Методический материал для учителей немецкого языка начальной школы

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика применения страноведческого аспекта при обучении немецкому языку учащихся 2-4 классов.

Уроки в начальных классах станут гораздо интересней, если почти на каждом уроке дети будут получать страноведческую информацию, которая на первых порах должна носить преимущественно занимательный характер. Учитывая возрастные особенности младших школьников, следует отменить, что страноведческая информация будет легче усваиваться при применении нетрадиционных форм урока. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания, учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, урок-путешествие, урок-интервью, урок-проект и другие формы занятий. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т.к. они творческие и необычные, а самое главное - эффективные, но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к. они станут привычными и уровень эффективности снизится.

Остановимся на некоторых формах нетрадиционных уроков.

Урок - проект

Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут

актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Одним из проектов в третьем классе является «День рождения». Дети пишут приглашения на свой день рождения, высказывают пожелания о том, что они хотели бы получить в подарок, обсуждают праздничное меню. При этом следует сделать акцент на то, как празднуются дни рождения в Германии. Итогом проекта является праздник, который проводится в форме сюжетно - ролевой игры с чаепитием. Приятным сюрпризом может быть вручение подарков, которые дети приготовили друг другу заранее. Наполненный стихами, песенками, весёлыми поздравлениями праздник надолго запоминается всем его участникам.

В четвёртом классе дети продолжают работать над проектом «Рождество», который начинается ещё в третьем классе, когда дети впервые знакомятся с традициями и обычаями празднования рождества в Германии, разучивают рождественские стихи и песни, оформляют поздравления друзьям и родным. На уроках учащиеся знакомятся с новой лексикой, готовят подарки одноклассникам. Итогом проекта может быть праздник «Рождественская звезда», на котором учащиеся поют песни, выступают со специально подготовленными художественными номерами. Огромное впечатление производит на малышей праздничное убранство зала, зажжение адвентского венка, сценки из спектакля о рождении Христа. Такой праздник привлекает детей своей яркостью и необычностью.

Главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность её варьирования.

Урок -- путешествие

Сегодня все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранному языку.

Например, интересен урок - путешествие по карте Германии, на

котором учащиеся, переезжая из города в город, знакомятся с самыми

яркими достопримечательностями немецких городов (музей шоколада в Кёльне, музей игрушек в Нюрнберге). Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путём нетрадиционного проведения урока.

Урок - спектакль

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок- спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

На начальном этапе целесообразно обратиться к творчеству немецких сказочников братьев Гримм. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь.

Урок - праздник

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в странах изучаемого языка, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Например, изучение темы «День рождения» в четвёртом классе можно закончить ярким праздником «Приходите в гости к нам!»

Урок - интервью

Вряд ли стоит доказывать, что самым надёжным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определённым количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Логично прибегнуть к элементами ролевого диалога. При этом один из партнёров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника. Например, такой диалог будет интересен при изучении темы «Школа» в четвёртом классе.

Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Урок-мюзикл.

Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами англоязычных стран.

Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции это практикуется сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику выучивают пением.

Песня стала естественным элементом урока в начальных классах. При этом решается несколько задач: пение способствует улучшению произношения, развивает память, несёт большой эстетический и воспитательный потенциал - происходит приобщение к музыкальной культуре страны изучаемого языка. Кроме того, пение вносит в урок разнообразие, снимает усталость.

На нетрадиционных уроках с использованием страноведческого материала удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.

© 2010-2022