разнообразными, не похожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в разных сферах.
Для познавательной сферы одаренного ребенка свойственны следующие процессы:
Оригинальность мышления - это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Они проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (это рисунки, проекты, различные творческие работы, эссе и т.д.).
Гибкость мышления - это способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи; это умение находить альтернативное решение проблем, менять направление поиска решения проблемы.
Продуктивность (беглость мышления) - это способность к генерированию большого количества идей, разнообразные варианты решения проблем и продуктов деятельности (проекты, брошюры, рисунки, эссе).
Способность к анализу и синтезу. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем, она может быть выявлена практически в любом виде деятельности.
На мой взгляд, только высокопрофессиональный педагог может, имеет право работать с одаренными детьми. Поэтому, важным аспектом в работе с одаренными детьми является самообразование и саморазвитие педагога. Помимо чтения методических журналов, использования различных технологий обучения стараюсь не пропускать различные семинары, конференций, тренинги.
Работа с учащимися, которые интересуются иностранным языком и желающими знать и уметь больше, чем предусмотрено программой, велась мной постоянно. Исходя из задач, поставленных перед школой, пришла к необходимости систематизировать работу с одаренными детьми, выстроить её на научной основе.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Смысл работы с одаренными учащимися:
-
способствовать развитию каждой личности;
-
довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;
-
способствовать развитию общества в целом, поставив ему на службу ресурсы дарования.
Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Большую роль в этом имеет школьный психолог, с которым работаю в постоянном контакте. Стараюсь построить урочную и внеурочную деятельность таким образом, чтобы каждый учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Все чаще применяю новые технологии, которые отвечают критериям личностно-ориентированного образования - т.е. в нашем случае - помогают работе с одаренными детьми. В своей работе использую метод проектов, развивающее, проблемное обучение, элементы технологии «развитие критического мышления», модульное обучение, разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, опережающие задания, творческие задания.
Большое внимание уделяю учебному сотрудничеству - работе в команде или группе. Суть этой технологии в том, что на уроках ребята объединяются в небольшие группы по 3-4 человека, и им дается одно общее задание. При этом оговариваются роли каждого ученика в выполнении задания. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно - за результат всей группы. Поэтому сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале. Сильный ученик выполняет роль учителя: в процессе обсуждения исправляет ошибки, помогает понять прочитанное, грамматические структуры, усвоить лексику и т.д. То есть он обучает, но с другой стороны обучается сам; например, объясняя правило, он сам повторяет его, систематизирует. В то же время он приобретает очень ценные человеческие качества: готовность помочь, ответственность, толерантность.
В работе с одаренными детьми использую интерактивную методику. Интерактивные технологии очень разнообразны. Из их многообразия на своих уроках использую творческие задания и проекты. Творческие задания составляют основу любого интерактивного занятия. Они придают смысл обучению, мотивируют учащихся, Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное правильное решение, основанное на своем личном опыте и опыте своего друга, дают возможность для развития сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Виды творческих заданий:
-
Подготовка докладов;
-
Написание эссе;
-
Подготовка презентаций;
-
Написание реферата;
-
Литературные переводы;
-
Создание стихотворений по образцу
-
Иллюстрации текстов или стихотворений;
-
Создание открыток к праздникам;
-
Исполнение ролей;
-
Подготовка проектов;
-
Постановка спектаклей;
-
Составление кроссвордов, ребусов, словарей.
Для обеспечения максимальной информативности на своих уроках широко использую дополнительную справочную литературу, комплекты дидактического материала, медиаресурсы, систематизированный фонд контрольно-измерительных материалов и разработок по английскому языку. Мною разработан учебный пакет тематических контрольных работ для учащихся старших и средних классов.
Ежегодно оформляю и обновляю информационные уголки для подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и в формате ЕГЭ. Данная форма работы оправдывает себя, так как ученик получает полную и достоверную информацию о структуре и требованиях, предъявляемых к экзаменам и о результатах ЕГЭ. Для правильной организации научного труда школьников в 2011 году составила комплект памяток для учащихся «Как учить иностранный язык». В ней собраны рекомендации по организации работы над совершенствованием навыков по всем видам речевой деятельности.
