Активные методы обучения на уроках английского языка в начальной школе. статья из Педагогического Зауралья №1 2015

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активные методы обучения на уроках английского языка в начальной школе.

Распопова Е.Н.

учитель английского языка

МКОУ «Дубровинская СОШ»

Мишкинский район

[email protected]

Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт вносит много нового. В связи с тем, что его приоритетным направлением является реализация развивающего потенциала. Актуальной становится задача обеспечения развития универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

На начальном этапе изучения английского языка младшие школьники испытывают некоторые психологические затруднения. Вступая в новый языковой мир, обучающиеся часто сталкиваются с трудностями. Основная цель на данном этапе обучения - обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения. И наилучший способ снятия этих барьеров - это применение активных методов обучения. Активные методы обучения - это система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся.

При подготовке к уроку учителю нужно хорошо знать психолого-педагогические особенности развития младшего школьного возраста. «Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей».[1] Но и игровая деятельность занимает очень большое место в их жизни. «Изучение английского языка психологически тяжело для ученика, так как большинство детей загоняют себя в тупик в изучении иностранного языка именно тем, что ставят себе завышенные планки, а именно - разговаривать идеально без акцента и писать без единой ошибки. А ведь этого часто не умеют и носители языка».[2] Мы стремимся к идеальному произношению, правильному произношению звуков, букв и дифтонгов, уделяем большое внимание интонации. Работая над звуковой стороной речи, мы стремимся познакомить детей с песнями, исполненными носителями языка, смотрим фильмы на английском языке. Это необходимо для развития фонематического слуха, но у детей возникает комплекс незнания языка.

Чтобы снизить создавшийся уровень тревожности обучающихся и избавиться от комплекса, учителю следует использовать различные активные методы обучения. Для этого хорошо подходит игровая методика преподавания английского языка в начальных классах, учитывающая такие главные черты младших учеников, как подвижность, активность, эмоциональность и неустойчивость внимания. Задания в форме игры помогают отвлечься от книг и правил и с пользой провести время. Правильное планирование и использование игры способствует тому, что иностранный язык воспринимается не как очередная сложная информация, которую нужно выучить, а как реальное и доступное детям средство общения. В то время как выполнение обычных заданий вызывает у школьников опасение сделать ошибку, участие в играх заставляет их полностью включиться в ее ход, особенно если есть соревновательный элемент и они более уверенно и свободно демонстрируют свои навыки.

При изучении темы «Формы глагола to be в настоящем времени» с удовольствием отправляемся в путешествие. На «волшебной поляне» дети превращаются в цветы и пчелок. Они находят пары с учетом поставленных целей. У пчелок есть определенные имена Is, Am, Are, и собирают они мед только с соответствующих цветочков I, He, She, It, WE, They, You. И когда на следующих уроках нужно вспомнить правило на употребление данного глагола, дети вспоминают, с какого цветка они собирали мед. Таким образом, закрепление сложного грамматического материала проходит непосредственно, и вырабатывается навык автоматического применения правила.

Иногда в путешествие дети отправляются на поезде или пароходе. Билеты учащиеся покупают за рассказ о себе. Они с удовольствием вспоминают нужную информацию и стараются рассказать как можно больше. Таким образом, обучение становится наиболее эффективным за счет повышения интереса и мотивации к изучению иностранного языка.

Для того чтобы поддерживать интерес учащихся к различным видам речевой деятельности, приходится использовать упражнения на речемыслительную деятельность: разыгрывать ситуации по ролям. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. Обычный диалог преображается, и вместо простого воспроизведения реплик, дети вступают в проигрывание своих ролей и оживление фраз. В ходе игры у ребенка появлялась потребность в употреблении лексического запаса для названия атрибутов профессии и описания их качества. При изучении темы «Почта» применяли ролевую игру «На почте». Выступая в качестве продавца или покупателя, запрашивали нужный им товар, конверты, марки и открытки, не забывая указывать цвет, размер или содержание.

При изучении каждой темы, для закрепления лексико-грамматического материала хорошо подходит метод проектов. Его достоинством является то, что ребёнок усваивает информацию благодаря возникшей потребности в знаниях, что, несомненно, требует от ребёнка осознанной активности. Он позволяет органично интегрировать знания учащихся из различных областей для решения отдельно взятой практической проблемы, способствуя развитию творческих способностей личности учащегося. Содержание проекта определяется исходя из конкретной ситуации. Эта ситуация возникает в процессе работы над какой-либо учебной темой, в ходе обсуждения прочитанного текста, актуальных событий современной жизни и т.д. Таким образом мы переносим акцент со всякого рода упражнений на творческую мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

После изучения алфавита мы оформили творческий проект «Фонетическое лото». Дети сами подбирали слова с нужными звуками, рисовали карточки со звуками и картинками к найденным словам. Так закрепление фонетических навыков проходит в интересной для детей форме. Практика показывает, что дети, игравшие в фонетическое лото, запоминали лексику лучше, чем не игравшие. А самостоятельное изготовление игры формирует творческие способности.

Изучение темы «Веселые уроки в лесной школе» мы завершаем проектом «Рождественская открытка». Дети с удовольствием изготавливали открытку-чулок и дарили её своим одноклассникам. Этот приём помогает сформировать коммуникативные навыки, а так же формируется важное для обучающихся умение самоопределения

На одном из занятий учащиеся смастерили закладку-загадку. Такая закладка стимулирует учащихся в воспроизведении полученных навыков по составлению текста на английском языке, а при вручении закладки формируется навык аудирования в живом общении.

Перечисленные выше методы помогают мне не только повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. В процессе проведения таких уроков складываются благоприятные условия для разностороннего развития личности.



  1. Кулагина, И.Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет./Университет Российской академии образования./Материалы предоставлены интернет - проектом globalteka.ru

  2. festival.1september.ru/articles/583920/

© 2010-2022