Использование кластера на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С.Е.Карташова

МБОУ «Лицей №3»

г. Братск

Использование кластера на уроках английского языка.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Авторы новых стандартов обозначили несколько групп УУД, в том числе и знаково-символические УУД. Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Я в своей практике использую технологию критического мышления. В этой технологии много различных методов, способов, приемов, которые как раз и нацелены на то, чтобы учить детей получать знания, как на уроке иностранного языка, так и на других уроках.

Кластер - один из самых интересных и эффективных приемов. Кластер («гроздь») - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер - графический прием систематизации материала.

Правила очень простые. В центре - это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями»

Технология составления кластера:

  1. Ключевое слово;

  2. Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;

  3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;

  4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Использовать кластер можно на любом этапе уроке. Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске (обычной и интерактивной), на компьютере и в тетради; индивидуально, в парах и в группах.

Например, в начале урока можно дать готовый кластер или предложить детям составить его самостоятельно.

Кластер неплохо использовать при работе с текстом. Он служит своеобразным планом. Он вполне подойдет для первого предъявления изученного или прочитанного материала. Конечно, лучше всего работать с кластером в группе, но можно дать задание и одному учащемуся. Например, при пересказе или другой монологической работе.

Вполне возможно использовать кластер как небольшой тест. Для этого можно предложить учащимся заполнить в группах пустующую часть кластера или дать переводные варианты предложений по той или иной теме. Составление кластера даёт свободу для фантазии, эксперимента. Он может стать отправной точкой творческого исследования учащегося или группы учащихся. Вот так, например, 2 группы учащихся составили свои кластеры о чаепитии в Великобритании и в России. Затем сравнили их, находя общее и различное в традициях двух стран.

В конце урока кластер похож на тот, что используется в начале урока, но он может быть изменён, расширен или в нём исправлены ошибки. Другой вариант - кластер, как элемент рефлексии: «теперь мы знаем, что …» .

Его составление плавно переходит в домашнее задание, когда одну часть дома нужно добавить или расширить уже составленные части кластера.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что кластер - это интересная и полезная форма работы.

Перечисляя преимущества работы с кластером, можно отметить следующие:

  1. Развивает мозг, не дает мыслить линейно.

  2. Помогает учителю отслеживать понимание темы учащимися.

  3. Способствует получению опыта работы в группе.

  4. Учит распределять рабочее время.

  5. Способствует творческой и исследовательской работе.

  6. Помогает обобщить изученное и установить связи между понятиями и идеями.

  7. Побуждает писать даже тех, кто не любит писать.

А главное, кластер помогает сделать урок более интересным, запоминающимся, ярким и понятным.

Список литературы:

Дорждеева С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках иностранного языка.[ Электронный ресурс], festival.1september.ru/ - статья в интернете.

КонышеваЛ.В. Кластер на уроках английского языка. [ Электронный ресурс], nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk - статья в интернете.

Рубан И.Н. Технология критического мышления на уроках английского языка. [ Электронный ресурс], aneks.spb.ru/index.php/publikacii/ - статья в интернете.

Чуева Л.В. Кластер как способ познания.[ Электронный ресурс], openclass.ru/node/324177 - статья в интернете.











© 2010-2022