Мною разработаны и успешно внедряются в учебный процесс программы элективных курсов для учащихся старших классов « Основы переводческой деятельности», программа для подготовки к олимпиадам и ЕГЭ
Эффективность использования данных программ доказывают показатели олимпиад, возрастающий интерес к исследовательской и проектной деятельности. Мои ученики охотно участвуют в олимпиадах, успешно занимаются исследовательской деятельностью, принимают участие в научно-практических конференциях школы и города, становясь победителями и призёрами.
Основными традиционными формами работы с лингвистически одаренными детьми были и остаются:
-
олимпиады (на 3-этапах)
-
интернет-олимпиады
-
конкурсы (сочинений, чтецов, спектаклей, переводов, рефератов, эссе и слоганов, НИР)
-
фестивали
-
организация языковых лагерей
-
создание профильных групп и классов
-
сотрудничество с вузами.
-
творческие мастерские;
-
групповые занятия с сильными учащимися;
-
кружковая работа;
-
интеллектуальный марафон;
-
научно-практические конференции;
-
работа по индивидуальным планам;
-
участие в международном конкурсе «Британский Бульдог», всероссийской олимпиаде Олимпус (зимняя сессия) и международной олимпиаде «Seven Lions»;
-
региональные конкурсы.
Традиционным для нашей школы является проведение предметной недели иностранных языков. Вместе с обучающимися, мы выпускаем тематические электронные и стенные газеты, участвуем в конкурсах на чтение и лучший литературный перевод английских стихотворений, викторинах, посвященных страноведению или значимым датам англо-русских отношений, организуем концерты для младших классов и родителей. Это зачастую способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей.
Одним из ключевых направлений деятельности школы становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой. Исследовательская работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
-
развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);
-
формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
-
даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
-
воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
-
благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих заниматься исследовательской работой. Важно не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на экзаменах, участие в конкурсах). Регулярная кропотливая индивидуальная работа с детьми приносит свои результаты.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми , нужно отметить три основных момента, которые кажутся очень важными.
1. Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и моя задача как учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.
2. Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.
3. Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий.
Список одаренных детей по английскому языку
на 2014-2015 учебный год
№ п/п
Фамилия и имя
Класс
Захарова Ольга
4 «В»
Зеленова Мария
4 «В»
Павлова Виктория
4 «В»
Шарова Валерия
4 «В»
Шелухина Анна
4 «В»
Аксенова Анна
4 «Г»
Ефимова Ксения
4 «Г»
Харламова Дарья
4 «Г»
Малахов Егор
6 «А»
Морозов Григорий
6 «А»
Французова Анастасия
6 «А»
Агекян Анна
7 «А»
Просина Маргарита
7 «А»
Полозов Иван
7 «А»
Байкова Виктория
7 «В»
Бодрина Анастасия
7 «В»
Соколова Анастасия
7 «В»
Агеева Юлия
8 «В»
Кирсанова Дарья
8 «В»
Лисяков Денис
8 «В»
Николаева Валерия
8 «В»
Сурова Елизавета
8 «В»
Шевченко Евгения
8 «В»
Функции учителя английского языка
-
Выявление одарённых детей.
-
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
-
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
-
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
-
Создание в моем учебном кабинете картотеки материалов повышенного уровня сложности.
-
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
-
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
-
Предоставление необходимой информации классным руководителям.
Принципы работы с одарёнными детьми.
-
Принцип комфортности в любой деятельности.
-
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
-
Возрастание роли внеурочной деятельности.
-
Принцип развивающего обучения.
-
Принцип добровольности.
План индивидуальной работы с одарёнными детьми по английскому языку учителя МОУ СОШ №3 с УИОП Исаевой Н.В.
на 2014-2015 учебный год
Мероприятия
Форма
Сроки проведения
Результаты
Участники
Призовые места
Диагностика одаренных детей.
Анкетирование
сентябрь
Учащиеся
4 «В», 4 «Г», 6«А», 7«А», 7«В» и 8 «В» классов
Индивидуаль-ные занятия
Выполнение олимпиадных
заданий
1 раз
в неделю
Учащиеся
4 «В», 4 «Г», 6«А», 7«А», 7«В» и 8 «В» классов
Индивидуаль-ные консультации
Консультация, выполнение заданий в формате аттестации за курс начальной школы, ГИА и ЕГЭ.
