Статья: Разновидности групповой работы на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗНОВИДНОСТИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИ ФГОС ООО



Сагитдинова Э. Р.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Началовская Средняя общеобразовательная школа», село Началово

Групповая форма работы является весьма интересной, поскольку существует множество способов ее организации. Обучение в сотрудничестве нацелено на формирование определенных навыков, умений, усвоение понятий, академических знаний, предусмотренных программой. Этот метод позволяет всем ученикам понять материал и усвоить знания. Группы формируют из «сильных», «слабых» и средних учеников. Каждый ученик заинтересован в выполнении задания, понимании материла. Поэтому «сильные» объясняют «слабым» материал, и «слабые» ученики, в свою очередь, заинтересованы в его усвоении. Учитель может попросить любого ученика представить результат работы и оценить его ответ. Е.С. Полат пишет, что в мировой педагогике обучение в сотрудничестве рассматривается как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Уровень знаний учеников повышается, повышается эффективность работы, на каждого ученика выделяется 10-15 минут устной практики. Существуют различные варианты обучения в сотрудничестве.

Один из них это Student Team Learning (STL, обучение в команде). Суть метода STL заключается в постановке групповых целей. Он предполагает самостоятельную работу каждого участника группы, которая должна быть совмещена с постоянным взаимодействием между всеми участниками. Особое внимание уделяется успеху всей группы.

Учащиеся вместе познают, изучают. Каждый член группы должен овладеть необходимыми знаниями, сформировать нужные навыки. STL сводится к трем принципам: «награды»; индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика; каждый ученик имеет равные возможности в достижении успеха. Суть данного принципа заключается в том, что даже слабый ученик может приносить баллы своей группе и влиять на ее успех путем улучшения своих собственных результатов. Учеными из университета Джона Хопкинса было разработано четыре варианта обучения STL

Командно-игровая деятельность - эта форма групповой работы отличается от предыдущей тем, что после групповой работы учитель предлагает не индивидуальное тестирование, а еженедельный соревновательный турнир между командами.

Обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению (CIRC) Больше подходит для начальной школы. В группах ученики читают и составляют сочинения.

В 1987 году в университете штата Миннесота был разработан еще один вариант метода обучения в сотрудничестве под названием «Учимся вместе». Данный метод разработали Дэвид Джонсон и Роджер Джонсон. Его суть состоит в том, что учитель разбивает класс на разнородные по уровню обученности группы в 3-5 человек. Каждой группе дается одно задание, которое является подзаданием большой темы. Суть работы в сотрудничестве состоит в том, чтобы учащийся сам захотел приобрести знания. Поэтому проблема мотивации не менее важна, чем способ организации.

Организовать групповую работу можно с помощью особой организации деятельности учащихся. Тупицина Н.М. в своей статье «Технология организации групповой работы» выделяет следующие виды организации деятельности:

Buzz Groups. В малых группах обсуждается проблема в течение нескольких секунд, затем она обсуждается в классе, группа принимает решение.

Hearing. Группа «экспертов» обсуждает данную им проблему, в это время другие их внимательно слушают, а затем они сами начинают обсуждение в своей группе по этой же проблеме.

Fishbowl. Все участники обсуждения садятся в круг. Несколько учеников садятся в центре круга. Эти ученики заранее подготовили свое мнение о проблеме. Члены внешнего круга, слушают обсуждение учеников внутреннего круга, и вступают в обсуждение.

Network. Ученики делятся на группы по 5 -10 человек в каждой. Каждой группе учитель выдает клубок ниток. Во время обсуждения говорящий держит клубок и высказывает свое мнение, затем передает клубок следующему участнику, не отпуская при этом нить. По длине нити можно судить о том, какая группа работала активнее.

Star . Несколько малых групп ищут общее решение проблемы. Для этого каждая группа выбирает говорящего, который обсуждает проблему в других группах, затем возвращается в свою группу, где участники ищут общее решение.

Одним из видов групповой работы является метод проектов. В образовательной системе он используется c 1920х годов. Проектная методика была предложена американскими педагогами и философами Д. Дьюи, У. Килпатриком и Э. Коллинссом. В 20е годы этим методом, параллельно с американскими учеными, заинтересовались такие советские педагоги как В.В. Игнатов, В.Н Шульнин, С.Т. Шацкий.

В педагогическом словаре дается следующее определение: метод проектов это - система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Дж. Дьюи, основатель метода, говорит о том, что это должно быть обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами. Таким образом, проектная методика совмещает в себе теоретические и практические знания из разных отраслей.

На современном этапе разработала и применила данную методику в нашей стране Е.С. Полат. Суть данной методики, усовершенствованной Е. С. Полат, заключается в том, что учащимся дается конкретная проблема, решение которой они должны найти, и результат этого решения должен быть оформлен материально, например, в виде презентации, журнала. Проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Количество человек в группе может составлять от 3 до 6 человек. Состав учащихся подбирается в зависимости от целей проекта.

Составление проекта в группе является достаточно сложным заданием и требует определенных умений и навыков, которые могут быть развиты во время работы в сотрудничестве. Метод проектов учит применять свои знания, творчески подходить к решению проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, выделять основное, критически мыслить, повышает мотивацию.

Конкретно на уроках иностранного языка данный метод способствует интеграции четырех видов речевой деятельности. При обучении иностранному языку метод проектов способствует формированию коммуникативной компетенции, страноведческой и лингвистической компетенции. Формирование коммуникативной компетенции реализуется также в заключительной речи по защите собственного проекта. Опыт учителей и исследования в данной области показывают, что применение метода на уроках иностранного языка повышает показатели успеваемости, понимания материала, интерес к предмету и эффективность обучения. При этом реализуются принципы индивидуального подхода к обучению.

Применение определенного метода работы в группах зависит от возраста учащихся. Групповая работа на уроках весьма привлекает школьников. На начальном этапе целесообразно использовать такие формы групповой работы как ролевая игра и драматизация. Но и к таким формам групповой работы школьников нужно основательно подготовить. Ребят нужно научить работать в коллективе, помогать друг другу, а не соперничать. На старшем этапе могут использоваться дискуссионные формы общения, заключающиеся в обсуждении вопросов принятии решений поставленных проблем. Это могут быть дискуссии, дебаты, проекты.

© 2010-2022