1 раз
в неделю
Учащиеся
4 «В», 4 «Г», 6«А», 7«А», 7«В», 8 «В» и 10 «Б» классов
Участие в общероссийских и международных конкурсах
Участие во всероссийском конкурсе «British Bulldog»
декабрь
Учащиеся 4«В» (6 человек), учащиеся 4 «Г» класса (9 учащиеся), 6«А» (12 человек), учащиеся 7«А» (15 человек), 8 «В» класса (8 учащихся) и учащиеся 10«Б» класса (1 человек)
Захарова Ольга -1 место по Егорьевскому муниципальному району;
Шелухина Анна - 3 место по Егорьевскому муниципальному району;
Участие в общероссийских и международных конкурсах
Участие в Международном Конкурсе «Seven Lions»
ноябрь
Учащиеся 4«В» (6 человек), учащиеся 4 «Г» класса (9 учащиеся), 6«А» (12 человек), учащиеся 7«А» (15 человек), 8 «В» класса (8 учащихся) и учащиеся 10«Б» класса (1 человек)
15 победителей 2-й степени;
18 победителей 3-й степени
Участие в научно-практической конференции учащихся.
Конференция школьников
1 раз в год, апрель
Учащиеся
7«А», 7«В», 8 «В» и 10 «Б» классов
2 место Сурова Елизавета
Участие в предметной неделе по английскому языку.
Конкурс проектов, презентаций
1 раз в год,
февраль
Учащиеся с 4 по 10 классы классов
три 1-х места,
два 2-х места
Участие в фонетическом конкурсе
Конкурс чтецов среди учащихся 5-6 классов
1 раз в год, февраль
Учащиеся 6 «А» класса
Участие в Клубе любителей английской песни
Конкурс «Давайте споем вместе»
1 раз в год, февраль
7«А» класс: Агекян Анна, Гонцова Анастасия и Волкова Ирина;
7«В» класс: Бодрина Анастасия
Участие в общероссийских и международных конкурсах
Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» зимняя сессия
январь
Учащиеся 4«В» (6 человек), учащиеся 4 «Г» класса (9 учащиеся), 6«А» (12 человек), учащиеся 7«А» (15 человек), 8 «В» класса (8 учащихся)
Призовых мест нет, но все учащиеся заняли места не ниже 50-го из почти 10 тыс участников в каждом возрастном диапазоне
Дополнительное обучение
Занятия в школе иностранных языков
В течение года
Французова Анастасия 6 «А», Просина Маргарита 7 «А», Сурова Елизавета 8«В», Николаева Валерия 8«В», Шевченко Евгения 8«В», Кирсанова Дарья 8«В», Голубев Никита 10«Б
Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность
В течение года
Учащиеся
2 «А», 2 «Б», 4 «В», 4 «Г», 6«А», 7«А», 7«В», 8 «В» и 10 «Б» классов
Консультирова-ние родителей
Помощь в освоении английского языка вместе со своими детьми
В течение года
Учащиеся
2 «А», 2 «Б», 4 «В», 4 «Г», 6«А», 7«А», 7«В», 8 «В» и 10 «Б» классов
Тематика творческих работ
-
Написание письма личного характера своему сверстнику из англоговорящей страны - для учащихся 7-10 классов;
-
«Веселое Рождество» - для учащихся 2-х классов.
-
Великие писатели Англии (Агата Кристи) - для учащихся 7 класса;
-
Празднование Halloween -для учащихся 7-х классов;
-
Празднование Дня Святого Валентина - для учащихся 10 «Б» класса;
-
Празднование Дня Благодарения - для учащихся 10 «Б» класса;
-
Экологические плакаты «Сохраним нашу планету чистой».
Темы учебных проектов
-
Образование в России.
-
Образование в Англии.
-
Образование в Америке.
-
Мир денег.
-
Великие люди Англии. (Ученые, певцы, актеры, литераторы, художники, музыканты, спортсмены).
-
Великие люди России. (Ученые, певцы, актеры, литераторы, художники, музыканты, спортсмены).
-
Великие люди Америки. (Ученые, певцы, актеры, литераторы, художники, музыканты, спортсмены).
-
Петербург - один из великолепных городов России.
-
Россия - моя Родина. (Достопримечательности, парки, музеи).
-
Правильное питание.
-
Экология. (Создание «Красной книги»).
-
Америка. (Достопримечательности, парки, музеи).
-
Заповедники мира.
-
Великие спортсмены Англии.
-
Великие спортсмены России.
-
Великие спортсмены Америки.
-
Наш век Интернета.
-
Вред от фастфудов.
13